Научная статья на тему 'Становление адекватной самооценки студентов как результат профессионального самоопределения в образовательном пространстве вуза'

Становление адекватной самооценки студентов как результат профессионального самоопределения в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELFCONSCIOUSNESS / ADEQUATE SELF-APPRAISAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенева Ирина Дмитриевна, Щербакова Марина Викторовна

Обозначен круг проблем, связанных с процессом становления у будущих специалистов адекватной профессиональной самооценки в образовательном пространстве вуза. Предложена логика индивидуального маршрута профессионального становления. Выявлены педагогические условия формирования адекватной самооценки студента в процессе профессионального самоопределения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление адекватной самооценки студентов как результат профессионального самоопределения в образовательном пространстве вуза»

И.Д. КСЕНЕВА, М.В. ЩЕРБАКОВА (Старый Оскол, Воронеж)

становление адекватной самооценки студентов как результат профессионального самоопределения в образовательном пространстве вуза

Обозначен круг проблем, связанных с процессом становления у будущих специалистов адекватной профессиональной самооценки в образовательном пространстве вуза. Предложена логика индивидуального маршрута профессионального становления. Выявлены педагогические условия формирования адекватной самооценки студента в процессе профессионального самоопределения.

Ключевые слова: процесс профессионального становления, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание, адекватная самооценка.

Кардинальные изменения в социальноэкономической структуре нашего общества, системе социальных отношений, деловых и межличностных связей создают повышенные требования к личности будущего профессионала. Обладая высоким уровнем профессиональной квалификации, он должен быть самостоятельным, инициативным, умеющим нестандартно мыслить, принимать оптимальные решения и не только быстро адаптироваться к изменившейся ситуации, но и обладать способностью к ее творческому преобразованию, быть конкурентоспособной личностью. Данная ситуация вызвана тем, что в условиях современного быстро обновляющегося общества может преуспеть лишь тот, кто научился определять цель деятельности, прогнозировать способы ее достижения, выбирать оптимальный путь продвижения, анализировать результаты, извлекать уроки из временных неудач и трудностей; готов к конструктивному, преобразующему труду; способен наиболее эффективно продемонстрировать на практике свой профессиональный, социальный и общественно-политический опыт, в ходе самостоятельной деятельности в полном объеме раскрыть характер и уровень своего профессионального и личностного становления.

Подобный подход к характеру и уровню подготовки современного специалиста требует совершенствования деятельности высшей профессиональной школы, которая должна не только вооружать личность определенной суммой знаний, но и формировать у нее потребность в непрерывном самосовершенствовании, закладывать навыки самообразования, самопознания и саморазвития. В этих целях выявляются пути реформирования отечественного профессионального образования в новых социальноэкономических условиях (А.Г. Асмолов, С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, A.M. Новиков, Н.Н. Пахомов, В.Г. Разумовский, П.Г. Щедровицкий и др.), разрабатываются обобщенные модели личности и деятельности современного специалиста (Н.В. Борисова, В.В. Беляев, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, Г.М. Нохрин, Д.В. Чернилевский, O.K. Филатов, А.Р. Фонарев и др.), анализируются повышенная компетентность, мобильность, самоориентация, высокая образованность и культура как базовые профессиональноличностные характеристики будущего специалиста (А.А. Бодалев, Е.В. Бондарев-ская, A.M. Кондаков, И.А. Колесникова, Н.М. Кларин, A.M. Новиков, В.В. Сериков, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, В.И. Слобод-чиков и др.). В контексте данных исследований в ряду факторов, определяющих эффективность профессионально-личностного становления будущего специалиста, рассматривают сформированность самооценки, во многом обусловленной потребностью человека в самоутверждении, стремлении найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и собственном мнении. В ряде работ (А.Д. Андреева, Т.Ю. Андрущенко, В. Джеймс, А.В. Захарова, A.M. Прихожан, И.К. Радченко, М.Н. Резнеченко, Г.Я. Розен, Л.Н. Уваров и др.) отмечается, что именно самооценка может стать началом кропотливой работы субъекта по самосовершенствованию, определению своих способностей и возможностей, уровня развития профессиональных и личностных качеств. В силу этого поиск путей и средств становления адекватной самооценки личности студента в процессе профессионального самоопределения рассматривается нами в качестве актуального направления педагогической теории и практики.

© Ксенева И.Д., Щербакова М.В., 2011

Несмотря на то, что в отечественной теории и практике накоплен значительный материал, который может быть использован для выявления условий и средств формирования адекватной самооценки в образовательном процессе вуза, решение данной проблемы нельзя считать эффективным. Так, по результатам проведенных нами исследований, 38% студентов 1-2-го курсов Старооскольского филиала Воронежского государственного университета имеют неадекватную самооценку (из них 13% - завышенную, а 25% - заниженную). Это означает, что в условиях современной социальноэкономической и образовательной ситуации требуется новый подход к формированию адекватной самооценки студентов, основанный на приоритете индивидуальноличностного начала, направленный на создание условий и средств для оптимального вхождения личности в образовательное пространство вуза и адекватной самореализации в нем. Следствием этого является противоречие между востребованностью адекватной самооценки как атрибутивной профессионально-личностной характеристики современного специалиста с высшим образованием и недостаточной исследован-ностью теоретических и организационнометодических основ ее становления в процессе профессионального самоопределения в образовательном пространстве вуза.

