Научная статья на тему 'Организация обучения школьников исследованию в рамках электива «Основы исследовательской деятельности»'

Организация обучения школьников исследованию в рамках электива «Основы исследовательской деятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ЭЛЕКТИВ / ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / RESEARCH SKILLS / ELECTIVE COURSE / RESEARCH THEORY / RESEARCH PRACTICE / RESEARCH POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румбешта Елена Анатольевна

Введение. При обучении естественным предметам в российской школе всегда уделялось большое внимание развитию исследовательских умений школьников. Особенно актуально это в настоящее время. Повсеместно существует потребность в подготовке инженерных, научных кадров, которая должна решаться еще в школе путем ориентации учеников на исследование и овладение исследовательскими умениями. Эти же задачи ставит и новый стандарт образования. Необходимы разработка и внедрение в процесс обучения специально организованных занятий, на которых ученики подробно ознакомятся с исследовательскими методами и активно применят их на практике. Цель изложенного в статье заключается в представлении способов эффективной организации обучения школьников исследованию на основе элективного курса. Методология. Методологическую основу исследования составляют идеи деятельностного и проблемного подходов к обучению. Научная новизна. Исследованы способы знакомства школьников с методами исследования, предложены способы развития исследовательских умений, создающих базу для дальнейшего обучения или использования их в быту или на производстве. Практическая значимость. Проведенное исследование вносит вклад в методологическую подготовку обучающихся. В статье показаны способы развития важных для обучающихся универсальных учебных действий и исследовательских умений на основе определенной структуры электива для обучающихся 10-го класса. Электив состоит из обучающей части, программа которой представлена. Первая часть электива посвящена знакомству с исследованиями и методами исследования теоретическими и практическими. Вторая часть электива включает школьников в практику выполнения простых исследовательских работ. Пример содержания работ также представлен. Показана методика организации исследования на основе карт работ и методика представления исследования, также регламентированная алгоритмом. Результаты. При проведении длительного исследования доказано, что школьники нуждаются в дополнительной исследовательской подготовке. Наиболее эффективно она осуществляется на элективе, построенном на знакомстве с современными научными проблемами, обучении теоретическим и практическим методам исследования, включении в решение доступных для школьников проблем физического содержания на практике. Заключение. Представленная организация обучения исследованию достаточно эффективна, о чем свидетельствует проверка знания по методам исследования на основе тестов. Тесты предлагаются в начале и конце элективного курса. Включенная в алгоритм представления работы рефлексивная оценка также свидетельствует о появлении у школьников новых методологических знаний и исследовательских умений. При обязательном обсуждении итогов электива на заключительном занятии проявляется мотивация школьников к исследовательской деятельности, наблюдается формирование в разной степени исследовательской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румбешта Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SCHOOLCHILDREN TRAINING TO RESEARCH WITHIN THE BOUNDS OF THE ELECTIVE COURSE “THE PRINCIPLES OF EXPLORATORY ACTIVITY”

