Научная статья на тему 'Повышение педагогической культуры родителей, детей группы риска, посредством классических форм работы образовательного учреждения с семьей'

Повышение педагогической культуры родителей, детей группы риска, посредством классических форм работы образовательного учреждения с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1090
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / ПРИЧИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ / РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Ирина Радиславовна, Глухов Дмитрий Николаевич

В статье представлен краткий анализ изучения вопроса о педагогической культуре родителей. Рассматривается роль семьи в процессе воспитания ребенка, а также адаптации его в обществе. Указываются причины организации работы с семьей, направленной на педагогическое просвещение родителей и на повышение уровня их педагогической культуры. Раскрывается преимущество комплексного использования форм работы образовательного учреждения с родителями детей группы риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение педагогической культуры родителей, детей группы риска, посредством классических форм работы образовательного учреждения с семьей»

УДК 378

Сорокина Ирина Радиславовна

кандидат педагогических наук, доцент, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых sociolog1966@yandex.ru

Глухов Дмитрий Николаевич

старший преподаватель,

Владимирский государственный университет им. АТ. и Н.Г. Столетовых 020083@mail.ru

Повышение педагогической

КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА, ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКИХ ФОРМ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

Irina R. Sorokina

candidate of pedagogical sciences, associate professor, The Vladimir state university of A.G. and N. G. Stoletovykh sociolog1966@yandex.ru

Dmitry N. Glukhov

senior teacher,

The Vladimir state university of A.G. and N. G. Stoletovykh 020083@mail.ru

Increase of pedagogical

CULTURE OF PARENTS, CHILDREN OF GROUP OF RISK, BY MEANS OF CLASSICAL FORMS OF WORK OF EDUCATIONAL INSTITUTION WITH THE FAMILY

Аннотация. В статье представлен краткий анализ изучения вопроса о педагогической культуре родителей. Рассматривается роль семьи в процессе воспитания ребенка, а также адаптации его в обществе. Указываются причины организации работы с семьей, направленной на педагогическое просвещение родителей и на повышение уровня их педагогической культуры. Раскрывается преимущество комплексного использования форм работы образовательного учреждения с родителями детей группы риска.

Annotation. The short analysis of studying of a question of pedagogical culture of parents is presented in article. The family role in the course of education of the child, and also his adaptation in society is considered. The reasons of the organization of work with the family directed on pedagogical education of parents and on increase of level of their pedagogical culture are specified. Advantage of complex use of forms of work of educational institution with parents of children of group of risk reveals.

Ключевые слова: семья, педагогическая культура родителей, дети группы риска, причины педагогического просвещения родителей, формы работы с семьей, родительское собрание, тематический вечер.

Keywords: family, pedagogical culture of parents, children of group of risk, the reason of pedagogical education of parents, work forms with a family, PTA meeting, thematic evening.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога в данный момент важнейшей является проблема адаптации семьи в обществе и развитие ее педагогической и культурной состоятельности. Этой проблемой занимались ряд отечественных педагогов: П.Ф. Каптерев (комплексное обоснование форм и методов воспитания, неразрывность связи семейного и общественного воспитания), ЯА. Коменский (программа по подготовке матерей к воспитанию и обучению маленьких детей), Т.А. Куликова (проблема семейного воспитания, роль семьи в формировании личности ребенка), А.С. Макаренко (основы семейного воспитания, авторитет родителей в семье) и др. Среди зарубежных педагогов над проблемой педагогической культуры матерей работали: И.Ф. Гербарт,

Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и

правовой ответственностью [1, с. 253]. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья о казывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это не возможно без систематического просвещения родителей.

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный опыт домашнего воспитания.

325

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность воспитания детей в семье. Таким образом, педагогическая культура - это сложное явление, включающее в себя несколько компонентов [2, с. 170]:

• понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

• знание о развитии, воспитании, обучении детей;

• практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности;

• продуктивная связь с другими воспитательными институтами.

Учитывая ситуацию, которая складывается на сегодняшний день, очень важным становится взаимодействие образовательных учреждений с семьей. Согласовывая свои действия с семьей, специалисты образовательных учреждений стараются дополнить или компенсировать домашние условия воспитания, нормализовать контакты с детьми группы риска из разных социальных слоев населения, повысить педагогическую культуру родителей. В нашей статье мы рассматриваем группу риска как категорию населения, в том числе детей и подростков, склонных совершать девиантные, аморальные или уголовно наказуемые поступки.

