Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность как средство развития творческих и интеллектуальных способностей одаренных учащихся'

Исследовательская деятельность как средство развития творческих и интеллектуальных способностей одаренных учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / GIFTED CHILDREN / CONFERENCE OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьева Лилиана Борисовна

Введение. В современной школе особо важными становятся ключевые вопросы реализации образовательных технологий, возрастает роль научно-исследовательской деятельности в процессе саморазвития и самореализации личности обучающихся. Автор делает акцент на формировании мотивации к научно-исследовательской деятельности на примере проектной и исследовательской работы с одаренными детьми сетевой научно-практической конференции школьников «Ломоносовские чтения» в МАОУ СОШ № 47. Цель статьи показать важность научно-исследовательской деятельности школьников. Методология. Исследование проводится на основе методов анализа, синтеза и обобщения отечественного научного опыта и опыта работы с одаренными детьми при их подготовке к научнопрактической конференции школьников «Ломоносовские чтения» в МАОУ СОШ № 47. Результаты. Систематизированы основные тенденции совершенствования отечественных образовательных технологий, мотивы исследовательской деятельности школьников. Получена информация об организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, выявлено ее значение для развития одаренных детей. Заключение. Автором отмечается, что научно-исследовательская деятельность обязательно приводит к развитию творческих и интеллектуальных способностей одаренных детей при постоянной целенаправленной работе педагога и самих обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьева Лилиана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE AND INTELLECTUAL ABILITIES OF GIFTED STUDENTS

Introduction. In the modern school, the key issues of the educational technologies realization become especially important, the role of research activity in the process of self-development and self-realization of the students’ personality is growing. The author focuses on the formation of motivation for research activities on the example of project and research work with gifted children of the of network research-to-practice conference of schoolchildren “Lomonosov’s Reading” in Municipal autonomous general education institution Secondary School № 47. The purpose of the article is to show the importance of the schoolchildren’s research activity. Materials and Methods. The research is carried out on the basis of analysis methods, synthesizing and summarizing the domestic scientific experience and the experience of working with gifted children in their preparation for the scientific school conference “Lomonosov’s Readings” at the MAGEI Secondary School № 47. Results. We systematized the main tendencies of improving the national educational technologies and the motives of the schoolchildren’s research activity. We received the information about the organization of students’ research activities and revealed its importance for the development of gifted children. Conclusions. The author notes that research activities lead necessarily to a development of the creative and intellectual abilities of gifted children with the constant purposeful work of the teacher and the students themselves.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность как средство развития творческих и интеллектуальных способностей одаренных учащихся»

I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»

7. Obuhova L. F. Child psychology: theories, facts, problems [Detskaja psihologija: teorii, fakty, problemy]. Moscow: Trivola, 1995. 360 p. (In Russian).

8. Fokin Yu. G. Theory and technology of teaching: the activity approach [Teorija i tehnologija obuchenija: dejatel'nostnyj podhod]. Moscow: Academy, 2007. 240 p. (In Russian).

9. Cherevach G. B. The cooperation of the kindergarten and the family in creating conditions for the development of general and special abilities of preschool children [Sotrudnichestvo detskogo sada i sem'i po sozdaniju uslovij dlja razvitija obshhih i special'nyh sposobnostej detej doshkol'nogo vozrasta]. Tomsk: Publishing house of TSPU, 2013. 28 p. (In Russian).

10. Yudina E. G., Stepanova G. B., Denisova. E. N. Pedagogical diagnostics in kindergarten [Pedagogicheskaja diagnostika v detskom sadu]. Moscow: Prosveshhenie 2002. 144 p. (In Russian).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

RESEARCH ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE AND INTELLECTuAL ABILITIES Of Gifted STuDENTS

Введение. В современной школе особо важными становятся ключевые вопросы реализации образовательных технологий, возрастает роль научно-исследовательской деятельности в процессе саморазвития и самореализации личности обучающихся. Автор делает акцент на формировании мотивации к научно-исследовательской деятельности на примере проектной и исследовательской работы с одаренными детьми сетевой научно-практической конференции школьников «Ломоносовские чтения» в МАОУ СОШ № 47.

