Научная статья на тему 'Интернет-ресурс диагностики и сопровождения художественно одаренных студентов'

Интернет-ресурс диагностики и сопровождения художественно одаренных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / GIFTS / GIFTED STUDENTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE / INTERNET RESOURSES / AESTHETIC ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокроусов Сергей Иванович, Кашина Наталья Ивановна

В статье раскрывается актуальность разработки образовательного интернет-ресурса, ориентированного на выявление, диагностику и сопровождение одаренных школьников и студентов в различных областях изобразительной деятельности на разных образовательных ступенях и этапах личностного развития. Данный интернет-ресурс, разработанный на кафедре искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, дает возможность: проведения преподавателями вебинаров с различными группами слушателей; проведения мониторинга по реализуемым дисциплинам спецкурсов; предоставления возможности просмотра архива вебинаров, видеофайлов по различным тематикам с последующей регистрацией на вебинар для онлайн-общения с преподавателем; устранения технических и технологических барьеров для проявления самореализации студентов в области художественно-эстетической деятельности (оформление работ для представления на выставках, размещение фотографий работ на выставке, получение электронной версии диплома, сертификата участника выставки или конкурса и т.д.); предоставления возможности объединения компетентного жюри в дистанционном режиме на одной площадке; профориентации всех пользователей, посетивших данный интернет-ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокроусов Сергей Иванович, Кашина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET-RESOURCE OF DIAGNOSTICS AND SUPPORT OF ARTISTICALLY GIFTED STUDENTS

In article the relevance of development of the educational Internet resource focused on identification, diagnostics and escort of gifted school students and students in various areas of graphic activity at different educational steps and stages of personal development reveals. This Internet resource developed at department of arts of Institute of psychology and pedagogics of the Tyumen state university gives the chance: holding webinars by teachers with various groups of listeners; carrying out monitoring on the realized disciplines of special courses; providing to an opportunity viewing of archive of webinars, video files on various subjects with the subsequent registration for a webinar for on-line of communication with the teacher; elimination of technical and technological barriers to manifestation of self-realization of students in the field of art and esthetic activity (registration of works for representation at exhibitions, placement of photos of works at an exhibition, obtaining the electronic version of the diploma, certificate of the participant of an exhibition or competition, etc.); providing association of competent jury to an opportunity in the remote mode on one platform; career guidance of all users who have visited this Internet resource.

Текст научной работы на тему «Интернет-ресурс диагностики и сопровождения художественно одаренных студентов»

УДК 378.147:376.545 ББК Ч448.024.2

ГРНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.02

Мокроусов Сергей Иванович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра искусства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6; e-mail: [email protected].

Кашина Наталья Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, каб. 41; e-mail: [email protected].

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС ДИАГНОСТИКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: одаренность; одаренные студенты; психолого-педагогическое сопровождение; интернет-ресурсы; художественно-эстетическая деятельность; психологическая диагностика.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается актуальность разработки образовательного интернет-ресурса, ориентированного на выявление, диагностику и сопровождение одаренных школьников и студентов в различных областях изобразительной деятельности на разных образовательных ступенях и этапах личностного развития. Данный интернет-ресурс, разработанный на кафедре искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, дает возможность: проведения преподавателями вебинаров с различными группами слушателей; проведения мониторинга по реализуемым дисциплинам спецкурсов; предоставления возможности просмотра архива вебинаров, видеофайлов по различным тематикам с последующей регистрацией на вебинар для онлайн-общения с преподавателем; устранения технических и технологических барьеров для проявления самореализации студентов в области художественно-эстетической деятельности (оформление работ для представления на выставках, размещение фотографий работ на выставке, получение электронной версии диплома, сертификата участника выставки или конкурса и т.д.); предоставления возможности объединения компетентного жюри в дистанционном режиме на одной площадке; профориентации всех пользователей, посетивших данный интернет-ресурс.

