Тахохов Борис Александрович О ПЕРСОНОДИДАКТИКЕ КАК НАПРАВЛЕНИИ В ПЕДАГОГИКЕ ...
УДК 378.147.1
О ПЕРСОНОДИДАКТИКЕ КАК НАПРАВЛЕНИИ В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
© 2016
Тахохов Борис Александрович, доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета, заведующий кафедрой педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университета имени К.Л.Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. Цель: раскрыть особенности персонодидактики как актуального направления в педагогике современной высшей школы, предусматривающего организацию образовательного процесса, во главу угла которого поставлено обучение на основе разработанных индивидуальных образовательных траекторий с учетом персональных потребностей, возможностей и профессиональных целей студентов. Методы: гуманистическая парадигма образования, ориентированная на свободное развитие личности; системный, личностно ориентированный, деятельност-ный и компетентностный подходы. Результаты: в ходе исследования выявлено, что пути индивидуализации образовательного процесса лежат не только через обновление содержания образования, но и создание адекватных методических стратегий, реализованных в инновационных технологиях.; при этом учитывается субъектный опыт студентов, их индивидуальные особенности с целью формирования персональных образовательных маршрутов на основе рефлексивного анализа собственных программ самопроектирования учебно-профессиональной деятельности. Научная новизна: впервые в педагогике высшей школы актуализировано понятие «персонодилактика», обоснованы содержание и методология исследуемого феномена. Практическая значимость: реализация предлагаемого подхода к подготовке студентов создает необходимые условия для формирования индивидуальной позиции студента в образовательном процессе вуза, способствует повышению профессионального уровня выпускников, качественному освоению ими образовательных программ.
Ключевые слова: персонодидактика, индивидуальный стиль, способности, мотивация, ценности, творчество, потребности, интересы, модель, профессиональные компетенции, образовательная траектория, инновационные технологии, методические стратегии, субъектный опыт студентов.
ABOUT A PERSONODIDAKTIKA AS THE DIRECTION IN PEDAGOGICS OF THE HIGHER SCHOOL
© 2016
Takhokhov Boris Aleksandrovich, the doctor of pedagogical sciences, professor, the dean of psychology and pedagogical faculty, the head of the department of pedagogics and psychology North Ossetian state university of K.L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. Purpose: to unveil features of a personodidaktika as the actual direction in pedagogics of the modern higher school providing the organization of educational process, at the center which training at a basis of developed individual educational trajectories taking into account personal needs, opportunities and the professional purposes of students is delivered. Methods: the humanistic paradigm of education oriented to free development of the personality; the system, personally oriented, activity and competence-based approaches. Results: during research it is revealed that ways of individualization of educational process lie not only through education content updating, but also creation of the adequate methodical strategy realized in innovative technologies.; at the same time subject experience of students, their specific features for the purpose of forming of personal educational routes on the basis of the reflexive analysis of own programs of self-designing of educational professional activity is considered. Scientific novelty: for the first time in pedagogics of the higher school the concept "personodilaktik" is staticized, content and methodology of the researched phenomenon are proved. Practical importance: implementation of the offered approach to training of students creates necessary conditions for forming of an individual line item of the student in educational process of higher education institution, promotes increase of professional level of graduates, high-quality development of educational programs by them.
Keywords: personodidaktika, individual style, capabilities, motivation, values, creativity, requirements, interests, model, professional competences, educational trajectory, innovative technologies, methodical strategy, subject experience of students.
Одним из ведущих направлений реформирования высшей школы должно стать, по нашему мнению, фиксированное внимание на неповторимости и уникальности личности каждого обучающегося и необходимости в связи с этим создания системы специального научно-практического и психолого-педагогического сопровождения его профессионально-личностного развития. Именно такой теоретический посыл послужил основанием для выявления организационных и научно-методических особенностей персонодидактики как направления в педагогике высшей школы[1].
