23 Авакьян С.А., Барабашев Г.В. Советы и совершенствование деятельности местных контрольных органов // Вестник МГУ. Сер. Право. 1984. № 1. С. 10-19.
24 См.: Шорин Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С. 110.
25 Бережное А.Г., Воротилин Е.Г., Лейст О.Э., ЛунгуП.Ф. и др. Теория государства и права: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 65.
Г.Г. Егоров
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ДОРОЖНО-ПОСТОВЫХ СЛУЖБ ГИБДД РОССИИ*
В статье анализируется деятельность сотрудников ДПС ГИБДД России, направленная на реализацию безопасности дорожного движения в Российской Федерации и обеспечение правомерного поведения на дорогах.
Ключевые слова: дорожно-постовая служба, безопасность дорожного движения, государственная политика в области безопасности дорожного движения, способы обеспечения ДПС ГИБДД РФ дорожной безопасности.
G.G. Egorov
PROBLEMS OF ROAD SAFETY OFFICERS ROAD TRAFFIC POLICE INSPECTION SERVICE RUSSIA
Employees of Russian traffic police are an essential element for the implementation of road safety in the Russian Federation and the analysis of theoretical and practical features to ensure that their part of lawful behavior on the roads is the main purpose of this article.
Keywords: road-inspection service, road safety, public policy in the field of road safety, ways to ensure the traffic police of the Russian Federation road safety.
Проблема обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации актуальна в настоящее время, т.к. нельзя представить развитие экономики и социальной инфраструктуры без транспорта. Как отмечается в Постановлении Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. № 1143 «Об одобрении концепции государственной транспортной политики Российской Федерации», транспорт является важнейшим составным элементом производственной инфраструктуры страны. Его устойчивое и эффективное функционирование служит необходимым условием стабилизации, подъема и перестройки современной экономики, а также в равной степени обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности государства.
Следует отметить, что в связи с транспортными катастрофами, произошедшими за последнее десятилетие, правовое регулирование этой области получило стремительное развитие, связанное с принятием Федерального закона от 9 фев-
© Егоров Геннадий Геннадьевич, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права (Волжский гуманитарный институт (филиал) ВолГУ)
* Публикация научной статьи осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и администрации Волгоградской области, проект 14-13-34024 (Орешкина И.Б. «Актуальные проблемы реализации правил дорожного движения в Российской Федерации (на примере Волгоградской области)». 14-13-34024. Волгоградский государственный университет, 2014). 183
раля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»1, отраслевых приказов Минтранса России о требованиях по обеспечению транспортной безопасности, а также иных других правовых актов.
М.В. Костенников, исследуя основы правового регулирования транспортной безопасности и роли представителей полиции в ее обеспечении, пишет, «что для каждого вида общественной безопасности существует специальный административно-правовой режим ее обеспечения. В основу деления общественной безопасности на различные виды положен круг и характер общественных отношений, складывающихся в той или иной сфере жизнедеятельности. В административно-правовой литературе к сфере общественной безопасности обычно относят те общественные отношения, которые связаны с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими. В сферу общественной безопасности включают отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему»2.
Государственная концепция обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации3 — это система взглядов по формированию в Российской Федерации условий реализации норм безопасности личности, общества и государства от возможности возникновения внешних и внутренних конфликтов в транспортной сфере страны. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики России в исследуемой сфере. з Государственная концепция обеспечения безопасности на транспорте со-
? держит помимо отмеченных элементов: определение национальных интересов
сл
з в дорожно-транспортной сфере; определение элементов, направленных на создание угроз этим направлениям; создание комплекса мер по противодействию
1 негативным факторам и угрозам в данной области, а также определение мер | комплексного характера, направленных на качественное повышение уровня
го
| транспортной безопасности Российской Федерации, позволяющего привести
° 4
| данную концепцию в соответствие с международными стандартами4. | В настоящее время среди множества проблем обеспечения транспортной без-
2 опасности наибольшую озабоченность вызывает проблема обеспечения безопас-° ности дорожного движения, которая касается не только населения государства « в целом, но и каждого его представителя в отдельности.
| Обстановка на дорогах России, как и во всем мире, представляет реальную о опасность демографии и национальной безопасности государства. Автомобиль° ный транспорт в Российской Федерации является самым опасным видом транс-
0
° порта. Из-за размеров причиненного вреда аварийность на дорогах, согласно
го
3 актам ООН5 отнесена к основополагающим угрозам современного государства.
