Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста'

Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2406
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / AGE FEATURES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / SELF-IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьева Ирина Анатольевна

Автором статьи рассматриваются возрастные и психологические особенности старшеклассников. Основной проблемой юношества является нахождение молодым человеком собственных жизненных целей. Развитие личностных качеств: уверенность в себе, самостоятельность в принятии решений, объективность самооценки, настойчивость, целеустремлённость, коммуникативные способности позволяет сгладить кризисные явления этого возрастного периода. Социальное самоопределение школьников связано в первую очередь с выбором профессии. Успешность в дальнейшей жизни связана с осознанием старшеклассниками зависимости жизненных и профессиональных достижений от готовности трудиться и самостоятельности в решении поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE AND PSYCHOLOGICAL CONSIDERATIONS THAT AFFECT PROFESSIONAL SELF OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The author considers the age and psychological characteristics of high school students. The main problem is to find young people young person's own life goals. The development of personal qualities: self-confidence, independence in decision-making, self-objectivity, perseverance, commitment, communication skills helps to smooth crisis this age period. Social self-determination of schoolboys is primarily due to the choice of profession. Success in later life associated with high school students the knowledge based life and professional achievements of the readiness to work and self-reliance in addressing the goals.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста»

педагогические науки

И.А. Юрьева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...

УДК 37.048.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

© 2015

И.А. Юрьева, студентка магистратуры кафедры «Педагогика и психология воспитания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Автором статьи рассматриваются возрастные и психологические особенности учащихся старших классов в школе. Основной проблемой юношества является нахождение молодым человеком собственных жизненных целей. Развитие личностных качеств: уверенность в себе, самостоятельность в принятии решений, объективность самооценки, настойчивость, целеустремлённость, коммуникативные способности позволяет сгладить кризисные явления этого возрастного периода. Социальное самоопределение школьников связано в первую очередь с выбором профессии. Успешность в дальнейшей жизни связана с осознанием старшеклассниками зависимости жизненных и профессиональных достижений от готовности трудиться и самостоятельности в решении поставленных целей.

Ключевые слова: психологические особенности, возрастные особенности, профессиональное самоопределение, подростковый возраст, самооценка личности.

Современные социально-экономические условия в России требуют от выпускников школ готовности к обоснованному профессиональному выбору и умению выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно. В ст.66 п.2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности [1].

В старших классах большинство школьников рассматривают учёбу как необходимую базу для будущей профессиональной деятельности. Появляется сознательное отношение к учебной деятельности. Современное российское образование направлено на создание таких условий в процессе обучения, при которых интеллектуальные и творческие возможности учащихся раскрываются, формируется оценка личностных свойств, что способствует осознанному выбору будущей профессии. Тем не менее, учащиеся при составлении своего жизненного плана и выбора способов достижения конкретных целей из этого плана сталкиваются с рядом трудностей.

Основная сложность выбора профессии подростками в том, что старшекласснику, несмотря на отсутствие собственного опыта, приходится ориентироваться в различных профессиях. Выбор профессии - сложный и длительный процесс [2-7]. В подростковом возрасте существуют две опасности. Во-первых, неблагоприятные семейные условия, низкая успеваемость и другие отрицательные факторы, снижающие уровень сознательности. Во-вторых, инфантильность поведения и социальных ориентаций школьников. Попытки ускорить этот процесс со стороны взрослых могут вызвать тревожность и отказ от самоопределения. Необходимо не только формировать высокую заинтересованность в получении знаний, навыков и умений, но и обучать школьников применять их на практике самостоятельно решая возникающие проблемы.

Таким образом, можно констатировать, что профессиональное самоопределение учащихся является актуальной проблемой, в том числе и психологического характера, и требует всестороннего изучения.

Профессиональное самоопределение

старшеклассниковбылорассмотреноврядеработведущих отечественных и зарубежных ученых. Отечественные исследователи отмечают, что профессиональное самоопределение личности это не единичный акт выбора, а длительный процесс (А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова). Именно в школе формируется интересы и

склонности личности, способствующие осознанному выбору профессионального пути в старших классах. У большинства подростков недостаточно развиты такие качества как ответственность, целенаправленность, самостоятельность, отсутствуют знания о мире профессий, о потребностях своего региона, о возможных путях продолжения своего образования.

Таким образом, профессиональное самоопределение учащихся - это динамический процесс, состоящий в нахождении профессиональных предпочтений и построение траектории профессионального развития в соответствии с личностными ценностями и запросами современного рынка труда. На основании изученной литературы факторами профессионального самоопределение можно выделить: профессиональную направленность (П.А. Шавир), набор ценностных ориентаций и личностных смыслов (О.М. Разумникова, В.С. Лукина и др.) и самооценку личности (В.И. Моросанова, Е.А. Аронова).

Рассмотрим психологические особенности старшего школьного возраста. В.С. Мухина определяет возрастные рамки этого периода от 16-17 до 21-25. В юности наблюдается нехватка прошлого опыта, его не хватает, чтобы планировать будущее. Восприятие времени противоречиво, юношеский максимализм побуждает старшеклассников стремиться вперёд в уверенности, что там будет лучше.

