УДК 159.9.072 ББК 88
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ БУДУЩИХ
ПСИХОЛОГОВ
ИБРАГИМОВА Э.Ф. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена теоретическому исследованию феномена профессиональной Я-концепции студентов психологов. Данное исследование позволяет определить место профессиональной Я-концепции в структуре личности будущего психолога, ее влияние на дальнейшую профессиональную деятельность. Выявить особенности и проблемы формирования профессиональной Я-концепции в процессе обучения. Определены опорные понятия темы, представлены результаты проведенного исследования, задано направление для дальнейшей научной работы.
Ключевые слова: Я-концепция, профессиональная Я-концепция, профессиональное самосознание, образ "Я", самооценка, личность психолога, профессионально-личностное становление.
Актуальность. Профессия психолога отличается от других повышенным чувством ответственности и является одной из самых напряженных. Психолог в процессе работы оказывает на своих клиентов колоссальное воздействие, поэтому ему необходимо соответствовать определенному образу идеального специалиста. Будущему психологу необходимо не только научиться работать в ключе психологического знания, но и с категориями, характеризующими личность специалиста.
Профессия психолога, как никакая другая, нуждается в психологической помощи и поддержке в первую очередь в силу того, что является психологически напряженной и подверженной частым стрессовым ситуациям. Отсюда и необходимость обучить будущих психологов работать не только с привычными понятиями профессиональной деятельности, но и с категориями, влияющими на личность самого психолога. В процессе профессионального образования, будущие психологи должны не только усвоить ряд профессиональных компетенций, используя современные педагогические технологии, но и пройти пусть профессионального становления и раскрытия своих творческих способностей.
Анализ исторического аспекта проблемы Я-концепции в психологии, показывает, что данная проблема разрабатывается в четырех направлениях:
- определение содержания "образа Я" -категории, в которых индивид осознает свои особенности, наличие или отсутствие у себя тех или иных черт;
- выявление структурных компонентов Я-концепции; куда входят: "Я-реальное", "Я-идеальное", "Я-демонстрируемое";
- происхождение Я-концепции, рассматривающееся как результат общения ребенка с взрослым;
- исследование регулятивной функции Я-концепции, которая была обнаружена: в ситуации целеполагания; в ситуациях противоречия между непосредственными желаниями и соответствием поведения собственным ценностям; в ситуации морального выбора; в ситуации самовоспитания [5].
Общее в подходах отечественных и зарубежных учёных в исследовании по данной проблеме можно определить следующим образом: Я-концепция представляет собой систему знаний индивида о себе, включающая множественность Я, обладающая различными аспектами, развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других; специфическое - Я-концепция отождествляется со структурой личности, с образом Я; смешивается с понятием "самосознание".
На протяжении всего времени обучения, личность студента находится в состоянии
самостроительства профессиональной Я-концепции, что предполагает определение целей саморазвития, самореализации как регулятора активности и продуктивности развития. Большую роль играет самовоспитание, так как самостоятельная постановка целей становится возможна при достаточно высоком уровне самосознания. Формирование же способности к целеполаганию и достижению поставленных целей, является важной педагогической целью в образовательном процессе. Студенческий возраст характеризуется потребностью в самоопределении. Негативный опыт в общении и деятельности может привести к дестабилизации личности. Не
сформированность позитивной Я-концепции ведет за собой патологии идентичности. В следствие, возникают негативные психические состояния: беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, неуверенность в себе; оказывая существенное влияние на психическое и физическое здоровье.
Профессиональная Я-концепция студента, является следствием взаимодействия двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-
профессионального развития (направленного самодвижения, порождающего мотивы, цели и задачи) и внешнего, по отношению к личности студента и к процессу его обучения. В образовательном процессе, студент является носителем активности, индивидуального, субъективного опыта, обладает стремлением к самораскрытию, самореализации своих внутренних потенциалов [1, 3].
Я-концепция психолога представляет собой особый конструкт профессиональной личности, являющийся результатом активного
осмысления специалистом собственных профессионально значимых свойств. Особое значение профессиональная Я-концепция приобретает в связи с тем, что она отражает процессы активного самопознания,
саморегуляции и самосовершенствования в профессиональной деятельности.
Профессиональная концепция состоит из трех основных компонентов: когнитивного, аффективного, конативного (поведенческого). Под профессиональной Я-концепцией педагога понимается осознание себя в каждом из трех основных аспектах профессионального труда: в деятельности, в общении, а так же в системе самой личности психолога.
Когнитивный компонент профессиональной Я-концепции представлен не только системой знаний о себе, как профессионале, но и самим образом "Я", интегрированным в профессиональную деятельность. Аффективный компонент представлен совокупностью трех видов эмоциональных отношений психолога к самому себе: к своим действиям, к межличностному общению в системе профессиональной деятельности, и к профессионально важным качествам. Отношение психолога к самому себе, как к профессионалу, отражается в профессиональной самооценке.