1 Такая трактовка допускает отнести реализацию государственного контроля за | соблюдением правил, стандартов и иных предписаний в области безопасности
дорожного движения признать одним из основных направлений в деятельности органов власти.
Данный вопрос нашел отражение и в Постановлении Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О Федеральной целевой программе „Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»6, где целью Программы является 184 сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий,
в т.ч. детей, к 2020 г. — на 8 тыс. чел. (28,82%), по сравнению с 2012 г. (27991 погибший).
Поэтому важнейшими направлениями государственной политики в данной области являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, меры защиты их прав и законных интересов, действия по защите интересов общества и государства посредством реализации предупредительных мер в области обеспечения дорожно-транспортной безопасности и снижения тяжести при их нарушениях.
Количественные показатели аварийности, жертв и размера ущерба в автомобильной среде на 2-3 порядка превышают показатели данного порядка по иных видам транспорта. Статистика неумолима, общее число смертельно травмированных порядка 70% составляют лица от 16 до 40 лет. Так, в период с января по ноябрь 2014 г. в Российской Федерации согласно официальным данным было зарегистрировано 181540 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 24423 чел., а получивших ранение 228855 чел.7
Как уже отмечалось, снижение приведенных показателей тесным образом связано с необходимостью снижения аварийности на дорогах и совершенствованием дорожно-транспортной инфраструктуры, при этом не стоит забывать о необходимости формирования правосознания граждан и популяризации правомерных действий по ряду соответствующих норм права8. Помимо общеобразовательных структур в данной области, не следует забывать и об особой роли административно-правовых методов по обеспечению безопасности в дорожном движении, реализация которых преимущественно осуществляется специальными подразделениями дорожной полиции.
Полицейский контроль не влияет на мотивы действий участников дорожного ш движения, но он признается общеобязательным и эффективным средством по и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, т.к. большинство из с них в той или иной степени связаны с противоправными действиями по нару- о шению установленных правил в данной области. В качестве основных субъектов к полицейского контроля можно выделить дорожно-патрульную службу ГИБДД о МВД России (далее — ДПС). р
Дорожно-патрульная служба является одним из наиболее крупных подраз- в
е
делений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД о России (объединяя более чем 70% от общего числа сотрудников ГИБДД), за ко- ю
"О
торой закрепляется значимая роль в предупреждении дорожно-транспортных |
происшествий непосредственно в процессе дорожного движения, т.к. она вы- к
ступает основным субъектом в области системы обеспечения безопасности до- а
рожного движения. |
Правовую основу деятельности дорожно-патрульной службы составляют: ии
Конституция РФ, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопас- №
ности дорожного движения»9, Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; 1
0
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Феде- ) ральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»10, Указ Президента РФ 6 от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»11, Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»12, иные нормативные правовые акты РФ; Наставление по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД России 185
от 2 марта 2009 г. № 186дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и иные нормативно-правовые акты МВД России.
Дорожно-патрульная служба осуществляет следующие функции: контроль на специально оборудованных постах и по маршрутам патрулирования данной службы за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения;
оказание содействия и помощь гражданам, а также юридическим лицам в реализации их законных прав и интересов при непосредственном участии в дорожном движении;
осуществление распорядительно-регулировочных действий; осуществление согласно действующему законодательству России производства по делам, связанным с административными правонарушениями;
осуществление неотложных действий на местах дорожно-транспортных происшествий;
осуществление мероприятий, направленных на сопровождение транспортных средств;
исходя из анализа обстановки об аварийности разработка мер реагирования по их снижению, а также предложений по сокращению числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них лиц;
информирование населения, в т.ч. с использованием СМИ, о текущей обстановке, аварийности, причинах дорожно-транспортных происшествий а также мерах по их снижению;
проведение в соответствии с нормативно-правовыми актами МВД России работ по розыску автомототранспортных средств, находящихся в угоне, а также средств участников дорожного движения, которые скрылись с места дорожно-транспортного происшествия;
участие совместно с заинтересованными субъектами как властного, так и общего характера в реализации мер профилактического характера, направленных на обеспечение дорожно-транспортной безопасности;
контроль за эксплуатационным состоянием уличной дорожной сети и средств регулирования, а также за соблюдением закрепленных условий по осуществлению ремонтно-строительных работ на дорогах, улицах, площадях и принятие неотложных мер по устранению факторов, создающих опасность по снижению безопасности дорожного движения;
обеспечение в пределах своих полномочий и согласно действующему законодательству РФ мер по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в зонах ответственности данной структуры;
участие в пределах своих полномочий в реализации задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных (кризисных) ситуациях.