Sergey Ivanovich,

candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of art, Institute of psychology and pedagogics, Tyumen state university; Tyumen, Russia.

Kashina Natalya Ivanovna,

the doctor of pedagogical sciences, professor, department of music education, the Ural state pedagogical university, Ekaterinburg, Russia.

INTERNET-RESOURCE OF DIAGNOSTICS AND SUPPORT OF ARTISTICALLY GIFTED STUDENTS

KEYWORDS: gifts; gifted students; psychological and pedagogical assistance; Internet resourses; aesthetic activity; psychological diagnostics.

ABSTRSCT. In article the relevance of development of the educational Internet resource focused on identification, diagnostics and escort of gifted school students and students in various areas of graphic activity at different educational steps and stages of personal development reveals. This Internet resource developed at department of arts of Institute of psychology and pedagogics of the Tyumen state university gives the chance: holding webinars by teachers with various groups of listeners; carrying out monitoring on the realized disciplines of special courses; providing to an opportunity viewing of archive of webinars, video files on various subjects with the subsequent registration for a webinar for on-line of communication with the teacher; elimination of technical and technological barriers to manifestation of self-realization of students in the field of art and esthetic activity (registration of works for representation at exhibitions, placement of photos of works at an exhibition, obtaining the electronic version of the diploma, certificate of the participant of an exhibition or competition, etc.); providing association of competent jury to an opportunity in the remote mode on one platform; career guidance of all users who have visited this Internet resource.

О1

»риентация государственной политики на построение экономики, опирающейся на наукоемкие и «прорывные» технологии, согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», требует создания системы выявления, поддержки и развития одаренных детей и талантливой молодежи, реализации их потенциальных возможностей, поскольку именно одаренные люди являются

главным двигателем прогресса во всех сферах деятельности общества и государства.

В России принят ряд законов, программ и концепций (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования, «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», Федеральный государственный образовательный стандарт, «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"», «Кон-

© Мокроусов С. И., Кашина Н. И., 2017

цепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» и др.), направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, применение по отношению к ним валидных методов идентификации одаренности и их сопровождения на всех этапах становления и развития. Основными задачами модернизации отечественной системы образования является «создание благоприятных условий для самореализации человека, свободного развития его творческих способностей, механизмов стимулирования профессионального и личностного развития молодежи» [6, с. 12].

Информатизация образования способствует не только созданию системы социокультурных инноваций, открывающих новые возможности для акторов образования, но и переходу отношений «учитель - ученик» от субординации к диалогу, поскольку сокращается расстояние между обучающимся и педагогом, увеличиваются возможности для индивидуализированного коммуникативного взаимодействия.

Сегодня появились специализированные интернет-ресурсы, ориентированные на узко сегментированную аудиторию пользователей (библиотеки, сайты для лиц с ОВЗ и инвалидов и т.д.). Однако при всем разнообразии форм информатизации образования остро ощущается нехватка образовательных интернет-ресурсов, в которых бы предлагался диагностический инструментарий для выявления и сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в узко специфических видах деятельности, какой является, например, художественно-эстетическая деятельность (включающая хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную). Это ведет к снижению эффективности работы с данной категорией обучающихся, что проявляется в позднем выявлении и неадекватной диагностике их одаренности.

В современной психолого-педагогической литературе исследователи под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1]. При этом качественное своеобразие одаренности обусловлено наследственностью, влиянием среды, активной деятельностью, психологическими механизмами саморазвития личности и т.д.

Отечественная наука отрицает прямую связь между интеллектуальными и творческими задатками человека. Креативность рассматривается как общая (потенциальная) творческая способность, решающее

значение в формировании которой отводится среде [3]. Б. М. Теплов указывал на особую силу творца, богатство и инициативность его воображения как на основу творческой деятельности [12]. С. С. Голь-дентрихт представлял творчество в виде познавательной и практически преобразующей деятельности, включающей творческий поиск, открытие и его материальное воплощение и служащей наиболее полному, интегративному выражению сущностных сил человека [2]. В качестве движущей силы творческого процесса Л. Б. Ермолаева-Томина выделяет работу подсознания и бессознательного [4]. Творческий продукт является результатом глубочайшей рефлексии творящего, работой не с поверхностными слоями мышления, а с глубинными слоями сознания и подсознания [8].

