Научная статья на тему 'Формирование субъектной позиции родителей в триаде «Педагог - родитель - ребенок» в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Формирование субъектной позиции родителей в триаде «Педагог - родитель - ребенок» в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1175
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERACTION OF SUBJECTS / ACTIVITY APPROACH / PRE-SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плачкова Яна Александровна, Толмачева Юлия Валерьевна

Введение. К рассмотрению представлена проблема взаимоотношений педагогов дошкольных учреждений с семьями воспитанников. Цель статьи предложить формы работы ДОУ и родителей в триаде «педагог родитель ребенок» на основе деятельностного подхода. Методология. Деятельность педагогов осуществляется на основе проектного метода работы, в практической части использованы методы деятельностного подхода, для аналитической базы методы математической статистики и психометрического тестирования. Результаты: дети стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, а также привлекать своих родителей к жизни группы; родители активизировали свою деятельность в рамках триады «педагог родитель ребенок», «точечно» проявляя субъектную позицию (собственную инициативу), повысили компетентность в воспитании детей с первой младшей до подготовительной к школе групп, укрепили отношения с детьми; педагоги определили условия и выработали поэтапную стратегию деятельности по формированию субъектной позиции у родителей нового набора воспитанников на более ранних этапах взаимодействия в триаде. Заключение. Авторами отмечается, что признаки субъектности определяется четкими характеристиками (инициативой, деятельностью по ее реализации и результативностью), а проявление продуктивных инициатив родителей и членов их семей в отношении дошкольного образовательного учреждения возможно только при наличии субъектной позиции всех участников образовательных отношений в триаде «педагог родитель ребенок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плачкова Яна Александровна, Толмачева Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PARENTS’ SUBJECT POSITION IN A TRIAD “EDUCATOR - PARENT - CHILD” IN A CONTEXT OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Introduction. The article presents for consideration the problem of the relationships between educators of pre-school educational institutions and pupils’ families. The aim of the article is to familiarize the pedagogical community with work experience in the context of a long-term project on the formation of parents’ position not just as an active object but also as a subject of educational process. Materials and Methods. The activity of educators is carried out on the basis of the design method of work, in practical part the methods of the activity approach are used, for the analytical base we used methods of mathematical statistics and psychometric testing. Results. For children the results are: improving the quality of the educational process in the preschool institution and at home; strengthening relations between children and their parents. For parents the results are: activating their functions within the triad “teacher-parent-child”, in “point” manifestations of their subjective position at the stage of their own initiative manifestation; raising their parental competence in matters of raising children from the first younger group to the preparatory group for the school; strengthening relations between children and their parents. For teachers the result is the determining of conditions and a systematic strategy in the activity to form a subjective position of the parents of a new set of pupils at earlier stages of interaction in the triad. Conclusions. The authors note that the presence of “subjectivity” signs is determined by clear characteristics (initiative, activities for its implementation and effectiveness), and the manifestation of the productive initiatives of parents and their families in relation to preschool educational institutions is possible only if there is a subjective position among all participants of educational relations in the “teacher-parent-child” triad.

Текст научной работы на тему «Формирование субъектной позиции родителей в триаде «Педагог - родитель - ребенок» в условиях дошкольного образовательного учреждения»

3. Neradovskaya O. R. The influence of facilitation factors on the activities of informal professional communities of specialists in preschool education. Tomsk state pedagogical university bulletin [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2016. № 5 (170). P. 83-88. (In Russian).

4. Prozumentova G. N. Potential interaction between universities and schools: empirical models. Tomsk state pedagogical university bulletin [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2012. № 358. P. 182-187. (In Russian).

5. Breakthrough event [Proryvnoe sobytie]. Available at: http://sev-school78.edu.tomsk.ru/page/57. (accessed 05.04.2017). (In Russian)

6. Recommendations for reducing and eliminating teachers' redundant reporting [Rekomendacii po sokrashheniju i ustraneniju izbytochnoj otchetnosti uchitelej]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420359174. (accessed 07.05.2017). (In Russian).