Самоопределению в профессиональной деятельности уделяют внимание многие исследователи (Б.Б. Коссов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), рассматривая его как определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Динамика профессионального самоопределения состоит, по мнению этих ученых, в изменении образа профессионала, корректировке и самоанализе отношения к себе, изменении критериев этого отношения на протяжении всей профессиональной жизни. Данный процесс нуждается в специально смоделированных в вузе условиях, побуждающих к профессиональному саморазвитию, стимулирующих профессиональное самосовершенствование, и большой рефлексивной практике как в период подготовки будущего специалиста, так и в реальной профессиональной деятельности.

Опираясь на известные признаки самоопределения вообще, представим логику ин-

дивидуального маршрута профессионального становления:

1) построение на основе сложившегося стереотипа профессиональной деятельности и личного опыта субъективной модели будущей профессии (идеальная цель);

2) самоопределение, соотнесение нормативных предписаний, предъявляемых профессией к личности, и собственно ценностных ориентаций, целей, мотивов, идеалов, осознание своей уникальности;

3) адекватные профессиональные представления, принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня и какова сейчас моя личность (самооценка);

4) предвосхищение своих потенциальных завтрашних качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность и профессионал;

5) «внутренняя позиция», построение своих целей, задач, планов (близких, средних и отдаленных) для развития необходимых качеств: чего я хочу и как я намерен действовать;

6) пересмотр своих критериев и оценок под влиянием изменений менталитета и ценностей общества, из которых человек выбирает разные варианты на различных этапах развития профессиональной карьеры;

7) пересамоопределение - человек заново осмысливает идеальную профессиональную модель, принимает или не принимает себя.

Затем цикл может возобновляться.

этот процесс возможен лишь при определенном уровне зрелости личности, осознанности мотивации и сложившихся ценностных ориентаций. необходимы также определенные ситуации, которые актуализировали бы эту потребность в самоанализе, постоянно стимулировали самосовершенствование, создавали условия личностного, социальнопрофессионального и духовно-нравственного соревнования с другими или с самим собой вчерашним.

Рассуждая о профессиональном самоопределении, одни ученые утверждают, что исследование должно обязательно осуществляться в контексте жизненной перспективы, ядром которой являются ценностные ориентации, жизненные планы, цели. Другие исследователи считают, что любое опи-

сание человеческой жизни предполагает выяснение вопросов: как и что человек делает, каков предмет его деятельности, как он относится к деятельности, каковы его отношения с окружающими людьми. Оба подхода предусматривают сознательный взгляд на образ профессии и профессиональную деятельность, свое место в профессиональном пространстве.

С нашей точки зрения, профессиональное самоопределение возможно не только на уровне профессионального выбора, но и на уровне профессиональной деятельности, когда специалист осознает функциональные требования профессии, сопоставляет их со своими возможностями, способностями, целями, жизненными идеалами, установками, системой ценностей. Профессиональное самоопределение мы рассматриваем как самостоятельный, осознанный и добровольный выбор профессии, реализацию профессиональных перспектив, предполагающих выбор профессии, получение профессионального образования и самосовершенствование в данной области. В этом определении отражены позиция профессионала (профессия как роль, инструмент, средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях жизни и карьеры) и сущность профессионального смысла (самостоятельность и осознанность выбора, корректировка и самосовершенствование специалиста). Как видим, профессиональное самоопределение имеет смысл в том случае, если оно совпадает с целью жизненного и личностного самоопределения, т.е. дает возможность для выражения самобытного образа Я и самоутверждения среди окружающих.

Становление студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности означает осознание личностной значимости и смысла своей деятельности. Фундаментальным условием профессионального развития личности является переход на более высокий уровень профессионального самосознания, которое рассматривается многими авторами как системообразующая психологическая подструктура личности специалиста и ведущее условие его профессионального развития. Понятие «профессиональное самосознание» является подчиненным по отношению к понятию «самосознание личности», часто определяемому как динамическая система представлений человека о самом себе, осознании им своих физических, интеллектуальных и других ка-

честв, оценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [3]. Таким образом, изучая профессиональное самосознание представителя какой-либо специальности, имеет смысл опираться на уже изученные свойства и характеристики самосознания личности, учитывая специфику их проявлений в конкретной профессии. Под самосознанием многие исследователи понимают осознание человеком себя как личности, процесс самопознания и самоотношения. Для обозначения самосознания в литературе часто используются термины «Я-образ» и «Я-концепция» (А.Н. Крылов, Ф. Патаки, А.Р. Петрулите, В.В. Столин и др.). Подходы к пониманию этих феноменов различны. Так, В.В. Столин трактует феномен Я-образ как смысл «Я», И.О. Кон и И.И. Чесноко-ва - как эмоционально-ценностное отношение к себе, М.И. Лисина - как аффективнокогнитивное образование. Л.М. Митина считает Я-образ обобщенной системой представлений субъекта о себе, при строительстве которого личность использует такие приемы, как самоанализ, самоосмысление, самовосприятие и самонаблюдение.