С данным педагогическим феноменом соотносятся такие понятия, как «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход к ученику». Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. В статье 3 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуализация представлена в качестве основного принципа государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, предусматривая адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека[2]. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» индивидуализация, обеспеченная многообразием образовательных программ, видов и форм обучения, названа ведущим на-
правлением развития образования. В контексте реализации данного положения ФГОС 3+ обязывает все вузы «обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ»[3]. Однако, как утверждается в работах А.П. Исаева и И.Ф. Зайнетдиновой[4], Р.М. Петруневой[5], Б.А. Сазонова[6], Б.А.Тахохова и И.А. Юрловскаой[7], кроме деклараций о намерениях, вузы не спешат переходить к выполнению положения указанных документов хотя мнение студентов совершенно однозначно на стороне эксклюзивной организации образовательного процесса, являющегося механизмом реализации персонодидактики. Так, по данным проведенного нами опроса в 2015-2016 учебном году более 500 студентов разных факультетов Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, коллективным формам обучения предпочтение отдают на первом куре около 80 %, на 2-3 курсах - порядка 50 %, а на 4-5 курсах - только 12-15 %[8].
В пользу персонодидактики говорят и результаты тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA за последние три года, согласно которым самые высокие результаты у школьников из Сингапура, Шанхая, Гонконга, Южной Кореи, Японии, т.е. из стран с самым высоким уровнем индивидуальной работы с учащимися[9].
Тахохов Борис Александрович педагогические
О ПЕРСОНОДИДАКТИКЕ КАК НАПРАВЛЕНИИ В ПЕДАГОГИКЕ ... науки
В связи со сказанным считаем необходимым попытаться раскрыть теоретический аспект данного педагогического феномена, тем более, что направление развития образовательной системы высшей школы совершенно четко определено в сторону максимальной индивидуализации обучения [10,11,12] и, соответственно, разработки персональных образовательных программ и учебных планов, которые могут быть наполнены только с опорой на индивидуальную мотивацию студента, с учетом его личностных и когнитивных особенностей, профессиональных целей и жизненных смыслов, связанных, как правило, с заказом конкретных организаций, фирм, коммерческих предприятий, которые нуждаются в профессиональных работниках определенных профилей, способных к активной творческой деятельности на основе сформированной профессиональной компетент-ности[13,14].
В контексте исследования персонодидактики считаем важным обратиться к ценностям студентов в соотношении с такими понятиями, как «личность» и «образование». Ценности образуют стержень мировоззрения личности, краеугольный камень ее потребностей и интересов. Система ценностей, будучи мотиватором, побуждающим человека к деятельности, создает такую движущую энергию, которая необходима для достижения образовательных целей. Студенты в течение первого курса должны определить свою образовательную траекторию в соответствии со своими ценностями и жизненными целями, которые уточняются и конкретизируются, в первую очередь, в связи со значительным возрастанием роли самостоятельности в принятии решений по выбору жизненных позиций и реализации стратегических и тактических планов профессионального становления.
Идеология персонодидактики предусматривает знакомство студентов с содержанием и характером будущей профессиональной деятельности и их активное участие в «наполнении» индивидуальной образовательной программы соответствующим содержанием. Известно, что в матрице ценностей студенческой субкультуры среди ведущих ценностей-констант после семьи и здоровья на прочном третьем месте находится образование, получение специальности[8]. В соответствии требованиями мониторинга эффективности вузов образовательная организация должна активно участвовать в трудоустройстве выпускников, определять места их будущей профессиональной деятельности и именно с этих позиций строить образовательный процесс, построенный на основе персонодидактики.
Таким образом, персонодидактика в высшей школе представляет собой организацию такого образовательного процесса, который направлен, с одной стороны, на эксклюзивную подготовку специалистов для конкретных организаций и учреждений, с которыми вуз имеет договоры, с другой - на развитие индивидуальности каждого студента, обогащение его личности профессиональными и общекультурными компетенциями. Принцип индивидуального подхода подразумевает учет таких качеств, которые присущи данному индивиду и от которых зависит успешность его учебной деятельности. Такими признаками могут быть физические и психические свойства, особенности нервной системы, познавательных процессов и памяти, интеллектуального уровня, воли, способностей и различных социальных факторов.
В основе персонодидактики лежит идея развития личности студента, его профессиональное становление, способность эффективно решать производственные и жизненные проблемы, иметь гражданские и культурно-нравственные ценности, ориентацию на творческую деятельность. Познавательная деятельность каждого студента носит персональный характер, следовательно, уникально-неповторимые особенности каждого из них создают необходимую почву для эффективной индивидуализации обучения[15].
