ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ РАЗВИТИЯ
тость, социальная зрелость и профессиональное самоопределение.
DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.013
УДК 159.9 ББК Ю935.2
З. В. Тепсуркаева1, И. В. Мусханова2, А. Н. Богачев3
^RCID № 0000-0002-4884-1605 Аспирант кафедры педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-8629-5599 Профессор, доктор педагогических наук, директор института филологии, истории и права, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0002-3206-5963 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected] е
о §
л £
ЛИЧНОСТНОИ УСПЕШНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ &
к
Аннотация 3
Введение. В статье рассматриваются вопросы, связанные с 3
в
формированием и развитием личностной успешности. Отмечается | актуальность и необходимость определения каждым человеком ин- Л дивидуальной жизненной траектории. Подчеркивается, что в струк- g
о |
туре личностнои успешности выделяются интеллектуальная разви- g
Ki
о
а
е
Сделан вывод о том, что образование выступает не только трансля- н
о
тором интеллектуальных ресурсов, но и навигатором в современном информационном пространстве, выступая своеобразным проводником в профессиональном самоопределении молодых людей.
Вопросы, рассматривающие регуляторные аспекты личностной успешности старшеклассников представляют актуальность
3
а о
о
н к
О
в
в связи с особенностями данного возрастного этапа. Прогнозирование личностного развития старшеклассников в значительной мере зависит от стабильности индивидуально-психологических особенностей человека в онтогенезе. Социокультурная среда, семья, школа являются агентами социализации и факторами, определяющими успешность личности.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования личностной успешности старшеклассников, психологическим предикторам развития успешности и условиям, обеспечивающим данное развитие. Также методическим основанием явились диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование и тестирование.
Результаты. На основании теоретико-методологического анализа дано авторское определение структуры личностной успешности, представляющей собой совокупность интеллектуальной развитости, социальной зрелости и профессионального самоопределения. Интеллектуальная деятельность старшеклассников приобретает особую аффективную окраску, связанную с их самоопределением и | стремлением к выработке собственного мировоззрения, появляются ^ новые способы выражения эмоциональных состояний, повышение
^ самоконтроля и саморегуляции. Социальная зрелость как аспект §
| личностной успешности характеризуется таким важным качеством
X как умение отстаивать собственную точку зрения, нести ответствен-
ен ^
а
«о
а
к Й сц
ность за свои действия и поступки. Профессиональное самоопределение характеризует уровень психического развития личности, так как способствует формированию человека как полноценного участника сообщества профессионалов. Поэтому перед современной школой стоят особые задачи, связанные с созданием необходимых
условий для осуществления профессионального самоопределения старшеклассников.
Обсуждение. Подчеркивается значимость программы индивидуальной жизненной траектории, разрабатываемой старшеклассниками для формирования их личностной успешности.
Заключение. Делается вывод о том, что психологическими предикторами личностной успешности старшеклассников выступают семья, родители, значимые взрослые, школа, учителя. Кроме того, в самой структуре личностной успешности ключевые позиции принадлежат развитию когнитивной сферы, выбору профессии и социальной зрелости старшеклассников.
Ключевые слова: личность; успех; профессиональное само- |
ол о
г и ч е с
кие
Основные положения: п
р
е д и к
то
формирования личностной успешности старшеклассников в науч- ы
р
ном гуманитарном дискурсе; 3
в
и
определение; интеллект; развитие; образование; среда; социальная зрелость; жизненная стратегия.
- проведен теоретико-методологический анализ проблем
- дано авторское определение ключевой дефиниции исследования и выявлены структурные компоненты личностной успешности.
5
So
л
К Л
ж о о S ж о Й
о
ж
№
1 Введение (Introduction)
Личностная успешность — сложный и длительный процесс в н жизни старшеклассников. Личностная успешность — траектория ин-
дивидуального развития человека, его жизненная стратегия, опреде-
ляющая цели и механизмы достижения определенных результатов деятельности, приводящих к удовлетворению материальных и духов- сн ных потребностей. Структуру личностной успешности можно предс-
тавить как совокупность интеллектуальной развитости, социальной зрелости и профессионального самоопределения.