7. Ridiger O. N., Cherechukin A. A. Interaction between school and family in the ecological education of schoolchildren. Siberian teacher [Sibirskiy uchitel]. 2012. № 6 (85). P. 82-84. (In Russian).

8. Rumbeshta E. A. Chervonnyy M. A. Using the potential of interaction between universities and specialized schools in Tomsk to improve the quality of teaching physics. Tomsk state pedagogical university bulletin [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2012. № 358. P. 191-194. (In Russian).

9. Figurovskaya N. K. Kropotkin about cooperation. Problems of modern economy [Problemy sovremennoy ekonomiki]. 2012. № 3 (43). P. 374-378. (In Russian).

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В ТРИАДЕ «ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК» В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

FORMATION OF PARENTS' SUBJECT POSITION IN A TRIAD "EDUCATOR - PARENT - CHILD" IN A CONTEXT OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Введение. К рассмотрению представлена проблема взаимоотношений педагогов дошкольных учреждений с семьями воспитанников. Цель статьи — предложить формы работы ДОУ и родителей в триаде «педагог — родитель — ребенок» на основе деятельностного подхода.

Методология. Деятельность педагогов осуществляется на основе проектного метода работы, в практической части использованы методы деятельностного подхода, для аналитической базы — методы математической статистики и психометрического тестирования.

Результаты: дети стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, а также привлекать своих родителей к жизни группы; родители активизировали свою деятельность в рамках триады «педагог — родитель — ребенок», «точечно» проявляя субъектную позицию (собственную инициативу), повысили компетентность в воспитании детей с первой младшей до подготовительной к школе групп, укрепили отношения с детьми; педагоги определили условия и выработали поэтапную стратегию деятельности по формированию субъектной позиции у родителей нового набора воспитанников на более ранних этапах взаимодействия в триаде.

Заключение. Авторами отмечается, что признаки субъектности определяется четкими характеристиками (инициативой, деятельностью по ее реализации и результативностью), а проявление продуктивных инициатив родителей и членов их семей в отношении дошкольного образовательного учреждения возможно только при наличии субъектной позиции всех участников образовательных отношений в триаде «педагог — родитель — ребенок».

Introduction. The article presents for consideration the problem of the relationships between educators of pre-school educational institutions and pupils' families. The aim of the article is to familiarize the pedagogical community with work experience in the context of a long-term project on the formation of parents' position not just as an active object but also as a subject of educational process.

УДК/UDC 373.2

Я. А. Плачкова, Ю. В. Толмачева

Y. Plachkova, Y. Tolmacheva

Materials and Methods. The activity of educators is carried out on the basis of the design method of work, in practical part the methods of the activity approach are used, for the analytical base we used methods of mathematical statistics and psychometric testing.

Results. For children the results are:

— improving the quality of the educational process in the preschool institution and at home;

— strengthening relations between children and their parents.

For parents the results are:

— activating their functions within the triad "teacher-parent-child", in "point" manifestations of their subjective position at the stage of their own initiative manifestation;

— raising their parental competence in matters of raising children from the first younger group to the preparatory group for the school; strengthening relations between children and their parents.

For teachers the result is the determining of conditions and a systematic strategy in the activity to form a subjective position of the parents of a new set of pupils at earlier stages of interaction in the triad.

Conclusions. The authors note that the presence of "subjectivity" signs is determined by clear characteristics (initiative, activities for its implementation and effectiveness), and the manifestation of the productive initiatives of parents and their families in relation to preschool educational institutions is possible only if there is a subjective position among all participants of educational relations in the "teacher-parent-child" triad.

Ключевые слова: взаимодействие субъектов, деятельностный подход, дошкольное образование.

Keywords: interaction of subjects, activity approach, pre-school education.

В настоящее время в деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ) направление «работа с родителями» расширяет спектр задач [5]. Дошкольное учреждение не только информирует родителей о жизни ребенка в детском саду, но и стремится вывести взрослых членов семьи на новый уровень позиции осознанного родительства: они должны принимать активное участие в образовательном процессе в сотрудничестве с ДОУ [9].