Персонодидактика - это использование в образова-176
тельном процессе методически целесообразных, обусловленных особенностями конкретных студентов, методов и приемов педагогического взаимодействия с ними, сотворчество и сотрудничество педагогов и обучающихся. Поэтому ее воплощение в реальной системе подготовки студентов сопряжено в значительной степени с решением научно-методических и организационных вопросов, центральными из которых являются: согласованность и взаимосвязь индивидуальных и групповых занятий, определение учебных нагрузок преподавателей, исходя из соотношения количества студентов и преподавателей, если учесть, что Минобрнауки в настоящее время требует от подведомственных вузов коэффициент, равный 11/1.
Основой персонодидактики является понятие «индивидуальность», которое можно объяснить через стиль мышления и деятельности человека, его творческое самовыражение. По мнению Б.Г. Ананьева, именно в процессах практической деятельности можно найти возможность для объективного исследования человеческой индивидуальности[16]. Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности. Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидательной, творческой деятельности, воплощение, реализация в ней всех огромных возможностей исторической природы человека.
Индивидуальность связана со свободой, «в свободе скрыта тайна мира»[17]. Внутренняя независимость человека почти всегда проявляется в его деятельности. Даже если те или иные обстоятельства заставляют индивидуальность поступаться своей свободой, все равно она явно или подспудно, на подсознательном уровне, будет стремиться к своей неповторимости, духовно идентифицироваться, обретать независимость. Но «свобода не легка, трудна, она есть тяжелое бремя» (Н.А. Бердяев). По Гегелю, свобода есть осознанная необходимость, но Кант утверждал, что необходимость создается свободой. Только человек свободный может в полной мере проявить свою индивидуальность. В связи с этим можно подумать, что индивидуальность анархична, не подчиняется устоявшимся взглядам, не признает авторитетов. По-видимому, с такой трактовкой можно согласиться, но с известной оговоркой, которая заключается в том, что становление индивидуальности, в том числе и профессиональной, происходит в процессе освоения «секретов» профессии пошагово (по Пастернаку, «научишься шагом, а после - хоть в бег») и духовного богатства, накопленного человечеством. Взгляды И.Канта, Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского имеют определяющее значение для самоосмысления и развития индивидуальности. Свобода и индивидуальность плохо коррелируют с авторитаризмом, который стремится к безусловному повиновению, утверждению беспрекословной власти. Педагогика, основанная на авторитаризме, подавляет личность, не дает формировать индивидуальности обучающегося. Свобода, личность, творчество лежат в основании персонодидактики. Нередко личность-индивидуальность сталкивается с социальной группой, обществом, общественным мнением. Всякая идейная или социальная группа посягает на свободу, на независимость личности, на творчество. Личность, осознавшая свою свободу и индивидуальность, нередко остается одинокой перед людьми, от которых, собственно, зависит социальное проявление индивидуальности. Свобода есть независимость личности, которая больше исходит изнутри, из мировоззрения и миропонимания; она детерминирует творческую силу. Со свободой связана тема о человеке и творчестве: человек свободно познает те научные достижения, которые его освобождают, делают независимым в творческом поиске. Индивидуальность человека чаще всего проявляется в творческом акте, в создании новых научных, культурных и других продук-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
О
Тахохов Борис Александрович ПЕРСОНОДИДАКТИКЕ КАК НАПРАВЛЕНИИ В ПЕДАГОГИКЕ ...
тов. В творческом поиске раскрывается понимание того, что человек как субъект первичнее и выше человека -объекта. По мнению Н.Бердяева, «творчество противоположно эгоцентризму, есть забвение о себе, устремленность к тому, что выше меня»[17]. Творчество имеет не столько коллективно-общий характер (хотя нельзя отрицать понятия «творческий коллектив»), сколько индивидуально-личностный, и продукт творческой работы, как правило, имеет ценность не только для себя, но и для общества.
