Тимкина Юлия Юрьевна
ВАРИАТИВНЫИ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ..
УДК 378.147
ВАРИАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
© 2016
Тимкина Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова,
Пермь (Россия)
Аннотация. Вариативное образование реализует право человека на свободу выбора, позволяет удовлетворять потребности личности в образовании. Свобода выбора является фактором развития личности. Наличие возможности выбора определяет множество путей развития человека. Основными характеристиками данного подхода выступает индивидуализация процесса образования, совместная учебная деятельность, разнообразие обучения, возможность выбора. Актуальность разработки вариативного иноязычного образования определяется возрастанием требований к владению иностранным языком специалистами разных направлений подготовки, уровень владения иностранным языком должен позволить специалистам участвовать в межкультурной коммуникации в профессиональной сфере. Вариативный подход к иноязычному образованию в высшей школе нацелен на развитие вторичной языковой личности будущего специалиста, позволяет обеспечить профессиональную ориентированность процесса обучения, индивидуализировать иноязычную подготовку и актуализировать самообразование студентов иностранному языку. Отмечается необходимость проектирования вариативного образовательного пространства, вариативных индивидуальных программ, разработки интегрированных курсов по иностранному языку и специальным предметам. Применение вариативного подхода в высшей школе позволит учесть уровень владения иностранным языком, личные и профессиональные интересы студентов, когнитивные и психологические особенности, что обеспечит мотивацию к изучению иностранного языка и улучшит качество языковой подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: иноязычное образование, высшая школа, вариативность, профессиональная направленность обучения, индивидуализация, самообразование
VARIABLE APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AT A HIGHER SCHOOL
© 2016
Timkina Yuliya Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of Foreign Languages Perm State Agricultural Academy named after academician D.N. Pryanishnikov, Perm (Russia)
Abstract. Variety of Education embodies the human right to freedom of choice, meets the individual needs in education. Freedom of choice is a factor of the person development. Availability of choice determines a multiplicity of human development pathways. The main features of the variable approach are individualization, variety of education, cooperative learning and opportunity of choice making. The relevance of the development of variable foreign language education is determined by the increasing requirements for specialists capable of using foreign language for the participation in intercultural professional communication. Variable approach to foreign language education aims the developing secondary language personality of future specialist, provides professionally oriented study, individualization of training process and forces the students to foreign language self-education. Necessity of creation of variable educational space, personal learning path and foreign languages for specific purposes modules is noted. Introducing of variable approach at a higher school will focus on students' foreign language skills, personal and professional interests, cognitive learning styles and psychological features, it will improve motivation for learning foreign language and get better linguistic training of the future specialists.
Keywords: foreign languages education, higher school, variety, professionally oriented study, individualization, self-education
Вариативное образование имеет долгую историю. Известные со времен Древней Греции различные типы школ с разными программами, курсами представляют собой первые задатки вариативной системы, нацеленной на реализацию человеком права на выбор профессии, условия и формы обучения [1].
Понятие свободы выбора в философии взаимосвязано с творческой деятельностью человека, характеризует её и выступает одновременно источником развития и его результатом. Отечественный мыслитель Н.А. Бердяев отмечал, что «необходимость характерна для эволюции, творчество рождается из свободы» [2, с.104]. Свободное действие напрямую связано с наличием альтернативы и способом реализации, которые определяются целями человека, основанными на знаниях и опыте. Развивающийся человек имеет большое число «степеней свободы», что определяет множество путей и направлений развития, возможность творчества себя и своей истории [3, с.44], а также наделяет ответственностью за выполняемое действие.
Создание системы обучения, направленной на развитие личности и индивидуальных способностей посредством предоставления свободы выбора индивидуальной программы, нашло отражение в концепции вариативного развивающего образования А.Г. Асмолова, реализующего «компетентный выбор каждой личностью своего жизненного пути» и предоставление «веера» возможных вариантов индивидуального образования [4]. Основной целью вариативного образования, по мнению исследователя, выступает «формирование картины мира, которая
обеспечит ориентацию личности в разных жизненных ситуациях, включая ситуации неопределенности» [4]. Ключевыми характеристиками вариативного образования для исследователей являются: индивидуализация процесса обучения, совместная деятельность, разнообразие обучения, возможность выбора как необходимое условие открытой системы образования.