Introduction. When teaching natural subjects in the Russian school, great attention has always been paid to the development of schoolchildren research skills. It is especially true at the present time. Everywhere, there is a need for training of engineering, scientific personnel, which should be solved in the school by orienting students to research and mastering research skills. The same problems are posed by the new standard of education. It is necessary to develop and introduce specially organized classes into the learning process, in which students are acquainted with research methods in detail and actively apply them in practice. The aim of this article is to present ways of effective organizing the schoolchildren’s learning on the basis of an elective course. Materials and Methods. The methodological basis of the research is the ideas of the activity and problem approaches in teaching. Scientific novelty. The ways of acquaintance of schoolchildren with the methods of research are explored, methods for developing research skills, which create the basis for further education or use them in everyday life or at work, are suggested. Practical significance. The conducted research contributes to the methodological preparation of students. The article shows ways of developing universal learning activities and research skills that are important for students on the basis of a certain elective structure for Grade 10 students. Elective course consists of a training part, the program of which is presented. The first part of the elective course is devoted to acquaintance with research and theoretical and practical research methods. The second part of the elective course includes students in the practice of performing simple research works. The content of the work is also presented in the example. The technique of research organization on the basis of work cards and the methodology for presenting the study, also regulated by the algorithm, are shown. Results. In the course of a long-term study it was proved that schoolchildren need additional research training, it is carried out most effectively on elective course, built on acquaintance with modern scientific problems, teaching theoretical and practical methods of research, including in the solution of problems of physical content accessible to schoolchildren in practice. Conclusions. The presented organization of research teaching is quite effective, according to knowledge testing based on research methods. Tests are given at the beginning and at the end of the elective course. The reflexive assessment included in the work presentation algorithm also indicates the appearance of new methodological knowledge and research skills of schoolchildren. With the mandatory discussion of the elective course results on the final lesson, the motivation of schoolchildren for research activity is manifested, formation of a research position in different degrees is observed.

Текст научной работы на тему «Организация обучения школьников исследованию в рамках электива «Основы исследовательской деятельности»»

References

1. Artyugina T. Yu. Modem educational technologies: we study and apply [Sovremennye obnazovatel'nye tehnologii: izuchaem i primenjaem]. Arhangelsk: AO IPPK RO, 2011. 58 p. (In Russian).

2. Voronova D. S., Retunskaya T. N. Self-accepting as one of the conditions to be successful. Actual problems of innovative development of nuclear technologies. Materials of scientific-practical conference (April 10-14, 2017) [Aktual'nye problemy innovacionnogo razvitija jadernyh tehnologij : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (10-14 aprelja 2017)]. Scientific editor M. D. Noskov. Seversk: Publishing house STI NIYaU MIFI, 2017. (In Russian).

3. Vygotskiy L. Ya. Questions of child psychology [Voprosy detskoj psihologii]. Saint Petersburg: Speech, 2005.210 p. (In Russian).

4. Larina V. E., Retunskaya T. N. Constructive construction of life by means of an adequate formation of self-image. Actual problems of innovative development of nuclear technologies. Materials of scientific-practical conference (April 10-14,2017) [Aktual'nye problemy innovacionnogo razvitija jadernyh tehnologij : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (10-14 aprelja 2017)]. Scientific editor M. D. Noskov. Seversk: Publishing house STI NIYaU MIFI, 2017. (In Russian).

5. Methodical recommendations of the Department of Education of Moscow from 20.11.2010 № 2-34-20 on the organization of design and research activities for students in general education institutions in Moscow [Metodicheskie rekomendacii Departamenta obrazovanija g. Moskvy ot 20.11.2010 № 2-34-20 po organizacii proektnoj i issledovatel'skoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah g. Moskvy]. (In Russian).

6. Stupnickaya M. A. New pedagogical technologies: organization and content of project activities of students [Novye pedagogicheskie tehnologii: organizacija i soderzhanie proektnoj dejatel'nosti uchashhihsja]. Moscow: Pedagogical University «First of September», 2009. 64 p. (In Russian).

7. Tyufyakin A.M., Retunskaya T.N. Realization of personal plans by increasing self-esteem. Actual problems of innovative development of nuclear technologies. Materials of scientific-practical conference (April 10-14, 2017) [Aktual'nye problemy innovacionnogo razvitija jadernyh tehnologij : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (10-14 aprelja 2017)]. Scientific editor M. D. Noskov. Seversk: Publishing house STI NIYaU MIFI, 2017. (In Russian).

