Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение студента в контексте формирования субъектной позиции'

Профессиональное самоопределение студента в контексте формирования субъектной позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокроусова Татьяна Александровна

В статье понятие «профессиональное самоопределение студента» рассматривается как особый способ его социализации; раскрывается содержание понятий: «субъект и объект самоопределения», «профессиональная позиция», «профессиональное самоопределение». Автором выявляются организационно-педагогические условия профессионального самоопределения студента; устанавливается его взаимосвязь с процессами личностного, социального, жизненного самоопределения, с профессиональным становлением личности, со смысловой регуляцией жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокроусова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение студента в контексте формирования субъектной позиции»

УДК 378.1

Мокроусова Татьяна Александровна

студент СФБашГу г. Стерлитамак, РФ E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ

СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ

Аннотация

В статье понятие «профессиональное самоопределение студента» рассматривается как особый способ его социализации; раскрывается содержание понятий: «субъект и объект самоопределения», «профессиональная позиция», «профессиональное самоопределение». Автором выявляются организационно-педагогические условия профессионального самоопределения студента; устанавливается его взаимосвязь с процессами личностного, социального, жизненного самоопределения, с профессиональным становлением личности, со смысловой регуляцией жизнедеятельности человека.

Ключевые слова

Субъект и объект самоопределения, профессиональное самоопределение, социализация, рефлексия.

Обращение к проблеме профессионального самоопределения студента тесно связано с необходимостью научного обоснования педагогических аспектов совершенствования проводимой в стране реформы общественных институтов, включая и реформу образовательной системы. Существенным и обязательным для учёта в ходе данных преобразований аспектом, характеризующим современную социокультурную ситуацию в нашей стране, является все более утверждающаяся тенденция признания в обществе субъектной парадигмы социальных и межличностных отношений.

Субъектность в сфере профессионального труда и подготовки к нему особенно отчетливо проявляется в ситуациях, характеризующихся нормативной неопределенностью и необходимостью в этих условиях брать инициативу и ответственность на себя. Она предполагает автономное ориентирование в сложной системе ценностей и смыслообразующих мотивов, способность интегрировать для решения профессиональных задач собственный личностный потенциал и профессиональный опыт. Именно в подобных ситуациях самостоятельного и свободного выбора личность особенно рельефно проявляется как субъект деятельности. Таким образом, важнейшим аспектом проявления субъектности является способность человека к самоопределению в неоднозначной ситуации.

Проблема профессионального самоопределения студента в вузе, имея несколько аспектов своего рассмотрения (психологический, педагогический, социальный, экономический и пр.), непосредственно связана с поиском путей гармонизации интересов личности и профессии, общественных отношений в профессиональной сфере, оптимизации финансовых затрат на подготовку и переобучение кадров. Данное обстоятельство требует более глубокого анализа проблемы самоопределения человека как субъекта деятельности.

В научном плане изучение проблем, связанных с профессиональным самоопределением различных специалистов, влиянием на данный процесс различных факторов, нашло свое отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных ученых. Вслед за Е.М. Борисовой, Н.С. Пряжниковым мы считаем профессиональное самоопределение личности долговременным динамическим процессом, охватывающим длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов в школе до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности. Существенное отличие использования данного понятия от понятий «воспитание», «подготовка» заключается в ориентации исследователей, сосредоточивающих внимание на активности самого субъекта в противовес рассмотрению

его как пассивного объекта социального воздействия [2, с.78]. Специфичность профессионального самоопределения заключается в отчетливом выражении в нем роли «внутренних условий» [1, с.64], определяющих способность человека к самоорганизации собственной жизни в противовес хаотичности и случайности внешне детерминированных событий. В современных условиях приоритетную роль в профессиональном самоопределении личности, становлении профессионала начинают играть не социально-адаптивные, а ценностно-смысловые принципы конструирования жизненных смыслов. Студент, самоопределяясь в отношении социо-культурных норм, занимает конкретную профессиональную позицию.

В результате анализа научной литературы мы уточнили понятие «профессиональное самоопределение студента» как результат процесса выбора субъектом ориентации на обретение смыслов профессиональной деятельности, открытие и реализацию своего «Я - компетентностного профессионала», становление профессиональной позиции, трансформирующейся в интегративное качество личности. Содержание профессионального самоопределения студента включает: а) соотнесение требований профессии с собственным уровнем профессиональных способностей, жизненными и профессиональными ценностями; б) переосмысление собственных представлений, способов жизнедеятельности, личностно и социально значимых ценностей; в) осознание и принятие студентом собственной деятельностной концепции, появление положительных мотивов профессиональной деятельности; г) становление профессиональной позиции студента.

Единицей анализа профессионального самоопределения студента признается ситуация профессионального выбора из существующих (предполагаемых) альтернатив [6, с.43]. Причем между этими альтернативами всегда существуют некоторые (прежде всего внутренние, на уровне сознания и отношения самоопределяющегося человека) противоречия, которые и должен разрешить субъект [5, с.56]. Функцией выбора, таким образом, является устранение внутриличностного противоречия и установление определенного баланса между своими возможностями и предпочтениями, с одной стороны, и нормативными требованиями деятельности и профессионального сообщества с другой.