Успешность человека предполагает, в первую очередь, его направленность на достижение определенных целей, рост в интеллектуальном, физическом, духовном развитии. Поэтому еще в раннем возрасте родители и близкое окружение обучают ребенка преодолевать различные стадии, условно точки роста. По мере становления и развития в последующие возрастные этапы цели и задачи, связанные с достижением успешности, естественно, усложняются. Человек, являясь существом социальным по своей природе, постоянно находится в пространстве контекстов и смыслов. Справедливо высказывание А. В. Кушнаренко о том, что любые представления, в том числе и представления об успехе (успешности), формируют и во многом определяют систему ценностей личности, оказывая влияние на ее установки, самосознание, уровень притязаний [1].
2 Материалы и методы (Materials and methods) Выдающийся психолог двадцатого столетия Э. Эриксон период юности связывает с кризисом идентичности. Обоснование « кризиса идентичности ученый объясняет тем, что именно в этот ^ период каждый молодой человек должен выработать из отлажен-
^ ных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым взрос-
ва
§ лением, свои главные перспективы и путь развития, т. е. опреде-
ах
Ф ленную цельность личности, личностную успешность [2]. Перед
сц ¡S3
а"
в
е
а к
I
к Й
сц
старшеклассниками становится непростая задача определения какими они хотят сами видеть себя и для них важно понять, что ожидают от них окружающие люди и общество. 3 Результаты (Results)
Рассматриваемый нами период 15-17 лет, обучающиеся стар-
ших 8-11 классов общеобразовательной школы. Согласно определению стадий возрастной классификации — ранняя юность. Данному возрасту соответствуют свои специфические особенности физиологического и психологического развития. Основными лич-ностнообразующими показателями ранней юности являются развитие самосознания, переход к взрослой жизни и самоопределение в профессии. Как коррелируют выделенные показатели с личностной успешностью?
Переход из детства в подростковый период усложняется новообразованиями, вызывающими определенную дистанцирован-ность, независимость от взрослых и попытку самоутверждения в
обществе сверстников, социуме. В каждом возрастном периоде и
|
остаются следы предшествующего этапа развития, и при этом уже §
г ич
возникают новые явления, которые могут стать типическими и по- ес
ские е
3
лучить становление в последующие возрастные периоды.
В старших классах устанавливаются профессиональные ин- ди тересы, появляется потребность в труде, активность в обществе. Именно в старших классах строятся более конкретные планы на 3
<-д
жизнь. В период обучения в старших классах развитие познава- |
§
тельных функций и интеллекта претерпевает количественные и ка- л
и
ч
чественные изменения, происходят сдвиги в структуре мыслитель- §
с
ных процессов. Для старшеклассников приоритетным становится § не то, какие задачи решает человек, а то каким образом он это делает. В период ранней юности в личности сочетаются черты недав- § него подростка и формирующиеся признаки юношеского возраста, неутраченная детскость и проявление активного взросления. В интенсивном становлении личности, в росте ее самосознания и самоопределения, проявляется взрослость. У старшеклассников формируется образ своего собственного «Я», складываются ценностные
ориентации, мотивация деятельности, мировоззрение, вызывающие новые паттерны поведения. В этот период начинает проявляться дифференциация интересов и склонностей обучающихся. 4 Обсуждение (Discussion)
Обучающиеся старших классов осознают, что им предстоит вступать в социальную взрослость, поэтому они направлены в будущее. И эту направленность в будущее следует считать основной психологической характеристикой старшего школьного возраста. В этот период у обучающихся появляются конкретные жизненные планы, мотивы деятельности, становится более весомым мнение взрослых, в том числе и учителей, а также растут требования к личности, профессиональным знаниям и умениям педагогов. Происходят изменения и в поведении старшеклассников, оно становится целенаправленно-организованным, сознательным и волевым. Для старшеклассников значимыми становятся сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и жизненные принципы. Возникает устойчивая система ценностей, появляются элементы мировоззрения, интерес к собственному внутреннему миру, миру других людей, появляется способность к эмпатии. § Рефлексия проблемы формирования личностной успешно-
сти старшеклассников позволяет выделить интеллектуальную со-
сц
s
а
«о
а «
s Й и;
ставляющую, выражающуюся в особенности развития когнитивных
а
«о
| процессов. Так, мышление старшеклассника из формального пере-X ходит в личностное, эмоциональное. Интеллектуальная деятель-
ность старшеклассников приобретает особую аффективную окраску, связанную с их самоопределением и стремлением к выработке собственного мировоззрения. В период юности человек стремится расширить горизонты познания реального мира и других людей. Молодые люди пытаются выработать свое отношение к окружающему
миру, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Старшеклассники стремятся постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, возникает острый интерес к познанию человеческих возможностей, приобретается навык рефлексии, склонность к самоанализу и самооценке.
