Научная статья на тему 'Профессиограмма и психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД'

Профессиограмма и психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5639
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКТОР ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПСИХОГРАММА / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / INSPECTOR OF ROAD PATROL SERVICE OF STATE ROAD SAFETY INSPECTORATE / PROFESSIONAL ACTIVITY / JOB DESCRIPTION / PSYCHIC PROFILE / PARTICIPANTS OF ROAD TRAFFIC / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайнуллина Айгуль Вильевна

Разработанная с учетом современных требований к профессиональной деятельности профессиограмма, в том числе психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, которые способствует наиболее качественной подготовке специалиста по контролю и надзору за дорожным движением как практическими психологами, так и преподавателями ведомственных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гайнуллина Айгуль Вильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Job Description and Psychic Profile if an Inspector of Road Patrol Service of State Road Safety Inspectorate

The article presents job description particularly psychic profile if an inspector of road patrol service of State Road Safety Inspectorate worked out taking into account present-day requirements to professional activity. They will contribute to high-quality training of a specialist controlling and supervising road traffic by both practical psychologists and teachers of departmental educational institutions.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма и психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД»

Практическая психология: опыт, проблемы

УДК 159.9

ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА ИНСПЕКТОРА ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД

А. В. Гайнуллина

Разработанная с учетом современных требований к профессиональной деятельности профессиограмма, в том числе психограмма инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, которые способствует наиболее качественной подготовке специалиста по контролю и надзору за дорожным движением как практическими психологами, так и преподавателями ведомственных образовательных учреждений.

Ключевые слова: инспектор дорожно-патрульной службы ГИБДД, профессиональная деятельность, профессио-грамма, психограмма, участники дорожного движения, профессионально-психологическая подготовка.

В связи с реформированием системы органов внутренних дел (далее — ОВД) актуальными становятся проблемы совершенствования взаимодействия инспекторов дорожно-патрульной службы (далее — ДПС) ГИБДД с участниками дорожного движения. Недостаточно профессиональные действия сотрудников ДПС ГИБДД вызывают наибольшее количество жалоб среди граждан, а также критику в средствах массовой информации. Данное взаимодействие, как правило, отличается повышенным динамизмом и напряженностью вследствие реализации существенной доли правоприменительной практики ОВД.

Ориентирами профессионально-психологической подготовки сотрудников ДПС ГИБДД являются профес-сиограмма и психограмма, использование которых позволяет оценить наличие или отсутствие требуемых профессионально важных качеств у кандидата на должность инспектора ДПС ГИБДД, предоставляет возможность анализировать успешность его профессиональной дея-тельности1.

Вопросы разработки профессиограммы инспектора ДПС ГИБДД поднимались уже в довоенное время. Еще в 1936 г. в рамках психотехники была предпринята попытка составить профессиограмму регулировщика уличного движения, в психограмме которой содержались требования к психофизиологическим качествам сотрудника 2.

Подчеркивая необходимость психологического анализа деятельности инспектора ДПС ГИБДД, И. К. Шах-риманьян отмечал, что данный анализ способствует «всестороннему пониманию своего дела лицом, осуществляющим надзор за дорожным движением... позволяет выявить резервы повышения эффективности и качества его труда»3.

В обобщенной профессиограмме инспектора ГАИ и предложенной В. Л. Васильевым, содержатся профессионально важные качества, предъявляемые к сотрудникам различных служб ГИБДД. Характеризуя высокие требования к психофизиологическим качествам сотрудника ГАИ, особенностям функционирования его органов чувств, подчеркивая мастерство в работе с техническими средствами, вместе с тем, в данной професси-ограмме автор не акцентирует внимание на коммуникативных качествах сотрудника ГАИ, обеспечивающих взаимодействие с водителями и пешеходами 4.