Несмотря на то, что практика дошкольного образования в России имеет большой арсенал разнообразных форм работы с родителями, педагоги-практики продолжают сталкиваться со многими трудностями. В реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей, на наш взгляд, по-прежнему существует определенная дисгармония, которая подтверждается следующими фактами:

1. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», — это мнение можно услышать и сегодня. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом оттеснив родителей не только от воспитания, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. Противоречия между семейными и производственными обязанностями женщины дискредитируют статус матери, а отцовство как важнейший институт социализации фактически был погублен.

2. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены тем, как образовывают и воспитывают в детском саду, придерживаются устойчивой позиции стороннего или критичного наблюдателя.

3. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, а, скорее, оппонентами, не всегда понимающими друг друга. Например, воспитатели пытаются подвести родителей к пониманию важности познавательной деятельности ребенка в детском саду, а родительский интерес сводится к элементарным потребностям: «Что поел? Как поспал?».

4. Родители отторгают информацию педагогов, потому что зачастую придерживаются принципа «я все знаю сам, меня учить не надо»; не воспринимают советов, не считая многие вопросы проблемными, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности.

5. Если каким-либо образом родители и участвуют в мероприятиях ДОУ, то инициатива все равно исходит обычно от сотрудников детского сада. Родителей приходится убеждать, уговаривать.

Таким образом, на сегодняшний день поиск путей решения вышеуказанных проблем до сих пор является актуальной задачей дошкольного образования.

Анализ как традиционных, так и новых практик, современной научно-практической и методической литературы, наш собственный опыт в направлении работы с родителями показал, что наиболее действенными являются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, которые предполагают не пассивно-зрительское, а непосредственное деятельностное участие их в образовательных событиях [1]. То есть, разрабатывая новые формы взаимодействия ДОУ с семьей, опираться следует на принципы деятельностного подхода [8].

Используя данный ориентир, мы (воспитатели, инструктор по физической культуре и педагог-психолог) в рамках проектной деятельности разработали и апробировали систему совместных деятельностных активных мероприятий педагогов и родителей с детьми на протяжении пяти лет дошкольного образования ребенка в ДОУ. Например, познавательно-просветительские мероприятия с использованием активных методов обучения «Школа ответственного родителя», «Как развивается малыш», «С физкультурой мы дружны, все о ней мы знать должны»; досуговые мероприятия «Вместе с папой, вместе с мамой», «Осенний кросс», «Выходные всей семьей» (выезды на лыжную базу, каток, в пригородный лес); традиционные праздники «День Матери», «Праздник пап»; совместные выезды в планетарий, в «Музей леса», прикладное творчество и т. п. [2; 6].

В результате реализации проекта нами был достигнут эффект воздействия на родительское сознание, повышения их родительской компетентности и включенности в образовательное пространство ДОУ (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменений характеристик в позиции осознанного родительства семей — участников проекта

Начало проекта Завершение этапа реализации проекта

Характер взаимоотношений

Ребенок воспринимается родителями как объект, на который надо «воздействовать» (воспитывать) Родители знают, как наладить контакт с ребенком, понимают его и создают условия для проявления и дальнейшего развития его способностей и наклонностей

При решении проблемы, связанной с ребенком, взрослые действуют

по очереди, кто свободен (мама, папа, бабушка...) вместе

Сформированы семейные традиции

у 23% семей у 92% семей

Считают, что основная ответственность за воспитание ребенка в первую очередь лежит на семье

61 % родителей 92 % родителей

Активное участие семей в совместных мероприятий группы (в среднем)

52 % 81 %

Тем не менее уже на этапе реализации проекта, анализируя текущие результаты и эффекты [10], мы осознали, что в современном дошкольном образовании родитель должен выступать не только как заказчик образовательных услуг и активный участник предлагаемых ДОУ мероприятий, не только иметь, но и проявлять свою субъектную позицию. Согласно А. В. Брушлинскому, активный субъект инициирует, осуществляет практическую деятельность, добивается необходимых результатов [3].

