УДК 37.02:37.018.1 Петьков Валерий Анатольевич
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы и социального права
Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета
Курганская Татьяна Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии филиала Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) в г. Кропоткине
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Petkov Valery Anatolyevich
D.Phil. in Education Science, Professor, Social Work and Social Law Subdepartment, Armavir Institute of Social Education (branch) of Russian Social University
Kurganskaya Tatiana Viktorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Philosophy Department, Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)
FORMATION OF STUDENTS’ EDUCATIONAL CULTURE IN THE CONTEXT OF FAMILY RELATIONS
Резюме:
Родители являются главными воспитателями своих детей, однако организовать эффективное воспитание невозможно без специальных знаний по педагогике и психологии. С целью повышения педагогической культуры будущих родителей Министерством образования РФ была разработана Программа педагогического сопровождения семейного воспитания.
Сегодня педагогическая культура молодых родителей в основном формируется стихийно: под влиянием опыта старших поколений или СМИ, гораздо реже - в результате самообразования или посредством консультативной помощи специалиста. Основные показатели, которые характеризуют педагогическую культуру родителя, представлены следующими: осознанным принятием роли родителей как воспитателей, ответственных за развитие личности ребенка; способностью к эмпатии, рефлексии, самоконтролю, саморегуляции; умением справляться с собственными личностными проблемами без ущерба для эмоционального самочувствия ребенка; гибкостью способов взаимодействия с ребенком в различных ситуациях и по мере его взросления. Изучение психолого-педагогических дисциплин в процессе обучения в вузе дает возможность студентам приобрести компетентность в сферах супружества, родительства, познакомиться с особенностями современных семейных и детско-родительских отношений.
Ключевые слова:
педагогическая культура, образование, воспитание, обучение, цели, методы, средства, родители, дети, самообразование, семейные отношения.
Summary:
Parents are the primary educators of their children, so to organize the effective education of children, they need relevant knowledge in education science and psychology. In order to improve the educational culture of future parents the Ministry of Education of the Russian Federation has developed a program of pedagogical support of family education.
Today the educational culture of young parents is mostly forming spontaneously: under the influence of older generation or mass media, and only on rare occasions it is developed as a result of self-education, or by counseling of a specialist. The main indicators that characterize the educational culture of parents include: considered acceptance of the role of educators responsible for the development of a child; power of empathy, reflection, self-control, self-regulation; ability to cope with their own personal problems, without prejudice to the emotional well-being of the child; flexibility of communication with the child in different situations and as he matures.
The learning of psychological and educational science subjects in the course of study in a higher school allows the students to become competent in the fields of marriage, parenthood, to learn the peculiarities of the modern family and parent-child relationship.
Keywords:
educational culture, education, bringing up, training, goals, methods, means, parents, children, self-education, family relations.
Утрата традиций воспитания в современном российском социуме привела к дезориентации молодежи в вопросах создания семьи и культуры семейно-бытовых отношений, что актуализирует поиск новых подходов к организации подготовки студентов к семейной жизни в условиях вуза. В связи с этим Министерством образования Российской Федерации была разработана Программа педагогического сопровождения семейного воспитания, определяющая перспективные направления взаимодействия различных образовательных учреждений в работе с социальными партнерами, детьми и их родителями [1].
Анализ специальной литературы и сложившейся практики семейного воспитания показал, что современная российская семья не реализует полноценно функцию воспитания семьянина в силу неготовности родителей к воспитанию детей в условиях семьи. Проблему усугубляет отсутствие нравственных ориентиров и, как следствие, неспособность семьи противостоять негативным социальным тенденциям. Большинство родителей не обладают глубокими знаниями и навыками установления позитивного взаимодействия в сфере детско-родительских отношений [2].
Обучение родителей - это деятельность, которую осуществляют общественные структуры и институты с целью формирования у родителей знаний и умений по воспитанию своих детей в семье, то есть по формированию элементов их педагогической культуры [3].
Изучение материалов научных исследований и собственный педагогический опыт преподавателя вуза показывают, что система современного отечественного высшего образования практически не выполняет такую социально значимую функцию, как воспитание семьянина посредством повышения педагогической культуры студентов как будущих родителей. Однако вузовская образовательная среда имеет значительный потенциал для воспитания студентов как будущих родителей. Это определяется тем, что студенческие годы являются благоприятным периодом для создания семьи по следующим причинам: широкие возможности выбора брачного партнера (особенно в учебных заведениях со сбалансированной половой структурой студентов), общность многих целей, схожесть ценностных ориентаций, стабилизация сексуальных отношений, упорядочивание досуга, оптимальный возраст супругов для рождения ребенка. Все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых семей. Благополучие в семейно-бытовых отношениях зависит от компетентности родителей в воспитательной деятельности, которая определяется уровнем сформированности их педагогической культуры. Таким образом, обучаясь в вузе, студенты имеют возможность стать компетентными в вопросах супружества, родительства, познать особенности семейно-бытовых и детско-родительских отношений и, как следствие, повысить уровень собственной педагогической культуры.
