УДК 378
Юрловская Иллона Александровна
Доцент кафедры общей и социальной педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института, [email protected], Владикавказ
индивидуальная траектория профессионального развития
СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАя ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к дефиниции категории «траектория профессионального развития» студентов в период их обучения в вузе, приводится ряд веских оснований для уточнения данного понятия. А также рассматривается само определение траектории профессионального развития студентов, т.к. оно не имеет общепринятого значения и постоянно меняется под влиянием различных научных подходов. В публикации представлены актуальность, цели и задачи, принципы и этапы реализации проектирования индивидуальной траектории обучения студентов педагогического вуза. В настоящей публикации под траекторией профессионального развития студентов будет пониматься процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающий готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды. Под индивидуальным образовательным маршрутом следует понимать освоение студентом учебной программы с учётом его образовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и возможностей, обеспечивающих решение его образовательных проблем.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональное образование профессиональное развитие индивидуальная траектория профессионального развития, индивидуальный образовательный маршрут.
Yrlovskaya Illona Alexandrovna
Ässociate Professor of the General and Social Pedagogics Department North-Ossetian State Pedagogical Institute, [email protected], Vladikavkaz
INDIVIDUAL TRAJECTORY PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract. The article examines approaches to the definition of the category "trajectory professional development of students during their study at the University, provides a number of good reasons to clarify this concept. As well as the very definition of a trajectory professional development of students, because it does not have common values and constantly changing under the influence of various scientific approaches. The publication presents the relevance, goals and objectives, principles and stages of realization of designing individual trajectories of training of students of pedagogical universities. In this publication, the trajectory of the professional development of students will be defined as the process of self-development, self-education and transformation of personality, build, construct their professional "I", including the readiness in the process of professional activity to adapt successfully to changing conditions of professional-pedagogical environment. Under individual educational route should understand the development of the student training program taking into account their educational experience, level of individual needs and possibilities for solving educational problems.
Keywords professional training, professional education, professional development, individual trajectory of professional development of individual educational routes.
В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей специальностью. Современной
школе, активно ведущей инновационную деятельность, требуются учителя с высоким творческим потенциалом, аналитическими и коммуникативными способностями, умениями самообразовываться и самосовершенствоваться, что, как ожидается, ведет
к профессиональному росту педагогов. В этой связи необходимо определить концептуальные подходы к профессиональному развитию студентов в вузе, осуществить поиск эффективных технологий формирования профессионализма обучающихся.
Теоретические исследования и изучение практики преподавания в высших учебных заведениях показали, что в условиях существующих педагогических технологий высшей школы преобладает единообразие и усредненный подход к студентам. Индивидуальный и дифференцированный подходы на учебных занятиях носят эпизодический характер - лишь на некоторых этапах процесса усвоения знаний, в отдельных видах учебной работы, без учёта индивидуальной траектории развития каждого студента [12].
Наметился переход от коллективной к индивидуальной форме обучения, что предполагает личное участие каждого студента в формировании образовательной траектории, стимулирование регулярной и результативной самостоятельной работы, приумножение мотивации студента к освоению образовательной программы, за счет более значительной дифференциации оценки учебной работы студента. Поэтому решение проблемы, индивидуализации и дифференциации обучения студентов вузов является актуальным.
В рамках нашего исследования представляют интерес научные работы, выявляющие принципы педагогического проектирования индивидуальных образова-тельныхтраекторийимаршрутовобучающихся (В. С. Безрукова, С. В. Воробьева, Е. С. Заир-Бек, В. Е. Радионов, Ю. Г. Татур, А. П. Тря-пицына и др.) и студентов (Н. Г. Зверева, В. В.Лытнева, А. В.Туркина, М. Л. Соколова и др.). В педагогической науке накоплен опыт, разрешающий применять имеющийся опыт проектирования образовательных технологий (В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, В. С. Игропуло, М. В. Кларин, Ю. С. Тюнни-ков и др.) для решения вопросов индивидуализации обучения студентов. Тем не менее процесс проектирования индивидуальных траекторий обучения бакалавров в вузе не являлся предметом особого исследования [3].
Таким образом, мы считаем, что перспективным является индивидуализация образовательного процесса посредством
включения студентов в проектирование и исполнение индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов. Индивидуальная траектория обучения выступает в качестве личностно-ориентированной организации учебной деятельности студента в вузе и предполагает построение учебно-воспитательного процесса в контексте реализации индивидуальных наклонностей, формирования актуальных стратегий, развития основ индивидуально-творческого и профессионального созревания личности студента. Под индивидуальным образовательным маршрутом надлежит понимать усвоение бакалавром учебной программы с учётом его бразовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и потенциалов, обеспечивающих решение его образовательных проблем.