В последние годы отмечается возрастание интереса к вариативному обучению, который проявляется в трех аспектах разработки вариативности. В теоретическом русле выполняются исследования, направленные на создание целостной картины вариативного образования. В прикладном плане прослеживается расширение и углубление исследований, посвященных изучению вариативного образования на различных ступенях обучения: начальное образование, старшая ступень обучения, региональный аспект образования, предметное образование. В организационном аспекте исследователями рассматриваются управление вариативным образовательным процессом в школе, на уроке, при оценке качества образования.
Актуальность разработки вариативного подхода к иноязычному образованию специалистов различного профиля определяется необходимостью модернизации образовательного процесса в вузе. Иноязычное образование призвано подготовить студентов к участию в межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности на иностранном языке, к осуществлению академической и профессиональной мобильности, а также развить способности лингвистического самооб-
Тимкина Юлия Юрьевна ВАРИАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ...
разования [5]. Причинами, затрудняющими достижение цели, являются: различный уровень владения иностранным языком студентов при массовом обучении (от начинающего до выпускника школы с углубленным изучением иностранного языка), низкая мотивация студентов; различное количество зачетных единиц, отведенное на освоение курса (от 3 до 8 зачетных единиц), слабо разработанные механизмы организации самостоятельной работы студентов.
Решение данных задач возможно за счет реализации вариативного подхода, при переходе от единообразия к многообразию иноязычного образования в вариативном пространстве, направленного на возможность выбора индивидуальной образовательной траектории на основе актуального уровня владения иностранным языком, когнитивного стиля обучения, специфики будущей профессиональной деятельности [6]. Преимуществом данного подхода выступает ориентация образовательного процесса на развитие конкретной личности, в лингвистическом образовании - это развитие вторичной языковой личности, наделенной «многокомпонентным набором языковых способностей и готовностей к осуществлению речевой деятельности» [7]. Осознанный выбор содержания, технологии или средства обучения, основанный на потребностях, ведет к достижению личных результатов, а, следовательно, влияет на развитие вторичной языковой личности конкретного студента.
Обучение иностранному языку в вузе имеет профессионально-ориентированный характер, в научной литературе рассматривается как процесс, «направленный на подготовку студентов к иноязычному общению в профессиональных и научных областях и ситуациях, организованный с учетом особенностей профессионального мышления студентов» [8, с. 21]. При этом исследователи отмечают, значимость организации мотивационно-по-будительной и ориентировочно-исследовательской деятельности [8].
Организация вариативного обучения позволяет придать новые смыслы аудиторной работе студентов. Так как, работа над выбранными вариантами модуля осуществляется самостоятельно, аудиторная работа должна ориентироваться на моделирование иноязычной квазипрофессиональной среды, обеспечивающей вовлеченность студентов в иноязычное общение. Сущность профессионально-ориентированного иноязычного образования заключается в интеграции профессиональных дисциплин и иностранного языка, что достигается разнообразием вариантов интегрированных курсов, тем, имеющих личную значимость для студента и позволяющих ему приобретать дополнительные компетенции в освоении индивидуальной вариативной программы профессионального иноязычного образования. Данное положение приводит нас к рассмотрению следующей характеристики вариативного иноязычного образования, а именно, индивидуализации профессионально-ориентированного процесса развития вторичной языковой личности.
Индивидуализация обучения рассматривается в современных педагогических работах в контексте гуманистической парадигмы образования, как необходимое условие становления личности студентов в качестве субъектов образовательного процесса [9]. Исследователи данного феномена, в зависимости от области применения, раскрывают различные стороны индивидуализации образования: ориентация содержания, форм и методов на удовлетворение потребностей личности (И.Д. Бутузов, И.Б. Закиров и другие); создание условий развития личности (М.А. Мартынович, И.Э. Унт и другие); индивидуальная самостоятельная работа (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Общим в понимании индивидуализации образования является восприятие обучающегося как индивидуальности, наделённой «своеобразной совокупностью признаков личности, характеризующих её, как целое, и отличающее её от всех других»
[10]. В педагогическом смысле данное понятие рассматривается как процесс «обособления одного ученика в учебной деятельности с учетом его индивидуальности» и соотношение целей и приемов обучения с многосторонними свойствами личности [11, с. 59].