В составленную Е. А. Козловской психограмму инспектора ДПС ГИБДД вошли такие компоненты, как познавательные процессы, профессионально значимые эмоционально-волевые качества, коммуникативные способности, правовое и нравственное сознание, психическое состояние, особенности физического развития лич-ности5. Данная психограмма была создана для сотрудников кадровых аппаратов, ориентирующих их на наиболее качественный отбор кандидатов на должности инспекторов ДПС ГИБДД. Однако в пособии не отмечено участие экспертов в ее разработке, она не нацелена специально на совершенствование профессионально-психологической подготовки сотрудников ДПС ГИБДД, не в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня, а также требованиям нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность сотрудников ДПС ГИБДД (выраженность у сотрудников мотивов гражданско-социальной значимости своей деятельности, осознание важности обеспечения гарантий зашиты законных прав и интересов участников дорожного движения и т. д.).

Профессиограмма инспектора ДПС ГИБДД была предложена также С. Н. Баркаловым. Она разработана в целях наиболее эффективного использования возможностей служебной подготовки, корректировки целей и задач образовательного процесса в профессиональном становлении специалиста — инспектора ДПС ГИБДД 6. Несмотря на то, что в данной профессиограмме не пред-

ставлена психограмма инспектора ДПС ГИБДД, она имеет значение для профессионально-психологической подготовки в рамках образовательных учреждений МВД России, обучающих курсантов по профилю ГИБДД.

В психограмме инспектора ДПС ГИБДД, представленной С. И. Филиппченковой и Н. С. Шерстневой, по нашему мнению, не в полной мере учитываются специфические особенности профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД 7, в перечне профессионально важных качеств перечислены требования, необходимые каждому сотруднику органов внутренних дел.

Исходя из изложенного, мы решили разработать современную профессиограмму и психограмму инспектора ДПС ГИБДД на основе анализа методических пособий, нормативных правовых документов, а также наблюдений за действиями нарядов ДПС ГИБДД. В ней представлена психологическая структура профессиональной деятельности, проанализированы знания, умения и навыки, необходимые сотруднику ДПС ГИБДД как специалисту, осуществляющему контроль и надзор за передвижением участников дорожного движения. В профессиограмме обращено особое внимание на совершенствование взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, что создает благоприятные условия для эффективного разрешения основных задач дорожно-патрульной службы и реализации всех ее функций.

Рассмотрим характерные признаки профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД.

I. Общие сведения о профессии.

Основные обязанности8: контроль за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения; розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с места дорожно-транспортного происшествия; оказание содействия и помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов при участии в дорожном движении; осуществление производства по делам об административных нарушениях; осуществление распорядительно-регулировочных действий; осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия; осуществление мероприятий по сопровождению транспортных средств; охрана общественного порядка и общественной безопасности.

II. Содержание деятельности.

1. Содержание основных задач: обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения; обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспорта.

2. Основные функции.

Сотрудники ДПС ГИБДД осуществляют функции контрольно-надзорные, административно-юрисдикционные, оперативно-профилактические, распорядительнорегулировочные, содействия гражданам, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка

и борьбе с правонарушениями в зонах постов и маршрутов патрулирования.

3. Составляющие профессиональной деятельности:

— поисковая (наблюдение за передвижением участников дорожного движения по автодорогам, выявление административных правонарушений, преступлений, розыск угнанных и похищенных транспортных средств, обнаружение, задержание, обыск подозреваемых, скрывающихся на автомашинах, досмотр транспортных средств);

— коммуникативная (взаимодействие с участниками дорожного движения: профилактические беседы с водителями и пешеходами, убеждение их в необходимости взаимного содействия в обеспечении безопасности дорожного движения; проявление инициативы в информировании граждан о специфике проезда, уточнении маршрута следования, о наличии гостиниц, кемпингов и т. д., опрос свидетелей административного правонарушения, очевидцев события дорожно-транспортного происшествия, преступления, консультирование граждан, разъяснение водителям и пешеходам существа допущенного ими правонарушения; взаимодействие с представителями общественных формирований граждан, страховых компаний, дорожных, коммунальных служб и т. д.);

— организационная (осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, организация деятельности дорожных служб в целях улучшения условий дорожного движения, распорядительно-регулировочные действия в местах аварийноспасательных работ и скоплений транспортных средств водителей);

— удостоверительная (сбор первоначального материала на месте дорожно-транспортного происшествия, фиксация событий административных правонарушений, преступлений, оформление текущей документации);

