конференции «Юные дарования» выступило 6 обучающихся нашей школы, из них двое получили грамоты призеров, а четверо — дипломы победителей.
Еще один важный аспект исследовательской деятельности школьников: в процессе ее организации воспитывается не только ученик, но и педагог, которому для успешности его ученика нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень, быть в курсе всех актуальных исследовательских технологий, значимых научных проблем [3]. Так, в современной филологии актуальны работы на стыке наук, поэтому на протяжении последних лет интерес вызывают такие доклады учеников школы, как «Античные рецепции в творчестве А. С. Пушкина», «Грецизмы в творчестве А. С. Пушкина», «Библейская фразеология в русском языке». Эти работы затем достойно представляли нашу школу на Всероссийской конференции «Юные дарования».
Таким образом, воспитание юного исследователя требует постоянной целенаправленной работы, сочетающей в себе не только самообразование и самосовершенствование педагога, но и правильную мотивацию учащихся, строгую организацию его деятельности, что обязательно приводит к повышению творческих и интеллектуальных способностей одаренных учеников.
Литература
1. Антонова С. Ю. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в школе: управленческий аспект // Известия РГПУ им А. И. Герцена. 2008. № 65. С. 361-364.
2. Богоявленская Д. Б. Об исследовательской деятельности как пути развития одаренности // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика : материалы 8 Междунар. конф. / ред. Л. И. Ларионова. Иркутск, 2013. С. 25.
3. Сенновский И. Б. Управленческая деятельность учителя //Педагогика. 2004. № 2. С. 48-54.
References
1. Antonova S. Yu. Educational and research activity of students in school: management aspect. IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences [Izvestija RGPU im A.I. Gercena]. 2008. № 65. P. 361-364. (In Russian).
2. Bogoyavlenskaya D. B. On research activity as a way of development of giftedness. Psihologo-pedagogicalproblems of giftedness: theory and practice: materials of the 8th International conference [Psihologo-pedagogicheskie problemy odarennosti: teorija i praktika: materialy 8 Mezhdunarodnoj konferencii]. Ed. L. I. Larionova. Irkutsk, 2013. P. 25. (In Russian).
3. Sennovskiy I. B. Management Activity of the Teacher. Pedagogy [Pedagogika]. 2004. № 2. P. 48-54. (In Russian).
УДК/UDC 37.048.45 Т. Н. Ретунская
T. Retunskaya
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ «ТРАЕКТОРИЯ УСПЕХА» ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ
PERSONAL SELF-DETERMINATION OF UPPER-FORMERS BY MEANS OF PARTICIPATION IN THE PROJECT "SUCCESS PATH"
OF ENGINEERING SCHOOL
Введение. В статье автор анализирует вопросы нравственных ценностей старшеклассников, определения ими жизненных перспектив, личностных смыслов жизни через исследовательскую деятельность участников проекта «Траектория успеха» Северской инженерной школы. Цель статьи — ознакомление педагогической общественности с опытом проектной деятельности по формированию у старшеклассников позиции субъекта образовательного процесса.
Методология. В качестве методологической основы личностного и профессионального самоопределения нами используются следующие подходы:
1 ) холистический — подразумевает развитие целостной и гармоничной личности; 2) системный — выражается в следующих принципах и отправных постулатах: — взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения. Личностное самоопределение первично по отношению к профессиональному.
Последнее эффективно только на основе достаточно целостного образа «я»: представление о собственных мотивах, потребностях, целях, ценностях, а также способностях, склонностях, индивидуальном стиле деятельности и интересах;
— системный подход понимается нами как последовательный процесс самопознания, самоанализа, рефлексии, пробы сил и организации деятельности по реализации намеченных жизненных и профессиональных целей;
3) деятельностный подход выражается в субъектной позиции старшеклассника: невозможно организовать рефлексию опыта и прогнозирование будущего без активного участия самого субъекта в этом процессе. В контексте данного подхода нами использованы следующие методы: интроспекция (самонаблюдение), наблюдение, мозговой штурм, проблемно-ситуационный анализ (case-study) и др.
Результаты: осознание образа «я», формирование активной жизненной позиции, образа успешного человека, выявление собственных ресурсных качеств, развитие навыков эмоционально-волевой саморегуляции.
Заключение. Участие в проекте помогает старшекласснику занять по отношению к учебе, к другим людям и себе позицию субъекта — автора, инициатора личностного и профессионального самоопределения.
