заведения с рынком труда. На совещании по вопросам подготовки специалистов, состоявшемся 3 марта 2009 г. в Московском физико-техническом институте, председатель Правительства РФ В.В. Путин отметил: «В кризисный период высшая школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов, смягчать давление на рынок труда, помогать людям оперативно получать новую профессию, новую информацию в самом широком смысле этого слова, востребованную на рынке труда» [3].
Литература
1. См.: Степанов Ю.Н, Жмайло А.И. Кадро-
вый потенциал закрытого города в условиях социально-экономической трансформации. Озерск, 2009. 187 с.
2. Аналитическое обеспечение реформы атомной отрасли: материалы конференции // Атом-пресса, 2008. №1 (787).
3. Путин В.В. В кризисный период высшая
школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 2-3.
TSEPAEVA I.A. GRADUATES OF THE SEVERSK STATE TECHNOLOGICAL ACADEMY AND LABOUR-MARKET
The article discloses problem-solving peculiarities of job placement of graduates of an applied-research institute of higher education subject to modern socio-economic conditions and the state of labour-market in nuclear industry. Positive experience of work in this direction of the Job Placement Assistance Centre of the Seversk State Technological Academy is presented.
Keywords: job placement of graduates, labour-market in nuclear industry, Job Placement Assistance Centre.
Личностное
т.н. ретунская, и профессиональное
ст. преподаватель самоопределение студентов
в процессе обучения
В статье выявляется взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение эффективно только на основе целостного образа «Я» (мотивы, потребности, цели, ценности, смыслы, способности), что является, на наш взгляд, важным фактором формирования будущего специалиста.
В условиях социально-экономических изменений, происходящих в современном обществе, особую значимость приобретают проблемы профессионализации. Немаловажную роль в становлении специалиста играет профессиональное образование. В настоящее время серьезные изменения претерпели прежде всего цели образования, а следовательно, и критерии его эффективности. Не только качество знаний, и не
объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования. «Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся
обстоятельствах и быть счастливой, -такова подлинная цель и критерий успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам» [1].
Залогом успешного выполнения профессиональной деятельности выпускником вуза является высокая степень психологической и профессиональной активности студента еще в процессе обучения. Однако на практике связь между высшим учебным заведением и сферой деятельности его выпускников не всегда надежна. Как правило, молодому специалисту после окончания учебного заведения требуется немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Одной из причин такой ситуации является отсутствие должного внимания к личностному и профессиональному самоопределению еще на стадии обучения в высшем учебном заведении.
Наш опыт показывает, что существует определенная связь между успешностью в любом виде профессиональной деятельности, качеством про-
фессиональной подготовки и личностным, профессиональным самоопределением. Поэтому особую важность приобретает рассмотрение проблемы с позиции формирования целостного «образа Я» субъекта профессиональной деятельности, включающего, помимо представлений о себе как личности, представление о себе как будущем профессионале.
Под самоопределением здесь понимается способность человека «строить» самого себя, умение переосмысливать свои цели и задачи, ответственность за свою судьбу, свобода выбора.
В литературе заметна тенденция употребления понятия «самоопределение личности» в большом диапазоне значений - от принятия жизненно важных решений до одноактных самостоятельных поступков. Наиболее широким является понятие «жизненное самоопределение». Содержание данного понятия включает в себя следующий ряд значений:
■ формирование определенного способа отношения к миру;
■ процесс самовыражения, самоутверждения, выражающийся в социальной позиции личности [2, 3].
■ занятие человеком конкретного места в социальной структуре общества, вхождение в ту или иную социальную группу, выбор соответствующего образа жизни, сферы трудовой деятельности [4].
Таким образом, жизненное самоопределение является актом свободного выбора человеком смысла жизни и соответствующего ему способа жизнедеятельности в социуме, что выражается в определенном отношении к себе и жизни, а также в деятельности по построению своей жизни в соответствии с выбранными ценностями, целями и средствами, а также с учетом требований социума.
Поскольку личностное самоопределение - «это определение человеком
того, кем он хочет стать, что он хочет, что может, что от него хочет общество», то именно оно обусловливает степень готовности личности к профессиональному самоопределению [5].