Анализ научных источников и сложившейся практики иноязычного образования в вузе свидетельствует о том, что достичь полной индивидуализации в условиях массового обучения практически невозможно. В высшей школе не сложилась практика изучения индивидуальных различий студентов, особенностей психической и когнитивной сферы, определения мотивов и устремлений, ценностных ориентаций личности [9]. Не разработаны механизмы, позволяющие гибко изменять содержание, технологии и средства курса, для создания благоприятных условий для конкретного студента в рамках единого учебного процесса.
Вариативный подход создает предпосылки проектирования индивидуальных траекторий в условиях выбора личностно-значимого направления. Термин «индивидуальная образовательная траектория», вслед за П.В. Сысоевым, понимается как «персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям» [12]. Широкий спектр вариантов образования предоставляет возможность проектирования индивидуальных траекторий по множественным параметрам. Образовательная траектория может проходить не только по реперным точкам уровней владения иностранным языком, но и располагаться в плоскости одного уровня для расширения и углубления знаний в определенной области, находится в трехмерном пространстве, охватывая межпредметные сферы межкультурного общения.
Вариативная индивидуальная познавательная деятельность обеспечивает приобретение студентом опыта выполнения «специфических личностных функций» -выбор, постановка цели, определение смысла (мотива), самореализация, ответственность [13], что определяет следующую принципиальную характеристику вариативного иноязычного образования.
Самообразование, реализуемое в самостоятельной работе студентов, является целью подготовки будущих специалистов к саморазвитию и обучению в течение жизни [14]; выступает основной учебно-познавательной формой образовательного процесса, направленной на развитие автономии и субъектности обучающегося [15], активизирует внутренние познавательные мотивы к присвоению новых знаний [16]. С точки зрения ком-петентностного подхода, исследователи определяют самообразовательную компетенцию как «способность и желание студентов осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, способность к саморефлексии, самоконтролю и выбору индивидуальной траектории» [15, с. 20], подчеркивая, что формирование, организация и контроль осуществляется самим студентом - субъектом образовательного процесса, наделяет его универсальными способами осуществления познавательной деятельности [17]. А.Г. Асмолов отмечает, что формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) закладывает основу самоопределения и самореализации личности [4].
В области профессионально-ориентированного иноязычного образования учёные исследуют иноязычную самообразовательную компетенцию, как способность и готовность к эффективной самостоятельной познавательной деятельности, направленной на повышение уровня владением иностранным языком с целью удовлетворения профессионально-личностных потребностей [18], включают в неё следующие способности: самостоятельно мыслить, принимать решение, создавать индивидуально и в сотрудничестве образовательный продукт, выстраивать собственную систему знаний и
Тимкина Юлия Юрьевна
ВАРИАТИВНЫИ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ..
способов получения новых знаний, реализовывать индивидуальные стремления [18]. Развитие иноязычной самообразовательной компетенции призвано сформировать учебную автономию, под которой понимают образовательную деятельность, регулируемую студентом самостоятельно, независимо от преподавателя [19]. По мнению исследователей, значимыми компонентами автономной деятельности являются способность учиться самостоятельно, нести ответственность за образовательный результат, овладение навыками и умениями самообразовательной деятельности для самообразования в будущей профессиональной деятельности, осуществление рефлексии всего процесса [9].
Следует отметить, что при вариативном подходе самостоятельная работа студентов должна обеспечивать: а) удовлетворение личных и профессиональных познавательных потребностей посредством выбора содержания, технологий, средств, форм образования; б) учет актуального уровня владения иностранным языком, уровня сформированности самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента [15], то есть сфор-мированности самообразовательных умений к освоению иноязычной культуры и языка [19]; в) построение вариативной индивидуальной программы, предполагающей выбор оптимальных стратегий и продуктивных технологий лингвосамообразования [20, 21]; г) проявление способности и готовности студента применять приобретенные знания в различных ситуациях личностного и профессионального межкультурного общения, «обеспечивая переход от репродуктивного уровня к творческому» [20, с. 25], д) рефлексию самообразовательной деятельности.
