Научная статья на тему 'Взаимосвязь успешности и уровня самооценки в профессии военного'

Взаимосвязь успешности и уровня самооценки в профессии военного Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1255
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ ВОЕННОГО / САМООЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / ЛИЧНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИЕЙ / MILITARY PROFESSION / SELF-ESTEEM / WORK EFFICIENCY / PERSONALITY / SATISFACTION WITH PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Субботина Лариса Юрьевна, Бондаренко Максим Борисович

Сохранение профессиональной квалификации связано с особенностями личности. Особое значение имеет самооценка человека. Несмотря на множественные исследования самооценки в психологии, аспект ее взаимосвязи с успешностью профессиональной деятельности освящен слабо. Самооценка выступает проекцией своего «Реального Я» на «Идеальное Я» и, таким образом, формирует субъектную ценность, значимость. Считается, что наиболее эффективен адекватный уровень самооценки. В профессиональной деятельности адекватная самооценка выступает залогом оптимизации и эффективности профессионального поведения. Однако есть профессии, где данное утверждение не абсолютно. В частности, исследование профессии военных показывает, что специфика деятельности обуславливает эффективность и с повышенной самооценкой. Военная деятельность отличается дихотомическими требованиями: оперативное, независимое реагирование на нестандартную ситуацию и строгое подчинение уставу; защита жизни и смерть врага; интересы семьи и службы и т. д. Конфликт позиций отражается на личностно-ценностном уровне. В нашем исследовании парадоксальные отношения выявляются при анализе связи самооценки, эффективности деятельности и удовлетворенности трудом. Удовлетворенность трудом выступает функцией реализации в труде значимых потребностей личности и эффективности деятельности. Одной из таких значимых потребностей выступает высокая самооценка себя как личности. В данном исследовании показано, что повышенная самооценка может обуславливать неудовлетворенность трудом при его объективной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of Success and the Self-Esteem Level in the Military Profession

Professional qualification preserving is connected with the personality’s features. The person’s self-esteem has a special value. Despite multiple researches of self-esteem in psychology, the aspect of its interrelation with professional activity success is not enough presented. The self-esteem is a projection of «Real I» onto «Ideal I» and thus, creates the subject value, importance. It is considered that the adequate level of self-esteem is most effective. In the professional activity the adequate self-esteem is guarantee of optimization and efficiency of professional behaviour. However, there are professions where this statement isn't absolute. In particular, the research of military profession shows that specificity of activities cause efficiency with the raised self-esteem. Military activities differ in dichotomizing requirements: rapid, independent response to the unusual situation and strict subordination to the charter; protection of life and death of the enemy; interests of the family and service, etc. The conflict of viewpoints affects a personal and valuable level. In our research the paradoxical relations come to light in the analysis of communication of self-esteem, efficiency of activities and satisfaction with work. Satisfaction with work is an implementation function of the personality’s significant needs and activities efficiency in work. One of such significant requirements is high self-esteem as a person. In this research it is shown that the raised self-esteem can cause dissatisfaction with work in case of its objective efficiency.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь успешности и уровня самооценки в профессии военного»

УДК 159.99

Л. Ю. Субботина, М. Б. Бондаренко

Взаимосвязь успешности и уровня самооценки в профессии военного

Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта РГНФ № проекта 16-06-00960

Сохранение профессиональной квалификации связано с особенностями личности. Особое значение имеет самооценка человека. Несмотря на множественные исследования самооценки в психологии, аспект ее взаимосвязи с успешностью профессиональной деятельности освящен слабо. Самооценка выступает проекцией своего «Реального Я» на «Идеальное Я» и, таким образом, формирует субъектную ценность, значимость. Считается, что наиболее эффективен адекватный уровень самооценки. В профессиональной деятельности адекватная самооценка выступает залогом оптимизации и эффективности профессионального поведения. Однако есть профессии, где данное утверждение не абсолютно. В частности, исследование профессии военных показывает, что специфика деятельности обуславливает эффективность и с повышенной самооценкой. Военная деятельность отличается дихотомическими требованиями: оперативное, независимое реагирование на нестандартную ситуацию и строгое подчинение уставу; защита жизни и смерть врага; интересы семьи и службы и т. д. Конфликт позиций отражается на личностно-ценностном уровне. В нашем исследовании парадоксальные отношения выявляются при анализе связи самооценки, эффективности деятельности и удовлетворенности трудом. Удовлетворенность трудом выступает функцией реализации в труде значимых потребностей личности и эффективности деятельности. Одной из таких значимых потребностей выступает высокая самооценка себя как личности. В данном исследовании показано, что повышенная самооценка может обуславливать неудовлетворенность трудом при его объективной эффективности.