В связи с этим для продолжения работы необходимо разрабатывать и внедрять новые механизмы выработки субъектной позиции у родителей. Для этого необходимо скорректировать направление вектора работы с родителями: раньше вектор был направлен только в сторону побуждения активности родителей, теперь же — не только побуждение, но и поощрение, поддержка инициативы и, главное, содействие ее реализации преимущественно силами самих родителей.

Мы предполагаем, что субъектная позиция родителей в триаде «педагог — родитель — ребенок» будет сформирована при наличии следующих условий:

— высокая мотивация педагогов (способны к преодолению традиционного взгляда на педагогический эксперимент, участвуют в разработке и моделировании нового опыта, умеют увидеть возможные педагогические затруднения инновационных разработок);

— высокое качество образовательного процесса в ДОУ;

— сближение педагогов с интересами семьи;

— деятельностная активная вовлеченность родителей в жизнь ДОУ;

— наличие традиций группы в совместной досуговой деятельности с семьями воспитанников (например, в сфере двигательной активности: осенью — походы, зимой — лыжная база, в каникулы — каток, летом — футбол).

Таким образом, для формирования субъектной позиции родителей в триаде «педагог — родитель — ребенок» нужно пошагово решать следующие задачи:

1. Открыть для родителей пространство ДОУ (в том числе познакомить с образовательным процессом, освещать события группы и ДОУ, приглашать на праздники, знакомить с успехами, достижениями детей и т. п.).

2. Через активные методы деятельностного подхода повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития их детей на всех этапах дошкольного периода, формируя при этом партнерские отношения педагогов с семьями воспитанников (родительский клуб в группах раннего возраста, творческие мастерские для родителей в младших группах и др.).

3. Расширить круг совместных интересов ДОУ и семьи, организуя разнообразные педагогические события и активно участвуя в них.

4. Стремиться к созданию единого развивающего пространства для детей в ДОУ и в семье.

5. Сформировать традиции группы в совместной досуговой деятельности.

6. Поддерживать родительскую инициативу и способствовать ее реализации преимущественно силами родителей и детей.

Современная семья должна оставаться важнейшим институтом воспитания и развития детей дошкольного возраста [7]. Пункт 1 статьи 44 закона Российской Федерации «Об образовании» гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Задача ДОУ, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечить поддержку родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, вовлекать их в нее на основе поддержки образовательных инициатив семьи. Появление продуктивных инициатив родителей и членов их семей в отношении ДОУ возможно только при наличии субъектной позиции у всех участников образовательных отношений в триаде «педагог — родитель — ребенок».

Литература

1. Беликов В. А. Образование. Деятельность. М. : Академия Естествознания, 2010. 217 с.

2. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2003. 96 с.

3. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М. : Алетейя, 2003. 123 с.

4. Егоров Б. Экспериментальная физкультурно-оздоровительная работа в детском саду //Здоровье дошкольника. 2009.

№ 3. С. 12.

5. Езопова С. А. Анализ системы дошкольного образования в современной России //Дошкольная педагогика. 2008. № 1.

С. 7-12.

6. Кандала Т. И., Семкова О. А., Уварова О. В. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями. Волгоград : Учитель, 2010. 143 с.

7. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола, 1995. 360 с.

8. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М. : Академия, 2007. 240 с.

9. Черевач Г. Б. Сотрудничество детского сада и семьи по созданию условий для развития общих и специальных способностей детей дошкольного возраста. Томск : Изд-во ТГПУ, 2013. 28 с.

10. Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова. Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М. : Просвещение 2002. 144 с.

References

1. Belikov V. A. Education. Activity [Obrazovanie. Dejatel'nost']. Moscow: Academy of Natural History, 2010. 217 p. (In Russian).

2. Bocharova N. I. Healthy family leisure with preschool children [Ozdorovitel'nyj semejnyj dosug s det'mi doshkol'nogo vozrasta].

Moscow: ARKTI, 2003. 96 p. (In Russian).