Целенаправленная, планируемая и контролируемая самостоятельная работа студентом при помощи преподавателя в условиях выбора привлекательных вариантов иноязычного образования реализует включенность студента в активную самообразовательную деятельность, обеспечивая приобретение личного опыта лингвосамо-образования в сфере будущей профессиональной деятельности, ведет к становлению индивидуального стиля профессиональной деятельности [22]. Как отмечает Н.М. Миняева, на высоком уровне развития самообразование становится самоуправляемой системой, что меняет внешние регулировки на саморегуляцию действий и поведения, самоизменяет личность, «смыкается с творчеством» [21], проявляется на продуктивном уровне владения иностранным языком, следовательно, выступает показателем развития вторичной языковой личности, что и является целью иноязычного образования в вузе.
В заключении, представляется возможным резюмировать, что профессионализация образования за счет интеграции общекультурной и профессиональной компетенций в многообразии междисциплинарных модулей; полная индивидуализация образовательного процесса посредством реализации вариативных индивидуальных образовательных программ; самообразование как ведущая форма освоения вариативной программы с целью достижения индивидуального образовательного результата создают необходимые условия для развития вторичной языковой личности будущих специалистов и способствуют улучшению качества иноязычной подготовки в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Липская Л.А. Вариативность как системообразующая основа развития отечественного образования (пе-дагогико-антропологический аспект): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2007. 43с.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда», 1989.
3. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. С. 7-48.
4. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России [Электронный ресурс] // URL: http://www.zankov.ru/ about/theory/article=157/ (дата обращения 17.01.16).
5. Леушина И.В. Инновации в системе профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов технического вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 1. С. 55-58.
6. Леушина И., Шамов А. Лингвопрофессиональная подготовка технических специалистов // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 108-111.
7. Потёмкина Е.В. К вопросу о методах формирования вторичной языковой личности // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2013. №2. т. 1. С. 215-224.
8. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов - уч. пособие. Орёл: ОГУ, 2005. 114с.
9. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. 2011. №2. С. 65-70.
10. Словарь Л.С. Выготского. М.: Смысл. 2007.
11. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
12. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? // Иностранные языки в школе. 2014. №3. С. 2 -12.
13. Кемерова Н.С. Проектирование индивидуальной траектории обучения иностранному языку в техническом вузе // Вестник ТГПУ. 2010. №2 (92). С.53-57.
14. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №3 (12). С. 7-9.
15. Крылова Е.А. Совершенствование иноязычной самообразовательной компетенции студентов неязыковых вузов в условиях самостоятельной работы на основе мониторинг-технологии (на материале английского языка): дисс. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург. 2015. 238 с.
16. Сидоренко Т.В. Самостоятельная работа студентов технического вуза в профессионально ориентированном обучении иностранному языку: условия оптимизации // Вестник Томского гос. педагогического ун-та. 2010. №1. С.127-130.
17. Каскова М.Е. Формирование учебной автономии на основе выбора как метода обучения иностранному языку: дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2015. 198 с.
18. Иванова М.А. Основы формирования самообразовательной лингвистической компетенции при профессионально ориентированном обучении иностранным языкам // Известия Российского гос. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 61. С. 403-406.
19. Коряковцева Н.Ф. Организация продуктивной деятельности студентов, изучающих иностранный язык // Развивающее обучение в системе иноязычной подготовки: проблемы, инновации, перспективы.-М.: Рема, 2009. С. 56-66.
20. Бобыкина И.А. Концепция формирования культуры лингвосамообразования при обучении иностранному языку в высшей школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2012. 39 с.
21. Миняева Н.М. Проблема актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в университетском образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 5 (154). С. 72-75.
22. Фокина И.В. Ситуации свободного выбора в процессе профессионального обучения // Перспективы науки и образования. 2013. №5. С. 170-172.