УДК 378
Юрловская Иллона Александровна
ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
Россия, Владикавказ1 Доцент кафедры общей и социальной педагогики Заведующая кафедрой дефектологического образования
E-Mail: [email protected],
Самооценка обучающихся вуза как условие успешности будущей профессиональной деятельности
Аннотация. В статье исследуется роль самооценки в профессиональном становлении будущего педагогического работника. Выявляются педагогические условия формирования адекватной профессионально-личностной самооценки студента в вузовском образовательном процессе, ее функции, структура и этапы развития. Анализируются уровневые показатели готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности. В рамках данной публикации мы рассмотрим готовность к профессиональной деятельности как следствие процесса накопления качественных личностных изменений субъекта будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе. Самооценка в научных источниках интерпретируется как личностное образование, принимающее естественное участие в регуляции поведения и деятельности индивида, как суверенная характеристика личности, ее стержневой компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира. В Статье говорится о том, что профессионально-личностная самооценка будущего педагога рассматривается как следствие соотнесения реального и идеального «Я-профессионал», формирующегося в процессе самоопределения в контексте учебно-профессиональной или квазипрофессиональной деятельности, в сравнении с другими обучающимися и самим собой. Уровень профессионально-личностной самооценки влияет на характер целей и широту профессиональных планов субъекта.
Ключевые слова: личностная готовность к профессиональной деятельности; самооценка; уровни и характеристика самооценки; профессионально-личностная самооценка.
Идентификационный номер статьи в журнале 41РУЫ414
1 Владикавказ, ул. Цаликова, кв.6,индекс 362021.
Начальным этапом профессионализации личности является его обучение специальности. В существующих условиях воспитание и становление субъекта будущей профессиональной деятельности проходит под влиянием современных социально-экономических реформ в нашем государстве. Приоритеты образовательного, учебно-воспитательного процесса в вузе претерпевают трансформации. Возникает потребность формирования готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности и максимальной самореализации в будущей профессии [2, 8].
Готовность к профессиональной деятельности — это, не сколько интегральная характеристика стартовой профессиональной подготовки (теоретической и практической), а столько костяк созревания педагогической культуры, профессионального сознания и становления личности в целом. Стержнем развития является адекватная самооценка обучающихся педагогического вуза результатов собственной деятельности. Для воспитания самооценки нужен комплекс мер, обеспечивающих становление студентов , как субъектов учебной деятельности, развитие рефлексии, инициативности и саморегуляции. Вместе с тем, практическая подготовка будущих учителей признается одним из слабых звеньев в системе высшего педагогического образования[3].
Категория «готовности» достаточно полно изображена в подходах и научных контекстах, связанных с проблематикой развития личности . Разбор состояния проблемы готовности личности к деятельности показал существование всевозможных подходов, наиболее используемыми среди которых выступают функциональный, в рамках которого данное понятие рассматривается как психическое состояние, и личностный, где готовность изучается как устойчивая личностная характеристика, комплекс личностных черт.
В рамках нашей работы мы рассмотрим готовность к профессиональной деятельности как следствие процесса накопления качественных личностных изменений субъекта будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью поиска путей совершенствования профессиональных компетенций будущих специалистов посредством рефлексивного анализа, преодоления на его основе выявленных затруднений, а также отсутствием технологий становления оптимальной профессионально личностной самооценки студентов высшей школы. Объектом исследования выступает вузовский образовательный процесс, направленный на формирование активной профессионально личностной позиции обучающихся. Ведущая идея предпринятого нами исследования заключается в теоретическом обосновании такой организации образовательного процесса вуза, при которой учебно-профессиональное взаимодействие педагогов и обучающихся становится условием коррекции их самооценки с целью дальнейшего успешного профессионального самоопределения.
Необходимо отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе нет общепринятого определения данного феномена. Однако на основании исследований указанных выше ученых можно сделать вывод о том, что самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулятивную функцию; она определяет устремленность и уровень инициативности индивида, его точку зрения на мир, людей, самого себя; выступает в качестве важного детерминанта всех форм и видов деятельности и общественного поведения человека. Самооценка представляет собой отношение личности к результатам соотнесения своих образов реального и идеального Я.
Самооценка в научных источниках интерпретируется как личностное образование, принимающее естественное участие в регуляции поведения и деятельности индивида, как суверенная характеристика личности, ее стержневой компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира[5].
Т. Шибутани в своих трудах отзывается о самооценке следующим образом:«Если личность - это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [6].
Структура самооценки представлена когнитивным и эмоциональным компонентами. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе как меру удовлетворенности собой. Характеристика самооценки сформирована на таких параметрах, какие представлены на рисунке 1.
По характеру временной отнесенности выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценки.