В психолого-педагогической литературе профессиональное самоопределение понимается как уменьшение неопределенности представлений о профессиональном будущем и активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества профессионалов. Таким образом, сущность процесса профессионального самоопределения состоит в работе личности со своим будущим средствами настоящего.
Основными составляющими процесса личностного и профессионального самоопределения исследователи называют три типа знаний: знания о себе (образ «Я»), знания о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) и соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.
Ключевым способом получения знаний о себе является самопонимание. Содержание данного понятия раскрывается в психологии развития, психологии познания, консультативной психологии, в нарративной психологии:
• понять себя - значит ответить на вопрос «Кто Я?», осознать свою принадлежность к социальной группе [6];
• с возрастом самопонимание становится все более сложным и отражается на развитии личности. В юношеский период самопонимание претерпевает значительные изменения: стремление понять себя связано с попытками самоидентификации, с «примери-ванием на себя» разнообразных ролей, характерных для взрослых [7].
• «самопонимание - это особая форма самосознания, находящаяся на границе между внутренним и внешним,
- рефлексивное самосознание. В рефлексивном самосознании сильно развит познавательный фактор, что делает возможной критическую самооценку, самоанализ, доступ к механизмам своего поведения. Это создает благоприятные условия для эффективного самоконтроля и всестороннего развития личности. Рефлексивное самосознание пробуждается и активно функционирует в юношеском периоде. В это время оно вызывается состояниями отчаяния и депрессии, а также самоутверждением. Стрессы, жизненные и профессиональные трудности стимулируют рефлексивное самосознание» [8].
Таким образом, самопонимание рассматривается разными авторами (независимо от направлений) как ключевой фактор развития личности, влияющий на уровень ее зрелости и способность к самоактуализации. В.В. Знаков пишет: «С позиции психологии человеческого бытия понимание нужно человеку для того, чтобы понять себя, определить, что он есть, какое место занимает в мире. В конечном счете смысл нашего бытия действительно состоит в понимании, а главное предназначение субъекта - искать смысл жизни, понимать ее. Понимая мир, человек должен понять себя, осознать изнутри, с позиций смысла своего существования».
Результатом профессионального самоопределения студентов нашей академии является наличие определенного эмоционально окрашенного и реалистичного плана, как минимум, ближайших шагов на пути к своему профессиональному будущему в соответствии с важнейшими ценностными представлениями и социальными нормами. Это можно выразить с помощью понятия «жизненная перспектива», сформулированного Е.И. Головахой следующим образом: это «целостная картина будущего в сложной и противоречивой вза-
имосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает свою социальную ценность и индивидуальный смысл жизни » [3]. При этом в структуру жизненной перспективы входят три компонента: жизненные цели и планы (конечные и промежуточные события определенного этапа жизни); иерархия ценностных ори-ентаций; смысл жизни.
Жизненная перспектива должна обладать определенными характеристиками. Среди них:
• реалистичность, т.е. разграничение в представлениях о будущем реальности и фантазий, концентрация усилий на том, что имеет реальные основания для реализации в будущем;
• оптимистичность, отражающая положительность прогнозов на будущее и уверенность личности в своевременном достижении намеченных целей;
• согласованность, связанность событий будущего с прошлым и настоящим человека, осознание личностью актуальности и преемственности этой связи. Важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем и условием построения жизненной перспективы является согласованная и непротиворечивая система ценностных ориентаций. Ценности выступают в качестве основного, регулирующего цели и планы компонента осознанной картины будущего.
В качестве методологической основы формирования личностного и профессионального самоопределения студентов нами используются следующие подходы.
Холистический подход. Подразумевает развитие целостной и гармоничной личности: «индивид как единое целое» - один из основных принципов гуманистической психологии.
Системный подход. Выражается в следующих принципах и тезисах.
■ Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения.
Личностное самоопределение первично по отношению к профессиональному. Последнее эффективно только на основе целостного образа «Я». Представление о собственных мотивах, потребностях, целях, ценностях, а также способностях, склонностях, индивидуальном стиле деятельности и интересах является первоочередным компонентом личностного самоопределения и базовой информацией для принятия решения о будущем виде деятельности.