Изучение отечественной литературы позволило автору следующие характерные черты юношества. В первую очередь отметим такую черту как самоопределение. Самоопределение старших школьников связано с характерным соотнесением прошлого и будущего. Юность - период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность характера в этом возрасте приобретает определяющий характер. Овладение общими законами природы и общественной жизни приводит к формированию научного мировоззрения. Экономические процессы невозможно объяснить, не изучив психологию и социологию. На экономику оказывает влияние политика. Экономика тесно связана с историей. Знания в области математики способствуют пониманию экономических законов и экономических моделей. Также экономика взаимодействует со статистикой, которая представляет факты экономической жизни страны. Изучение всех этих дисциплин проходит в течение школьных лет. Обобщение полученных ранее данных повысит стремление старшеклассников к осознанному и правильному выбору жизненного пути.

В этом возрасте происходит перестройка эмоциональной сферы, наблюдается решительность,

И.А. Юрьева педагогические

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ... науки

критичность, самостоятельность, неприятие грубости и лицемерия. Чем старше, тем сильнее выражено улучшение эмоционального состояния. Ранней юности характерны неуравновешенность, тревожность, резкая смена настроений. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, формируется абстрактно-логическое мышление. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Становиться важна внешность, происходит соотношение себя с идеалом. Семья остаётся местом, где спокойно и уютно. Именно в семье познаётся жизнь, набирается опыт. Жизненные планы дети обсуждают, как правило, с взрослыми, чьё мнение для них важно.

В юношеский период одним из видов эмоциональных контактов является общение со сверстниками. Становится актуальным поиск спутника жизни, возрастает значимость связи со своей социальной группой. На фоне полового созревания наблюдается рост интереса к сексуальным вопросам. Развитие эмоциональности в юношеском возрасте связано с самосознанием и самооценкой. В этот период складывается система представлений о самом себе. Самоуважение - необходимое качество в этом возрасте, показывающее степень принятия (непринятие) себя.

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, -завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [8].

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь и теперь значимыми качествами являются: умение трудиться, готовность к семейной жизни, гражданская позиция. «Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности — стремление приобрести профессию» [9].

Старшекласснику кажется, что он сам выбирает свой жизненный путь, и он действительно делает это, хотя на его выбор влияют и предшествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое. Трудности, неизбежно встречающиеся на жизненном пути, дают личности новые возможности самореализации. Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, включающий оценку своих объективных возможностей. Полезно, когда уровень притязаний завышен, так как стимулирует личность к росту и преодолению трудностей. В целом, можно определить основной для этого возраста «...задачу развития человека как личности, целенаправленную систему образования на формирование способности растущих людей к активному функционированию в конкретно-исторической ситуации современного общества при обеспечении развития каждого ребёнка как неповторимой человеческой индивидуальности» [10].

Подростковый возраст - один из самых важных, сложных, противоречивых периодов в жизни человека. В этом возрасте желание моральной и материальной независимости связано с желанием реализовать себя в профессиональной деятельности. Наряду с этим учащиеся старших классов плохо ориентируются в реальных особенностях привлекающей профессии, требованиях которые она предъявляет, в собственных возможностях. Это затрудняет выбор сферы будущей профессиональной деятельности. Анализ вышесказанного позволяет утверждать, что существует неразрывная связь между профессиональным самоопределением и самореализацией подростков в других важных сферах жизни. В старших классах происходит смена с учебно-познавательной направленности на учебно-профилированную, когда 34

приоритетными становится развитие способностей и знаний для успешного продолжения образования в выбранном направлении. Основными педагогическими направлениями в этом возрасте является вовлечение подростков в жизнь общества, необходимости личностного жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации.

Потребность в профессиональном самоопределении возникает у подростков в результате изменения психического развития. Именно формирование внутренней позиции взрослого человека приводит к появлению разных противоречий личности: между потребностями, интересами и требованиями взрослых, общества в целом. Самостоятельное решение этих противоречий способствует формированию профессионального самоопределения старшеклассников. Показателями профессионального самоопределения старшеклассников можно выделить: наличие реалистичной самооценки, установок по отношению к себе и окружению; сформированность целей, ценностей, потребностей; стремление к действию.

Обобщая вышесказанное можно утверждать, что успешность профессионального самоопределение старшеклассников к моменту завершения обучения в школе и выбора дальнейшего профессионального обучения определяется как:

- на уровне субъектно-личностного компонента - наличие способности к самоанализу, адекватное оцениванию своих возможностей относительно выбранной профессии;

- на уровне ценностно-мотивационного компонента - стремление к самостоятельности и независимости в решениях и поступках, направленность на профессиональное самосовершенствование;

- на уровне ориентировочно-поведенческого компонента - совпадение интересов школьника и выбора направления дальнейшего обучения, улучшение успеваемости по предметам соответствующих выбранному направлению профессионального обучения, посещение дополнительных курсов в соответствии с будущей профессией.