Introduction. In the article the author analyzes such questions as upper-formers' moral values, their life perspective determination, personal meanings of life through research activity of the "Success path" project participants of Seversk engineering school. The purpose of the article is to familiarize the pedagogical community with the experience of project activity in forming the position of the subject in the educational process among upper-formers.
Materials and Methods. As the methodological basis for the technology of personal and professional self-determination, we use the following approaches:
1. Holistic approach implies the development of an integral and harmonious personality.
2. The system approach is expressed in the following principles and starting postulates:
— Interrelation and interdependence of professional and personal self-determination processes. Personal self-determination is primary in relation to the professional. The latter is effective only on the basis of a fairly holistic image of "Me": an idea of one's own motives, needs, goals, values, as well as abilities, inclinations, individual style of activity and interests;
— We understand the systematic approach as a consistent process of self-knowledge, self-analysis, reflection, practical testing of forces and organization of activities to achieve the intended life and professional goals.
3. The activity approach is expressed in the subjective position of the upper-former: it is impossible to organize the reflection of experience and forecasting the future without the active participation of the subject himself in this process. In the context of this approach, we used the design method, introspection (self-observation), observation, brainstorming, problem-situational analysis (Case-study).
Results. The increase of psychological competence of entrants, formation of an active life position, an image of a successful person; identification of own resource qualities; development of emotional-volitional self-regulation skills.
Conclusion. The use of activity technologies in project activities helps upper-former to take the position of the subject — the author, the initiator of personal and professional self-determination — in relation to study, to other people and to himself.
Ключевые слова: нравственные ценности, активная жизненная позиция, деятельностный подход, проектный тип мышления, жизненные перспективы.
Keywords: Moral values, active life position, activity approach, project type of thinking, life prospects.
Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников вызывает ряд трудностей, которые связаны с глобальными изменениями, происходящими во всех сферах жизни российского общества: экономической, политической, социальной. При отсутствии четких ценностных ориентиров, общественно одобряемых стилей жизни, профессиональной деятельности, молодое поколение может подойти к тупику. Именно в этот период формируются нравственные ценно-
сти, жизненные перспективы; происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов; появляются стремление ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками; оформляются общие взгляды на жизнь, свое будущее, т. е. формируются личностные смыслы.
Зона ближайшего развития раннего юношества предполагает сотрудничество с взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии, что возможно в условиях организации проекта [3, с. 101]. Для обучающегося проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей [6, с. 52]. Для преподавателя учебный проект — это «интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность» [5].
Работа в проекте «Траектория успеха», организованная для старшеклассников инженерной школы СТИ НИЯУ МИФИ, позволила участникам сформировать не только образ успешного человека, но и выявить собственные ресурсные качества. Основные цели проекта «Траектория успеха»: всестороннее развитие личности; актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения. Задачи проекта: осознание образа «Я» на когнитивном, эмоциональном, волевом, коммуникативном, мотивационном, поведенческом уровнях; формирование активной жизненной позиции, образа успешного человека; выявление собственных ресурсных качеств; развитие навыков эмоционально-волевой саморегуляции.
Проектная работа имеет личностно значимую для обучающегося цель, сформулированную в виде проблемы, которая стала темой индивидуального исследования «Принятие себя как одно из условий быть успешным» участницы проекта Дарьи Вороновой.
Цель исследования — выстроить отношение к себе как самоценности, неповторимости. Задачи исследования: сформировать образ успешного человека, посредством познания себя и окружающих выявить собственные ресурсные качества. Методы исследования: интроспекция (самонаблюдение), наблюдение, мозговой штурм, проблемно-ситуационный анализ (case-study).
Так, решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику: «Для успешных людей самым важным в жизни являются не только достижения, а возможность быть собой! Успешная личность реализует себя, познавая все новое и становясь все более откровенной и отзывчивой. Такие люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других. Работа над собой — самая сложная работа. Нам легче всего убедить себя в том, что ничего изменить нельзя и исправить ничего невозможно: мы никогда не будем идеальными. Но это огромнейшая ошибка! Не надо оглядываться и думать, что о тебе скажут или будут сравнивать тебя с кем-то! Ты — индивидуальность, и в этом — залог быть успешным!» [2, с. 143].
Другое индивидуальное исследование «Реализация личных планов посредством повышения самооценки» принадлежит участнику проекта Алексею Тюфякину. Задачи исследования: понять и принять себя; определить смысл своего существования, свое место в социуме.