— прогностическая (прогнозирование мест возможного скопления автотранспортных средств, очагов аварийности в определенное время суток, дней недели, месяцев, с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий и обеспечения бесперебойного движения транспортных средств граждан, путем целесообразной расстановки нарядов ДПС ГИБДД; информирование водителей и пешеходов об усложнении условий дорожного движения, о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить);

— конструктивная (принятие в отношении правонарушителей мер административного воздействия с учетом субъективных и объективных факторов: причин и мотивов их поведения, степени общественной опасности, осознания своей вины, а также условий дорожного движения и состояния дорожной инфраструктуры);

— воспитательная (оказание воспитательно-профилактического воздействия на водителей и пешеходов в целях выработки уважения норм права в сфере до-

рожного движения, формирование стереотипа законопослушного поведения граждан на дорогах, доведение до участников дорожного движения важности соучастия каждого в общем деле обеспечения безопасности дорожного движения, неукоснительном соблюдении дорожно-транспортной дисциплины, проявления общегражданской позиции по отношению к пострадавшему участнику дорожного движения, правонарушителю, преступнику).

4. Общая и специальная подготовка специалистов: среднеспециальное, высшее образование.

5. Условия служебной деятельности.

Санитарно-гигиенические условия: микроклимат

автомобиля, бытовых помещений (стационарного, а также контрольного поста полиции); факторы внешней среды (экологические, погодные, световые условия, шумы); факторы трудового процесса (работа в окружении источников повышенной опасности, с излучающими приборами, интенсивные физические и психические перегрузки, связанные с большим количеством контактов с гражданами либо на виду у них, а также необходимостью несения службы в однообразной позе: за рулем автомобиля, при регулировании дорожного движения, обеспечении беспрепятственного проезда правительственных, а также иностранных делегаций).

Организация и режим труда: несение службы на постах (как правило, парных), а также стационарных (в составе нарядов); осуществление автомобильного, пешего патрулирования, а также сопровождение и эскортирование транспортных средств; организация открытого (обычного), смешанного, а также скрытого контроля за дорожным движением; нерегламентированный рабочий день; командировки, выезды, рейды; специальные операции.

Наряду с неблагоприятными условиями профессиональной деятельности, условия несения службы связаны также и с экстремальными факторами, многие из которых несут элемент внезапности 9.

Экстремальность оперативно-служебной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД выражена прежде всего в осуществлении таких профессиональных действий, как наблюдение за транспортными потоками, остановка транспортного средства, проверка неподвижно стоящего транспортного средства, преследование транспортного средства, остановка преследуемого транспортного средства, подготовка к использованию заслона.

6. Профессиональное мастерство.

Сотрудник ДПС ГИБДД должен в определенной степени сочетать в себе профессионально важные качества сотрудника дорожной и технической инспекций ГИБДД, а также ее регистрационно-экзаменационного подразделения, подразделений розыска транспортных средств, патрульно-постовой службы, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и некоторых других, медицинского работника.

1) кроме знаний, которыми должен обладать каждый сотрудник органов внутренних дел, сотруднику ДПС ГИБДД необходимы знание:

— норм Правил дорожного движения Российской Федерации, оснований и порядка применения административного и уголовного законодательства в сфере дорожного движения;

— особенностей контроля и надзора за передвижением водителей и пешеходов, особенностей регулирования дорожного движения с помощью жестов;

— порядка действий по розыску и задержанию похищенных транспортных средств, лиц, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, тактики действий при проверке документов у водителей, осмотра транспортного средства, способов извлечения из автомобиля правонарушителя, оказывающего пассивное или активное сопротивление, мер обеспечения безопасности дорожного движения и личной безопасности;

— основ работы со средствами связи, техническими и специальными средствами, в том числе действующими в автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото-и киносъемки, видеозаписи; обращения с оружием, устройствами и механизмами функционирования автомобилей, стандартов к эксплуатационному состоянию автотранспорта, допустимому условиями обеспечения безопасности дорожного движения;

— правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, перечень согласовывающих организаций;

— основ оказания первой медицинской, а также экстренной психологической помощи пострадавшим от автокатастрофы гражданам;

— особенностей маршрута патрулирования, состояния уличной дорожной сети, особо аварийных участков, расположений медицинских учреждений, мест отдыха, кемпингов, гостиниц и т. д.

