Формирование личностной успешности старшеклассников как педагогическая проблема семейного воспитания: на примере Чеченской Республики
Тепсуркаева Зулихан Вахаевна,
аспирант кафедры педагогики, Чеченский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Тепсуркаева Залина Вахаевна,
аспирант кафедры педагогики, Чеченский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи процесса формирования личностной успешности с семейным воспитанием. Отмечается необходимость просвещения обучающихся в вопросах о семье как институте социализации, знания о педагогическом потенциале семьи и роли личного примера родителей в семейном воспитании. Проводится анализ дефиниций психолого-педагогической составляющей «личностная успешность», «успех», выступающих факторами, определяющими траекторию развития личности в различных социальных ролях - в профессии, в семье, во взаимоотношениях с окружающими. Выявляются особенности семейного воспитания чеченцев, проявляющиеся в педагогическом воздействии личного примера родителей или других старших членов семьи, способствующее развитию ассертивности, гармонично сочетающей в себе такие качества, как способность целесообразно организовывать свое поведение, умение формулировать свои цели и требования, умение добиваться их удовлетворения, умение слышать других, а также умение с уважением и любовью относиться к себе и окружающим.
Ключевые слова: личность, успех, семья, воспитание, формирование, развитие, пример, ассертивность.
В современном неустойчивом мире, мир особую значимость приобретают вопросы, связанные с развитием личности, формированием ее успешности. В условиях цифрового общества происходят изменения и в образовательной парадигме. Сегодня очевидна необходимость создания условий, способствующих наиболее полному раскрытию возможностей человека, развитие его активности, творческой, саморазвития и самовосстановления собственного «Я».
Бесспорно, ключевым формирующим аспектом в развитии личности является семья, родители, другие значимые взрослые, которые своей моральной и физической поддержкой направляют потенциал растущего человека для его лучшей социализации. Кроме того, следует отметить, что на формирование личностной успешности человека оказывают воздействие и внутрисемейные отношения. Поэтому важно, особенно в старших классах давать обучающимся представление о семье как институте социализации, знания о педагогическом потенциале семьи и роли личного примера родителей в семейном воспитании. По мнению авторов, семейное воспитание характеризуется глубокой эмоциональностью, постоянством и длительностью педагогического воздействия. Семья создает необходимые условия для включения детей в разнообразные виды деятельности, позволяющие сформировать те или иные компетенции, ориентируя ребенка на успешность.
Справедливо мнение В Сатир, которая выделяет четыре фактора семейной жизни: мысли и чувства, которые каждый человек испытывает по отношению к себе - самооценка; пути, которым следуют люди, чтобы понять друг друга - коммуникация; правила, которых люди придерживаются в своей жизни - совокупность семейной системы; то, как люди общаются с окружающими людьми и сообществами за пределами семьи - связь с обществом [1]. Таким образом процесс формирования личностной успешности закладывается в семье, так как она является комфортной зоной, позволяющей раскрыться каждому индивиду. Также значимым для нашей работы является мнение И.А. Кибальченко, утверждающего, что благоприятный психологический климат в семье, доброжелательные взаимоотношения родителей способствуют формированию позитивных установок ребенка на успех [4].
Личностная успешность определяется уровнем достижения человека в той или иной деятельности. Основополагающим компонентом в дан-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ном процессе выступает успех. В самом широком смысле психолого-педагогические аспекты категории «успех» определяется как фактор, направляющий траекторию развития личности, в жизни, в профессии, в семье, во взаимоотношениях с окружающими. Так, в работах Л.И. Дементия успех трактуется как сложное явление, предполагающее учет как ресурсов личности (способностей, возможностей, творческого потенциала, самооценку, притязания), так и социальных ориентиров [2]. В исследованиях Г.Л. Тульчинского выделяются четыре формы успеха: «результативный» успех, который приносит личности определенное социальное признание; успех, выражающийся в значимом признании; успех, включающий в себя преодоление трудностей; успех как реализация призвания [6].
В данных работах успех рассматривается как форма самореализации личности. Успех предполагает обязательную оценку общества, признание т связано с категорией успешность, которая в самом широком смысле определяется как нормальное развитие индивида, когда процессы социализации приводят к адекватному отражению действительности, представлена в работе Б.В. Зей-гарник [3].
Анализ литературы по рассматриваемой проблеме позволяет сделать ряд выводов, принципиальных для построения дальнейшего исследования. Личностная успешность, на наш взгляд, проявляется в состоянии, характеризующемся результатом или предвкушением достижения успеха, включающее в себя владение способами, обеспечивающими высокий результат, а также проявляется в достижении значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели. Соответственно, показателями личностной успешности являются: мотивация на достижение успеха, интернальный локус контроля, самоуважение и коммуникабельность, эмоциональная устойчивость.
На формирование личностной успешности человека оказывают влияние разнообразные факторы, среди которых на наш взгляд, особое место занимает семья и семейное воспитание. При этом, несомненно, влияние этнокультурного контекста, выражающегося в особенностях воспитания в культуре каждого этноса. В рамках данной статьи, считаем целесообразным выделить ряд аспектов семейного воспитания чеченцев.
В воспитательной системе чеченской семьи доминирующие позиции занимает мать, которая, как правило выступает в роли посредника между отцом и детьми. Традиционная формула межличностного общения в семье ребенок - мать - отец сегодня испытывает определённые трансформации, связанные с ориентированностью многих со-5 временных молодых родителей на арабскую куль-5 туру. Современные молодые родители не всегда ^ придерживаются чеченских традиционных правил еЗ в коммуникации с детьми. В работе И.В. Мусхано-ав вой [5] выявлены особенности коммуникативной
культуры чеченцев, позволяющие сделать вывод о том, что коммуникативное поведение чеченцев регулируется нравственными концептами «яхь» (достоинства), «эхь» (стыд), «г1иллакх» (приличие), «оьздангалла» (культура), «доьналла» (выносливость), «майралла» (храбрость), «эвхьазал-ла» (нарушение границ дозволенного).