Ключевые слова: профессия военного, самооценка, эффективность труда, личность, удовлетворенность профессией. L. Yu. Subbotina, M. B. Bondarenko

Correlation of Success and the Self-Esteem Level in the Military Profession

Professional qualification preserving is connected with the personality's features. The person's self-esteem has a special value. Despite multiple researches of self-esteem in psychology, the aspect of its interrelation with professional activity success is not enough presented. The self-esteem is a projection of «Real I» onto «Ideal I» and thus, creates the subject value, importance. It is considered that the adequate level of self-esteem is most effective. In the professional activity the adequate self-esteem is guarantee of optimization and efficiency of professional behaviour. However, there are professions where this statement isn't absolute. In particular, the research of military profession shows that specificity of activities cause efficiency with the raised self-esteem. Military activities differ in dichotomizing requirements: rapid, independent response to the unusual situation and strict subordination to the charter; protection of life and death of the enemy; interests of the family and service, etc. The conflict of viewpoints affects a personal and valuable level. In our research the paradoxical relations come to light in the analysis of communication of self-esteem, efficiency of activities and satisfaction with work. Satisfaction with work is an implementation function of the personality's significant needs and activities efficiency in work. One of such significant requirements is high self-esteem as a person. In this research it is shown that the raised self-esteem can cause dissatisfaction with work in case of its objective efficiency.

Keywords: military profession, self-esteem, work efficiency, personality, satisfaction with profession.

В настоящее время в профессии военного особое значение приобретает психологическая готовность к выполнению деятельности. Одним из существенных факторов обеспечения эффективности деятельности является самооценка. Факт влияния личности на профессиональную успешность подчеркивался исследователями неоднократно [4, 7, 8, 10, 11 и др.]. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения человека. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворен-

ности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, достижения целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности [1]. Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого [3]. Особое значение это приобретает в профессии военного [9].

Целью своего исследования мы поставили выявление взаимосвязи между самооценкой и

© Субботина Л. Ю., Бондаренко М. Б., 2016

успешностью в профессии. В процессе предварительного анализа деятельности военных мы выдвинули предположение, что успешная профессиональная деятельность военнослужащих детерминирована различными характеристиками личностного потенциала и что у военнослужащих будет преобладать завышенная самооценка и неудовлетворенность трудом. Для проверки данного предположения были использованы методика Розановой на определение удовлетворенности трудом, экспертная оценка и методика самооценки личности Петровского - Будасси. Выборка состояла из 100 профессиональных военных военной части № 6.. .5 хранения и вооружения техники.

Распределение уровня самооценки у военных частично подтвердило нашу гипотезу (Рис. 1).

завышенная адекватная заниженная

самооценка самооценка самооценка

Рис. 1. Распределение уровня самооценки у военнослужащих

Поскольку высота самооценки влияет на уровень целей и широту профессиональных планов субъекта, можно сказать, что в нашей выборке профессиональная ориентация представлена достаточно сильно. А. Н. Леонтьев утверждал, что завышенная самооценка способствует постановке целей, не соответствующих возможностям профессионала. Последний ориентирован на успех, пренебрегает необходимой информацией, не развивает больших усилий для достижения своих целей [5]. Однако в профессии военного эта закономерность несколько нарушена. Специфика данной деятельности не предусматривает широкой вариативности в выборе путей получения целевого результата, но при этом во главу угла ставит обязательное и успешное его достижение. Следовательно, военному-профессионалу необходима уверенность в своих силах, обязательная настроенность на успех и, как следствие, высокая самооценка. Таким образом, у профессиональных военных адекватная или в некоторой степени завышенная самооценка становится

профессионально важной. Однако завышенная самооценка вступает в противоречие как с полученными результатами деятельности, так и с внешней оценкой этих достижений. Следовательно, человек сталкивается с внутренней неудовлетворенностью, которая может отождествляться с профессией. Именно это противоречие выявилось в степени удовлетворенности своей деятельностью (военной профессией) у нашей выборки (Рис. 2).