Вопросам становления профессионального самосознания в целом посвящены работы Б.Д. Парыгина (осознание принадлежности к профессиональной группе), В.Д. Брагина (познание и самооценка профессиональных качеств и отношение к ним), П.А. Шавир (самоопределение и осознание себя как субъекта профессиональной деятельности). Е.А. Климов исследовал структуру профессионального самосознания, выделив следующие компоненты: 1) сознание своей принадлежности к определенной профессии; 2) представление о степени своего соответствия профессиональным эталонам, своем месте в системе профессиональных ролей, статусе; 3) знание своих сильных и слабых сторон, путей совершенствования, стилей в работе, проблемных зон и т.п. [1]. Основными источниками развития профессионального самосознания личности являются собственная профессиональная деятельность человека и профессиональное общение.

Самооценка, таким образом, рассматривается нами как один из компонентов профессионально-личностного саморазвития, а адекватная профессиональная самооценка -как результат профессионального самоопределения в образовательном процессе вуза. Наиболее существенными ее признаками являют-

ся осознаваемость личных и чужих профессиональных качеств; сопоставляемость профессиональной оценки и оценки других. Самооценка означает не просто фиксацию уровня развития личности, а ценностное отношение к качествам личности, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание изменить их к лучшему.

Без адекватной профессиональной самооценки личности невозможно становление студента как специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью. Несомненно, престиж вуза, его материальная база, статус студента в учебном коллективе, внимание преподавателей к достижениям обучающихся и оценивание производственной практики играют большую роль в становлении адекватной профессиональной самооценки студентов. Однако в большей степени оно зависит от отношений обучающихся с участниками образовательного процесса высшей школы. Непосредственное взаимодействие со студентами осуществляют 1) представители административноуправленческого аппарата вуза (его руководители); 2) профессорско-преподавательский состав факультета (преподаватель создает педагогические условия, реализует педагогическое общение, воздействует на личность студента не отдельными приемами или упражнениями, а всем своим существом (Н.М. Борыт-ко)); 3) кураторы университетских групп (руководители студенческого коллектива, формирующие воспитательную среду, в которой идет процесс становления личности; поддерживающие контакты с другими преподавателями факультета и семьей каждого студента, привлекающие студентов к активной учебной и внеучебной деятельности); 4) представители студенческого самоуправления (знакомят студентов с традициями университета и особенностями студенческой жизни, помогают обучающимся включиться в учебный процесс, поощряют их творческую инициативу); 5) отдел внеучебной деятельности студентов (совершенствует студенческое самоуправление, организует вторичную занятость обучающихся в течение года и летних каникул); 6) социальный отдел (оказывает социальную поддержку и материальную помощь обучающимся).

Необходимо отметить, что от качества организации учебно-воспитательного процес-

са в вузе, взаимоотношений между студентами и преподавателями, атмосферы общения, создаваемой в группе, и межличностных контактов во многом зависят комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности, его готовность решать нестандартные проблемы в производственных ситуациях, а также процесс его взаимодействия с другими людьми. Становление адекватной профессиональной самооценки будущих специалистов в ходе учебнопрофессиональной деятельности должно осуществляться как целенаправленный процесс, эффективность которого определяется комплексом выявленных нами педагогических условий: стимулированием мотивации к самопознанию, выбором оптимального стиля деятельности и общения, усилением воспитательной и развивающей функций обучения, созданием позитивной микросоци-альной, профессиональной среды, персонализацией межличностного взаимодействия.

литература

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М. : Изд. центр «Академия», 2004.

2. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестн. ЛГУ. 1989. Вып. 4. С. 91-96.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М. : Изд. центр «Академия», 2004.

4. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.

5. Шибутани Т. «Я-концепция» и чувство собственного достоинства // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара : Изд. дом «Бахрах», 2003.

Formation of students’ adequate selfappraisal as the result of professional selfdetermination in the educational area of a higher school

There is marked out the range of problems regarding the process offormation of future specialists’ adequate professional self-appraisal in the educational area of a higher school. There is suggested the logic of individual route of professional establishment. There are revealed the pedagogic conditions of students’ adequate self-appraisal in the process of professional self-determination.

Key words: process of professional formation, professional self-determination, professional selfconsciousness, adequate self-appraisal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.