В период ранней юности наблюдается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида, а также появляются новые способы выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции. При этом старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов, что обосновывается несоответствием между физической и психической зрелостью обучающихся и их социальным статусом. Для старшеклассников характерно наличие чувства собственного достоинства, стабилизация личностных особенностей. Им присуще осознание собственной уникальности. Вместе с тем, старшеклассники очень часто испытывают чувство одиночества, которое вызывает потреб- и ность в общении, потребность в сопоставлении себя с образом ти пичного ровесника. Старшеклассник ищет ответы на сложные во- з
<-д
просы жизни, связанные с поиском смысла жизни. Интеллектуаль- и|
§
ная зрелость в ранней юности характеризуется не только набором л
и
ч
определённых компетентностей, но и такими личностными качест- §
с
|
вами, как осознанность, самостоятельность, независимость. У мо- §
ус
а
е
лодых людей впервые появляется стремление к самореализации, обусловливающая возникновение новых социальных потребностей. § Старшеклассники стремятся найти свое место среди других, выделиться, быть особенными, играть определенную роль в обществе. Они чувствуют ответственность не просто за себя, а за себя в общем деле, за общее дело и за других людей. Именно с чувством ответственности связано новообразование этого возраста, проявляю-
211
сц
«О
а к
05
щееся в самоопределении себя в социуме, осознании своих возможностей и стремлений, своего предназначения и роли в жизни.
Социальная зрелость как аспект личностной успешности характеризуется таким важным качеством, как умение отстаивать собственную точку зрения, нести ответственность за свои действия и поступки. Здесь следует выделить роль социокультурного контекста. В зависимости от особенностей культуры, в которой воспитывается личность, проявляются и особенности социальной зрелости. В данном смысле молодые люди, развивающиеся в коммуникативном и культурном пространстве чеченских традиций и обычаев, с раннего детства усваивают императивы, ориентирующие их на ответственность как за ближнее окружение, так и в целом за общество. В семейном воспитании чеченцев особе место занимает личный пример взрослых, родителей, дедушек, бабушек, старших братьев и сестер. У чеченцев традиционно считалось, что воспитание должно основываться на личном примере старших, сентенции не приветствовались [3; 4]. Нравоучения предавались в форме повествования как пример поведения известных личностей. Обычным коммуникативным приемом являлся посыл «Эхь дар хьуна цу де хилла»
« (Стыдно тебе быть сыном своего отца) говорят чеченцы в случае ^ недостойного поведения юноши. Примечательно то, что может
отец не всегда заслуживает такой высокой оценки, но в сознание
а
| молодых людей внедряется ответственность за его собственное по-X ведение и за память предков. Такие методы воспитания способ-
ствуют формированию социальной зрелости.
Особое место в личностной успешности занимает профессиональное самоопределение. Обучаясь в старших классах, молодые люди совершают первый самостоятельный выбор: выбор профессии и своего места в жизни основой профессионального
самоопределения являются представления обучающихся о будущем. Чтобы правильно выбирать профессию, нужно иметь информацию и уметь ориентироваться в мире профессий. Для молодых людей важно осознавать смысл профессиональной деятельности, знать требования профессий и перспективы их развития, а также согласовывать профессиональную деятельность с личностными возможностями и компетенциями. Все вышеперечисленное позволит молодым людям сформировать программу их развития.