2) необходимы умения:

— контролировать соответствие элементов дорожно-транспортной инфраструктуры действующим стандартам;

— определять подлинность регистрационных, водительских и путевых документов, идентификационных и государственных номеров узлов и агрегатов автомотот-ранспортных средств;

— проводить неотложные действия на месте дорожно-транспортного происшествия;

— распознавать и преодолевать психологические барьеры, препятствующие конструктивному взаимодействию с водителями и пешеходами;

— психологически воздействуя на участников дорожного движения, вызывать положительные мотивы, способствующие их содействию сотрудникам ДПС ГИБДД в деле обеспечения безопасности дорожного движения, а также формированию образа «водителя-коллективиста»;

— компетентно составлять соответствующие материалы по факту административного правонарушения, дорожно-транспортного происшествия, преступления;

— принимать самостоятельные решения в отношении участников дорожного движения в различных, в том числе экстремальных условиях при дефиците времени и информации;

— противостоять ежедневному негативному воздействию со стороны некоторых водителей транспортных средств, пытающихся расположить сотрудников ДПС ГИБДД к себе путем дачи взятки;

3) необходимы навыки: управления автомототранс-портными средствами различных категорий, при разных дорожных и метеорологических условиях, экстремальных ситуациях; применения и использования табельного оружия, приемов самообороны; оказания квалифицированной помощи участникам дорожного движения (консультирования, информирования, устранения неисправностей транспортных средств); самоконтроля и саморегуляции психических состояний в условиях общения с правонарушителями, преступниками, гражданами, пострадавшими от дорожно-транспортных происшествий, а также оказания им экстренной психологической помощи; взаимовыручки, поддержки и оказания помощи напарнику при совместных действиях в экипажах.

Ш. Социально-психологические факторы деятельности.

1. Эффективность деятельности обусловлена личностными качествами сотрудника ДПС ГИБДД:

— возможностью наиболее полной самореализации именно в дорожно-патрульной службе;

— проявлением интереса к работе, связанной с автотранспортом, высокой степенью мобильности, взаимодействием с людьми;

— принципиальностью, осознанием важности объективного и непредвзятого подхода к правонарушителям;

— стремлением оказать содействие водителям и пешеходам, оказавшимся в трудной дорожной ситуации;

— инициативностью в деле предупреждения дорожно-транспортного травматизма на обслуживаемом участке территории;

— устойчивостью к негативному эмоциональному воздействию со стороны участников дорожного движения (связанному с последствиями дорожно-транспортных происшествий, а также угрозами, попытками оказания психологического давления, манипулирования, провоцирования);

— стремлением к самосовершенствованию своей профессиональной компетентности.

2. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации: прохождение 3-месячного испытательного срока; наставничество, помощь со стороны опытного, подготовленного специалиста.

3. Особенности оценки эффективности труда:

— знание законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов МВД России в области дорожного движения, оперативной обстановки, своих служебных обязанностей;

— соблюдение требований, регламентирующих порядок несения службы, полнота и качество выполнения поступающих указаний и распоряжений;

— профессионализм действий при осложнении дорожно-транспортной обстановки;

— качество ведения производства по делам об административных правонарушениях;

— умение осуществлять распорядительно-регулировочные действия;

— культура поведения в обращении с гражданами;

— соблюдение дисциплины и законности, количество поступивших на сотрудника обоснованных жалоб, прекращенных и возвращенных на доработку по вине сотрудника дел об административном правонарушении;

— содержание в исправном состоянии закрепленных патрульных автомашин, средств связи, технических и специальных средств, умение пользования и эффективность применения;

— физическая подготовка, строевая выправка, внешний вид.