Одаренность в области изобразительной деятельности относится к художественно-эстетическому виду [1]. Она может проявляться в ряде аспектов:

- практический (моторные навыки в изобразительной технике);

- познавательный (интерпретация художественных произведений);

- коммуникативный (общение с коллегами и зрителями);

- духовно-ценностный (воплощение в художественном образе определенного ценностного содержания).

Отметим также, что одаренность в области изобразительной деятельности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с доминантой значимого уровня для конкретного вида деятельности. При этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (тогда речь идет о мастерстве), либо эмоционально-экспрессивные (изобразительная выразительность).

Для успешного решения проблемы сопровождения одаренных студентов в данной области современные исследователи, наряду с общепринятыми, предлагают внедрять новые подходы к организации образовательной деятельности: «^тай-е-Ьеагшщ» -комплексное применение информационных технологий (аудиовизуальных материалов, ЭБ-миры, интернет-сайты и т.д.) в развитии музыкальных и художественных способностей обучающихся [155]; тьюторское сопровождение в вузе с дифференциацией ролевых позиций (преподаватель - тьютор, тьютор - преподаватель) [10] и т.д.

Также отметим существование различных подходов для разработки и использования специализированных интернет-ресурсов, ориентированных на работу с одаренными студентами в других видах деятельности (исследования Е. В. Комелина,

В. А. Каликова, Т. В. Ларионова, С. И. Мок-роусова, Н. Б. Сологубова, С. А. Филиппова и др.). Так, на сегодняшний день разработана модель дистанционного взаимодействия между преподавателями вуза и одаренными школьниками в области физики, которая опирается на информационные технологии и включает различные формы работы: диагностическую, консультационную и др. [13]. Учеными утверждается необходимость командной работы различных специалистов (в области информационных технологий, предметников, психологов и т.д.) для разработки эффективного специализированного образовательного интернет-ресурса [5]; предлагается активное использование информационно-коммуникационных технологий, базирующихся на интернет-ресурсах для выявления одаренных в процессе проведения виртуальных олимпиад, творческих проектов, телеконференций и т.д. [9].

Но необходима разработка специального образовательного интернет-ресурса, ориентированного на выявление, диагностику и сопровождение одаренных школьников и студентов в различных областях изобразительной деятельности на разных образовательных ступенях и этапах личностного развития.

Таким образом, мы можем выявить противоречие между современными требованиями общества к поиску и поддержке талантливых детей и молодежи, их сопровождению на всех этапах становления и развития и недостаточной разработанностью данной проблемы в практике обучения студентов в области изобразительной деятельности, недостаточного использования интернет-технологий.

В связи с вышеизложенным на кафедре искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета была создана творческая группа, объединившая специалистов в области изобразительного искусства (профессиональных художников, художников-педагогов, методистов), 1Т-специалистов, психологов с целью разработки образовательного интернет-ресурса, который бы консолидировал опыт педагогов различных вузов для поддержки, сопровождения, обучения и развития потенциала одаренных студентов в области художественно-эстетической деятельности, предоставлял возможность использования разнообразного инструментария и форм диагностики одаренности (платформа для выставок, проведения вебинаров и т.д.).

Работа проходила в несколько этапов. На первом этапе осуществлялось получение технического задания, разрабатывалась методологическая база для освоения данного

образовательного интернет-ресурса, ориентированного на работу с одаренными детьми и одаренной молодежью: научно-педагогический, методический материал, тесты, стандарты, видеовебинары и т.д. Осуществлялся анализ ресурсного потенциала проекта (педагогического, художественного, методического, информационно-технического и т.д.).