Итогом исследования Алексея стало понимание того, что «никто за тебя не выберет твой жизненный путь, твою профессию! Надо быть смелее и целеустремленнее! А для этого надо просто полюбить себя таким, какой ты есть, а это значит — повысить свою самооценку! Ничто так не движет человеком, как вера в себя и свои силы! И тогда, я уверен, любой из нас сможет реализовать свои личные планы!» [7, с. 152]. В результате мозгового штурма участниками проекта были выработаны «шаги повышения самооценки», одно из условий которых — «относиться к себе как к лучшему другу. Несмотря на свое «несовершенство», принять себя таким, какой ты есть! Нельзя использовать по отношению к себе такие слова, как «неполноценный», «нестоящий», «ничтожество», «неудачник», «глупый».
Тема исследования Вероники Лариной — «Конструктивное построение жизни посредством адекватного формирования образа Я». Задачи исследования: способствовать познанию и осоз-
нанию самого себя: своих возможностей, способностей, интересов, ценностей; способствовать формированию личностных смыслов жизни; сформировать отношение к себе и окружающим как самоценности, неповторимости.
Каким образом происходили личностные изменения в процессе проектной деятельности, можно проследить, опираясь на личные переживания, описанные Вероникой в итоге исследования: «На пороге взрослой жизни очень важно определить свое предназначение в полном соответствии с тем, кем мы являемся. А знаем ли мы себя? А если знаем, то что? Как складывается наше представление о себе? И так ли это важно в нашей жизни? По окончании школы у нас значительно пополняется багаж знаний, так называемый теоретический IQ: мы с легкостью можем рассказать о химических свойствах воды, рассказать о законах Ньютона, решить сложные задачи по математике.
Рассказать о себе на одном из первых занятий нашей проектной группы для большинства из нас оказалось очень сложной проблемой: рассказ напоминал выписки из анкеты (фамилия, имя, номер школы) или строчки из книги ужасов с описанием чудовища-уродца, наделенного безобразными физическими и умственными данными.
Каково было удивление многих участников «получать» свое истинное лицо — свой психологический портрет, нарисованный самыми лучшими характеристиками от своих ровесников во время игры в ассоциации и упражнения «Искусство быть другим» (когда мы все поменялись ролями, и каждый говорил о другом, как о себе).
Помимо теоретического IQ есть не менее значимый — эмоциональный IQ, включающий полное представление о себе: кто ты, что ты собой представляешь, твои интересы, способности, возможности, жизненные ценности. Без осознания себя очень трудно применить на практике свои теоретические знания.
В процессе психологического исследования нами были сделаны следующие выводы.
1. Образ собственного «я» — это общий знаменатель, определяющий фактор всех наших жизненных историй, завершившихся как успехами, так и неудачами. Наши действия, чувства, поступки, даже способности всегда согласуются с образом собственного «я». Мы всегда будем действовать подобно той личности, с которой, по нашему убеждению, отождествляемся. Человек, вообразивший себя «типичным неудачником», всегда найдет способ и причину провалить дело.
2. Представление о самом себе можно изменить и начать новую жизнь. Для этого необходимо иметь реалистическое представление о себе, в том числе о своих достоинствах и недостатках; научиться уважать себя, что означает принимать себя таким, какой есть; соответствовать реальности и функционировать в реальном мире.
Если наше представление о себе целостно и прочно, то мы будем себя чувствовать уютно и спокойно; в противном случае мы станем ощущать тревогу и беспокойство. Если наш образ соответствует действительности, мы найдем возможность для самовыражения!» [4, с. 146].
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления [1, с. 14].
Литература
1. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем. Архангельск: АО ИППК РО, 2011. 58 с.
2. Воронова Д. С., Ретунская Т. Н. Принятие себя как одно из условий быть успешным // Актуальные проблемы инновационного развития ядерных технологий : материалы науч.-практ. конф. (10-14 апреля 2017) / науч. ред. М. Д. Носков. Северск : Изд-во СТИ НИЯУ МИФИ, 2017.
3. Выготский Л. Я. Вопросы детской психологии. СПб. : Речь, 2005. 210 с.
4. Ларина В. Е., Ретунская Т. Н. Конструктивное построение жизни посредством адекватного формирования образа Я // Актуальные проблемы инновационного развития ядерных технологий : материалы науч.-практ. конф. (10-14 апреля 2017) / науч. ред. М. Д. Носков. Северск : Изд-во СТИ НИЯУ МИФИ, 2017.
5. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2010 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.
6. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 64 с.