Цель статьи — показать важность научно-исследовательской деятельности школьников.

Методология. Исследование проводится на основе методов анализа, синтеза и обобщения отечественного научного опыта и опыта работы с одаренными детьми при их подготовке к научно-практической конференции школьников «Ломоносовские чтения» в МАОУ СОШ № 47.

Результаты. Систематизированы основные тенденции совершенствования отечественных образовательных технологий, мотивы исследовательской деятельности школьников. Получена информация об организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, выявлено ее значение для развития одаренных детей.

Заключение. Автором отмечается, что научно-исследовательская деятельность обязательно приводит к развитию творческих и интеллектуальных способностей одаренных детей при постоянной целенаправленной работе педагога и самих обучающихся.

Introduction. In the modern school, the key issues of the educational technologies realization become especially important, the role of research activity in the process of self-development and self-realization of the students' personality is growing. The author focuses on the formation of motivation for research activities on the example of project and research work with gifted children of the of network research-to-practice conference of schoolchildren "Lomonosov's Reading" in Municipal autonomous general education institution Secondary School № 47.

The purpose of the article is to show the importance of the schoolchildren's research activity.

Materials and Methods. The research is carried out on the basis of analysis methods, synthesizing and summarizing the domestic scientific experience and the experience of working with gifted children in their preparation for the scientific school conference "Lomonosov's Readings" at the MAGEI Secondary School № 47.

Results. We systematized the main tendencies of improving the national educational technologies and the motives of the schoolchildren's research activity. We received the information about the organization of students' research activities and revealed its importance for the development of gifted children.

УДК/uDC 371.385.5

Л. Б. Прокопьева

L. Prokopeva

First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives'

Conclusions. The author notes that research activities lead necessarily to a development of the creative and intellectual abilities of gifted children with the constant purposeful work of the teacher and the students themselves.

Ключевые слова: одаренные дети, конференция школьников.

Keywords: gifted children, conference of schoolchildren.

Современное общество ставит перед школой новые задачи, и в этой связи научно-исследовательская деятельность учащихся приобретает большую актуальность. Это отвечает потребностям нашего времени, когда успешными становятся в первую очередь люди, умеющие работать с информацией, мыслящие, ищущие. Образование в стране меняется в русле общемировых тенденций: предлагаются новое содержание, подходы, складываются иные отношения, формируется новое поведение педагогов и детей. Можно сказать, что в наше время рождается новый учитель, когда отношение педагога с детьми становится частью образовательного и воспитательного процессов, учитель ориентируется на личность школьника, способствуя успешности своего подопечного.

Современная ситуация в области инноваций образовательных технологий в психолого-педагогическом плане характеризуются следующими тенденциями:

— переходом от передачи информации к взаимодействию со школьником;

— отходом от простого заучивания к интеллектуальному развитию, которое позволяет в дальнейшем использовать полученные знания;

— отказом от статической модели знаний в пользу динамической системы разумных действий, переходом к характеристикам личностных компетенций;

— ориентацией на профильные, индивидуальные и дифференцированные программы обучения;

— переходом от мотивации обучения извне к выработке внутренней мотивации к развитию;

— отходом от принудительно-нормативного образования к воспитанию потребности обучающегося в саморазвитии и самосовершенствовании.

Согласно выше сказанному, в исследовательской деятельности на первый план выходит партнерство педагога и школьника, ребенок из объекта становится субъектом образовательной деятельности, т. е. самостоятельной личностью, развивающейся, реализующей свой потенциал, способной выбирать из спектра различных направлений образования то, что соответствует ее интересам и склонностям.

К исследовательской работе обучающихся побуждает целый ряд возможных мотивов. Эти мотивы можно разделить на две обширные области. Существуют побуждения, связанные с самим содержанием учебной деятельности и процессом образования школьника, однако есть мотивы, выводящие ребенка на более высокий уровень взаимоотношений с окружающей средой. К первым относятся познавательные запросы детей, потребность в активизации умственной деятельности и приобретении новых знаний; вторые связаны с желанием ребенка узнать оценку, замечания или одобрение одноклассников, педагогов, родителей, с потребностью ученика занять заслуженное место в системе общественных отношений.