Следует отметить, что одной из ключевых особенностей института семьи в чеченском обществе является личный пример родителей и других взрослых в воспитании ребенка. Поэтому рефлексируя на предмет формирования личностной успешности правомерно говорить о педагогическом воздействии родителей и других взрослых на данный процесс. Установки родителей на успешность определяют и профессиональное самоопределение, и создание индивидуальной траектории развития.
С целью выявления успешности с позиции современных старшеклассников нами было организовано экспериментальное исследование среди обучающихся 10-11 классов МБОУ СОШ № 60 г. Грозного. Анализ полученных результатов свидетельствовал о размытом представлении у большинства респондентов понятия личностная успешность. Из опрошенных 240 обучающихся старших классов 180 человек, что составляет почти 80% связывают успешность с финансовой составляющей, 10% считают, что личностная успешность -это признание социальное, личностная зрелость и стремление к самосовершенствованию.
В семейном воспитании чеченцев превалирует личностно-ориентированный подход к формированию и развитию ребенка, на основе которого происходит и формирование, и развитие успешности личности индивида. Однако в ориентировании на успешность родители в чеченской семье не прибегают к сентенциям и нравоучениям, дети перенимают модель поведения взрослых, усваивая ее как императив. Поведение родителей и взрослых в семье направлено на развитие ассертивности, гармонично сочетающей в себе такие качества, как способность целесообразно организовывать свое поведение, умение формулировать свои цели и требования, умение добиваться их удовлетворения, умение слышать других, а также умение с уважением и любовью относиться к себе и окружающим.
Семейное воспитание чеченцев в контексте формирования личностной успешности направлено на ориентацию индивида в сторону позитивных изменений, которые обеспечивают ему продвижение к успеху. В чеченском обществе до сих пор огромное значение имеет общественное мнение, его можно считать своеобразным регулятором нравственности личности. Поэтому и успешность важна именно в зависимости от мнения социума, если тебя признают в обществе, прислушиваются к твоему мнению, значит ты успешен в определённой степени. Также важно, чтобы у каждого человека было желание меняться в лучшую сторону; стремиться к постоянному личностному росту
и профессиональному совершенствованию, персональная ответственность за результат.
Таким образом следует констатировать, что процесс формирования личностной успешности закладывается в семье, а основными факторами, влияющими на данный процесс, выступают родители как трансляторы этнокультурных ценностей и позитивных установок.
Литература
1. Вирджиния Сатир Вы и Ваша семья. Руководство по личностному росту / Вирджиния Сатир. - Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 285 c. - ISBN 978-5-94193890-2. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. -URL: http://www.iprbookshop.ru/89706.html (дата обращения: 14.04.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
2. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности. - М.: Информ-Знание, 2005. - 188 с.
3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ. 2009. - 128 с.
4. Кибальченко И.А. Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей: монография / Кибальченко И.А., Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. - 203 c. - ISBN 978-5-92753325-1. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. -URL: http://www.iprbookshop.ru/95802.html (дата обращения: 14.04.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
5. Мусханова И.В. Формирование коммуникативного поведения личности: психолингвистический анализ // В сборнике: Язык и литература в образовательном и культурном пространстве юга России и Кавказа. Материалы Второй международной научно-практической конференции. Чеченский государственный педагогический университет. 2019. С. 444-446.
6. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. - СПб, 2009. - 216 с.
FORMATION OF PERSONAL SUCCESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM OF FAMILY EDUCATION
Tepsurkaeva Zul.V., Tepsurkaeva Zal.V.
Chechen State Pedagogical University
The article deals with the relationship between the process of personal success formation and family education. There is a need to educate students about the family as an institution of socialization, knowledge about the pedagogical potential of the family and the role of the personal example of parents in family education. The author analyzes the definitions of "personal success "and" success", which are factors that determine the trajectory of personal development in life, in the profession, in the family, and in relationships with others. The author reveals the peculiarities of family education of Chechens, which are manifested in the pedagogical influence of the personal example of parents or other senior family members, which contributes to the development of assertiveness, which harmoniously combines such qualities as the ability to organize their behavior expediently, the ability to formulate their goals and requirements, and the ability to achieve them.
Keywords: personality, success, family, upbringing, formation, development, example, assertiveness.
References
1. Virginia Satyr You and your family. A Guide to Personal Growth / Virginia Satir. - Moscow: Institute of General Humanitarian Research, 2016. - 285 p. - ISBN 978-5-94193-890-2. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/89706.html (accessed: 14.04.2021). - Access mode: for authorization. users
2. Dementiy L.I. Responsibility as a personal resource. - M.: Inform-Znanie, 2005. - 188 p.
3. Zeigarnik B.V. Theory of personality in foreign psychology. -Moscow: MSU. 2009. - 128 p.
4. Kibalchenko I. A., Istratova O.N., Exakusto T.V. Experience of relations in the parent family as a predictor of the intellectual and personal resource of young people: monograph / Rostov-on -Don, Taganrog: Publishing House of the Southern Federal University, 2019. - 203 p. - ISBN 978-5-9275-3325-1. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. -URL: http://www.iprbookshop.ru/95802.html
5. Muskhanova I.V. Formation of the communicative behavior of the individual: psycholinguistic analysis // In the collection: Language and literature in the educational and cultural space of Southern Russia and the Caucasus. Materials of the Second International Scientific and practical Conference. Chechen State Pedagogical University. 2019. pp. 444-446.
6. Tulchinsky G.L. Reason, will, success. - St. Petersburg, 2009. -216 p.