Удовлетворенность трудом военнослужащих

52

25

19

л

-

вполне удовлетворены не вполне не

удовлетворены удовлетворены удовлетворены

работой

Рис. 2. Процентное соотношение

уровня удовлетворенности трудом у военнослужащих

Потребность в деятельности порождает для субъекта необходимость удовлетворять свои индивидуальные потребности с целью поддержания этой деятельности. Оценка субъектом условий, в которых ему приходится совершать действия, направленные на опережающее удовлетворение индивидуальных потребностей, проявляется как удовлетворенность производственной ситуацией. Для завышенной самооценки отражение субъектом труда деятельности выступает как направленное на опережающее удовлетворение потребностей и представляет собой отношение к профессии как к средству достижения этого. Большинство респондентов (71 %) не удовлетворены или не вполне удовлетворены своей работой. Основные причины неудовлетворенности были изучены с помощью интервью. Военная служба не удовлетворяет, прежде всего, организационными моментами: незапланированные дежурства и ненормированный рабочий график, чрезмерно высокая степень ответственности. Все это обуславливает постоянное состояние стресса у профессионала и способствует неудовлетворенности трудом значительного количества военнослужащих. Мы считаем, что субъективную неудовлетворенность отчасти провоцирует и завышенная самооценка восприятия своей профессии. Но, как было сказано выше, завышенная самооценка в деятельности военных может служить вполне позитивным фактором. Подтвер-

ждение этой идеи мы получили при анализе успешности выполнения военными своих профессиональных функций.

Чтобы определить объективный уровень успешности, мы попросили командиров оценить своих подчиненных с помощью метода экспертной оценки по 10-балльной шкале, результаты оценки представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Соотношение уровня успешности в выборке военных

Как видно из рисунка, большинство военных оцениваются как успешные и вполне успешные (63 %) по экспертной оценке. Таким образом, мы в нашем исследовании зафиксировали видимое противоречие: с одной стороны, значительное число военных не удовлетворены своей деятельностью. Но, по объективной оценке их результатов, они признаны успешными в достаточно высокой степени. Попробуем объяснить данное противоречие в рамках теории профессионализации личности Ю. П. Поваренкова, который указывает на неадекватность моноцикличного и линейного подходов к профессионализации [6]. Это значит, что процесс профессионализации сопровождается неравномерностью и гетерохронно-стью. Самооценка, как личностный симптомо-комплекс, связана с надситуативной активностью, поэтому она может входить в диссонанс с конкретными профессиональными результатами, отражающими оценку здесь и сейчас. С одной стороны, завышенная самооценка предполагает определенный субъективный уровень успешности, с другой - не позволяет «снизить планку» этой оценки даже в ситуации несовпадения реальных результатов с субъектными ожиданиями. Поэтому порождает личностную неудовлетворенность достижениями. Однако это не означает, что результаты деятельности действительно не

соответствуют требуемому диапазону эффективности. Поэтому их объективная оценка может оказаться достаточно высокой (что в нашем исследовании и отражает экспертная оценка). Для профессионала характерно два уровня реагирования: субъективный и объективный. На субъективном уровне важно, чтобы система принятых требований совпадала с возможностями профессионала. В этом случае завышенная оценка своих возможностей приведет в итоге к внутренней неудовлетворенности деятельностью, так как столкнется с субъективно низкой результативностью. Объективный уровень фиксирует нормативы профессиональной успешности, он может быть реализован и вызывать соответствующую достаточно высокую внешнюю оценку профессиональной деятельности. С точки зрения концепции Ю. П. Поваренкова в основе становления личности профессионала лежит система внешних и внутренних факторов, соотношение которых и определяет базовое противоречие профессионального развития. Именно противоречие является движущей силой формирования и становления профессионала.

Результаты нашего исследования могут быть объяснены в рамках этой идеи. Самооценка выступает одним из внутренних оснований профессионального становления. Она входит в комплекс самореализации. Последняя, в свою очередь, связана с использованием собственных ресурсов для получения результатов, соответствующих объективным показателям. Однако профессиональная самореализация, выступая процессом целенаправленной активности по реализации своих возможностей в конкретной профессии, должна сопровождаться чувством удовлетворенности, исполненности смыслов личности, вызывать положительные эмоции [2]. Не получая этой удовлетворенности, профессионал стремится изменить свою деятельность в направлении снятия этого противоречия (делает карьеру, меняет профиль работы, совершенствует свою квалификацию). Таким образом, происходит профессиональное развитие. Следовательно, сочетание самооценки, внутренней неудовлетворенности и высокой объективной оценки результатов деятельности может служить базовым противоречием, обуславливающим профессиональное развитие.