7. Тюфякин А. М., Ретунская Т. Н. Реализация личных планов посредством повышения самооценки // Актуальные проблемы инновационного развития ядерных технологий : материалы науч.-практ. конф. (10-14 апреля 2017) / науч. ред. М. Д. Носков. Северск : Изд-во СТИ НИЯУ МИФИ, 2017.
References
1. Artyugina T. Yu. Modem educational technologies: we study and apply [Sovremennye obnazovatel'nye tehnologii: izuchaem i primenjaem], Arhangelsk: AO IPPK RO, 2011. 58 p. (In Russian).
2. Voronova D. S., Retunskaya T. N. Self-accepting as one of the conditions to be successful. Actual problems of innovative development of nuclear technologies. Materials of scientific-practical conference (April 10-14, 2017) [Aktual'nye problemy innovacionnogo razvitija jadernyh tehnologij : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (10-14 aprelja 2017)]. Scientific editor M. D. Noskov. Seversk: Publishing house STI NIYaU MIFI, 2017. (In Russian).
3. Vygotskiy L. Ya. Questions of child psychology [Voprosy detskoj psihologii]. Saint Petersburg: Speech, 2005.210 p. (In Russian).
4. Larina V. E., Retunskaya T. N. Constructive construction of life by means of an adequate formation of self-image. Actual problems of innovative development of nuclear technologies. Materials of scientific-practical conference (April 10-14,2017) [Aktual'nye problemy innovacionnogo razvitija jadernyh tehnologij : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (10-14 aprelja 2017)]. Scientific editor M. D. Noskov. Seversk: Publishing house STI NIYaU MIFI, 2017. (In Russian).
5. Methodical recommendations of the Department of Education of Moscow from 20.11.2010 № 2-34-20 on the organization of design and research activities for students in general education institutions in Moscow [Metodicheskie rekomendacii Departamenta obrazovanija g. Moskvy ot 20.11.2010 № 2-34-20 po organizacii proektnoj i issledovatel'skoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah g. Moskvy]. (In Russian).
6. Stupnickaya M. A. New pedagogical technologies: organization and content of project activities of students [Novye pedagogicheskie tehnologii: organizacija i soderzhanie proektnoj dejatel'nosti uchashhihsja]. Moscow: Pedagogical University «First of September», 2009. 64 p. (In Russian).
7. Tyufyakin A.M., Retunskaya T.N. Realization of personal plans by increasing self-esteem. Actual problems of innovative development of nuclear technologies. Materials of scientific-practical conference (April 10-14, 2017) [Aktual'nye problemy innovacionnogo razvitija jadernyh tehnologij : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (10-14 aprelja 2017)]. Scientific editor M. D. Noskov. Seversk: Publishing house STI NIYaU MIFI, 2017. (In Russian).
УДК/UDC 372.8 Е. А. Румбешта
E. Rumbeshta
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЮ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВА «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ORGANIZATION OF SCHOOLCHILDREN TRAINING TO RESEARCH WITHIN THE BOUNDS OF THE ELECTIVE COURSE "THE PRINCIPLES OF EXPLORATORY ACTIVITY"
Введение. При обучении естественным предметам в российской школе всегда уделялось большое внимание развитию исследовательских умений школьников. Особенно актуально это в настоящее время. Повсеместно существует потребность в подготовке инженерных, научных кадров, которая должна решаться еще в школе путем ориентации учеников на исследование и овладение исследовательскими умениями. Эти же задачи ставит и новый стандарт образования. Необходимы разработка и внедрение в процесс обучения специально организованных занятий, на которых ученики подробно ознакомятся с исследовательскими методами и активно применят их на практике.
Цель изложенного в статье заключается в представлении способов эффективной организации обучения школьников исследованию на основе элективного курса.
Методология. Методологическую основу исследования составляют идеи деятельностного и проблемного подходов к обучению.
Научная новизна. Исследованы способы знакомства школьников с методами исследования, предложены способы развития исследовательских умений, создающих базу для дальнейшего обучения или использования их в быту или на производстве.
Практическая значимость. Проведенное исследование вносит вклад в методологическую подготовку обучающихся. В статье показаны способы развития важных для обучающихся универсальных учебных действий и исследовательских умений на основе определенной структуры электива для обучающихся 10-го класса. Электив состоит из обучающей части, программа которой представлена. Первая часть электива посвящена знакомству с исследованиями и методами исследования — теоретическими и практическими. Вторая часть электива включает школьников в прак-