Научная статья на тему 'Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения'

Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретунская Татьяна Николаевна

В статье выявляется взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение эффективно только на основе целостного образа «Я» (мотивы, потребности, цели, ценности, смыслы, способности), что является, на наш взгляд, важным фактором формирования будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ретунская Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality and professional self-determination of students

The article looks at interconnection and interdependence of processes of professional and personality self-determination. Professional self-determination is efficient on the basis of integral «I»-image only (motives, needs, objectives, values, senses, abilities), that is an important factor of forming of future specialists.

Текст научной работы на тему «Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения»

заведения с рынком труда. На совещании по вопросам подготовки специалистов, состоявшемся 3 марта 2009 г. в Московском физико-техническом институте, председатель Правительства РФ В.В. Путин отметил: «В кризисный период высшая школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов, смягчать давление на рынок труда, помогать людям оперативно получать новую профессию, новую информацию в самом широком смысле этого слова, востребованную на рынке труда» [3].

Литература

1. См.: Степанов Ю.Н, Жмайло А.И. Кадро-

вый потенциал закрытого города в условиях социально-экономической трансформации. Озерск, 2009. 187 с.

2. Аналитическое обеспечение реформы атомной отрасли: материалы конференции // Атом-пресса, 2008. №1 (787).

3. Путин В.В. В кризисный период высшая

школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 2-3.

TSEPAEVA I.A. GRADUATES OF THE SEVERSK STATE TECHNOLOGICAL ACADEMY AND LABOUR-MARKET

The article discloses problem-solving peculiarities of job placement of graduates of an applied-research institute of higher education subject to modern socio-economic conditions and the state of labour-market in nuclear industry. Positive experience of work in this direction of the Job Placement Assistance Centre of the Seversk State Technological Academy is presented.

Keywords: job placement of graduates, labour-market in nuclear industry, Job Placement Assistance Centre.

Личностное

т.н. ретунская, и профессиональное

ст. преподаватель самоопределение студентов

в процессе обучения

В статье выявляется взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение эффективно только на основе целостного образа «Я» (мотивы, потребности, цели, ценности, смыслы, способности), что является, на наш взгляд, важным фактором формирования будущего специалиста.

В условиях социально-экономических изменений, происходящих в современном обществе, особую значимость приобретают проблемы профессионализации. Немаловажную роль в становлении специалиста играет профессиональное образование. В настоящее время серьезные изменения претерпели прежде всего цели образования, а следовательно, и критерии его эффективности. Не только качество знаний, и не

объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования. «Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся

обстоятельствах и быть счастливой, -такова подлинная цель и критерий успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам» [1].

Залогом успешного выполнения профессиональной деятельности выпускником вуза является высокая степень психологической и профессиональной активности студента еще в процессе обучения. Однако на практике связь между высшим учебным заведением и сферой деятельности его выпускников не всегда надежна. Как правило, молодому специалисту после окончания учебного заведения требуется немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Одной из причин такой ситуации является отсутствие должного внимания к личностному и профессиональному самоопределению еще на стадии обучения в высшем учебном заведении.

Наш опыт показывает, что существует определенная связь между успешностью в любом виде профессиональной деятельности, качеством про-

фессиональной подготовки и личностным, профессиональным самоопределением. Поэтому особую важность приобретает рассмотрение проблемы с позиции формирования целостного «образа Я» субъекта профессиональной деятельности, включающего, помимо представлений о себе как личности, представление о себе как будущем профессионале.

Под самоопределением здесь понимается способность человека «строить» самого себя, умение переосмысливать свои цели и задачи, ответственность за свою судьбу, свобода выбора.

В литературе заметна тенденция употребления понятия «самоопределение личности» в большом диапазоне значений - от принятия жизненно важных решений до одноактных самостоятельных поступков. Наиболее широким является понятие «жизненное самоопределение». Содержание данного понятия включает в себя следующий ряд значений:

■ формирование определенного способа отношения к миру;

■ процесс самовыражения, самоутверждения, выражающийся в социальной позиции личности [2, 3].

■ занятие человеком конкретного места в социальной структуре общества, вхождение в ту или иную социальную группу, выбор соответствующего образа жизни, сферы трудовой деятельности [4].