На втором этапе осуществлялась формулировка концепции интернет-ресурса -цель, задачи, структура, содержание, функционал, дизайн, программная реализация, навигация и т.д.).

На третьем этапе происходила разработка сайта и размещение его в сети Интернет, наполнение информационным, диагностическим и образовательным контентом.

В результате проделанной работы был разработан образовательный интернет-ресурс www.art-edu72.ru, который решает следующие задачи:

- осуществление процесса контактной работы по диагностике и сопровождению одаренных студентов;

- предоставление преподавателям возможности для проведения, записи и демонстрации видеовебинаров в режиме реального времени с различными группами слушателей (микрогруппы до шести человек), дифференциации групп слушателей с учетом уровня подготовки и результатов предварительного тестирования;

- предоставление возможности участия всех заинтересованных пользователей (педагоги, студенты, родители, абитуриенты и т.д.) в обсуждении актуальных тем на форуме, проведения мониторинга (интернет-голосования) по реализуемым дисциплинам спецкурсов;

- предоставление возможности просмотра архива вебинаров, видеофайлов в автономном режиме по различным тематикам и последующая регистрации на «понравившийся» вебинар для онлайн-обще-ния с преподавателем;

- устранение технических и технологических барьеров для проявления мотивированной активности студентов в области художественно-эстетической деятельности (оформление работ для представления на выставках, перемещение в места экспозиции, размещение фотографий работ на выставке, получение электронной версии диплома, сертификата участника выставки или конкурса и т.д.).

- предоставление возможности объединения компетентного жюри в дистанционном режиме на одной площадке (различные регионы, вузы и т.д.);

- профориентация всех пользователей, посетивших данный интернет-ресурс (где

содержится информация о деятельности кафедры искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, направления ее работы, история, традиции, новости, учебные планы и т.д.).

Задача диагностики с использованием интернет-ресурса www.art-edu72.ru, разработанного на кафедре искусств Института педагогики и психологии Тюменского государственного университета, решается на двух уровнях.

Самодиагностика (предварительная диагностика) предполагает возможность пройти самотестирование любому зарегистрированному пользователю по методиками Брунера (интеллект), Равена (тип мышления), Армхауэра и др. и получить результат, который позволит проводить работу по самокоррекции «проблемных зон». Кроме того, на странице «выставки» зарегистрированный пользователь может проверить уровень своих практических способностей в одной из областей художественно-эстетической деятельности (изобразительное искусство, фотография, проект и т.д.), для чего он может принять участие в заявленной в интернет-ресурсе выставке и получить оценку компетентного жюри, которое составляют члены Союза художников, дизайнеров России, заслуженные художники России, доценты и профессора различных вузов и т.д.

Диагностика на уровне преподавателя. Для того чтобы провести работу в данном контенте, пользователь должен иметь статус «преподаватель», который можно получить у администратора ресурса по персональной заявке. Данный статус позволяет формировать собственную тему для проведения виртуальных онлайн-вебинаров с микрогруппами подписавшихся на спецкурс пользователей (если пользователи в личном кабинете прошли онлайн-тестиро-вание, то педагог «видит» его результаты и может комплектовать группы для дистанционной онлайн-работы с учетом предварительных диагностических результатов

тип мышления).

Таким образом, можно выделить основные средства диагностики художественно-эстетической (изобразительной) одаренности с использованием данного интернет-ресурса: тестирование по методикам Брунера (интеллект), Равена (ведущий тип мышления), Армхауэра и др.; авторские те-

стовые методики, разработанные преподавателями для слушателей по темам, которые можно разместить на странице «Веби-нар»; анализ продуктов художественно-эстетической деятельности (фотографии картин, фотоработы, другой выставочный материал и т.д.), которые размещаются на странице «Выставки»; привлечение к диагностике визуальных продуктов компетентного жюри из представителей различных вузов, художников, имеющих личный художественный опыт и статус и т.д.; онлайн-диагностика, которую может проводить пользователь со статусом «преподаватель» в ходе дистанционной работы с удаленными слушателями в режиме «вебинар».