■ Системный подход интерпретируется нами как последовательный процесс самопознания, самоанализа, рефлексии, практической пробы сил и организации деятельности по реализации намеченных жизненных и профессиональных целей; он сочетает в себе процессы личностного и профессионального самоопределения.
Деятельностный подход. Выражается в том, что деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности. Процесс личностного и профессионального самоопределения возможен лишь тогда, когда студент находится
в субъектной позиции по отношению к процессам познания, общения и труда. Невозможно организовать рефлексию опыта и прогнозировать будущее без активного участия в этом процессе самого субъекта деятельности. Самоопределиться может только сам студент, педагог не может сделать этого за него. Оказание психолого-педагогической поддержки процессов личностного и профессионального самоопределения происходит путем включения студентов в различные виды деятельности: учебную, исследовательскую, проектную, внеучебную.
Личностный подход. В деятельности нашего педагогического коллектива он предполагает:
■ учет индивидуально-психологических особенностей, уникальности каждого участника учебного процесса;
■ создание атмосферы безопасности, в которой каждый может чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы рискнуть быть самим собой и выразить самые глубокие эмоциональные переживания, что способствует развитию позитивной «Я-концепции ».
Профессиональная подготовка может рассматриваться как стандартизированный процесс, обусловленный комплексом условий и средств, направленных на формирование у студента определенного уровня квалификации. Однако профессиональная подготовка - это еще и индивидуальный процесс, обусловленный
личностными свойствами и имеющий определенные психологические особенности и закономерности. Поэтому педагогический коллектив нашей академии отдает предпочтение лич-ностно-ориентированному профессиональному образованию как направленному на обеспечение условий для развития личности будущего профессионала, его самостоятельности и активности.
Литература
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: со-
временная интерпретация. М., 2008.
2. См.: Сафин В.Ф. Личность: факторы и условия самоопределения и самореализации. Уфа, 2007.
3. См.: Головаха Е.И. Жизненная перспекти-
ва и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 2006.
4. См.: Климов Е.А. Психология профессио-
нального самоопределения. М., 2004
5. Маркова А.К. Психология профессиона-
лизма. М.: Знание, 1996.
6. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998.
7. Damon W, Hart D. Self-understanding in 8. Заборовский З. Психология познания. М.: Childhood and Adolescence. Cambridge, 1988. Академия, 2001.
RETUNSKAYA T.N. PERSONALITY AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
The article looks at interconnection and interdependence of processes of professional and personality self-determination. Professional self-determination is efficient on the basis of integral «I »-image only (motives, needs, objectives, values, senses, abilities), that is an important factor of forming of future specialists.
и А гыттппппл Воспитание на основе
И.А. СИДОРОВА, проректор
сотрудничества
В статье описаны особенности воспитательного процесса в техническом вузе. Представлен положительный опыт работы отдела социальной и воспитательной работы Северской государственной технологической академии.
Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческое самоуправление, молодой специалист, куратор.
Учебная и внеучебная деятельность ции воспитательной работы со студен-в вузе, безусловно, одинаково важны тами Северской государственной тех-
и неразрывно связаны. В вузе все подчинено процессу обучения и его совершенствованию. Воспитательная же деятельность предполагает создание для студентов благоприятных условий жизни, необходимых для получения ими качественного профессионального образования и адекватных их потребностям.
В настоящее время представляется необходимым преодолеть ряд стереотипных взглядов на осуществление воспитания в вузе. В первую очередь это касается «выделения» воспитательного процесса из общего потока педагогических процессов, ограничение его функциональной роли как дополнительной по отношению к учебе, рассмотрение его как необязательного или, того хуже, мешающего осуществлению собственно «образовательного процесса». Мы убеждены, что учебная, научная и воспитательная работа являются взаимодополняющими и неотъемлемыми элементами единой системы.
Воспитательный процесс в академии базируется на принятой «Концеп-
нологической академии». На основе данной концепции разработана программа воспитательной работы, в которой концептуальные принципы конкретизируются в программных положениях, а затем реализуются в планах