1) уровень самооценки (высокая, средняя, низкая)
2) соотношение с реальной успешностью в деятельности и общении (адекватная и неадекватная);
3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная)
Рис. 1. Характеристика самооценки
Таким образом, мы считаем, что самооценка исполняет роль непостоянного конструкта, она видоизменяется, обусловливаясь знанием личности о себе и ее мировоззрением. Самооценка как плод интеграции процессов самопознания и самоотношения выполняет значительную роль в психической жизни личности. Важнейшая ее функция заключается в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Являясь стержнем самоопределения личности на всех этапах ее становления, самооценка включается в структуру мотивации учебно-профессиональной деятельности будущего педагогического работника, определяет направленность саморегуляции и выбор форм и средств обучения. Взаимосвязь самооценки и успешности профессиональной деятельности нашла отражение в научных трудах С.Л. Рубинштейна, С.В. Славнова, А.Р. Фонарёва,Т. Шибутани и др. Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, выявили прямую зависимость успешности профессиональной деятельности от уровня самооценки человека. Все авторы признают негативное влияние заниженной или завышенной самооценки на социальное поведение человека и его деятельность. По мнению многих исследователей, основными факторами, определяющими адекватность профессиональной самооценки, являются отношение человека к труду, успех в
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 4 (23), июль - август 2014
http://naukovedenie.ru [email protected]
работе, уверенность в своих силах, уровень самоуважения, собственного достоинства личности.
Л.Н. Корнеева, исследуя роль и функции самооценки в регуляции профессиональной деятельности, приходит к выводу, что влияние на последнюю оказывает «параметр высоты самооценки» [4]. Самооценка профессионала определяет степень расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем деятельности, точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию на различные результаты деятельности. Самооценка: отражает уверенность индивида в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при здравой оценке своих потенциальных возможностей и способностей «Высокая самооценка,- указывает в своих трудах Р.Бернс,- [1] обеспечивает неплохое обладание техникой социальных контактов, дает возможность индивиду показать свою ценность, не прикладывая особых усилий. Индивид с завышенной самооценкой ориентирован на успех, может пренебречь необходимой информацией. Заниженная самооценка приводит к пассивности, страху перед ответственностью, склонности ставить несложные цели и задачи, ожиданию неуспеха. Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: она может развиться у из-за плохой успеваемости в образовательном учреждении ; из-за колкостей сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых ; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях. Неадекватная самооценка не позволяет профессионалу целиком осуществить свой потенциал в профессиональной деятельности. Человек с завышенной самооценкой доверяет самому себе и совершает взвешенные поступки. Он в состоянии автономно разобраться в ситуации и сделать верный выбор, базируясь на свои знания и опыт, а не на чужое мнение.
Таким образом, профессионально-личностная самооценка будущего педагога рассматривается нами как следствие соотнесения реального и идеального «Я-профессионал», формирующегося в процессе самоопределения в контексте учебно-профессиональной или квазипрофессиональной деятельности, в сравнении с другими обучающимися и самим собой. Уровень профессионально-личностной самооценки влияет на характер целей и широту профессиональных планов субъекта.
Необходимо подчеркнуть, что активность и самостоятельность студентов в процессе их профессиональной подготовки зависят от того, в какой мере они владеют самоанализом, самомотивацией, саморегуляцией, самоорганизацией, самоконтролем и самооценкой. В настоящее время становление профессиональной самооценки студента зависит от ряда различных факторов - от изменений, происходящих в системе образования. От качества организации процесса обучения в вузе во многом зависят качество профессиональной деятельности будущего учителя, его готовность решать нестандартные вопросы в производственных и коммуникативных ситуациях, а также процесс его взаимодействия с другими людьми
Суммируя сказанное выше, необходимо отметить, что становление профессионально-личностной самооценки студентов требует создания в образовательном процессе вуза педагогических условий, включающих в себя:
• организацию индивидуально - дифференцированного подхода и — оказание поддержки при интеграции студентов в студенческую группу;
• консультирование студентов и содействие в разрешении проблемных ситуаций при обучении в вузе;
• использование проектной методики и интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза.
Еще одно направление для повышения своей профессиональной самооценки -инновации в деятельности.
Для исследования самооценки личности студентов первых третьих курсов, нами использовалась методика С.А. Будасси, позволяющая проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе предоставленной методики заложен способ ранжирования. Испытуемым предлагался список из 48 свойств личности.