Мотив — это источник исследовательской работы, на него возложена функция побуждения. Когда называется мотив, тогда дается ответ на вопрос, ради чего совершается то или иное действие. Лишь благодаря мотиву деятельность не замыкается на себе, а занимает более обширное пространство, находящееся вне ее пределов. Именно такая направленность и выступает импульсом для исследовательской работы, придавая ей смысл и побуждение. Этот посыл, это нечто, находящееся вне деятельности, должно быть очень весомым, важным для личности. Весомость мотива и определяется степенью этой важности. В свою очередь от силы мотива зависит активность, напряженность деятельности: мотив ее стимулирует. Действия без мотива или с недостаточно сильным мотивом либо не осуществляются вообще, либо в итоге приводят к слабому результату.

Привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой научного исследования, открывает большие возможности для многостороннего развития способностей учащихся. По мнению Д. Б. Богоявленской, «подлинно одаренным может быть только человек, внутренне мотивированный к той деятельности, которая соответствует его способностям» [2].

Приступая к исследовательской деятельности, необходимо сориентировать учащегося на то, что это будет непростая работа, которая должна способствовать развитию потенциальных возмож-

I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»

ностей школьника, воспитанию творческих навыков и самостоятельности, инициативности, упорства. В итоге обучающимися осваиваются приемы самостоятельной работы, методы интеллектуальной и научной дисциплины, которые необходимы для развития критического подхода к решению проблемы, на основе приобретенных знаний и наработанного опыта учащиеся принимают решения самостоятельно, учатся нести за них ответственность, закрепляют и углубляют полученные знания, овладевают навыками самообразования, вырабатывают способности саморазвития и потребности в нем.

В МАОУ СОШ № 47 г Томска уже 10 лет проводится сетевая научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения», на которой подводятся итоги проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Это конкурсный смотр достижений обучающихся во всех видах исследовательской, практической и творческой деятельности, где осуществляется публичная защита ученических работ.

«Ломоносовские чтения» проводятся с целью создания условий для развития интеллектуально-творческого потенциала школьников посредством проектной и исследовательской деятельности. Ее задачи:

1) способствовать повышению общей осведомленности обучающихся МАОУ СОШ № 47 г Томска о науках и научных открытиях и углублению их знаний в определенной области науки, техники или искусства;

2) содействовать развитию способности к целостному видению мира сквозь призму научного поиска, исследования и эксперимента;

3) стимулировать интерес обучающихся к самообразованию, активизировать их познавательную и творческую деятельность;

4) содействовать овладению обучающимися навыками умственного труда и нормами культуры речи, развитию коммуникативных компетентностей обучающихся, презентационной культуры, навыков публичных выступлений. К юным исследователям предъявляются вполне «взрослые» требования: их работа должна быть составлена по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются титульный лист, оглавление, введение, основная часть (теоретическая, практическая, методика, результаты, выводы, анализ), заключение, библиографический список, приложение.

Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цели, содержание поставленных задач, формулируется объект, предмет исследования, указывается избранный метод (или] методы исследования, дается характеристика работ, сообщается, в чем заключаются значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводятся характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

В основной части подробно описываются методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно соответствовать теме исследования и полностью ее раскрывать.

Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов). При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста. В конце работы приводится список используемой литературы.

Работа должна базироваться не менее чем на трех научных источниках, которые должны быть обязательно указаны в списке литературы.