Таким образом, жизненное самоопределение является актом свободного выбора человеком смысла жизни и соответствующего ему способа жизнедеятельности в социуме, что выражается в определенном отношении к себе и жизни, а также в деятельности по построению своей жизни в соответствии с выбранными ценностями, целями и средствами, а также с учетом требований социума.

Поскольку личностное самоопределение - «это определение человеком

того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество», то именно оно обусловливает степень готовности личности к профессиональному самоопределению [5].

В психолого-педагогической литературе профессиональное самоопределение понимается как уменьшение неопределенности представлений о профессиональном будущем и активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества профессионалов. Таким образом, сущность процесса профессионального самоопределения состоит в работе личности со своим будущим средствами настоящего.

Основными составляющими процесса личностного и профессионального самоопределения исследователи называют три типа знаний: знания о себе (образ «Я»), знания о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) и соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

Ключевым способом получения знаний о себе является самопонимание. Содержание данного понятия раскрывается в психологии развития, психологии познания, консультативной психологии, в нарративной психологии:

• понять себя - значит ответить на вопрос «Кто Я?», осознать свою принадлежность к социальной группе [6];

• с возрастом самопонимание становится все более сложным и отражается на развитии личности. В юношеский период самопонимание претерпевает значительные изменения: стремление понять себя связано с попытками самоидентификации, с «примери-ванием на себя» разнообразных ролей, характерных для взрослых [7].

• «самопонимание - это особая форма самосознания, находящаяся на границе между внутренним и внешним,

- рефлексивное самосознание. В рефлексивном самосознании сильно развит познавательный фактор, что делает возможной критическую самооценку, самоанализ, доступ к механизмам своего поведения. Это создает благоприятные условия для эффективного самоконтроля и всестороннего развития личности. Рефлексивное самосознание пробуждается и активно функционирует в юношеском периоде. В это время оно вызывается состояниями отчаяния и депрессии, а также самоутверждением. Стрессы, жизненные и профессиональные трудности стимулируют рефлексивное самосознание» [8].

Таким образом, самопонимание рассматривается разными авторами (независимо от направлений) как ключевой фактор развития личности, влияющий на уровень ее зрелости и способность к самоактуализации. В.В. Знаков пишет: «С позиции психологии человеческого бытия понимание нужно человеку для того, чтобы понять себя, определить, что он есть, какое место занимает в мире. В конечном счете смысл нашего бытия действительно состоит в понимании, а главное предназначение субъекта - искать смысл жизни, понимать ее. Понимая мир, человек должен понять себя, осознать изнутри, с позиций смысла своего существования».

Результатом профессионального самоопределения студентов нашей академии является наличие определенного эмоционально окрашенного и реалистичного плана, как минимум, ближайших шагов на пути к своему профессиональному будущему в соответствии с важнейшими ценностными представлениями и социальными нормами. Это можно выразить с помощью понятия «жизненная перспектива», сформулированного Е.И. Головахой следующим образом: это «целостная картина будущего в сложной и противоречивой вза-

имосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает свою социальную ценность и индивидуальный смысл жизни » [3]. При этом в структуру жизненной перспективы входят три компонента: жизненные цели и планы (конечные и промежуточные события определенного этапа жизни); иерархия ценностных ори-ентаций; смысл жизни.

Жизненная перспектива должна обладать определенными характеристиками. Среди них:

• реалистичность, т.е. разграничение в представлениях о будущем реальности и фантазий, концентрация усилий на том, что имеет реальные основания для реализации в будущем;

• оптимистичность, отражающая положительность прогнозов на будущее и уверенность личности в своевременном достижении намеченных целей;

• согласованность, связанность событий будущего с прошлым и настоящим человека, осознание личностью актуальности и преемственности этой связи. Важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем и условием построения жизненной перспективы является согласованная и непротиворечивая система ценностных ориентаций. Ценности выступают в качестве основного, регулирующего цели и планы компонента осознанной картины будущего.

В качестве методологической основы формирования личностного и профессионального самоопределения студентов нами используются следующие подходы.

Холистический подход. Подразумевает развитие целостной и гармоничной личности: «индивид как единое целое» - один из основных принципов гуманистической психологии.

Системный подход. Выражается в следующих принципах и тезисах.

■ Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения.