УДК/UDC 372.8 Е. А. Румбешта

E. Rumbeshta

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЮ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВА «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ORGANIZATION OF SCHOOLCHILDREN TRAINING TO RESEARCH WITHIN THE BOUNDS OF THE ELECTIVE COURSE "THE PRINCIPLES OF EXPLORATORY ACTIVITY"

Введение. При обучении естественным предметам в российской школе всегда уделялось большое внимание развитию исследовательских умений школьников. Особенно актуально это в настоящее время. Повсеместно существует потребность в подготовке инженерных, научных кадров, которая должна решаться еще в школе путем ориентации учеников на исследование и овладение исследовательскими умениями. Эти же задачи ставит и новый стандарт образования. Необходимы разработка и внедрение в процесс обучения специально организованных занятий, на которых ученики подробно ознакомятся с исследовательскими методами и активно применят их на практике.

Цель изложенного в статье заключается в представлении способов эффективной организации обучения школьников исследованию на основе элективного курса.

Методология. Методологическую основу исследования составляют идеи деятельностного и проблемного подходов к обучению.

Научная новизна. Исследованы способы знакомства школьников с методами исследования, предложены способы развития исследовательских умений, создающих базу для дальнейшего обучения или использования их в быту или на производстве.

Практическая значимость. Проведенное исследование вносит вклад в методологическую подготовку обучающихся. В статье показаны способы развития важных для обучающихся универсальных учебных действий и исследовательских умений на основе определенной структуры электива для обучающихся 10-го класса. Электив состоит из обучающей части, программа которой представлена. Первая часть электива посвящена знакомству с исследованиями и методами исследования — теоретическими и практическими. Вторая часть электива включает школьников в прак-

тику выполнения простых исследовательских работ. Пример содержания работ также представлен. Показана методика организации исследования на основе карт работ и методика представления исследования, также регламентированная алгоритмом.

Результаты. При проведении длительного исследования доказано, что школьники нуждаются в дополнительной исследовательской подготовке. Наиболее эффективно она осуществляется на элективе, построенном на знакомстве с современными научными проблемами, обучении теоретическим и практическим методам исследования, включении в решение доступных для школьников проблем физического содержания на практике.

Заключение. Представленная организация обучения исследованию достаточно эффективна, о чем свидетельствует проверка знания по методам исследования на основе тестов. Тесты предлагаются в начале и конце элективного курса. Включенная в алгоритм представления работы рефлексивная оценка также свидетельствует о появлении у школьников новых методологических знаний и исследовательских умений. При обязательном обсуждении итогов электива на заключительном занятии проявляется мотивация школьников к исследовательской деятельности, наблюдается формирование в разной степени исследовательской позиции.

Introduction. When teaching natural subjects in the Russian school, great attention has always been paid to the development of schoolchildren research skills. It is especially true at the present time. Everywhere, there is a need for training of engineering, scientific personnel, which should be solved in the school by orienting students to research and mastering research skills. The same problems are posed by the new standard of education. It is necessary to develop and introduce specially organized classes into the learning process, in which students are acquainted with research methods in detail and actively apply them in practice.

The aim of this article is to present ways of effective organizing the schoolchildren's learning on the basis of an elective course.

Materials and Methods. The methodological basis of the research is the ideas of the activity and problem approaches in teaching.

Scientific novelty. The ways of acquaintance of schoolchildren with the methods of research are explored, methods for developing research skills, which create the basis for further education or use them in everyday life or at work, are suggested.

Practical significance. The conducted research contributes to the methodological preparation of students. The article shows ways of developing universal learning activities and research skills that are important for students on the basis of a certain elective structure for Grade 10 students. Elective course consists of a training part, the program of which is presented. The first part of the elective course is devoted to acquaintance with research and theoretical and practical research methods. The second part of the elective course includes students in the practice of performing simple research works. The content of the work is also presented in the example. The technique of research organization on the basis of work cards and the methodology for presenting the study, also regulated by the algorithm, are shown.

Results. In the course of a long-term study it was proved that schoolchildren need additional research training, it is carried out most effectively on elective course, built on acquaintance with modern scientific problems, teaching theoretical and practical methods of research, including in the solution of problems of physical content accessible to schoolchildren in practice.