Оцениваются качество проведения презентации, умение вызвать интерес аудитории, качество выступления, умение отвечать на вопросы. Необходимо помнить, что, работая с учеником, мы воспитываем не только исследователя, но и оратора. Для этого нужна серьезная и разносторонняя психологическая подготовка, овладение самыми различными методами, приемами, упражнениями, повышающими психологическую уверенность, защищенность, артистичность, красноречие. Эти качества приходят к ученику, когда с ним ведется постоянная работа на протяжении нескольких лет. Например, выпускница 2013 года Юлия Коновалова выступала с 6 класса на школьной конференции. К 11 классу вышла на уровень Всероссийской конференции «Юные дарования», а затем успешно выступила на XIV Всероссийской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», посвященной 135-летию ТГУ, которая прошла в г. Томске 4-6 апреля 2013 года. С 2014/2015 учебного года успешно представляет нашу школу на всероссийских конкурсах ученица 8-го класса Елена Мануйлова (2015 год — Всероссийская творческая конференция, 2016 и 2017 годы — «Юные дарования»). В 2017 году на Всероссийской

First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives"

конференции «Юные дарования» выступило 6 обучающихся нашей школы, из них двое получили грамоты призеров, а четверо — дипломы победителей.

Еще один важный аспект исследовательской деятельности школьников: в процессе ее организации воспитывается не только ученик, но и педагог, которому для успешности его ученика нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень, быть в курсе всех актуальных исследовательских технологий, значимых научных проблем [3]. Так, в современной филологии актуальны работы на стыке наук, поэтому на протяжении последних лет интерес вызывают такие доклады учеников школы, как «Античные рецепции в творчестве А. С. Пушкина», «Грецизмы в творчестве А. С. Пушкина», «Библейская фразеология в русском языке». Эти работы затем достойно представляли нашу школу на Всероссийской конференции «Юные дарования».

Таким образом, воспитание юного исследователя требует постоянной целенаправленной работы, сочетающей в себе не только самообразование и самосовершенствование педагога, но и правильную мотивацию учащихся, строгую организацию его деятельности, что обязательно приводит к повышению творческих и интеллектуальных способностей одаренных учеников.

Литература

1. Антонова С. Ю. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в школе: управленческий аспект // Известия РГПУ им А. И. Герцена. 2008. № 65. С. 361-364.

2. Богоявленская Д. Б. Об исследовательской деятельности как пути развития одаренности // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика : материалы 8 Междунар. конф. / ред. Л. И. Ларионова. Иркутск, 2013. С. 25.

3. Сенновский И. Б. Управленческая деятельность учителя //Педагогика. 2004. № 2. С. 48-54.

References

1. Antonova S. Yu. Educational and research activity of students in school: management aspect. IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences [Izvestija RGPU im A.I. Gercena]. 2008. № 65. P. 361-364. (In Russian).

2. Bogoyavlenskaya D. B. On research activity as a way of development of giftedness. Psihologo-pedagogicalproblems of giftedness: theory and practice: materials of the 8th International conference [Psihologo-pedagogicheskie problemy odarennosti: teorija i praktika: materialy 8 Mezhdunarodnoj konferencii]. Ed. L. I. Larionova. Irkutsk, 2013. P. 25. (In Russian).

3. Sennovskiy I. B. Management Activity of the Teacher. Pedagogy [Pedagogika]. 2004. № 2. P. 48-54. (In Russian).

УДК/UDC 37.048.45 Т. Н. Ретунская

T. Retunskaya

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ «ТРАЕКТОРИЯ УСПЕХА» ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ

PERSONAL SELF-DETERMINATION OF UPPER-FORMERS BY MEANS OF PARTICIPATION IN THE PROJECT "SUCCESS PATH"

OF ENGINEERING SCHOOL

Введение. В статье автор анализирует вопросы нравственных ценностей старшеклассников, определения ими жизненных перспектив, личностных смыслов жизни через исследовательскую деятельность участников проекта «Траектория успеха» Северской инженерной школы. Цель статьи — ознакомление педагогической общественности с опытом проектной деятельности по формированию у старшеклассников позиции субъекта образовательного процесса.

Методология. В качестве методологической основы личностного и профессионального самоопределения нами используются следующие подходы:

1 ) холистический — подразумевает развитие целостной и гармоничной личности; 2) системный — выражается в следующих принципах и отправных постулатах: — взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения. Личностное самоопределение первично по отношению к профессиональному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.