Личностное самоопределение первично по отношению к профессиональному. Последнее эффективно только на основе целостного образа «Я». Представление о собственных мотивах, потребностях, целях, ценностях, а также способностях, склонностях, индивидуальном стиле деятельности и интересах является первоочередным компонентом личностного самоопределения и базовой информацией для принятия решения о будущем виде деятельности.

■ Системный подход интерпретируется нами как последовательный процесс самопознания, самоанализа, рефлексии, практической пробы сил и организации деятельности по реализации намеченных жизненных и профессиональных целей; он сочетает в себе процессы личностного и профессионального самоопределения.

Деятельностный подход. Выражается в том, что деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности. Процесс личностного и профессионального самоопределения возможен лишь тогда, когда студент находится

в субъектной позиции по отношению к процессам познания, общения и труда. Невозможно организовать рефлексию опыта и прогнозировать будущее без активного участия в этом процессе самого субъекта деятельности. Самоопределиться может только сам студент, педагог не может сделать этого за него. Оказание психолого-педагогической поддержки процессов личностного и профессионального самоопределения происходит путем включения студентов в различные виды деятельности: учебную, исследовательскую, проектную, внеучебную.

Личностный подход. В деятельности нашего педагогического коллектива он предполагает:

■ учет индивидуально-психологических особенностей, уникальности каждого участника учебного процесса;

■ создание атмосферы безопасности, в которой каждый может чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы рискнуть быть самим собой и выразить самые глубокие эмоциональные переживания, что способствует развитию позитивной «Я-концепции ».

Профессиональная подготовка может рассматриваться как стандартизированный процесс, обусловленный комплексом условий и средств, направленных на формирование у студента определенного уровня квалификации. Однако профессиональная подготовка - это еще и индивидуальный процесс, обусловленный

личностными свойствами и имеющий определенные психологические особенности и закономерности. Поэтому педагогический коллектив нашей академии отдает предпочтение лич-ностно-ориентированному профессиональному образованию как направленному на обеспечение условий для развития личности будущего профессионала, его самостоятельности и активности.

Литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: со-

временная интерпретация. М., 2008.

2. См.: Сафин В.Ф. Личность: факторы и условия самоопределения и самореализации. Уфа, 2007.

3. См.: Головаха Е.И. Жизненная перспекти-

ва и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 2006.

4. См.: Климов Е.А. Психология профессио-

нального самоопределения. М., 2004

5. Маркова А.К. Психология профессиона-

лизма. М.: Знание, 1996.

6. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998.

7. Damon W, Hart D. Self-understanding in 8. Заборовский З. Психология познания. М.: Childhood and Adolescence. Cambridge, 1988. Академия, 2001.

RETUNSKAYA T.N. PERSONALITY AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

The article looks at interconnection and interdependence of processes of professional and personality self-determination. Professional self-determination is efficient on the basis of integral «I »-image only (motives, needs, objectives, values, senses, abilities), that is an important factor of forming of future specialists.

и А гыттппппл Воспитание на основе

И.А. СИДОРОВА, проректор

сотрудничества

В статье описаны особенности воспитательного процесса в техническом вузе. Представлен положительный опыт работы отдела социальной и воспитательной работы Северской государственной технологической академии.

Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческое самоуправление, молодой специалист, куратор.

Учебная и внеучебная деятельность ции воспитательной работы со студен-в вузе, безусловно, одинаково важны тами Северской государственной тех-

и неразрывно связаны. В вузе все подчинено процессу обучения и его совершенствованию. Воспитательная же деятельность предполагает создание для студентов благоприятных условий жизни, необходимых для получения ими качественного профессионального образования и адекватных их потребностям.

В настоящее время представляется необходимым преодолеть ряд стереотипных взглядов на осуществление воспитания в вузе. В первую очередь это касается «выделения» воспитательного процесса из общего потока педагогических процессов, ограничение его функциональной роли как дополнительной по отношению к учебе, рассмотрение его как необязательного или, того хуже, мешающего осуществлению собственно «образовательного процесса». Мы убеждены, что учебная, научная и воспитательная работа являются взаимодополняющими и неотъемлемыми элементами единой системы.

Воспитательный процесс в академии базируется на принятой «Концеп-

нологической академии». На основе данной концепции разработана программа воспитательной работы, в которой концептуальные принципы конкретизируются в программных положениях, а затем реализуются в планах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.