Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации взаимодействия сотрудников дорожно-патрульной службы госавтоинспекции с участниками дорожного движения'

Проблемы оптимизации взаимодействия сотрудников дорожно-патрульной службы госавтоинспекции с участниками дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
513
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОВЕРИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайнуллина А. В.

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия сотрудников дорожно-патрульной службы с участниками дорожного движения. Проделан анализ психологической литературы, затрагивающей вопросы профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации взаимодействия сотрудников дорожно-патрульной службы госавтоинспекции с участниками дорожного движения»

УДК 15

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

© А. В. Г айнуллина

Академия управления МВД Российской Федерации Россия, г. Москва, 125171, З. и А. Космодемьянских, 8.

Тел.: +7 (495) 150 10 34, факс: + 7 (495) 150 1 7 63.

E-mail: АКОМС@Ип. mvd. ru

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия сотрудников дорожнопатрульной службы с участниками дорожного движения. Проделан анализ психологической литературы, затрагивающей вопросы профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы.

Ключевые слова: взаимодействие,

психологическая подготовленность.

Гуманизация всех сфер общественной жизни, переход к качественно новой системе человеческих взаимоотношений, исключающей грубое и бездушное отношение со стороны представителей правоохранительных органов, насущная потребность повышения доверия к деятельности милиции диктует необходимость оптимизации взаимодействия сотрудников дорожно-патрульной службы (далее сотрудников ДПС) с участниками дорожного движения. Необходимость совершенствования профессиональной психологической подготовленности сотрудников ДПС к взаимодействию с водителями и пешеходами вызвана произошедшей в 2002 году в соответствии с приказом МВД России переаттестацией рядового и начальствующего состава данной категории сотрудников, способствовавшей повышению статуса как инспектора ДПС, так и командира взвода, старшего инспектора ДПС.

Однако, по результатам исследований, проведенных Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД России в 2006 году, около трети опрошенных граждан (30%) не удовлетворены деятельностью сотрудников Госавтоинспекции, что является лидирующим показателем по уровню неудовлетворительных оценок деятельности служб органов внутренних дел.

По нашему мнению, в основном это является следствием недостаточного внимания к проблемам взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. Также данный факт связан с тем, что «соблюдение правил дорожного движения не имеет общепризнанного высокого статуса по шкале моральных ценностей» [1].

Под взаимодействием сотрудников ДПС с участниками дорожного движения мы понимаем обусловленный пространственно-временной близостью, опосредованный общением и совместной деятельностью личностный контакт двух субъектов дорожного движения, благодаря которому происходит их воздействие друг на друга и складываются определенные взаимоотношения.

доверие, оптимизация, профессиональная

Представляется, что структура взаимодействия сотрудника ДПС с участником дорожного движения может иметь следующий вид:

- взаимное восприятие друг друга сотрудником ДПС и участником дорожного движения;

- сопряжение профессиональных, личных целей и мотивов инспектора ДПС и участника дорожного движения, в результате чего происходит либо согласование с мотивационно-целевой сферой последнего, либо ее временная трансформация (соподчинение);

- корректировка стратегий поведения соотносительно ролевым и личностным ожиданиям, информационно-эмоциональный обмен субъектов дорожного движения.

В юридической психологии проблемами взаимодействия сотрудников ДПС с гражданами занимались такие исследователи, как И. К. Шахри-маньян, Е. А. Козловская, О. П. Кондаурова, Л. Н. Костина, И. Б. Пономарев, М. И. Логанов, Я. Я. Белик, Т. М. Дубровина, В. Ф. Ипатов, М. Г. Де-больский и другие.

Первые методические рекомендации, рассматривающие психологические особенности взаимодействия тогда еще инспекторов дорожного надзора и участников дорожного движения, были разработаны в 1971 году и во многом не утратили свою актуальность [2].

Большое значение в теории профессионального взаимодействия сотрудников ДПС имеют взгляды И. К. Шахриманьяна, который один из первых, рассматривая концептуальные проблемы психологи безопасности дорожного движения, проанализировал психологические характеристики управляющего воздействия инспектора ДПС на участников дорожного движения, подчеркивая в нем в первую очередь социальную значимость и гуманизм [1].

Неоценимый вклад в теорию и практику взаимодействия сотрудников ДПС с гражданами внесла

Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, №4

201

Е. А. Козловская [3, 4], изложившая в учебных пособиях специфику профессионального общения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения, выделив причины возникновения между ними мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых психологических барьеров. Значительную роль она придавала умению инспектора ДПС пользоваться властными юрисдикционными полномочиями в общении с гражданами.

Монография Л. Н. Костиной «Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ДПС ГИБДД» [5], помимо теоретических разработок, содержит дидактические материалы для проведения занятий, направленных на совершенствование профессионального общения, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, определения индивидуальных особенностей граждан, их эмоционального состояния, саморегуляции поведения сотрудников ДПС, оптимизации приемов и методов психологического воздействия на участников дорожного движения.

В перечисленных пособиях уделяется должное внимание тем или иным аспектам профессионального общения сотрудников ДПС с гражданами, но не отражаются исследования, направленные на выявление специфики профессионального взаимодействия сотрудников ДПС, а именно динамики психологических механизмов его мотивационно-целевого, коммуникативного, перцептивного, поведенческого и эмоционального процессов [6] в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Некоторые особенности взаимодействия сотрудников ДПС с гражданами были исследованы в работе О. П. Кондауровой, которая, изучая трудности в профессиональном общении сотрудников ДПС с участниками дорожного движения, рассматривала их относительно определенных ситуаций профессиональной деятельности, ее условий, а также категорий граждан [7].