Исходя из основной задачи высшего образования -формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов и их культурно-нравственное развитие, отметим, что в настоящее время в высшей школе к подготовке студентов сложились два подхода - от профессии и от личности: в первом случае выбор основных профессионально-значимых качеств осуществляется на базе требований, предъявляемых профессией к данному специалисту; при втором подходе выбираются доминирующие профессионально-значимые характеристики, присущие личности со всей его многофакторной структурой. С точки зрения В.А. Якунина, в обоих случаях степень соответствия реально сформированной системы необходимых той или иной профессии качеств личности эталонным моделям может быть интерпретирована как мера психологической подготовленности выпускника вуза к будущей профессиональной деятель-ности[18]. В модели специалиста на основе классификационных качеств его психологическая подготовка выступает как комплекс фенотипических свойств, доступных внешнему наблюдению, и степень их соответствия той или иной профессиональной деятельности обусловливает его продуктивность и успешность. В модели специалиста на основе его личностных качеств психологическая составляющая системы его подготовки выступает как сформированная в процессе обучения целостная структура различных генотипических свойств личности, которые и определяют успешность в конкретном виде профессиональной деятельности. Эти два подхода не противопоставляются друг другу, а наоборот, пересекаясь, взаимно дополняются не только в процессе обучения в вузе, но и в профессиональной деятельности. Но на практике отмеченные подходы ограничены в своей реализации, так как и педагогика, и психология, и частные методики пока недостаточно актуализируют проблему индивидуального образовательного маршрута студентов в социально-образовательном пространстве вуза с позиций гуманистических, субъект-субъектных отношений[19].
Профессиональное и нравственное развитие студентов через систему межличностных отношений способствует обмену смыслами между преподавателями и студентами. Отказ от позитивистского мышления означает поиск и обнаружение новых смыслов, расширение пространства сознания, приобретение воли и умения реализовать в профессии собственный индивидуальный смысл. Направленность образовательного процесса на развитие индивидуальных качеств будущего специалиста позволяет педагогам рассмотреть многомерность студента как субъекта педагогического внимания, увидеть возможности своего воздействия на него, формирование его профессиональных компетенций во всей их полноте, прогнозировать соразмерность психолого-педагогического сопровождения студентов. Доминирующее предпочтение индивидуальному подходу к студентам не противоречит стандартам образования, создающим единое образовательное пространство страны.
Персонодидактика способствует эффективному освоению каждым студентом в соответствии с его природными и психологическими особенностями содержания образования и расширяет границы его возможностей для профессионально-личностного становления, удовлетворяет его потребности и развивает способности.
В педагогическом процессе освоение студентами знаний, их интеллектуальное и нравственное развитие носит индивидуальный характер, являющийся психологической особенностью учебно-познавательной деятельности. Образование по своей сути, по формам своего осуществления является общественным: общество в лице государственных органов определяет стратегию образования, качество обучения, воспитания и развития, заботится о материально-техническом обеспечении и т.д. Однако образовательный процесс вуза направлен на профессиональное и личностное развитие каждого отдельно взятого студента и его эффективность зависит от уровня обученности, потребностей, мотивов, интересов, способностей последнего и мастерства преподавателей разрабатывать и использовать современнее технологии обучения, осуществлять индивидуальный подход к студентам, развивать их познавательный интерес к соответствующей специальности.
При реализации принципов персонодидактики в образовательном процессе вуза необходимо учитывать учебную мотивацию каждого студента, его личную заинтересованность в усвоении учебного материала. А.Н. Леонтьев считал, что в основе любой деятельности лежит мотивация, ее «мотор»[20]. Для студента - это глубокое постижение избранной специальности, успешность в учебе и научном поиске, самоутверждение в различных видах учебно-познавательной деятельности, карьерный рост в последующей профессиональной работе. Эффективность реализации принципов персоно-дидактики предполагает активность студента, которая стимулируется познавательным интересом, имеющим, как весь процесс обучения, индивидуальный характер. Индивидуальные особенности обучения наиболее ярко проявляются в самостоятельной работе, в процессе выполнения курсовых и дипломных работ, подготовке докладов, рефератов, в работе над научной проблемой, в учебной деятельности по индивидуальным планам и программам[21].