Однако в настоящее время в педагогических и психолого-педагогических работах практически не разработана целостная модель индивидуальных образовательных технологий как уровневого процесса образования в ВУЗе на разных этапах. Возникает противоречие между реальной потребностью рынка труда в эксклюзивных специалистах и фрагментарной индивидуализацией в подготовке студентов, которая чаще всего интерпретируется или на уровне конкретных занятий, или на уровне элективных программ, в то время как индивидуальные образовательные траектории должны быть представлены как технологии, которые позволят вывести учебный процесс подготовки будущих специалистов на уровень смысловой саморегуляции через смыслообразова-ние и смысловыявление самими студентами. С одной стороны, унифицированная (одинаковая для всех) подготовка предполагают, что выпускники немогут предложить на рынок труда каких-то уникальных (специфических) услуг. С другой стороны, рынок труда во многом перегружен специалистами аналогичного профиля подготовки, в то время как в реальной ситуации востребованы специалисты, имеющие «штучную» специализацию.
Проблема исследования состоит в необходимости разработки индивидуальных образовательных траекторий студентов как целостной дидактической технологии подготовки специалистов в ВУЗе с целью
повышения учебной мотивации студентов и подготовки специалистов квалификационно-ориентированных на запросы рынка труда.
Обратимся к понятию «траектория». С. И. Ожегов в толковом словаре русского языка понятие «траектория» определил как «линия движения чего-либо» [5]. Движение в развитии человека - это есть его становление, формирование личностных качеств, обозначение его настоящего и ориентация на дальнейшую цель. Развитие происходит в деятельности, которую современная наука рассматривает как систему, включенную в общественные отношения. По мнению А. Н. Леонтьева [4], вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Основным видом деятельности человека является труд, а именно, профессиональная деятельность. Поскольку человек существо социальное - то также принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Являясь объектом социальных воздействий он, прежде всего, субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания.
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Разрешать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.
Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому обучающемуся предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый ими материал по степени сложности направленности или другим параметрам. Для этого студентов обычно делят на группы [10].
Второй способ предлагает, что собственный путь образования выстраивается от каждого обучающегося примирительно к каждой из изучаемых им образовательных областей. Иными словами, каждому индивиду предоставляется возможность создания собственной траектории освоения всех дисциплин [Там же].
Рассмотрение вышеобозначенных моментов, подвело нас к формулировке понятия индивидуальная траектория профессионального развития студента, которая понимается нами как процесс саморазвития,
самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающий готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды. В нашем исследовании мы исходим из того, что профессиональное поле вуза, то есть соответствующе организованный учебно-воспитательный процесс становится внешним регулятором по отношению к каждому студенту. Возможность стать субъектом образовательной и профессиональной деятельности происходит в процессе перехода внешних регуляторов во внутренние. Эффективность этого процесса зависит и от внешних условий и от внутренних субъективных позиций студента, которые развиваются в период обучения. Развитие субъектной позиции студента включает: формирование умений самопознания, рефлексии, эмпатийной способности, коммуникабельности; овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной деятельности, усиление личностной и профессиональной самореализации. Субъектность выступает высшим уровнем активности студента и отражается в направленности и осознанности его деятельности, в его способности к саморазвитию [2]. Все эти моменты, как нам видится, должны формироваться на базе индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, а также благодаря усилению роли учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического сопровождения иувеличению важности у студентов личностных и профессиональных позиций [9].
Библиографический список
1. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов. - СПб., Питер, 2000. - 298 с.
2. Ведерникова Л. В. Теория и практика становления и развития исслеовательской компетентности педагогов: монография. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. - 128 с.
3. Гринько М. А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. - 2009. - Вып. 47. - С. 27-31
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва: Политиздат, 1975. - 304 с.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образо-
вание», 2012. - 1376 с.
7. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2009. - 592 с.
8. Перегудов Ф. И. Системная деятельность и образование // Качество высшего образования. -Хельсинки, 1990. - 253 с.
9. Юрловская И. А. Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся //Сибирский педагогический журнал. -№3, 2013. - С. 94-98.
10. Юрловская И. А. Индивидуализированное обучение как проблема профессиональной подготовки будущих учителей // Вектор науки ТГУ». Серия: педагогика, психология. - № 3 (14),
2013. - 312 с.
11. Юрловская И. А Условия и принципы индивидуализированного обучения студентов в современном педагогическом вузе // Вектор науки ТГУ Серия: педагогика, психология. - № 4 (15), 2013, - 238с
12. Юрловская И. А Проблема индивидуализации подготовки студентов в условиях современной ситуации// Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №1 (20) [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http:// naukovedenie.ra/sbormk6/4.pdf, свободный (дата обращения: 12 мая 2014 г.).11111