4. Ошибки в деятельности специалиста:

а) сенсорно-перцептивные (ошибки приема и первичной оценки информации) — ошибки в определении подлинности документов, номеров и специальных маркировок и т. д.;

б) гностические (ошибки переработки информации и принятии решений) — ошибки в оценке дорожной ситуации, в квалифицировании противоправных действий в сфере дорожного движения и т. д.;

в) моторные (недостатки психомоторики и речи);

г) личностные (обусловленные особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы) -ошибки в выборе оптимальной стратегии взаимодействия с участниками дорожного движения в ситуациях конфликта, в выборе тактики мер обеспечения личной безопасности и т. д.

5. Загруженность в ходе деятельности различных психологических функций: распределение усилий зависит от интенсивности и условий дорожного движения, проводимых специальных мероприятий, времени года, а также наличия выходных и праздничных дней у населения; преобладание загруженности сенсорно-перцептивных, логических и интеллектуальных процессов; приоритет внимательности и психомоторики.

IV. Особенности психического состояния сотрудников ДПС ГИБДД в процессе деятельности.

1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности. Зависимость результативности труда от: уровня профессиональнопсихологической подготовленности; длительности и интенсивности психоэмоциональных перегрузок; состояния аварийности на обслуживаемом участке автодорог, а также интенсивности дорожного движения; уровня социально-правовой защищенности, а также поддержки принятых в отношении участников дорожного движения решений со стороны непосредственного руководства; влияния разнообразных факторов внешней среды (погодных, световых условий, шума и т. д.);

2. Основные пути преодоления неблагоприятных для работы состояний заключаются в овладении навыками регуляции таких состояний. Личному составу прививаются навыки: психологической саморегуляции; удержания и распределения внимания; физической культуры.

Психограмма инспектора ДПС ГИБДД

Психограмма разработана посредством экспертного опроса 80 руководителей подразделений ГИБДД, включая слушателей ВИПК МВД России, а также начальников отделений ГИБДД МВД по Республике Башкортостан. Со стажем работы в ГИБДД: до 10 лет — 35%; от 10 до 20 лет — 47,5%; свыше 20 лет — 17,5%, с высшим юридическим образованием — 53,8%; с высшим техническим образованием — 35,0 %. При разработке психограммы использовался модифицированный опросник Липмана в варианте Е. С. Романовой и Г. А. Суворовой.

1. Мотивационно-ценностные особенности: высокий уровень правосознания, социальной ответственности, честность, совестливость, мужество, чувство долга, уважение к участникам дорожного движения, принципиальность, объективность, непредвзятость, справедливость к нарушителям правил дорожного движения, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, стремление к обеспечению гарантий защиты законных прав и интересов участников дорожного движения, осознание важности актуализации у водителей и пешеходов мотивов сопричастности к общему делу повышения безопасности дорожного движения, целеустремленность, активность, доминирование мотивов гражданско-социальной значимости профессиональной деятельности.

2. Интеллектуальные качества: умение анализировать, прогнозировать и оценивать оперативную обстановку на дороге, способность принять адекватное решение при дефиците времени и неполной информации, способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения, умение выделять приоритеты, решая множество профессиональных задач, способность к анализу высказываний, причин и мотивов поведения участников дорожного движения, способность находить новые, необычные решения.

3. Внимание и наблюдательность: профессиональная наблюдательность, способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители, умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, умение выбирать при наблюдении данные (информацию), необходимые для решения поставленной задачи.

4. Особенности памяти: способность легко запоминать словесно-логический материал (номера, цифры, фамилии, даты), память на цвет, форму, величину, движение, расположение объектов, предметов, способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации, способность тут же точно воспроизводить информацию в нужный момент.

5. Коммуникативные качества: умение доступно разъяснять участникам дорожного движения суть допущенного ими правонарушения, а также их права и обязанности, умение своими профессиональными действиями вызывать доверие участников дорожного движения, умение вести диалог, беседу с водителями и пешехода-

ми, особенно в ситуациях напряженности и конфликтности, способность к быстрому установлению психологического контакта с участниками дорожного движения, осуществление самоанализа своих профессиональных действий, умение представить себя в глазах участников дорожного движения, проявление внимания к доводам участников дорожного движения, умение дать объективную оценку их действиям, умение оказывать на водителей и пешеходов эффективное психологическое воздействие, предостерегая их от опасного поведения на дорогах, умение диагностировать неискренность водителя и пешеходов по вербальным (речевым) и невербальным реакциям.