Conclusions. The presented organization of research teaching is quite effective, according to knowledge testing based on research methods. Tests are given at the beginning and at the end of the elective course. The reflexive assessment included in the work presentation algorithm also indicates the appearance of new methodological knowledge and research skills of schoolchildren. With the mandatory discussion of the elective course results on the final lesson, the motivation of schoolchildren for research activity is manifested, formation of a research position in different degrees is observed.

Ключевые слова: исследовательские умения, электив, теория исследования, практика исследования, исследовательская позиция.

Keywords: research skills, elective course, research theory, research practice, research position.

В советской школе большое внимание уделялось интеллектуальному и практическому развитию старшеклассников. Особенно ярко это проявлялось в процессе обучения физике. Ученики имели достаточное количество часов на изучение теории, закрепление и применение ее при решении задач и выполнении лабораторных работ. Кроме того, в старших класса обязательным было выполнение физического практикума, задания которого были довольно сложны и интересны. Учителя нередко организовывали выполнение физпрактикума, не давая готовых инструкций.

В настоящее время страна нуждается в хороших студентах, осваивающих инженерные профессии, в деятелях науки, квалифицированных рабочих кадрах, что требует освоения уже в школе проблемных и исследовательских умений. Кроме того, необходима организация правильного профессионального самоопределения учащихся, которое само собой не происходит, как об этом пишут ряд авторов.

Все это может дать исследовательская деятельность школьников на предметах математики и естественно-научного цикла, в большей степени на физике. Что касается математики, то на этот предмет, как обязательный к сдаче ЕГЭ, отводится большее количество часов, и учитель может развивать у учащихся исследовательскую компетентность. Однако автор исследования делает вывод, что для формирования исследовательской компетенции можно и нужно выделить разработку новых форм организации познавательной деятельности учащихся [3].

При больших возможностях естественно-научного образования в плане приобщения школьников к учебному, а часто и научному исследованию, о чем пишет академик В. Г Разумовский [4], и ослаблении внимания к нему в настоящее время, часов на исследовательское развитие школьников в рамках обязательной программы не достаточно. Однако есть возможность воспользоваться для этих целей элективными занятиями [5]. Проблема состоит в том, что элективы по обучению исследованию пока недостаточно разработаны, кроме того, ощущается недостаток оборудования в школах для выполнения исследовательских работ. В то же время из определения исследовательской деятельности следует, что для эффективного исследования необходим определенный набор оборудования.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Характерными для исследования действиями являются постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, выдвижение гипотезы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [6; 7].

В школе № 49 г. Томска обучение исследовательской деятельности начинается с освоения образовательной программы «Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в процессе совместной деятельности» [8]. Программа реализуется в основной школе, так как именно ученики данного возраста имеют желание творить, совместно решать проблемы. На основе программы формируется исследовательская позиция школьников, о которой говорит А. В. Леонтович [9]. При реализации программы у учеников формируются необходимые умения, соответствующие ФГОС [10].

Таблица 1

Универсальные учебные действия, формируемые в основной школе.

Способы формирования

Совместная деятельность в группе Совместная деятельность с учителем Исследовательская деятельность

Познавательные

Создавать и преобразовывать схемы для решения задач Совместное создание алгоритма решения задач по новой тематике

Устанавливать причинно-следственные связи Организация эвристической беседы

Осуществлять сравнение, сериацию, классификацию Создание сравнительных обобщающих таблиц Создание сравнительных обобщающих таблиц

Продолжение таблицы 1

Совместная деятельность в группе Совместная деятельность с учителем Исследовательская деятельность

Проводить наблюдение, эксперимент под руководством учителя Разрабатывать алгоритм наблюдения, проведения эксперимента совместно Проводить наблюдение, эксперимент по скорректированному или предложенному учителем алгоритму Применять совместно разработанный алгоритм при самостоятельном наблюдении, проведении эксперимента в домашних условиях