Итак, можно сделать вывод, что с одной стороны профессиональное самоопределение является первостепенной задачей для старшеклассников, с другой, общество также заинтересовано в профессиональном самоопределении старшеклассников с целью их успешной интеграции в социум. Одним из путей решения поставленных задач может стать психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников, направленное на создание условий, способствующих формированию представления о своей личности, жизненных ценностях, интеграции образовательного процесса с практикой профессионального

самоопределения старшеклассников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.12 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

2. Писаренко В.Г. Педагогическое сопровождение развития профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 220-222.

3. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 95-98.

4. Разуваев С.Г. Педагогическое сопровождение профессиональной социализации обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 256-261.

5. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Социально-

педагогические науки

И.А. Юрьева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...

9.

педагогические основы исследования

профессионального самоопределения

старшеклассника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 90-93.

6. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 7072.

7. Ильясов М.И.О. Выбор профессии и социализация личности учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 82-85.

AGE AND PSYCHOLOGICAL CONSIDERATIONS THAT AFFECT PROFESSIONAL SELF

OF HIGH SCHOOL STUDENTS

© 2015

I.A.Yureva, student of chair «Pedagogic and education psychology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенез. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000. Дарвиш, О.Б Возрастная психология: учебное пособие для вузов. / Под редакцией профессора В.Е. Клочко. - М., ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003 10. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн - М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.-16с.

Keywords: psychological characteristics, age features, professional self-determination, adolescence, self-identity Abstract: The author considers the age and psychological characteristics of high school students. The main problem is to find young people young person's own life goals. The development of personal qualities: self-confidence, independence in decision-making, self-objectivity, perseverance, commitment, communication skills helps to smooth crisis this age period. Social self-determination of schoolboys is primarily due to the choice of profession. Success in later life associated with high school students the knowledge based life and professional achievements of the readiness to work and self-reliance in addressing the goals.

УДК 378.001.7

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2015

В.Н. Якунин, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности

Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рассмотрена история инновационного развития современного российского вуза на примере Поволжского государственного университета сервиса.

Ключевые слова: инновационное развитие, научная школа, сфера сервиса.

В начале 80-х гг. ХХ века наша страна находилась в преддверии больших перемен во всех областях жизни, более того - объективной необходимости коренного переустройства общества по всем основным направлениям. Логика мировой истории, в сущности, основана на идее общественного прогресса. В ХХ веке эта идея получила конкретное подтверждение: развитые страны достигли высокого уровня жизни. Одной из главных черт такого уровня является не производство как таковое, а обслуживание и потребление результатов этого производства. В широком смысле - это сервис. Производство не ради производства, а для обеспечения достойного уровня жизни - вот лейтмотив сервиса. Мощный толчок развитию г. Тольятти дал Волжский автомобильный завод. Город становился мегаполисом. Объективно не учесть особенности подобного образования было нельзя: нужды растущего населения требовали адекватной реакции. И она последовала. В 1981 г. в Тольятти был открыт филиал Московского технологического института. Первым его директором стал к.т.н., доцент В.А.Иевлев. В филиале появились первые факультеты и кафедры, началась научная работа.

В 1983 г. в филиале была создана научно-техническая комиссия. На комиссию были возложены следующие функции: организация, планирование и управление хоздоговорными госбюджетными научно-исследовательскими работами, организация внедрения в народное хозяйство научных достижений института, участие в выставках, конференциях, семинарах [4, с. 15-16].

Любой серьезный вуз - не только учебный, но и научный центр. Практически со дня основания в ТфМТИ началась организация хозяйственно-договорных и гос-

бюджетных работ. Так, в 1982-1983 годах проводились научно-исследовательские работы по хозяйственным договорам с объемом 35000 рублей в год. Численность занятых в этих исследованиях составила 32 человека, в том числе 18 студентов. Выполнялись также 3 госбюджетные работы с общим объемом в 2,9 тысячи рублей. В этот период было заключено 5 договоров о сотрудничестве с предприятиями и учреждениями, что предусматривало прохождение в них производственной практики студентов (завод «Электрон», КПО «Экран», п/о «Куйбышевтелерадиобыттехника»), научные консультации, материально-техническая помощь и др.

В 1986 г. объём привлечённых средств по науке составил более 100000 рублей, в 1989 г. - 237500 рублей, в 1991 г. - 319460 рублей.

В январе 1983 года было организовано студенческое научное общество. В результате научно-исследовательской работы студентов было создано 4 экспоната на выставку «Научно-техническое творчество молодежи» в Москве. Авторами их стали студенты Кулямзин С. (Р-102), Кутырева Ю., Голодная Т., Литвинова М. и Саянова И. (соответственно руководители тем - доц. Бочкарев А.И., доц. Иевлев В.А., ст. преподаватель Туищева Р.И. и доц. Иевлев В.А.) [4, с. 17] В вузе проводились предметные олимпиады для студентов по математике, физике, химии, иностранным языкам, общественным наукам. Студенческая научная деятельность была составной частью научного развития филиала. Студенты были заняты в ведении госбюджетных научно-исследовательских работ, в разработке хоздоговорных тем. На зональных, республиканских и всесоюзных конкурсах филиал ежегодно представлял студенческие работы. Многие курсо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.