Зачастую требуется специальная (рефлексивная) деятельность человека не только по сопоставлению, но и по выявлению данных альтернатив. Эффективность такой деятельности непосредственно связана с уровнем развития профессионального сознания и самосознания личности, определяющих степень осведомленности человека в различных аспектах профессии и знание своих сильных и слабых сторон как представителя данной профессии. Слабое знание указанных аспектов, а также их противоречивость, неустойчивость повышает проблемность ситуации для человека. В этом случае самоопределение рассматривается как рефлексивная деятельность субъекта, направленная на уменьшение неопределенности предстоящего выбора за счет расширения психологического пространства (или информационной основы) самоопределения [1, с.76].

Овладение способностью к самоопределению в проблемных ситуациях и ее совершенствование может рассматриваться как важнейший фактор (механизм) развития личности профессионала [4, с.32]. Содержательно-методические аспекты овладения данной способностью в условиях коллективного обучения, например, соотносит с процессом проблематизации условий и норм осуществления деятельности и поиска новых оснований для ее продолжения. Данный поиск, в частности, предполагает взаимоопределение позиций взаимодействующих между собой профессионалов по поводу решения данной проблемы в условиях организации внеучебной деятельности вуза.

С учетом вышеизложенного правомерно выделить в структуре профессионального самоопределения студента два основных элемента: субъект и объект самоопределения.

С субъектом самоопределения связана способность к осуществлению специальной (рефлексивной) деятельности на самоопределение в проблемной ситуации и практическая реализация выбранного варианта действий. Эффективность этой деятельности обусловлена, как уже отмечалось, уровнем развития профессионального сознания и самосознания личности, определяющих диапазон «субъективного психологического пространства самоопределения» [3, с.23], характеризуемого степенью ясности и

дифференцированности, а также ведущими ценностями и мотивами, определяющими основную направленность поиска среди возможных альтернатив.

Объект самоопределения представлен собственно самим полем возможных для выбора альтернатив, включающим как самого человека (его качества, являющиеся предметом осознания в процессе рефлексии и последующего саморазвития, коррекции), так и всю совокупность характеристик и условий профессиональной деятельности. Объект самоопределения может быть представлен как ориентировочная основа самоопределения, требующая её освоения субъектом.

Критериями профессионального самоопределения студента выступают: мотивационный (стремление студента быть человеком культуры, компетентным профессионалом), когнитивный (студент знает сущность понятий «профессиональное самоопределение», «рефлексия», способы профессионального самоопределения имеет представления о своем месте в профессиональном сообществе, обстоятельствах совершаемого выбора и реализации принятого решения); деятельностный (студент умеет: соотнести свои способности профессиональной деятельности с нормой культуры, скорректировать целеполагание), эмоционально-оценочный (студент испытывает положительные эмоции, адекватно оценивает процесс профессионального самоопределения). Система критериев позволяет определить динамику профессионального самоопределения.

Эффективность профессионального самоопределения студента в контексте формирования субъектной позиции обеспечивается организационно-педагогическими условиями:

- цели внеучебной деятельности конкретизируются в контексте профессионального самоопределения, что развивает положительные мотивы студента стать компетентным профессионалом;

- выбор гуманитарных технологий профессионального самоопределения студента обусловливается нормами культуры профессиональной деятельности, что активизирует целеполагание и умения субъекта соотносить культуросообразные нормы деятельности с его реальными действиями, поведением и индивидуальными способностям;

- инициирование рефлексии студента во внеучебной деятельности вуза, дающей возможность выявить многогранность будущей профессиональной деятельности и её значение в решении социокультурных задач общества.

Подведение результатов учебно-воспитательной работы в вузе по реализации педагогических условий показало, что они способствовали приобретению практико-ориентированного опыта студентом самоопределяться в жизненных и профессиональных ситуациях; повысили уровень знаний о сущности профессионального самоопределения, обстоятельствах и факторах совершаемого выбора и умений соотносить свои потребности в профессиональной деятельности с возможностями; принесли чувство удовлетворенности студентам от профессионального самоопределения, что, в целом, позволило повысить качество подготовки специалистов.

Список использованной литературы:

1. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова-Славская.- М.: Алетейя, 2001. - 304 с

2. Зеер, Э.Ф. Профориентология: учеб. пособие/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. М.: Изд-во, 2006.- 192с.

3. Иванайская Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2010. - 206 с.

4. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод.пособие./ Л.М. Митина. -М.: Академия, 2003. - 135с.

5. Орлов, А.Б. Психология индивидуальности: новые модели и концепции. / А.Б. Орлов, В.Б. Шумской. - М.: НОУ ВПО МПСИ. 2009. - 332 с.

6. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Учебное пособие для вузов. / Н.С. Пряжников. - М:_ Академия, 2008. - 320с.

© Т А. Мокроусова,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.