Осуществлять расширенный поиск информации Обсуждение корректности способа работы с информацией Самостоятельный поиск информации для предъявления сообщения по предложенной учителем или самостоятельно тематике

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность Совместная формулировка проблемы после обсуждения проблемной ситуации Сравнение формулировок проблемы, корректировка

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения, эксперимента Проведение проектного исследования

Выдвигать гипотезы о связях событий, процессов, объектов Совместная формулировка первичной гипотезы Формулировка гипотезы в процессе обсуждения и обоснования

Делать умозаключения и выводы на основе аргументации Совместный анализ результатов, формулировка выводов Анализ результатов, формулировка выводов

Коммуникативные

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения Выражать свое мнение, позицию, дополнять чужое мнение при обсуждении способов решения проблемы Корректировка высказанных мнений при встраивании учителя в группу с позиции консультанта

Аргументировать свою точку зрения, отстаивать позицию Грамотно формулировать свою точку зрения при сравнении с другими

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь Предлагать корректно более грамотные решения проблемы

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Задавать вопросы типа: Почему ты так думаешь? В чем эффективность твоего предложения?

Владеть устной и письменной речью Обсуждать с учителем формулировки Грамотно с физической и общекультурной точки зрения излагать свои мысли

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и партнерами Разрабатывать план совместного решения проблемы, выполнения эксперимента, наблюдения Обсуждать план с учителем Формулировать общую точку зрения

Окончание таблицы 1

Совместная деятельность в группе Совместная деятельность с учителем Исследовательская деятельность

Регулятивные

Целеполагание, в т. ч. постановка новых целей Обсуждение цели деятельности при решении проблемы, совместном выполнении эксперимента Корректировка цели, обсуждение цели, проявление других целей Формулировка личной цели

Планировать пути достижения целей Обсуждать и разрабатывать план совместной деятельности по достижению цели Корректировать план Найти свой способ реализации общей цели

Принимать решение в проблемной ситуации Обсуждать предлагаемые решения, принять наиболее эффективное решение Предложить свое решение и убедить в его эффективности

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий Оценивать правильность действий по совместно разработанному алгоритму Оценивать правильность действий по алгоритму учителя Оценивать правильность действий по самостоятельно разработанному алгоритму

Осуществлять контроль по результату и способу действия Проводить сравнение с эталоном Сравнивать результат с мнением учителя Проводить сравнение с эталоном

Осуществлять оценку и рефлексию деятельности Совместно разрабатывать карты рефлексии и по ним производить оценку Корректировать совместно разработанные карты рефлексии и по ним оценивать, производить рефлексивную оценку на основе анкеты учителя Производить рефлексивную оценку на основе анкеты учителя и рефлексивного собственного текста

Практическое применение и отработка умений решать проблемы или исследовательские задачи осуществляются на элективе с учащимися 10-го класса, основы которого разработаны автором данной статьи [11]. Применение исследовательских умений, а также коммуникативных, регулятивных универсальных действий, которые также формируются на элективе, в дальнейшем происходит при выполнении проектов.

Целью программы электива «Основы исследовательской деятельности» является знакомство с физической наукой как составляющей культуры и главным принципом технического прогресса; формирование исследовательской позиции учащихся.

Задачи программы

1. Знакомство учащихся с проблемами технического развития современного общества и перспективами их решения.

2. Изучение актуальных научных открытий и биографий выдающихся ученых современности.

3. Развитие основных исследовательских и информационных умений учащихся.

4. Организация практической деятельности по формированию исследовательской и информационной компетенций школьников.

Теоретический раздел программы содержит сведения о современных проблемах человечества, научных достижениях российских ученых, базовые сведения по реальным научным исследованиям, которые позволяют организовать обучение школьников исследовательским умениям.