В работах известного отечественного психолога Д. А. Леонтьева значительное место уделено теоретическим и практическим аспектам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Д. А. Леонтьев рассматривает профессиональное самоопределение как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, и формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [5]. а
<-д
Действительно, профессия, которую выбирает человек |
и
¡о
л
и
л
ж §
о
определяет в основном всю дальнейшую жизненную траекторию. Очень часто люди, сделавшие неправильно один из главных выборов в жизни, считают, что работа — это груз, быстро устают и счи- § тают виновными в собственных неудачах весь мир. Деятельность должна приносить удовлетворение, радость, а не духовное и физи- § ческое напряжение. Человек стремится к успеху, если он занимается любимым делом, он мотивирован на достижение высоких результатов. Профессиональное самоопределение характеризует уровень психического развития личности, так как способствует формированию человека как полноценного участника сообщества профессио-
«о У
а
го
3
налов. Кроме того, в период обучения в старших классах немаловажное значение имеет и процесс формирования «Я-концепции», оказывающей непосредственное влияние на мироощущение личности обучающегося и его профессиональные притязания [6; 7]. Поэтому перед современной школой стоят особые задачи, связанные с созданием необходимых условий для осуществления профессионального самоопределения старшеклассников.
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, резюмируя наши рассуждения о личностной успешности, следует заключить:
- проблема формирования личностной успешности приобретает особую актуальность в современном мире, так как процессы цифровизации не всегда оказывают позитивное воздействие на сознание подрастающего поколения и могут привести к нежелательным последствиям как для молодых людей, так и общества в целом;
- структура личностной успешности основывается на интеллектуальной, социальной зрелости личности и ее профессиональном самоопределении;
- образование выступает не только транслятором интеллектуальных ресурсов, но и навигатором в современном информационном пространстве, выступая своеобразным проводником в профессио-
^ нальном самоопределении молодых людей.
а
50 О Ä
И
£
¡S? а
50
а ник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям
^ «Педагогика и психология», «Психология», «Социальная педагогика», «Педагоги-«
£ ка». 17-е изд., стер. Москва : Академия, 2019. - 655 с. - ISBN 978-5-4468-7869-7.
и;
3. Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования эт-
Библиографический список
1. Кушнаренко А. В. Субъектность как детерминанта успешности личности // Известия ТРТУ 2006. № 14 (69). С. 241-245.
2. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учеб-
но-культурной личности в семье // Психология и психотехника. 2011. № 5 (32). С. 81-84.
4. Kruchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E., Limarova E.V., Muskhanova I.V., Arsaliyev S.M., Bazayeva F.U. & Tagirova N.P. (2016), "Information and communication technologies in education as a factor of students motivation", International Review of Management and Marketing, v. 6, no. 2, pp.104-109.
5. Леонтьев Д. А. Три мишени: личностный потенциал - зачем, что и как? // Образовательная политика. 2020. № 3 (79). С. 10.
6. Обухова Ю. В. Ресурсное обеспечение гармонизации Я-концепции личности студентов : монография. Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. - 230 c.
7. Зиангирова Л. Ф. Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности: монография. Саратов : Вузовское образование, 2015. - 163 c. - ISBN 2227-8397.
Z. V. Tepsurkaeva1, I. V. Muskhanova2, A. N. Bogachev3
!ORCID No. 0000-0002-4884-1605 £
Postgraduate at the Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical ^
о
University, Grozny, Chechen Republic, Russia. ^
E-mail: [email protected] g
2ORCID No. 0000-0001-8629-5599 ^
Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Director of the Institute of Philology, history and law,
E-mail: [email protected]
о
Chechen State Pedagogical University, Grozny, Chechen Republic, Russia. ^
л
s
о а
3ORCID No. 0000 -0002-3206-5963 5.
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected] >■§
№
s &
S S
s o o
PSYCHOLOGICAL PREDICTORS OF PERSONAL SUCCESS DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOLS
Abstract
Introduction. The article discusses issues related to the formation and development of personal success. The relevance and the need for each person to determine an individual life trajectory is noted. It is emphasized that intellectual development, social maturity and professional self-determination are distinguished in the structure of personal success. It is concluded that education acts not only as a translator of intellectual resources, but also as a navigator in the modern information space, acting as a kind of guide in the professional self-determination of young people.
Questions that consider the regulatory aspects of personal success of high school students are relevant in connection with the peculiarities of this age stage. Predicting the personal development of high school students largely depends on the stability of individual psychological characteristics of a person in ontogenesis. The socio-cultural environment, family, and school are g agents of socialization and factors that determine the success of an individual.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of the § formation of personal success of high school students, psycho
a
05
£
logical predictors of the development of success and the condi-
^ tions that ensure this development. Diagnostic methods, includ-
« ing observation, description, conversation, questionnaire survey, a
1; and testing, were also the methodological basis.