Следует отметить, что согласно Наставлениям по организации деятельности ДПС ГИБДД МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 186дсп основной задачей ДПС является обеспечение всеми участниками дорожного движения соблюдения Правил дорожного движения в целях сохранения их жизни, здоровья, а равно имущества, защиты законных прав
и интересов граждан и юридических лиц, а также интересов общества и государства, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспорта13.
В целях более предметного анализа правовой природы данной функции приведем краткую характеристику Правил дорожного движения. В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» единообразный порядок осуществления дорожного движения на всей территории страны определяется Правилами дорожного движения, утвержденными Правительством РФ. Правила призваны урегулировать действия участников дорожного движения и обеспечить меры безопасности по всем участкам, имеющим возможность передвижения наземных транспортных средств (исключая железнодорожные).
Со стороны ДПС ГИБДД контроль за соблюдением данных Правил является одним из наиболее значимых способов по регулированию поведения участников дорожного движения. Такой контроль представлен следующими формами:
1) визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов;
2) наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обу-стройства14.
Сам контроль за безопасностью дорожного движения может осуществляться следующим образом:
1) в пешем порядке;
2) на патрульном автомобиле, мотоцикле или вертолетах;
3) на стационарном посту дорожно-патрульной службы. е
Форма реализации той или иной формы властного контроля определяется и
исходя из конкретных условий дорожного движения и соответствует служеб- а ным задачам, закрепленным для нарядов ДПС ГИБДД15. Абсолютизация вы- о являемости правонарушений уводит на второй план основную задачу дорожно- к патрульной службы ГИБДД. Заметим, что в последнее время наблюдается о
с
усиление тенденции к погоне за «собираемостью» штрафов за правонарушения, а выявленные с помощью технических средств видеофиксации. В силу того, что в
н
выявить, пресечь и документально оформить все нарушения Правил дорожного но движения практически невозможно, сотрудники ДПС ГИБДД должны быть ю
"О
хорошо знакомы с результатами анализа аварийности в обслуживаемой зоне и |
на этой основе использовать основную часть служебного времени на пресечение к
наиболее опасных для данного участка нарушений. а
Если же сотрудники ДПС сориентированы только на «выявляемость», то ни- |
что не помешает им применять меры взыскания в отношении лиц, совершивших ии
т.н. формальные правонарушения, не оказывающие серьезного влияния на №
безопасность дорожного движения, либо преимущественно такие, выявление и 1
о
документальное оформление которых не представляют особых трудностей ни в ) физическом, ни в психологическом плане. 6
Для подразделений ДПС конечные результаты невозможно определить только качественными показателями. Можно полагаться только на косвенные показатели, такие как количество дорожно-транспортных происшествий, погибшие и раненые на обслуживаемой территории, а также состояние дорожно-транспортной дисциплины среди различных категорий участников дорожного движения. Но и эти показатели не имеют, да и не должны иметь определенных 187
норм. Поэтому в качестве косвенного критерия эффективности деятельности дорожно-патрульной службы используется динамика аварийности, т.е. сравнение числа дорожно-транспортных происшествий по определенным участкам, периодам, времени, категориям транспортных средств и т.д.
Однако на практике чрезвычайно трудно установить взаимозависимость активности отдельных инспекторов ДПС в несении службы и показателей аварийности, во-первых, потому, что дорожно-транспортная аварийность — процесс многофакторный; во-вторых, из-за того, что в подавляющем большинстве случаев нет возможности обеспечить постоянное закрепление инспекторов за отдельными постами, маршрутами патрулирования, участками автомобильных дорог и т.д.
Сегодня инспектор ДПС знает, что его основная задача — выявление и составление какого-либо количества нарушений Правил дорожного движения. В карточке поста (маршрута патрулирования) указаны места концентрации дорожно-транспортных происшествий, где инспектор должен был нести службу и пресекать, предупреждать и выявлять нарушения Правил дорожного движения, однако он, как правило, выявляет нарушения лишь там, где «клюет» или где можно легко выявить нарушения Правил дорожного движения.