Практический раздел позволяет ученикам понять структуру научного исследования, его виды, самостоятельно разработать такие способы научного исследования, как измерение, наблюдение, описание, и включиться в практику научного исследования.

Ожидаемые результаты — формирование исследовательской, информационной, проектной компетенций; расширение современных знаний по физике. Содержание обучающего блока представлено в таблице 2.

Таблица 2

Программа раздела «Основы исследовательской деятельности», 10-й класс (Учебно-тематический план. Обучающий блок)

Содержание блока Всего часов Формы работы Отработка и диагностика уровня знаний, умений, навыков

Лекции Практика

Первичная диагностика знаний о научном исследовании, исследовательских компетенциях 2 Актуализация знаний о научном исследовании и его составляющих Анкетирование

Знакомство с основными направлениями исследований в российской науке 4 Предъявление сведений об основных технических проблемах человечества и гипотезах их решения Дискуссия

Измерение как метод исследования 4 Теоретические сведения Расчет погрешностей прямого и косвенного измерения

Расчет погрешности при измерении сопротивления Самостоятельная работа

Наблюдение как метод исследования 4 Выявление объекта, условий растекания различных жидкостей по различным поверхностям Разработка алгоритма наблюдения явления

Описание наблюдения 4 Описание наблюдения смачивания тел. Разработка алгоритма Проверка описания наблюдения

Проведение рефлексии 2 Заполнение карт рефлексии Диагностика рефлексивных умений

Подведение итогов Круглый стол

Практический блок включает школьников в выполнение исследовательских работ. Исследовательские работы выполняются на базе кафедры общей физики в лаборатории методики обучения физике Томского государственного педагогического университета. В процессе этой деятельности у школьников развиваются необходимые исследовательские умения. Ученикам предлагается перечень работ, которые они выполняют парами, каждая пара выполняет свое исследование. Ход работы в обще виде указан в карте работы. Если ученики сами выстраивают исследование, исходя из указанной темы, они картой не пользуются.

Приведем примеры карт исследовательских работ.

Работа № 1. Создание требуемого сопротивления

Имеется набор сопротивлений (1,1,2 Ома).

Теоретически вычислите, сколько и каких сопротивлений можно создать на основе комбинации данных.

Обоснуйте гипотезу на основе расчетов.

Экспериментально докажите гипотезу.

Объясните результат и свои действия.

Работа № 2. Определение внутреннего сопротивления источника тока и его ЭДС

Прочитайте экспериментальную задачу.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом.

Сделайте теоретические расчеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с расчетами снимите свои показания и по ним рассчитайте требуемые величины с учетом погрешности.

Объясните результат и свои действия.

Работа № 3. Определение коэффициента поверхностного натяжения воды

На основании предложенных приборов и материалов сформулируйте исследовательскую задачу.

Разработайте метод решения исследовательской задачи с учетом знания теории по данному вопросу.

Экспериментально решите исследовательскую задачу.

Подумайте, какие еще задачи можно поставить, и решите их.

Объясните результат и свои действия.

После выполнения всех работ (10-12) ученики обосновывают свои исследования, представляя две работы. Работы для презентации назначает учитель. Все исследования подробным образом разбираются на основе карты теоретического обоснования исследования.

Карты теоретического обоснования исследования

Работа № 1. Создание требуемого сопротивления

1. Изложите теоретические сведения, необходимые для обоснования гипотезы.

— Что такое электрический ток? Характеристики тока — сила тока (определение), сопротивление.

— На основе рассмотрения модели проводника и сведений из классической теории проводимости поясните сущность понятия «сопротивление».

— Сформулируйте гипотезу об изменении сопротивления при последовательном и параллельном соединениях проводников. Пользуясь моделью проводника, обоснуйте гипотезу.

— Пользуясь известными закономерностями о том, чему равна суммарная сила тока, суммарное напряжение при параллельном и последовательном соединениях проводников и законом Ома для участка цепи, выведите теоретически формулы для общего сопротивления при последовательном и параллельном соединениях проводников.