Результаты проведенной методики представлены на рисунках 2-4
Рис. 2. Показатели самооценки на 1 курсах СОГПИ
Рис. 3. Показатели самооценки на 2 курсах СОГПИ
завышенная адекватная заниженная
Рис. 4. Показатели самооценки на 3 курсах СОГПИ
Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что самооценка будущих педагогов, становится адекватно завышенной, студенты могут осознать себя компетентными в будущей профессиональной деятельности педагога, что оказывает содействие их личностному и профессиональному развитию. Это обеспечивается в процессе целенаправленного формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности, которое осуществляется поэтапно как взаимосвязанная деятельность педагога и обучающегося педагогического вуза при организации соответствующих внешних и внутренних условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2006.
3. Ильина И. А. Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности : Дисс. канд.пед. наук: Санкт-Петербург,2009- 169с.
4. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестн. ЛГУ. 1989. Вып.4. С. 91 - 96.
5. Овсянникова В.В.. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности: Дис. ...канд. психол. наук.: Л. , 1982
6. Шибутани Т. «Я-концепция» и чувство собственного достоинства // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара : Изд.дом «Бахрах», 2003. 290 с.
7. Юрловская И.А., Джаганян А.Г. Профессиональная подготовка компетентного специалиста в условиях Северо-Осетинского государственного педагогического института средствами интерактивных технологий//Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №3
8. Юрловская И.А. Инновации и информационные технологии в образовании. /Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции в 2 т./ Липецк,09-10реля 2009г.- Липецк: ЛГПУ, 2009
9. Юрловская И.А. Практикум по решению профессиональных задач (методические рекомендации). ,Владикавказ: ИПО СОИГСИ. 2011.
10. Ясько Б.А. Психология личности в профессии. Краснодар: Изд-во института им. К.В. Российского, 1998.
Illona Yurlovsky
North Osset^n State Pedagogical Institute Russia, Vladikavkaz E-Mail: [email protected]
Self-esteem of students of the University as a condition of future professional success
Abstract. The article studies the role of self-assessment in the professional development of the future teacher. Identifies pedagogical conditions of forming the adequate professional and personal self-assessment of a student in the University educational process, its functions, structure and stages of development. Analyses the level of the readiness of the graduate University for professional activity. In this publication, we will consider the readiness for professional activity as a consequence of the accumulation process quality personal changes of the subject of the future professional activity in the period of study at the University. Self-esteem in scientific sources interpreted as personal education, receiving a natural part in regulation of the conduct and activities of the individual, as a sovereign personal feature its core component, formed with active participation of the personality and reflect the uniqueness of her inner world. The Article States that vocationalpersonality self-assessment of future teachers is seen as a consequence of correlation of the real and the ideal, "I am a professional", which are formed in the process of self-determination in the context of the educational-professional or caseprofessional activities, in comparison with other students and yourself. The level of professional and personal self-esteem affects the nature of the goals and breadth of professional plans of the subject.
Keywords: personal readiness for professional activity; self-esteem; levels and characteristics of self-esteem; professional and personal self-esteem.
Identification number of article 41PVN414
REFERENCES
1. Berns R. Ja - koncepcija i Ja - obrazy. Samosoznanie i zashhitnye mehanizmy lichnosti. Samara. Izd. Dom «Bahrah», 2003g., 656 s
2. Zeer Je.F. Psihologija professij: ucheb. posobie dlja studentov vuzov. M.: Akademicheskij Proekt: Fond «Mir», 2006.
3. Il'ina I. A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija u studentov samoocenki gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti : Diss. kand.ped. nauk: Sankt-Peterburg,2009-169s.
4. Korneeva L.N. Samoocenka kak mehanizm samoreguljacii professional'noj dejatel'nosti // Vestn. LGU. 1989. Vyp.4. S. 91 - 96.
5. Ovsjannikova V.V.. Samoocenka uchashhegosja PTU kak sub#ekta professional'noj dejatel'nosti: Dis. ...kand. psihol. nauk.: L. , 1982
6. Shibutani T. «Ja-koncepcija» i chuvstvo sobstvennogo dostoinstva // Samosoznanie i zashhitnye mehanizmy lichnosti. Samara : Izd.dom «Bahrah», 2003. 290 s.
7. Jurlovskaja I.A., Dzhaganjan A.G. Professional'naja podgotovka kompetentnogo specialista v uslovijah Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta sredstvami interaktivnyh tehnologij//Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014 №3
8. Jurlovskaja I.A. Innovacii i informacionnye tehnologii v obrazovanii. /Sbornik nauchnyh trudov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii v 2 t./ Lipeck,09-10relja 2009g.- Lipeck: LGPU, 2009
9. Jurlovskaja I.A. Praktikum po resheniju professional'nyh zadach (metodicheskie rekomendacii). ,Vladikavkaz: IPO SOIGSI. 2011.
10. Jas'ko B.A. Psihologija lichnosti v professii. Krasnodar: Izd-vo instituta im. K.V. Rossijskogo, 1998.