Научная статья на тему 'Особенности становления профессиональной Я-концепции будущих психологов'

Особенности становления профессиональной Я-концепции будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1319
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ОБРАЗ "Я" / САМООЦЕНКА / ЛИЧНОСТЬ ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимова Э. Ф.

Статья посвящена теоретическому исследованию феномена профессиональной Я-концепции студентов психологов. Данное исследование позволяет определить место профессиональной Я-концепции в структуре личности будущего психолога, ее влияние на дальнейшую профессиональную деятельность. Выявить особенности и проблемы формирования профессиональной Я-концепции в процессе обучения. Определены опорные понятия темы, представлены результаты проведенного исследования, задано направление для дальнейшей научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT FOR FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article is devoted to the theoretical study of the phenomenon of professional self-concept of studentspsychologists. This study allows to determine the place of professional self-concept in the structure of the person of the future psychologists, its impact on the future professional activity. Identify the characteristics and problems of formation of professional self-concept in the process of training of the future psychologists. Defined the concept of the reference topics are presented results of the study, set the direction for further research.

Текст научной работы на тему «Особенности становления профессиональной Я-концепции будущих психологов»

УДК 159.9.072 ББК 88

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ БУДУЩИХ

ПСИХОЛОГОВ

ИБРАГИМОВА Э.Ф. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена теоретическому исследованию феномена профессиональной Я-концепции студентов психологов. Данное исследование позволяет определить место профессиональной Я-концепции в структуре личности будущего психолога, ее влияние на дальнейшую профессиональную деятельность. Выявить особенности и проблемы формирования профессиональной Я-концепции в процессе обучения. Определены опорные понятия темы, представлены результаты проведенного исследования, задано направление для дальнейшей научной работы.

Ключевые слова: Я-концепция, профессиональная Я-концепция, профессиональное самосознание, образ "Я", самооценка, личность психолога, профессионально-личностное становление.

Актуальность. Профессия психолога отличается от других повышенным чувством ответственности и является одной из самых напряженных. Психолог в процессе работы оказывает на своих клиентов колоссальное воздействие, поэтому ему необходимо соответствовать определенному образу идеального специалиста. Будущему психологу необходимо не только научиться работать в ключе психологического знания, но и с категориями, характеризующими личность специалиста.

Профессия психолога, как никакая другая, нуждается в психологической помощи и поддержке в первую очередь в силу того, что является психологически напряженной и подверженной частым стрессовым ситуациям. Отсюда и необходимость обучить будущих психологов работать не только с привычными понятиями профессиональной деятельности, но и с категориями, влияющими на личность самого психолога. В процессе профессионального образования, будущие психологи должны не только усвоить ряд профессиональных компетенций, используя современные педагогические технологии, но и пройти пусть профессионального становления и раскрытия своих творческих способностей.

Анализ исторического аспекта проблемы Я-концепции в психологии, показывает, что данная проблема разрабатывается в четырех направлениях:

- определение содержания "образа Я" -категории, в которых индивид осознает свои особенности, наличие или отсутствие у себя тех или иных черт;

- выявление структурных компонентов Я-концепции; куда входят: "Я-реальное", "Я-идеальное", "Я-демонстрируемое";

- происхождение Я-концепции, рассматривающееся как результат общения ребенка с взрослым;

- исследование регулятивной функции Я-концепции, которая была обнаружена: в ситуации целеполагания; в ситуациях противоречия между непосредственными желаниями и соответствием поведения собственным ценностям; в ситуации морального выбора; в ситуации самовоспитания [5].

Общее в подходах отечественных и зарубежных учёных в исследовании по данной проблеме можно определить следующим образом: Я-концепция представляет собой систему знаний индивида о себе, включающая множественность Я, обладающая различными аспектами, развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других; специфическое - Я-концепция отождествляется со структурой личности, с образом Я; смешивается с понятием "самосознание".