3. Brushlinskiy A. V. The psychology of the subject [Psihologiya subekta]. Moscow: Aletheia, 2003. 123 p. (In Russian).

4. Egorov B. Experimental physical culture and health work in preschool institution. Preschooler's health [Zdorove doshkolnika].

2009. № 3 P. 12. (In Russian).

5. Ezopova S. A. Analysis of the system of preschool education in modern Russia. Preschool pedagogy [Doshkolnaya pedagogika].

2008. № 1. P. 7-12. (In Russian).

6. Kandala T. I., Semkova O. A., Uvarova O. V. We are engaged, we celebrate, we play: scenarios of joint actions with parents

[Zanimaemsja, prazdnuem, igraem: scenarii sovmestnyh meroprijatij s roditeljami]. Volgograd: Teacher. 2010. 143 p. (In Russian).

7. Obuhova L. F. Child psychology: theories, facts, problems [Detskaja psihologija: teorii, fakty, problemy]. Moscow: Trivola, 1995. 360 p. (In Russian).

8. Fokin Yu. G. Theory and technology of teaching: the activity approach [Teorija i tehnologija obuchenija: dejatel'nostnyj podhod]. Moscow: Academy, 2007. 240 p. (In Russian).

9. Cherevach G. B. The cooperation of the kindergarten and the family in creating conditions for the development of general and special abilities of preschool children [Sotrudnichestvo detskogo sada i sem'i po sozdaniju uslovij dlja razvitija obshhih i special'nyh sposobnostej detej doshkol'nogo vozrasta]. Tomsk: Publishing house of TSPU, 2013. 28 p. (In Russian).

10. Yudina E. G., Stepanova G. B., Denisova. E. N. Pedagogical diagnostics in kindergarten [Pedagogicheskaja diagnostika v detskom sadu]. Moscow: Prosveshhenie 2002. 144 p. (In Russian).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

RESEARCH ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE AND INTELLECTuAL ABILITIES Of Gifted STuDENTS

Введение. В современной школе особо важными становятся ключевые вопросы реализации образовательных технологий, возрастает роль научно-исследовательской деятельности в процессе саморазвития и самореализации личности обучающихся. Автор делает акцент на формировании мотивации к научно-исследовательской деятельности на примере проектной и исследовательской работы с одаренными детьми сетевой научно-практической конференции школьников «Ломоносовские чтения» в МАОУ СОШ № 47.

Цель статьи — показать важность научно-исследовательской деятельности школьников.

Методология. Исследование проводится на основе методов анализа, синтеза и обобщения отечественного научного опыта и опыта работы с одаренными детьми при их подготовке к научно-практической конференции школьников «Ломоносовские чтения» в МАОУ СОШ № 47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты. Систематизированы основные тенденции совершенствования отечественных образовательных технологий, мотивы исследовательской деятельности школьников. Получена информация об организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, выявлено ее значение для развития одаренных детей.

Заключение. Автором отмечается, что научно-исследовательская деятельность обязательно приводит к развитию творческих и интеллектуальных способностей одаренных детей при постоянной целенаправленной работе педагога и самих обучающихся.

Introduction. In the modern school, the key issues of the educational technologies realization become especially important, the role of research activity in the process of self-development and self-realization of the students' personality is growing. The author focuses on the formation of motivation for research activities on the example of project and research work with gifted children of the of network research-to-practice conference of schoolchildren "Lomonosov's Reading" in Municipal autonomous general education institution Secondary School № 47.

The purpose of the article is to show the importance of the schoolchildren's research activity.

Materials and Methods. The research is carried out on the basis of analysis methods, synthesizing and summarizing the domestic scientific experience and the experience of working with gifted children in their preparation for the scientific school conference "Lomonosov's Readings" at the MAGEI Secondary School № 47.

Results. We systematized the main tendencies of improving the national educational technologies and the motives of the schoolchildren's research activity. We received the information about the organization of students' research activities and revealed its importance for the development of gifted children.

УДК/uDC 371.385.5

Л. Б. Прокопьева

L. Prokopeva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.