Можно выделить несколько причин, указывающих на необходимость организации работы с семьей, направленную на педагогическое просвещение родителей. Например, в среде разновозрастных родителей появляется устойчивая потребность в обучении, которая в настоящее время удовлетворяется лишь стихийно в случайно возникающих группах или путем самообразования. Из-за наличия обширной и отчасти противоречивой психолого-педагогической литературы, рекомендующей различные подходы в процессе развития и образования ребенка, и для ориентации в ней родителей требуется помощь специалистов. Для некоторых родителей возникает потребность в освоении психологопедагогических средств повышения психологической защищенности ребенка в условиях социально-экономической нестабильности и кризисов межличностных отношений в семье. Самым важным условием всей просветительской работы с семьей является актуальность и современность избираемой тематики: «Дети и рыночная экономика», «Дети и психоактивные вещества», «Подростки и дисциплинарная ответственность», «Профориентация детей и подростков», Здоровьесберегающий климат семейного воспитания», «Психическое здоровье ребенка и его сохранение» и т.д. В решении этих вопросов школа имеет возможность оказывать необходимую помощь и поддержку родителям.

К коллективным формам работы ОУ с родителями учащихся относятся педагогический лекторий, педагогический всеобуч, университет педа-

гогических знаний, День открытых дверей, классное родительское собрание. Образовательное учреждение должно также всесторонне и регулярно информировать родителей или участвующих в процессе обучения и воспитания членов семьи обо всем, что их интересуют, но не нарушая границ дозволенного и допустимого. Формы взаимодействия школы с семьей могут быть индивидуальными, например, беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты, традиционная переписка с родителями. В работе с родителями детей группы риска для повышения педагогической культуры целесообразнее использовать такие формы работы как: День открытых дверей, педагогический лекторий, родительское собрание, консультации по отдельным вопросам, тематический вечер, посещение семьи воспитанника. Рассмотрим некоторые из них. Педагогический лекторий направлен на повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании, на выработку единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей.

Родительское собрание - это группа людей, объединённая для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Данная форма работы создана для оказания помощи учебному заведению, а главное - детям. Родительское собрание - это универсальная форма работы с родителями, так как позволяет реализовать множество функций [2, с. 13]. Например, речь идет о формировании дисциплинарной ответственности у подростков, склонных к девиантному поведению. Прежде всего, может проводиться ряд родительских собраний, где предоставляется теоретическая информация по теме. В рамках некоторых родительских собраний сами родители предлагают обсудить и разобрать, конкретные случаи нарушения социальных норм и правил их детьми, и просят помощи в выборе стратегии родительского поведения в этот момент.

Следует отметить, что вначале подобные вопросы относятся только к школе, однако постепенно родители раскрепощаются и рассказывают о сложностях во взаимоотношениях с детьми. В результате после таких родительских собраний, порядка 60-70 % посетивших их родителей (результаты опроса) обращаются с просьбами в личной помощи, которая оказывается как посредством проведения индивидуальных бесед, так и в ходе консультирования (в случае особо тяжелых ситуаций родители направляются на профессиональную консультацию к школьному психологу). В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, поощрения и наказания, отрабатываются приемы обращения с детьми.

Дополнительным мотиватором к тому, чтобы уделять внимание развитию ответственности у своих детей может стать тематический вечер. Тематический вечер - это культурно-досуговая программа, предполагающая сценарно-драма-

326

тическую разработку темы, основанную на документальном материале с включением реальных героев [4, с. 26]. На тематический вечер могут быть приглашены известные люди: юрист, бизнесмен, спортсмен, каждый из которых поделится своим личным опытом и расскажет о том, как дисциплина и дисциплинарная ответственность позитивно влияют на результаты их деятельности и взаимоотношения между людьми.

На уровне государственной политики в отношении семьи все более четко просматривается

Литература:

1. Аскаков СМ. Справочник социального работника. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 440 с.

2. Степанова ЕМ. Калейдоскоп родительских собраний. М. : Т.Ц. Сфера, 2004. 14 с.

3. Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник. М. : Академия, 1999. 232 с.

4. Седых Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых, Г. Максимова // Библиотека в школе. 2007. № 6. С. 26-28.

тенденция очень терпеливого, последовательного контакта с семьей. Для ребенка даже самая неактивная, имеющая трудности в плане воспитания и заботы, семья является более необходимой, чем любые заменяющие ее формы социального воспитания. Поэтому в работе с родителями детей группы риска, с целью повышения их педагогической культуры, чаще других предлагается использовать в школах комплексно такие формы работы как: педагогический всеобуч, родительское собрание, консультации по отдельным вопросам, тематические вечера.

Literature:

1. Askakov S.I. Reference book of the social worker. Rostov N/Д: Phoenix, 2014. 440 p.

2. Stepanova E.N. Kaleydoskop of PTA meetings. M. : T.TS. sfer, 2004. 14 p.

3. Kulikova T.A. Family pedagogics and house education : textbook. M. : Academy, 1999. 232 p.

4. Gray-haired T. Tekhnologiya of mass action / T. Gray-haired, G. Maximova // Library at school. 2007. № 6. P. 26-28.

327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.