S
Results. Based on the theoretical and methodological anal-^ ysis, the author defines the structure of personal success, which
is a combination of intellectual development, social maturity and professional self-determination. Intellectual activity of high school students acquires a special affective color associated with their self-determination and the desire to develop their own worldview, new ways of expressing emotional states, increasing self-control and self-regulation appear. Social maturity as an aspect of personal success is characterized by such an important quality as the ability to defend one's own point of view, to be responsible for one's actions and actions. Professional self -determination characterizes the level of mental development of the individual, as it contributes to the formation of a person as a full-fledged member of the community of professionals. Therefore, the modern school faces special challenges related to the creation of the necessary conditions for the implementation of professional self-determination of high school students. ^
Discussion. The importance of the program of individual life trajectory developed by high school students for the for-
cs h o
<—1
0
1 a
3 e
mation of their personal success is emphasized. i
Conclusion. It is concluded that the psychological predictors of personal success of high school students are the family, ee parents, significant adults, school, teachers. In addition, in the very structure of personal success, the key positions belong to the ^ development of the cognitive sphere, the choice of profession and the social maturity of high school students.
Keywords: Personality; Success; Professional self - ^ determination; Intelligence; Development; Education.
Highlights:
The theoretical and methodological analysis of the problems of the formation of personal success of high school students
C6
s
h
s h o o
13 a
oq £
>
O R
a
1 sS
a
50
I
s N
in the scientific humanitarian discourse is carried out;
The author's definition of the key definition of the study is given and the structural components of personal success are identified.
References
1. Kushnarenko A.V. (2006), Sub"yektnost' kak determinanta uspesh-nosti lichnosti [Subjectivity as a determinant of personality success]. Izvesti-ya Taganrogskogo gosudarstvennogo radiotekhnicheskogo universiteta, 14 (69), 241-245. (In Russian).
2. Mukhina V.S. (2019), Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya (uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam "Pedagogika i psikhologiya", "Psikhologiya", "Sotsial'naya pedagogika", "Pedagogika" (17-ye izdaniye) [Age-related psychology. Phenomenology of development (a textbook for students of higher educational institutions studying in the specialties "Pedagogy and Psychology", "Psychology", "Social Pedagogy", "Pedagogy" (17th ed.)]. Akademiya, Moscow, 655 p. ISBN 978-5-4468-7869-7. (In Russian).
3. Muskhanova I.V. (2011), Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya et- no-kul'turnoy lichnosti v sem'ye [Psychological and pedagogical conditions for the formation of an ethnocultural personality in the family]. Psikhologiya i psikhotekhnika, 5 (32), 81-84. (In Russian).
4. Kruchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E., Limarova E.V., Muskhanova I.V., Arsaliyev S.M., Bazayeva F.U. & Tagirova N.P. (2016), "Information and communication technologies in education as a factor of students motivation", International Review of Management and Marketing, v. 6, no. 2, pp.104-109.
5. Leontiev D.A. (2020), Tri misheni: lichnostnyy potentsial — zachem, chto i kak? [Three targets: personal potential - why, what and how?]. Obrazovatel'naya politika, 3 (79), 10. (In Russian).
6. Obukhova, Yu.V. (2019), Resursnoye obespecheniye garmonizatsii YA-kontseptsii lichnosti studentov [Resource provision of harmonization of the self-concept of the personality of students]. Monografiya, Izdatel'stvo
Yuzhnogo federal'nogo universiteta, Rostov-na-Donu, Taganrog, 230 p. ISBN 978-5-9275-3312-1. (In Russian).
7. Ziangirova L.F. (2015), Razvitiye poznavatel'noy aktivnosti starsheklassnikov v protsesse proyektnoy deyatel'nosti [Development of cognitive activity of high school students in the process of project activities]. Monografiya. Vuzovskoye obrazovaniye, Saratov, 163 p. ISBN 2227-8397. (In Russian).
v
0
1 o
<—1
0
1 a
-
i
o 2
£ 2 o n a
0 o o
3
3
is S
3
s
i
i
i o
o