На протяжении всего времени обучения, личность студента находится в состоянии

самостроительства профессиональной Я-концепции, что предполагает определение целей саморазвития, самореализации как регулятора активности и продуктивности развития. Большую роль играет самовоспитание, так как самостоятельная постановка целей становится возможна при достаточно высоком уровне самосознания. Формирование же способности к целеполаганию и достижению поставленных целей, является важной педагогической целью в образовательном процессе. Студенческий возраст характеризуется потребностью в самоопределении. Негативный опыт в общении и деятельности может привести к дестабилизации личности. Не

сформированность позитивной Я-концепции ведет за собой патологии идентичности. В следствие, возникают негативные психические состояния: беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, неуверенность в себе; оказывая существенное влияние на психическое и физическое здоровье.

Профессиональная Я-концепция студента, является следствием взаимодействия двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-

профессионального развития (направленного самодвижения, порождающего мотивы, цели и задачи) и внешнего, по отношению к личности студента и к процессу его обучения. В образовательном процессе, студент является носителем активности, индивидуального, субъективного опыта, обладает стремлением к самораскрытию, самореализации своих внутренних потенциалов [1, 3].

Я-концепция психолога представляет собой особый конструкт профессиональной личности, являющийся результатом активного

осмысления специалистом собственных профессионально значимых свойств. Особое значение профессиональная Я-концепция приобретает в связи с тем, что она отражает процессы активного самопознания,

саморегуляции и самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональная концепция состоит из трех основных компонентов: когнитивного, аффективного, конативного (поведенческого). Под профессиональной Я-концепцией педагога понимается осознание себя в каждом из трех основных аспектах профессионального труда: в деятельности, в общении, а так же в системе самой личности психолога.

Когнитивный компонент профессиональной Я-концепции представлен не только системой знаний о себе, как профессионале, но и самим образом "Я", интегрированным в профессиональную деятельность. Аффективный компонент представлен совокупностью трех видов эмоциональных отношений психолога к самому себе: к своим действиям, к межличностному общению в системе профессиональной деятельности, и к профессионально важным качествам. Отношение психолога к самому себе, как к профессионалу, отражается в профессиональной самооценке.

Центральным психологическим механизмом поведенческого компонента является соотношение между мотивационной сферой личности специалиста и возможностью достижения успеха в реализации ведущих мотивов. Психолог с адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение клиента, что в конечном итоге оказывает положительное воздействие на его личность. [2,

3]

Низкий уровень сформированности Я-концепции отрицательно влияет на профессиональную деятельность психолога. Так как его поведение не имеет определенной мотивационной направленности (следствие несформированности конативного компонента профессиональной Я-концепции), носит ситуативный характер, мотивы бессистемны и неустойчивы, поведение носит

приспособительный и пассивный характер -эффективность деятельности такого психолога будет низкой. Психолог же с положительно сформированной профессиональной Я-концепцией, выступает как субъект собственной мотивации, ориентирован на профессиональное самосовершенствование и творческое решение задач, благоприятно влияет на своих клиентов.

В структуре профессиональной Я-концепции психолога можно выделить компоненты, сходные с компонентами Я-концепции личности: актуальное, ретроспективное, идеальное и рефлексивное Я.

Актуальное Я - то, каким себя видит и оценивает будущий психолог в настоящее время;

Ретроспективное Я - то, каким себя видит и оценивает студент по отношению к начальным этапам своего обучения и практики;

Идеальное Я - то, каким хотел бы быть или стать студент, т.е. образ совершенного, идеального психолога;

Рефлексивное Я - то, как, с точки зрения студента, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере (как коллеги-студенты, преподаватели, так и педагогический состав места практики).

Актуальное Я является ядром профессиональной Я-концепции психолога, которое основывается на трех других, где ретроспективная часть взаимодействуя с актуальной, позволяет выявить шкалу собственных критериев оценки своего профессионального опыта; идеальное является цельной перспективой личности в профессиональном саморазвитии; рефлексивное же, выступает как социальная перспектива в самосознании психолога.