В основе педагогической культуры семьи лежит педагогическая деятельность родителей, в которую входят умения избегать ошибок в семейном воспитании, принимать верные решения в различных ситуациях, положительно влиять на организацию семейной жизни.
По мнению исследователей (Ю.П. Азаров, А.И. Арабов, В.Г. Бочарова, О.Л. Зверева, И.С. Кон, А.Г. Харчев и т. д.), педагогическая культура родителей формируется в основном стихийно, под влиянием опыта старших поколений, средств массовой информации, реже - путем самообразования и консультативной помощи специалистов. Авторы многих работ констатируют, что уровень педагогической культуры родителей является довольно низким, и это отрицательно влияет на эффективность их воспитательной деятельности и воспитанности детей.
Учеными установлено, что педагогическая культура современных родителей характеризуется показателями, адекватными социальной необходимости, важнейшими из которых являются: осознанное принятие роли родителей как воспитателей, ответственных за развитие личности ребенка; способность к эмпатии, рефлексии, самоконтролю, саморегуляции; умение справляться с собственными личностными проблемами без ущерба для эмоционального самочувствия ребенка; гибкость способов взаимодействия с ребенком в различных ситуациях и по мере его взросления [4; 5].
В содержание педагогической культуры входят следующие элементы: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; педагогические знания и умения, приемы общения, элементы ценностно-нравственного сознания родителей, понимание своей роли и ответственности в воспитании, их педагогические убеждения.
Разработанные нами представления о содержании, структуре, критериях, показателях и уровнях сформированности педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений позволили организовать мониторинг эффективности этого процесса. В ходе исследования было установлено, что успешность формирования педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений носит системный характер и включает в себя: определение цели и частных задач, форм, методов и приемов, реализуемых поэтапно в воспитательной работе; блочно-модульный подход к построению содержания, реализуемого поэтапно (первоначальный, основной, итоговый этапы); организация работы в активных формах: технологии педагогического просвещения, брифингов дискуссий, психолого-педагогических тренингов, решения задач по устранению семейнобытовых проблем, тематические консультации и т. д.
Экспериментальная работа по формированию педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений была организована на базе филиала Московского государственного машиностроительного университета в городе Кропоткине Краснодарского края в 2010-2014 гг. в рамках изучения дисциплины «Психология и педагогика», которая предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент». Основными разделами для изучения были выделены
«Образование» и «Воспитание». Авторами статьи была разработана и реализована тренинговая программа «Семейное воспитание современных российских студентов».
Цель программы - формирование педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений, компетентных в вопросах воспитания и развития детей, владеющих эффективными навыками в семейно-бытовых отношениях. Задачами являются развитие способности к пониманию проблем современной семьи, супружества, мира своего ребенка, способов изменения неадекватных родительских позиций; оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей в семье.
Вводный и завершающий этапы прохождения программы предполагали осуществление процедуры мониторинга в виде первоначального и итогового тестирования, результаты которого позволяют судить об уровне сформированности педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений.
Реализация основного этапа программы заключалась в апробации авторской педагогической технологии формирования педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений на основе комплексного изучения опыта семейного воспитания, личностных особенностей родителей, их педагогического потенциала, системы ценностей, интересов, мотивов, особенностей возрастного развития детей и установления позитивных детско-родительских отношений.
Результатом проведенной работы стало значительное повышение уровня педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений, их готовности к успешной реализации функций супругов и родителей, что является залогом успеха будущей семейной жизни.
В качестве перспективных направлений развития педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений следует выделить: обновление содержания, форм и методов работы, внедрение педагогических и информационных технологий, разработка эффективных способов семейной диагностики и психотерапии.
Ссылки:
1. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : прогр. родит. всеобуча / под ред. О.И. Волжиной. СПб., 2005. С. 132-133.
2. Петьков В.А., Терсакова А.А. Взаимодействие семьи и школы в полиэтнической среде : учеб.-метод. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2007. 209 с.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., 1993. 603 с.
4. Там же.
5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М., 1996. 63 с.