2. Представьте ход экспериментального подтверждения гипотезы, в том числе схему, таблицу, расчетные формулы, выводы с учетом погрешности.

3. Приведите примеры использования теории на практике.

4. Поясните, чему вы научились, проделывая эту работу.

Работа № 2. Определение внутреннего сопротивления источника тока и его ЭДС

1. Изложите теоретические сведения, необходимые для постановки исследовательской задачи и ее решения.

— Для чего нужен источник тока? Что собой представляет источник тока? Как на его выводах появляются положительные и отрицательные заряды?

— В чем состоит физический смысл ЭДС источника?

— Что такое полная цепь? Запишите формулу и поясните словами смысл закона Ома для полной цепи.

— Как с помощью закона Ома вывести рабочую формулу для определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока?

2. Сформулируйте экспериментальную задачу и представьте эксперимент по ее решению, включая схему, таблицу, расчетные формулы, выводы с учетом погрешности.

3. Приведите примеры использования теории на практике.

4. Поясните, чему вы научились, проделывая эту работу.

Работа № 3. Определение коэффициента поверхностного натяжения воды

1. Изложите теоретические сведения, необходимые для постановки исследовательской задачи и ее решения.

— Приведите факты, демонстрирующие поверхностное натяжение. Как на основе теории строения вещества пояснить явление поверхностного натяжения в жидкости?

— Представьте законы, описывающие проявление поверхностного натяжения. В чем смысл коэффициента поверхностного натяжения?

2. Какие теоретические сведения позволяют на основе имеющейся установки определить коэффициент поверхностного натяжения воды?

— Представьте эксперимент по решению экспериментальной задачи, в том числе схему, таблицу, расчетные формулы, выводы с учетом погрешности.

— Сформулируйте гипотезу, от чего может зависеть коэффициент поверхностного натяжения, и обоснуйте ее. Подтвердите своими данными гипотезу.

3. Приведите пример практики использования полученных знаний.

4. Сформулируйте, чему вы научились, проделывая эту работу.

После выполнения исследовательских работ ученики отмечают появление новых знаний, умений и даже изменение личностных качеств и взглядов. Программа позволяет окончательно формировать многие универсальные учебные действия, предъявляемые ФГОС и востребованные самими учащимися. Исследовательская позиция проявляется при выполнении в дальнейшем учениками проектов, большинство из которых носит исследовательский характер.

Литература

1. Блинов В. И. Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25.) С. 6-8.

2. Сергеев И. С. Организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикальной интеграции образования //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25.) С. 14-18.

3. Десницкая В. В. Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе //Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 3. С. 32-37.

4. Разумовский В. Г. Научный метод познания моего образовательный потенциал //Педагогика. 2011. № 2. С. 15-25.

5. Румбешта Е. А. Организация внеурочной деятельности школьников на предмете «Физика» как способ реализации новых образовательных стандартов //Обновление содержания образования и особенности организации учебного процесса в условиях введения ФГОС : метод. рекомендации для педагогов и управленческих кадров на 2012-2013 учебный год / сост. Е. В. Дозморова, А. А. Лыба. Томск : ТОИПКРО, 2012. С. 90-98.

6. Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности //Школьные технологии. 2006. № 5. С. 64-71.

7. Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18-23.

8. Румбешта Е. А. Обучение школьников решению учебных и образовательных проблем в процессе совместной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий и компетенций : метод. пособие для учителей школ, преподавателей вузов, студентов пед. вузов. Томск : ТОИПКРО, 2014. 68 с.

9. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). URL: http://vww.neseanchen.ru/methodics/ teor/f_1abucy/a_1abujp.html (дата обращения: 10.04.2012).

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011. 342 с.

11. Бычкова А. С., Румбешта Е. А. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения физике : учеб.-мет. пособие для студентов пед. вузов, учителей школ. Томск : Изд-во ТГПУ, 2015. 112 с.