Центральным психологическим механизмом поведенческого компонента является соотношение между мотивационной сферой личности специалиста и возможностью достижения успеха в реализации ведущих мотивов. Психолог с адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение клиента, что в конечном итоге оказывает положительное воздействие на его личность. [2,
3]
Низкий уровень сформированности Я-концепции отрицательно влияет на профессиональную деятельность психолога. Так как его поведение не имеет определенной мотивационной направленности (следствие несформированности конативного компонента профессиональной Я-концепции), носит ситуативный характер, мотивы бессистемны и неустойчивы, поведение носит
приспособительный и пассивный характер -эффективность деятельности такого психолога будет низкой. Психолог же с положительно сформированной профессиональной Я-концепцией, выступает как субъект собственной мотивации, ориентирован на профессиональное самосовершенствование и творческое решение задач, благоприятно влияет на своих клиентов.
В структуре профессиональной Я-концепции психолога можно выделить компоненты, сходные с компонентами Я-концепции личности: актуальное, ретроспективное, идеальное и рефлексивное Я.
Актуальное Я - то, каким себя видит и оценивает будущий психолог в настоящее время;
Ретроспективное Я - то, каким себя видит и оценивает студент по отношению к начальным этапам своего обучения и практики;
Идеальное Я - то, каким хотел бы быть или стать студент, т.е. образ совершенного, идеального психолога;
Рефлексивное Я - то, как, с точки зрения студента, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере (как коллеги-студенты, преподаватели, так и педагогический состав места практики).
Актуальное Я является ядром профессиональной Я-концепции психолога, которое основывается на трех других, где ретроспективная часть взаимодействуя с актуальной, позволяет выявить шкалу собственных критериев оценки своего профессионального опыта; идеальное является цельной перспективой личности в профессиональном саморазвитии; рефлексивное же, выступает как социальная перспектива в самосознании психолога.
Становление личности студента, как субъекта профессиональной деятельности выражается в творческом отношении к ней. Осознавая личностный смысл своей деятельности, степень эмоциональной вовлеченности в нее, возможность самовыразиться и
самоутвердиться в ней, студент понимает значимость профессиональной деятельности для себя, что способствует становлению профессиональной Я-концепции.
Анализ характеристик профессиональной Я-концепции студентов, позволяет определить в качестве основных компонентов, отвечающих за становление: самопознание, самореализацию, самооценку, самоуважение, саморегуляцию. Развитие этих компонентов, в образовательном процессе, является важной задачей, так как становление Я-концепции, предполагает собой гармонизацию личности студента.
Существенную роль в становлении профессиональной Я-концепции будущего психолога, составляет и его профессиональная направленность [4, 6].
Исследователи, занимающиеся проблемами профессионального самосознания, выявили своеобразную закономерность взаимовлияния профессиональной направленности и установки на профессиональное самосовершенствование. При высоком уровне профессиональной направленности самосознание становится детерминирующим стимулирующим фактором в этом процессе. При отсутствии
профессиональной направленности
формирующееся самосознание тормозит проявления реальной самостоятельности в трудовой сфере. Осознание профессиональной деятельности, как личностно чуждой, делает вопрос о соответствии ей несущественным [1, 5, 6].
В процессе получения профессии, у будущих психологов происходят качественные изменения всех структурных компонентов профессиональной Я-концепции. В основном, это изменение представления о себе, как о профессионале на теоретическом уровне, так как большую часть учебного процесса занимает теория. В связи с этим, студенты сталкиваются с проблемой применения полученных знаний, умений и навыков на практике, что влечет за собой неуверенность в себе как в специалисте и влечет за собой ослабление профессионального "Я" образа. Такое явление особенно характерно для выпускников, которые впервые сталкиваются с самостоятельной трудовой деятельностью. На этапе адаптации, являющемся неотъемлемой частью
профессионального становления личности, некоторые выпускники считают себя недостаточно компетентными в ряде профессиональных вопросов, что также негативно сказывается на Я-концепции.
Таким образом, Я-концепция представляет собой, целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает в себя компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости), эмоциональный (самоуважение, себялюбие), и поведенческий (реакция на конкретные действия, вызванные образом Я).
Данное теоретическое исследование определяет дальнейшую направленность изучения профессиональной Я-концепции студентов-психологов. В последующих работах планируется осуществить
психодиагностическое исследование
компонентов профессиональной Я-концепции студентов-психологов, установить уровни сформированности, проанализировать
результаты, разработать программу способствующую позитивным изменениям в процессе формирования профессиональной Я-концепции, провести оценку эффективности проделанной работы.
Список литературы
1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - с. 4-8.
2. Авдеенко А. С. Особенности проявления жизнестойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - с. 29-31.
3. Батуева С.В. Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды // Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013 - Т.2 №1 (12). - с. 3-7.
4. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации /В.И. Долгова, Л.В., Иванова, Е.Г. Капитанец и др. //учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Челябинск, 2008. -100 с.
5. Григорович С.С. Дифференцированность содержания профессиональной "Я-концепции" психологов на этапе профессионального образования / С.С. Григорович // Вестник тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - 2010. - №8. - с. 148-153.
6. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - с. 105-108
FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT FOR FUTURE
PSYCHOLOGISTS
IBRAGIMOVA E.F. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article is devoted to the theoretical study of the phenomenon of professional self-concept of students-psychologists. This study allows to determine the place of professional self-concept in the structure of the person of the future psychologists, its impact on the future professional activity. Identify the characteristics and problems of formation of professional self-concept in the process of training of the future psychologists. Defined the concept of the reference topics are presented results of the study, set the direction for further research.
Keywords: self-concept, professional self-concept, professional consciousness, the "I" image, self-appraisal, person psychologists, professional self-determination, professional orientation.