Как же на самом деле наряд ДПС несет службу? Приведем пример. Допустим, что экипаж согласно карточке поста (маршрута патрулирования) дислоцируется на месте концентрации дорожно-транспортных происшествий (например, нерегулируемый пешеходный переход), при этом он помнит поставленную задачу на инструктаже. В данном случае наряд будет находиться за нерегулируемым пешеходным переходом, инспектор будет позволять водителям нарушать Правила дорожного движения и по факту нарушения оформлять административные правонарушения. О выполнении основной задачи ДПС говорить в этом случае не приходится. То есть экипаж выявляет уже свершившиеся факты нарушений Правил дорожного движения16.
Возникает вопрос: выполняет ли наряд ДПС свою основную задачу (предотвращает дорожно-транспортные происшествия в целях сохранения жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения)? Конечно же, нет.
Суть контроля безопасности дорожного движения как формы реализации правоохранительной функции социальной системы массового обслуживания выражается в анализе автомобильного транспорта и не может не сочетаться с соответствующими методами работы ДПС. Это должны быть методы, сориентированные на обеспечение безопасности дорожного движения, а именно на минимизацию принуждения и наказания, приоритет убеждения и профилактики правонарушений, оказание помощи участникам дорожного движения, инициативное выявление их нужд и неукоснительное соблюдение законности.
В завершение следует отметить, что обеспечение безопасности дорожного движения как составная часть обеспечения транспортной безопасности — деятельность, направленная в первую очередь на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
1 См.: Российская газета. 2007. 14 февр.
2 Костенников М.В. Правовое регулирование транспортной безопасности и роль полиции в ее обеспечении // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. № 9. С. 74.
3 URL: http://www.transportrussia.ru (дата обращения: 26.02.2016).
4 Подробнее об этом см.: Егоров Г.Г. Особенности научно-правовой интерпретации проблем исполнения правовых норм в сфере обеспечения безопасности на дорогах Российской Федерации // Философия социальных коммуникаций. 2014. № 4 (29). С. 55-63.
5 См.: Из Послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю начала Десятилетия на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. URL: http://www.un.org/ru/sg/messages/2011/roadsafetydecade.shtml (дата обращения: 21.03.2016).
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 41, ст. 5183.
7 URL: http://www.gibdd.ru (дата обращения: 01.12.2015).
8 Подробнее об этом см.: Егоров Г.Г. Указ. раб. С. 55-63.
9 См.: Российская газета. 1995. 26 дек.
10 См.: Российская газета. 2011. 2 февр.
11 См.: Российская газета. 1998. 25 июня.
12 См.: Российская газета. 1993. 23 нояб.
13 См.: Зиганшин М.М. К вопросу об обеспечении дорожно-транспортной безопасности ДПС ГИБДД // Административное и муниципальное право. 2015. № 7.
14 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: учебник. М., 2009. С. 182.
15 См.: Зейналов Ф.Н. Особенности форм и методов несения ДПС // Наука и практика. 2010. № 2. С. 52-53.
16 См.: Зиганшин М.М. Указ. раб.
В.В. Аржанов
КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, ОБЛАДАЮЩИХ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В статье представлена классификация субъектов административного права, имеющих ш
полномочия по обеспечению законности в деятельности муниципальных органов. Проводит- н
ся анализ составных элементов правовой категории законности и способов ее обеспечения. к
Ключевые слова: законность, административно-правовые способы обеспечения закон- Р
ности, контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность, субъекты административного о
права, органы местного самоуправления, классификация. к
о
V.V. Arjanov у
CLASSIFICATION OF THE SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE Ш
LAW, POSSESSING POWERS TO PROVIDE LEGITIMACY й
IN THE ACTIVITIES OF LOCAL GOVERNMENT р
и
и
The article is about the subjects of administrative law possessing powers to provide legiti- Ш
macy in the activities of municipal bodies. The author analyses the component parts of the legal О
category of legitimacy and the ways of its provision. Based on the current legislature the author а
gives the classification of the subjects of administrative relationship. д
Keywords: legitimacy, administrative legal ways to provide legitimacy, control, supervi- |
sion, supervisory activities, subjects of administrative law, local government, classification. и
№ M
О )
Обеспечение законности относится к проблемам, постоянно привлекающим 2
О
внимание в юридической науке. Вопросы законности и способы ее обеспечения 6 достаточно изучены как с общеконцептуальных позиций, так и со стороны определенных субъектов административного права. При этом среди участни-
© Аржанов Владимир Владимирович, 2016
Старший преподаватель кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: sgua123@mail.ru_