Становление личности студента, как субъекта профессиональной деятельности выражается в творческом отношении к ней. Осознавая личностный смысл своей деятельности, степень эмоциональной вовлеченности в нее, возможность самовыразиться и

самоутвердиться в ней, студент понимает значимость профессиональной деятельности для себя, что способствует становлению профессиональной Я-концепции.

Анализ характеристик профессиональной Я-концепции студентов, позволяет определить в качестве основных компонентов, отвечающих за становление: самопознание, самореализацию, самооценку, самоуважение, саморегуляцию. Развитие этих компонентов, в образовательном процессе, является важной задачей, так как становление Я-концепции, предполагает собой гармонизацию личности студента.

Существенную роль в становлении профессиональной Я-концепции будущего психолога, составляет и его профессиональная направленность [4, 6].

Исследователи, занимающиеся проблемами профессионального самосознания, выявили своеобразную закономерность взаимовлияния профессиональной направленности и установки на профессиональное самосовершенствование. При высоком уровне профессиональной направленности самосознание становится детерминирующим стимулирующим фактором в этом процессе. При отсутствии

профессиональной направленности

формирующееся самосознание тормозит проявления реальной самостоятельности в трудовой сфере. Осознание профессиональной деятельности, как личностно чуждой, делает вопрос о соответствии ей несущественным [1, 5, 6].

В процессе получения профессии, у будущих психологов происходят качественные изменения всех структурных компонентов профессиональной Я-концепции. В основном, это изменение представления о себе, как о профессионале на теоретическом уровне, так как большую часть учебного процесса занимает теория. В связи с этим, студенты сталкиваются с проблемой применения полученных знаний, умений и навыков на практике, что влечет за собой неуверенность в себе как в специалисте и влечет за собой ослабление профессионального "Я" образа. Такое явление особенно характерно для выпускников, которые впервые сталкиваются с самостоятельной трудовой деятельностью. На этапе адаптации, являющемся неотъемлемой частью

профессионального становления личности, некоторые выпускники считают себя недостаточно компетентными в ряде профессиональных вопросов, что также негативно сказывается на Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция представляет собой, целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает в себя компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости), эмоциональный (самоуважение, себялюбие), и поведенческий (реакция на конкретные действия, вызванные образом Я).

Данное теоретическое исследование определяет дальнейшую направленность изучения профессиональной Я-концепции студентов-психологов. В последующих работах планируется осуществить

психодиагностическое исследование

компонентов профессиональной Я-концепции студентов-психологов, установить уровни сформированности, проанализировать

результаты, разработать программу способствующую позитивным изменениям в процессе формирования профессиональной Я-концепции, провести оценку эффективности проделанной работы.

Список литературы

1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - с. 4-8.

2. Авдеенко А. С. Особенности проявления жизнестойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - с. 29-31.

3. Батуева С.В. Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013 - Т.2 №1 (12). - с. 3-7.

4. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации /В.И. Долгова, Л.В., Иванова, Е.Г. Капитанец и др. //учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Челябинск, 2008. -100 с.

5. Григорович С.С. Дифференцированность содержания профессиональной "Я-концепции" психологов на этапе профессионального образования / С.С. Григорович // Вестник тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - 2010. - №8. - с. 148-153.

6. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - с. 105-108

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT FOR FUTURE

PSYCHOLOGISTS

IBRAGIMOVA E.F. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the theoretical study of the phenomenon of professional self-concept of students-psychologists. This study allows to determine the place of professional self-concept in the structure of the person of the future psychologists, its impact on the future professional activity. Identify the characteristics and problems of formation of professional self-concept in the process of training of the future psychologists. Defined the concept of the reference topics are presented results of the study, set the direction for further research.

Keywords: self-concept, professional self-concept, professional consciousness, the "I" image, self-appraisal, person psychologists, professional self-determination, professional orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.