References

1. Blinov V. I. Effective Practices of Professional Orientation in Russian Regions. Professional education in Russia and abroad [Pnofessional'noe obnazovanie v Rossii i za nubezhom]. 2017. № 1 (25.) P. 6-8. (In Russian).

2. Sengeev I. S. Onganization of pedagogical support of students' pnofessional self-detenmination in conditions of vertical integnation of education. I. S. Sengeev. Professional education in Russia and abroad [Pnofessional'noe obnazovanie v Rossii i za nubezhom]. 2017. № 1 (25.) P. 14-18. (In Russian).

3. Desnickaya V. V. Fonming of students' neseanch competence at the lessons of mathematics in the secondany school. Standards and monitoring in education [Standanty i monitoning v obnazovanii]. 2014. № 3. P. 32-37. (In Russian).

4. Razumovskiy V. G. Scientific method of my educational potential cognition. Pedagogy [Pedagogika]. 2011. № 2. P. 15-25. (In Russian).

5. Rumbeshta E. A. Onganization of extnacunniculan activities of schoolchildnen on the subject «Physics» as a way to implement new educational standands. Updating the content of education and the specifics of the organization of the educational process in the context of the introduction of the FSES: Methodological recommendations for teachers and management personnel for the 2012-2013 academic year [Obnovlenie sodenzhanija obnazovanija i osobennosti onganizacii uchebnogo pnocessa v uslovijah vvedenija FGOS : metodicheskie nekomendacii dlja pedagogov i upnavlencheskih kadnov na 2012-2013 uchebnyj god]. Compilen. E. V. Dozmonova, A. A. Lyba. Tomsk: TOIPKRO, 2012. P. 90-98. (In Russian).

6. Leontovich A. V. Conceptual bases of modeling of neseanch activity. School technologies [Shkolnye tehnologii]. 2006. № 5.P. 64-71. (In Russian).

7. Obuhov A. S. Reseanch position and neseanch activity: what and how to develop? Research work of schoolchildren [Issledovatelskaya nabota shkolnikov]. 2003. № 4. P. 18-23. (In Russian).

8. Rumbeshta E. A. Teaching schoolchildnen to solve leanning and educational pnoblems in the pnocess of joint activity as a mean of fonming univensal educational activities and competencies: A methodical manual fon teachens of schools, univensity teachens, students of pedagogical univensities [Obuchenie shkol'nikov nesheniju uchebnyh i obnazovatel'nyh pnoblem v pnocesse sovmestnoj dejatel'nosti kak snedstvo fonminovanija univensal'nyh uchebnyh dejstvij i kompetencij : metodicheskoe posobie dlja uchitelej shkol, pnepodavatelej vuzov, studentov pedagogicheskih vuzov]. Tomsk : TOIPKRO, 2014. 68 p. (In Russian).

9. Leontovich A. V. Reseanch activities of students (collection of articles) [Issledovatel'skaja dejatel'nost' uchashhihsja (sbonnik statej)]. Available at: http://www.neseanchen.nu/methodics/teon/f_1abucy/a_1abujp.html (accessed 10.04.2012). (In Russian).

10. Appnoximate basic educational pnognam of an educational institution. The main school [Pnimennaja osnovnaja obnazovatel'naja pnognamma obnazovatel'nogo uchnezhdenija. Osnovnaja shkola]. Compilen. E. S. Savinov. Moscow: Pnosveschenie, 2011. 342 p. (In Russian).

11. Bychkova A. S., Rumbeshta E. A. Onganization of neseanch activity in the pnocess of teaching physics: a teaching aid fon students of pedagogical univensities, school teachens [Onganizacija issledovatel'skoj dejatel'nosti v pnocesse obuchenija fizike : uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov, uchitelej shkol]. Tomsk : Publishing house of TSPU, 2015. 112 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.