УДК 371.69:004.3 doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-1-94-97
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Ларионова Татьяна Владиславовна, Сологубова Наталья Борисовна
МАОУ «Лицей № 29», Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]
В статье раскрываются проблемные аспекты выявления одаренных детей, рассматриваются возникающие при этом психологические, педагогические и этические сложности. Раскрываются формы и методы внеурочной деятельности младших школьников, возможности использования в данной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Обоснован потенциал ИКТ для наиболее полного и эффективного участия одаренных школьников в поисково-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: одаренные дети, педагогические и психологические трудности, информационно-коммуникационные технологии, внеурочная деятельность, телекоммуникационные проекты
Необходимость применения информационно-коммуникационных технологий во внеурочной работе со школьниками влечет за собой изменения, затрагивающие традиционную организацию воспитательной деятельности образовательных учреждений. Расширяется сфера внеурочной работы, изменяется роль педагогов, предъявляются более высокие требования к их профессиональной компетенции. Все это вызывает необходимость осмысления и разработки механизмов использования различных ИКТ в образовательной практике.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности.
Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, психологическими особенностями детей. Вместе с тем, постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и создание необходимых условий для умственного и социального развития одаренности пси-
хологические свойства детей неодинаковы и развиваются в разной степени.
В своих работах В. С. Юркевич отмечает, что « выражение «одаренный ребенок» -весьма условно, его следует применять с осторожностью: такая характеристика имеет значение чего-то предварительного. В этой связи очень существенно и то, что дети, которые выглядят вполне заурядными или лишь со слабыми проблесками свойств, могут таить еще не раскрытые черты одаренности. К любому ребенку следует относиться с надеждой и ожиданием. На сегодняшний день родителям, учителям, социальному педагогу приходится нести большую долю ответственности за одаренного ребенка» [1].
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантов у взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его спо-
торых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации.
При выявлении одаренных детей, как было сказано раньше, целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
По словам Т. Д. Чистяковой «комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности» [2, с. 103].
Специальную область составляют экспериментально психологические исследования одаренных детей, которые проводятся
с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен педагогический процесс в практической деятельности, связанной с выявлением и развитием одаренных детей.
Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. Работая с этой группой детей, мы применяем информационные и коммуникационные технологии, которые по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятель-иости и классифицируем их по:
месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);
времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.
Больше всего мы во внеурочной деятельности с одаренными детьми используем телекоммуникационные проекты. Проект -это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замы-
сел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.
Как говорила Л. Н. Азарова, «в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учащимся предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то темы, проблемы, будь то чисто практическая работа или творческая работа» [3, с. 83].
Наши учащиеся активно принимают участие в дистанционной олимпиаде для младших школьников и побеждают во Всероссийских олимпиадах, результат работы представляется на тематических классных часах, общешкольных мероприятиях, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе, городе и на федеральном уровне. На наш взгляд, очень важен тот факт, что благодаря этой работе, у одаренных школьников формируются компетенции в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение авторских прав и компетентности в вопросах информационной безопасности личности.
По мнению А. В. Хуторского, «при выполнении творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами. Учащиеся выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные таблицы, слайды, сайты и презентации, буклеты и мультимедийные пособия, где наглядно демонстрируют выполненную работу. Обучающиеся в результате поисково - исследовательской работы и использования ИКТ оформляют проекты по истории родного города и области. Результатом работы над проектом является его презентация и участие в конкурсах различного уровня, что вызывает интерес и
делает разнообразным процесс передачи информации и делает выступление более интересным»^].
Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - средство реализации целей и задач современной системы обучения, обусловленные определенными целями образования. Большинство информационных ресурсов сети Интернет можно использовать не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности. Таким образом, учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач - суть процесса образования и его результата. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения.
Педагогам следует использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовывая процесс обучения одаренных детей, направляя усилия на формирование у учащихся высокого уровня ИКТ-компетентности. В средствах ИКТ для информатизации внеучебной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках вне-учебной и внеурочной деятельности школьников, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии можно эффективно использовать, вовлекая одаренных детей в виртуальные олимпиады и конкурсы, дистанционные олимпиады, телеконференции, творческие проекты. Кроме этого, они способствуют информационному взаимодействию педагога с родителями одаренных школьников.
Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъ-
ектом дидактического процесса, он должен иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми; уметь распознать признаки одаренности; строить обучение в соответствии с результатами диагностирования. При обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль - организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Важно отметить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.
Литература
1. Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М; 1996.
2. Чистякова Т. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. № 6.
3. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. 1998. № 4.
4. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М., 2000.
References
1. Yurkevich V. S. Odarennyj rebenok. Illyuzii i real'nost' [Gifted child. Illusions and reality]. M; 1996.
2. Chistyakova T. D. Tvorcheskaya odaryon-nost' v razvitii poznavatel'nykh struktur [Creative endowments in development of informative structures] // Voprosy psikhologii. 1991. № 6.
3. Azarova L. N. Kak razvivat' tvorcheskuyu individual'nost' mladshikh shkol'nikov [How to develop creative identity of younger school pupils] // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. 1998. № 4.
4. Khutorskoj A. V. Razvitiye odarennosti shkol'nikov: metodika produktivnogo obucheniya [Development of endowments of pupils: technique of productive training]. M., 2000.
* * *
USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES DURING THE WORK WITH GIFTED CHILDREN DURING EXTRACURRICULAR TIME
Larionova Tatyana Vladislavovna, Sologubova Natalya Borisovna
MAEI «Lyceum № 29», Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article authors revealed problem aspects of identification of gifted children, considered the psychological, pedagogical and ethical difficulties arising at the same time and revealed forms and methods of extracurricular activities of younger school students, possibilities of use in this activity of information and communication technologies. ICT potential for the fullest and effective participation of gifted pupils in search and research activity is reasonable.
Key words: gifted children, pedagogical and psychological difficulties, information and communication technologies, extracurricular activities, telecommunication projects
Об авторах:
Ларионова Татьяна Владиславовна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 29» г. Тамбов
Сологубова Наталья Борисовна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 29» г. Тамбов
About the authors:
Larionova Tatyana Vladislavovna, elementary school teacher of MAEI «Lyceum № 29»
Sologubova Natalya Borisovna, elementary school teacher of MAEI «Lyceum № 29»