Именно этим мы можем объяснить тот парадоксальный факт, что, несмотря на завышенную самооценку у половины наших испытуемых и высокую степень неудовлетворенности профес-

сией, они тем не менее в массе своей успешны по объективным результатам. Другим значимым выводом нашего исследования является успешное влияние завышенной самооценки на эффективность деятельности военных, связанное со спецификой этой профессии.

Библиографический список

1. Гольцова, А. А. Смысложизненные ориентации юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста [Текст] / А. А. Гольцова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - Том I. -С. 189-193.

2. Григорьева А. А. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности [Текст] / А. А. Григорьева, Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - Том II. -С. 166-174.

3. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Ф. Зимбардо. - Самара : Бахрах, 2003. - 416 с.

4. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 400 с.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 1999. -365 с.

6. Поваренков, Ю. П. Полициклический подход к исследованию профессионального становления и реализации личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - Том II. -№ 2. - С. 166-173.

7. Поваренков, Ю. П. Уточнение психологического содержания уровней профессионального становления и реализации личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. -С. 202-210.

8. Поваренков, Ю. П. Система требований участников образовательного процесса к особенностям личности и способностям учителя [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 1. - С. 98-105.

9. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров гос. службы [Текст]. - М. : РАУ 1994. - 173 с.

10. Фонарев, А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации [Текст] / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 72-83.

11. Subbotina L. Study motivation during the job leraning (Учебная мотивация при освоении профессии) / Japanese Educational and Scientific Re-

view, 2015, No.1. (9) (January-June). Volume XI. «Tokyo University Press», 2015. - 621 p. - Proceedings of the Journal are located in the Databases - C. 403-407 Source Normalized Impact per Paper (SNIP): 3.248 SCImago Journal Rank (SJR): 3.345)

Bibliograficheskij spisok

1. Gol'cova, A. A. Smyslozhiznennye orientacii ju-noshej i devushek s raznoj samoocenkoj psiholog-icheskogo vozrasta [Tekst] / A. A. Gol'cova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 4. - Tom I. -S. 189-193.

2. Grigor'eva A. A. Problema sootnoshenija i vzai-modejstvija professional'noj samoaktualizacii i profes-sional'noj samorealizacii lichnosti [Tekst] / A. A. Grigor'eva, Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 3. - Tom II. - S. 166174.

3. Zimbardo, F. Formirovanie samoocenki. Samosoz-nanie i zashhitnye mehanizmy lichnosti [Tekst] / F. Zimbardo. - Samara : Bahrah, 2003. - 416 s.

4. Klimov, E. A. Psihologija professionala [Tekst] / E. A. Klimov. - M. : Institut prakticheskoj psihologii, 1996. - 400 s.

5. Leont'ev, A. N. Dejatel'nost', soznanie, lichnost' [Tekst] / A. N. Leont'ev. - M. : Smysl, 1999. - 365 s.

6. Povarenkov, Ju. P. Policiklicheskij podhod k issle-dovaniju professional'nogo stanovlenija i realizacii lich-nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - Tom II. - № 2. - S. 166-173.

7. Povarenkov, Ju. P. Utochnenie psihologicheskogo soderzhanija urovnej professional'nogo stanovlenija i real-izacii lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 3. - S. 202-210.

8. Povarenkov, Ju. P. Sistema trebovanij uchastnikov obrazovatel'nogo processa k osobennostjam lichnosti i sposobnostjam uchitelja [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 1. -S. 98-105.

9. Problemy psihologii professional'noj dejatel'nosti kadrov gos. sluzhby [Tekst]. - M. : RAU, 1994. - 173 s.

10. Fonarev, A. R. Razvitie lichnosti v processe pro-fessionalizacii [Tekst] / A. R. Fonarev // Voprosy psihologii. - 2004. - № 6. - S. 72-83.

11. Subbotina L. Study motivation during the job leraning (Uchebnaja motivacija pri osvoenii professii) / Japanese Educational and Scientific Review, 2015, No.1. (9) (January-June). Volume XI. «Tokyo University Press», 2015. - 621 p. - Proceedings of the Journal are located in the Databases - S. 403-407 Source Normalized Impact per Paper (SNIP): 3.248 SCImago Journal Rank (SJR): 3.345)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.