6. Волевые качества: решительность, смелость в нестандартных и экстремальных ситуациях взаимодействия с участниками дорожного движения, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, упорство в преодолении возникающих трудностей, склонность к разумному риску, объективной оценке своих сил и возможностей в различных ситуациях профессиональной деятельности.

7. Эмоциональные особенности: уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях, умение регулировать и поддерживать позитивное эмоциональное состояние как собственное, так и участника дорожного движения, эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений, устойчивость к повышенным нервно-эмоциональным нагрузкам, умение сопереживать проблемам водителей, проявляя реальную заботу об их безопасном передвижении по автодорогам.

8. Психомоторные свойства и физические качества: устойчивость к статическим нагрузкам, способность к быстродействию в условиях дефицита времени и информации, быстрая реакция на неожиданное слуховое восприятие посредством определенных движений, владение приемами самозащиты и рукопашного боя.

Противопоказания к деятельности инспектора ДПС ГИБДД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мотивационно-ценностные особенности: недисциплинированность, корыстная мотивация к службе, безответственность в работе, недобросовестность, безынициативность, пассивность, преобладание мотивации избегания неудач.

2. Познавательные качества: интеллектуальная ту-гоподвижность, слабая память, сниженный уровень интеллекта, узкий кругозор, слабая познавательная активность, невнимательность.

3. Коммуникативные качества: низкая культура речи, непридание значения доводам оппонента, склонность к доминированию, эгоцентризм.

4. Эмоционально-волевые качества: повышенная конфликтность, вспыльчивость, низкий уровень психологической устойчивости, надежности в экстремальных условиях, равнодушие к проблемам участника дорожного движения, властолюбие, чрезмерная агрессивность, повышенный уровень тревожности, обидчивость.

5. Психомоторные и физические качества: преобладание тормозных процессов над процессами возбуж-

дения в нервной системе, недостаточные физические данные.

Данная профессиограмма позволяет целенаправленно ориентировать профессионально-психологическую подготовку инспекторов ДПС ГИБДД к разрешению общесоциальных задач по повышению безопасности на дорогах, к формированию у них навыков конструктивного взаимодействия с участниками дорожного движения, на всех уровнях профессионального образования, а также в процессе морально-психологической подготовки. Разработанная с учетом требований нормативных документов, учитывающая особенности основных функций дорожно-патрульной службы, она способствует наиболее полному представлению о деятельности специалиста, осуществляющего контроль и надзор за дорожным движением как практическими психологами, так и преподавателями в ведомственных образовательных заведениях, где проходят подготовку курсанты и слушатели по профилю ГИБДД.

1 Борисова С.Е. Психологические особенности деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД // Научный вестник Омской академии МВД России. 2010. № 3 (38). С. 27.

2 Ободан Н.М., Зелинский Ю.Г. Психотехническое изучение профессии регулировщика уличного движения. Л., 1934. С. 52, 72.

3 Шахриманьян И. К. Психологическая характеристика деятельности инспектора дорожно-патрульной службы ГАИ // Вопросы теории организационного и правового обеспечения административного надзора в дорожном движении. М., 1983. С. 62-63.

4 Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1997. С. 286-288.

5 Козловская Е. А. Профессиональный отбор кандидата на должность инспектора дорожно-патрульной службы Гос-автоинспекции: методическое пособие. М., 1995. С. 33-35.

6 Баркалов С. Н. Профессиографирование служебной деятельности сотрудников ГИБДД для целей служебно-боевой подготовки // Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в РФ в свете реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг». Орел, 2006. С. 19-21.

7 Шерстнева Н. С., Филиппченкова С. И. Стресс у сотрудников ГИБДД, способы его преодоления: учебное пособие. Тверь, 2003. С. 117-119.

8 Наставление по организации деятельности дорожнопатрульной службы ГИБДД МВД РФ : приказ МВД России от 02.03.2009 г. № 186.

9 Белинский А. Г Реализация дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции законодательства Российской Федерации об административной ответственности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 141; Филиппченкова С. И. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2002. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.