В ходе диагностической работы с данным интернет-ресурсом удалось выявить студентов, которые обладают признаками одаренности, что позволило разработать индивидуализированные программы для сопровождения данной категории обучающихся.

Одаренность в области художественно-эстетической деятельности развивается за счет выявления и самоактуализации творческого потенциала личности обучающегося [7]; сравнения личного художественного опыта с аналогичным опытом представителей различных групп обучающихся; стимулирования мотивации и активности обучающихся (через участие в конкурсах, выставках, вебинарах и т.д.); ознакомления с образовательным материалом в разделе «Веби-нар» (видеозаписи лекций педагогов, студентов, тестирование по учебным разделам «Рисунок» и т.д.); выполнения обучающимися методических разработок и размещения на сайте; участия в дистанционных он-лайн-занятиях в микрогруппах в режиме вебинара.

Использование современных технологий и специализированных образовательных интернет-ресурсов позволяет повысить эффективность данной работы за счет своевременного выявления, дифференциации и точечной индивидуализированной работы с одаренной личностью, а значит решит проблему «подготовки кадров качественно нового уровня» [14, с. 40].

Данная работа является важным компонентом комплексного подхода к выявлению и сопровождению одаренных (студенты, школьники и т.д.) на различных этапах становления и развития одаренной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Б., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н. и др. Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд-е, расш. и перераб. - М., 2003.

2. Гольдентрихт С. С. Творчество как философская проблема / / Творчество и социальное познание : сб. науч. статей / под ред. А. М. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 39-56.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб. : Питер, 2007. - 368 с.

4. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов. - М. : Академический проспект, 2003. - 304 с.

5. Каликова В. А. Интерактивный сайт как средство повышения уровня знаний обучающихся [Электронный ресурс] // Концепт. - 2014. - № 19. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/20i4/i474i.htm. (дата обращения: 13.11.2017).

6. Кашина Н. И., Павлов Д. Н. Проблема развития творческой самореализации студентов колледжа культуры и искусств в процессе музыкально-композиционной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 3. - С. 11-15.

7. Кашина Н. И. Павлов Д. Н. К проблеме развития творческой самореализации студентов колледжа культуры и искусств в процессе музыкально-композиционной деятельности // Философия и искусство : мат-лы V междунар. конф. / РАМ им. Гнесиных. - М., 2017. - С. 259-265.

8. Кошелева Е. С. Эволюция подходов к исследованию творческих способностей в России и за рубежом / / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - Вып. 5. - С. 145-151.

9. Ларионова Т. В., Сологубова Н. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с одаренными детьми во внеурочное время / / Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - № 1. - С. 94-97.

10. Мокроусов С. И. Тьюторское сопровождение одаренных студентов, обучающихся по художественно-педагогическим специальностям [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2017. - № 1. -С. 43-48. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mokrousov_43-48.pdf (дата обращения: 13.11.2017).

11. Мокроусов С. И. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в области компьютерного моделирования (в системе повышения квалификации) [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2010. - № 3. - С. 1-8. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/11_09_mokrousov.pdf (дата обращения: 13.11.2017).

12. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947. - 334 с.

13. Филиппов С. А., Комелина Е. В. Система подготовки педагогов к работе с одаренными детьми на основе современных информационных технологий // Вестник РУДН. Серия : Информатизация образования. - 2013. - № 1. - С. 28-34.

14. Языков Е. Л., Кашина Н. И. Роль художественного общения в процессе хормейстерской подготовки учителя музыки / / Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 4. - С. 40-44.

15. Tagiltseva N. G., Konovalova S. A., Kashina N. I., Valeeva E. M., Ovsyannikova O. A., Mokrousov S. I. Information Technologies in Musical and Art Education of Children // Smart Education and e-Learning 2017 : sb. nauch. trudov. Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2017. - Vol. 75. - P. 112-119 [in Portugal].