В реализации персонодидактики в образовательном процессе ведущую роль играют учебное управление вуза, выпускающие кафедры и руководство факультетов, разрабатывающие индивидуальные программы обучения и развития для каждого студента и обеспечивающие их внедрение и реализацию. В высшей школе в целом пока доминируют коллективные формы теоретического обучения, что противоречит развитию персонодидактики, индивидуализации образовательного процесса, однако оптимальное сочетание теоретических и практических занятий, увеличение времени на самостоятельную внеаудиторную работу создают необходимые предпосылки для индивидуального творческого развития будущего специалиста. Важным моментом является подготовленность студентов индивидуально постигать науку, работать с источником информации, находить такие формы учения, которые отвечают их психолого-дидактическим особенностям, возможностям и потребностям.
Основными направлениями внедрения принципов персонодидактики в вузе являются:
- психолого-педагогическое сопровождение развития индивидуальной неповторимости личности каждого студента, позитивных сторон его характера, мировоззрения, общенаучных и специальных способностей;
- формирование мотивации к учению, готовности к достижению целей своей учебно-познавательной деятельности;
- развитие критического мышления, неприятия на веру внешней информации, умений и навыков ее анализа, отбора и переработки с целью эффективного решения учебно-познавательных задач;
- формирование компетенций, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте соответствующего направления подготовки, навыков научно-поисковой, исследовательской деятельности;
- предоставление студентам самостоятельного вы-
Тахохов Борис Александрович
О ПЕРСОНОДИДАКТИКЕ КАК НАПРАВЛЕНИИ В ПЕДАГОГИКЕ ..
бора учебных программ, учебно-методических материалов, форм отчетности и самоконтроля;
- расширение возможностей персонификации образования на предоставление студентам права осваивать, помимо учебных дисциплин по избранному направлению подготовки, любые другие курсы, преподаваемые в данном вузе; кроме того, удовлетворение их желания изучать и дисциплины по выбору в других вузах (по согласованию между ректорами).
Таким образом, персонодидактика, являющаяся механизмом реализации гуманистической парадигмы в современной высшей школе, предполагает: а) осознание студентами и преподавателями цели и смысла обучения как условия формирования у обучающихся профессиональной компетентности; б) функционирование и развитие в вузе образовательной среды, построенной на диалоговых, субъект-субъектных отношениях; в) разработка и внедрение в образовательный процесс (наряду с типовыми) персональных образовательных программ, выбранных студентами в соответствии с их индивидуальными образовательными маршрутами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тахохов Б.А. Персонодидактика в современной высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6: URL: http: // www science - education. ru / 120-16246 (дата обращения 15.12.2014).
2. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http: // base.garant. ru / 70291362/.
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL:http: // base.garant.ru / 70643472 /#help.http.
4. Исаев А.П., Зайнетдинова И.Ф. Индивидуализация обучения магистров менеджмента на основе компетент-ностного подхода // Высшее образование в России. 2011. №1. С. 86-91.
5. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. 2011. №5. С. 65-71.
6. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. №4. С. 10-25.
7. Тахохов Б.А., Юрловская И.А. Индивидуализация образовательного процесса в современном вузе // Вестник СОГУ. 2015. №4. С. 126-130.
8. Тахохов Б.А. Социально-психологическая характеристика современного студенчества // Вестник СОГУ. 2014. № 3. С. 141-146.
9. Восток дело умное. Международный рейтинг школьного образования возглавили азиаты, Lenta.ru (7 декабря 2015 г.).
10. Юрловская И.А. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории развития студента -будущего педагога // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 191-194.
11. Маркова И.А. Моделирование структуры учебного курса индивидуальных траекторий его прохождения // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психоло-гия..2013. №39 (25). C. 443-445.
12. Кузнецов А.А., Чернобай Е.В.Кризис классно-урочной системы при переходе школы на ФГОС нового поколения // Педагогика. 2015. №2. С. 19-26.
13. Третьякова Е.М. Оценка профессиональных компетенций студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №4 (13). С. 120-123.
14. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. №4. С. .53-56._
15. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1992. 192 с.
16. Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
17. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1998. 346
с.
18. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Учебное пособие. СПб.: Питер - Пресс, 2005. 251 с.
19. Адамчук Д.В., Собкин В.С., Курнешова Л.Е. Социально-ролевые отношения «учитель-ученик» // Педагогика. 2015. №8. С. 22-31.
20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. 2004. 291 с.
21. Шапошникова Н.Ю. Индивидуализация обучения как способ реализации академических свобод студентов // Педагогика. 2015. №2. С. 100-104.