Представляется целесообразной конкретизация субъектов взаимодействия с сотрудниками ДПС - участников дорожного движения как по должностному статусу, опыту вождения, возрасту, гендерной принадлежности, уровню правосознания, так и по общеизвестной типологии водитель -пешеход, так как первые значительно отличаются ограничением по возрасту и по здоровью, а вторые

- в основной своей части крайне низким уровнем правовых знаний в области безопасности дорожного движения [8].

Необходимы исследования особенностей взаимодействия сотрудников ДПС и граждан с учетом основных функций их профессиональной деятельности: контрольно-надзорной, администра-

тивно-юрисдикционной, социального обслуживания, профилактической, распорядительно-регули-

ровочной, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью [9].

Мы полагаем, что в каждом из видов профессиональной деятельности те или иные психологические механизмы взаимодействия будут задействованы в большей или меньшей степени, где не последнюю роль сыграет сочетание официальноролевых и личностных взаимоотношений. Считаем целесообразным отдельно выделить те ситуации профессионального взаимодействия, в которых сотрудник ДПС сам обращается за содействием к участникам дорожного движения (для привлечения их в качестве свидетелей, понятых, оказания помощи другим гражданам, сотрудникам милиции).

Необходимо отметить, что практически во всех трудах, касающихся исследований оперативно-служебной деятельности сотрудников ДПС, отмечен ее напряженный, конфликтный характер, связанный с выявлением и пресечением административных правонарушений. Реализация контрольно-надзорной функции значительно сказывается на формировании общественного мнения о деятельности сотрудников ДПС и Госавтоинспек-ции в целом.

Крайне сложной, но необходимой задачей сотрудников ДПС при осуществлении контрольнонадзорной деятельности является повышение уровня доверия участников дорожного движения, ведь количество или мера доверия, «есть динамическая характеристика, определяющая качественную сторону процесса взаимодействия» [10].

В нашем понимании возрастание доверия участника дорожного движения к сотруднику ДПС детерминировано его профессионализмом, объективностью, принципиальностью, требовательностью и уважительным отношением как к представителю правоохранительных органов, наделенному от имени государства властными полномочиями.

Это связано с умением сотрудника ДПС наряду с беспристрастным подходом к нарушителям правил дорожного движения взаимодействовать с ними, исклачить формализм, проявлять внимание к их проблемам, уметь представить себя со стороны [11] и, самое главное, показать гражданам социальную значимость своих действий, направленных, прежде всего, на профилактику тяжелых последствий дорожно-транспортных происшествий.

Таким образом, проблема взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения на сегодняшний момент является одной из актуальных, вследствие возведения вопросов безопасности дорожного движения в ранг государственно-важных, и в то же время недостаточно разработанных в юридической психологии.

В целях оптимизации взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения предлагается:

- изучить особенности психологических механизмов взаимодействия сотрудников ДПС с гражданами в различных ситуациях методом анкетирования, а также наблюдения;

- выявить уровни профессиональной психологической подготовленности сотрудников ДПС к эффективному взаимодействию с гражданами с использованием психодиагностических методик, направленных на диагностику ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности, поведенческих стратегий в ситуациях конфликта, эмпатии, рефлексии, эмоциональной устойчивости в напряженных условиях;

- разработать методы совершенствования взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения:

а) обучающие тренинговые процедуры, включающие оптимизацию психологических механизмов профессионального взаимодействия сотрудников ДПС;

б) психологический инструментарий в форме проективной методики, направленной на коррекцию поведения сотрудников ДПС в отношении граждан в типичных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности;

в) психотехнологии основ консультативной психологической помощи сотрудников ДПС гражданам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, а также психологического консультирования и психологической помощи сотрудникам ДПС при решении различных оперативнослужебных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шахриманьян И. К. // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 131-139.

2. Взаимоотношения инспектора дорожного надзора с участниками движения. Методические рекомендации. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт МВД СССР, 1971. -95 с.

3. Козловская Е. А. Профессиональное общение и разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ГАИ с участниками дорожного движения: Методические рекомендации. М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1995. -24 с.

4. Козловская Е. А. Психология взаимоотношений инспектора ГАИ с участниками дорожного движения. Учебное пособие. М.: ГУК МВД России, 1996. -44 с.

5. Костина Л. Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ДПС ГИБДД. Орел: ОрЮИ МВД России, 2003. -230 с.

6. Шипилов А. И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: дис. ... докт. психол. наук. М., 2000. -380 с.

7. Кондаурова О. П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами: дис. . кандид. психол. наук. М., 2001, -225 с.

8. Бутылин Г. Н., Клубов А. В. Безопасность на дорогах (взгляд социолога). / Современное состояние и перспективы развития социологических исследований проблем управления органами внутренних дел. // Материалы методологического семинара. М.: Академия управления МВД России. 2002. С. 23-36.

9. Белинский А. Г. Реализация дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции законодательства Российской Федерации об административной ответственности: дис. . кандид. юрид наук. М., 2004. -172 с.

10. Скрипкина Т. П. // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 2130.

11. Скрипкина Т. П. Психология доверия. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -264 с.

Поступила в редакцию 06.04.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.