REFERENCES

1. Bogoyavlenskaya D. B., Shadrikov V. D., Babaeva Yu. B., Brushlinskiy A. V., Druzhinin V. N. i dr. Rabo-chaya kontseptsiya odarennosti. - 2-e izd-e, rassh. i pererab. - M., 2003.

2. Gol'dentrikht S. S. Tvorchestvo kak filosofskaya problema // Tvorchestvo i sotsial'noe poznanie : sb. nauch. statey / pod red. A. M. Korshunova, S. S. Gol'dentrikhta. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1982. - S. 39-56.

3. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey. - SPb. : Piter, 2007. - 368 s.

4. Ermolaeva-Tomina L. B. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva : ucheb. posobie dlya vuzov. -M. : Akademicheskiy prospekt, 2003. - 304 s.

5. Kalikova V. A. Interaktivnyy sayt kak sredstvo povysheniya urovnya znaniy obuchayushchikhsya [El-ektronnyy resurs] // Kontsept. - 2014. - № 19. - Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2014/14741.htm. (data obrashcheniya: 13.11.2017).

6. Kashina N. I., Pavlov D. N. Problema razvitiya tvorcheskoy samorealizatsii studentov kolledzha kul'tury i iskusstv v protsesse muzykal'no-kompozitsionnoy deyatel'nosti // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2016. - № 3. - S. 11-15.

7. Kashina N. I. Pavlov D. N. K probleme razvitiya tvorcheskoy samorealizatsii studentov kolledzha kul'tury i iskusstv v protsesse muzykal'no-kompozitsionnoy deyatel'nosti // Filosofiya i iskusstvo : mat-ly V mezhdunar. konf. / RAM im. Gnesinykh. - M., 2017. - S. 259-265.

8. Kosheleva E. S. Evolyutsiya podkhodov k issledovaniyu tvorcheskikh sposobnostey v Rossii i za rubezhom / / Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. - 2013. - Vyp. 5. - S. 145-151.

9. Larionova T. V., Sologubova N. B. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy pri rabote s odarennymi det'mi vo vneurochnoe vremya // Gaudeamus. - 2016. - T. 15. - № 1. - S. 94-97.

10. Mokrousov S. I. T'yutorskoe soprovozhdenie odarennykh studentov, obuchayushchikhsya po khudozhestvenno-pedagogicheskim spetsial'nostyam [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusstva. - 2017. - № 1. - S. 43-48. - Rezhim dostupa: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mokrousov_43-48.pdf (data obrashcheniya: 13.11.2017).

11. Mokrousov S. I. Razvitie professional'noy kompetentnosti uchiteley izobrazitel'nogo iskusstva v oblasti komp'yuternogo modelirovaniya (v sisteme povysheniya kvalifikatsii) [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusst-va. - 2010. - № 3. - S. 1-8. - Rezhim dostupa: http://www.art-education.ru/sites/default/files/ journal_pdf/11_09_mokrousov.pdf (data obrashcheniya: 13.11.2017).

12. Teplov B. M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey. - M. : Izd-vo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1947. - 334 s.

13. Filippov S. A., Komelina E. V. Sistema podgotovki pedagogov k rabote s odarennymi det'mi na osnove sovremennykh informatsionnykh tekhnologiy // Vestnik RUDN. Seriya : Informatizatsiya obrazovaniya. - 2013. -№ 1. - S. 28-34.

14. Yazykov E. L., Kashina N. I. Rol' khudozhestvennogo obshcheniya v protsesse khormeysterskoy podgotovki uchitelya muzyki / / Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2016. - № 4. - S. 40-44.

15. Tagiltseva N. G., Konovalova S. A., Kashina N. I., Valeeva E. M., Ovsyannikova O. A., Mokrousov S. I. Information Technologies in Musical and Art Education of Children // Smart Education and e-Learning 2017 : sb. nauch. trudov. Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2017. - Vol. 75. - P. 112-119 [in Portugal].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.