Научная статья на тему 'Работа с родителями посредством досуговой деятельности'

Работа с родителями посредством досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3051
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РОДИТЕЛИ / COLLABORATION / PEDAGOGICAL CULTURE / PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пфейфер И. А.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу дошкольного образовательного учреждения с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей к формированию компетентного родителя. Анализ современных концептуальных документов, требований ФГОС, результатов мониторинга позволил представить деятельность воспитателя по формированию педагогической культуры родителей, которая строится на принципах использования навыков положительного общения, уникальности семей, создания дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH PARENTS THROUGH LEISURE

One of the main tasks of the Federal state educational standards of preschool education is to provide psychological and pedagogical support of a family and raising competence of parents in the development and education, protection and promotion of children’s health. These tasks redefine preschool educational institution work with the family: from the traditional assistance to the family in the upbringing of children to the formation of a competent parent. Analysis of modern conceptual documents, Federal state educational standards requirements, the results of monitoring it possible to determine the activities of the tutor on the formation of pedagogical culture of parents, which is based on the principles of using positive communication skills, families uniqueness, the establishment of friendly partnership between kindergarten and family.

Текст научной работы на тему «Работа с родителями посредством досуговой деятельности»

Пфейфер И. А. Работа с родителями посредством досуговой деятельности // Вестник При-камского социального института. 2016. № 3 (75). C. 91-94.

Pfeifer I. A. Working with parents through leisure. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 3 (75). Pp. 91-94. (In Russ.)

УДК 373.2

И. А. Пфейфер

Детский сад № 4, ЗАТО Звёздный, Пермский край, Россия

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пфейфер Ирина Александровна - воспитатель первой квалификационной категории.

E-mail: [email protected]

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу дошкольного образовательного учреждения с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию компетентного родителя.

Анализ современных концептуальных документов, требований ФГОС, результатов мониторинга позволил представить деятельность воспитателя по формированию педагогической культуры родителей, которая строится на принципах использования навыков положительного общения, уникальности семей, создания дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

Ключевые слова: взаимодействие, педагогическая культура, родители.

I. A. Pfeifer

Kindergarten № 4, Closed Administrative-Territorial Formation Zvyozdny,

Perm krai, Russia

WORKING WITH PARENTS THROUGH LEISURE

Pfeifer Irina Alexandrovna - kindergarten teacher of the first qualification category.

One of the main tasks of the Federal state educational standards of preschool education is to provide psychological and pedagogical support of a family and raising competence of parents in the development and education, protection and promotion of children's health. These tasks redefine preschool educational institution work with the family: from the traditional assistance to the family in the upbringing of children - to the formation of a competent parent.

Analysis of modern conceptual documents, Federal state educational standards requirements, the results of monitoring it possible to determine the activities of the tutor on the formation of pedagogical culture of parents, which is based on the principles of using positive communication skills, families uniqueness, the establishment of friendly partnership between kindergarten and family.

Key words: collaboration, pedagogical culture, parents.

В статье 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей пе-

© Пфейфер И. А., 2016

ред всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»1. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков будущего страны. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей2. Эти задачи по-новому определяют работу дошкольного образовательного учреждения с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию компетентного родителя. Это важные составляющие успешной социализации ребенка.

Для эффективной работы с родителями большое значение имеет понятие «педагогическая культура родителей». Наиболее полное определение этого понятия дала Д. В. Сергеева: «Педагогическая культура родителей включает понимание родителями целей и задач нравственно-трудового воспитания, применительно только к трудовой деятельности, владение его методами, соответствующую организацию жизни и деятельности детей, их систематическое участие, например, в труде» [7]. Изучив несколько подходов (см., например, [2; 3; 6]), мы пришли к выводу, что под педагогической культурой родителей можно понимать: наличие у родителей определенного объема педагогических знаний, умений и навыков, владение методами педагогического воздействия на ребенка, а также умение самостоятельно применять эти педагогические знания с целью воспитания полноценной личности.

Изучать уровень педагогической культуры родителей возможно при наблюдении в детском саду за общением родителей и детей в утреннее и вечернее время. По опыту общения можно говорить о том, каковы отношения между ребенком и родителями, какой стиль общения в семье преобладает. Мы отмечаем, что не все родители спрашивают или с интересом слушают своих детей о проведенном дне. Очень мало родителей интересуется поделками, рисунками своих детей. По такому отношению можно понять, как родители относятся к разностороннему развитию своих детей.

Для изучения уровня педагогической культуры родителей мы использовали различные формы: проводили с родителями беседы (чаще индивидуальные) в вечернее время ухода детей домой, консультации, дни открытых дверей; использовали наглядный метод сотрудничества с родителями; оформили рекомендации для родителей на темы «Книга и ребенок», «Игры в семье» и др.; организовали творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (в рамках утренников, концертов).

Проведя мониторинг, мы обнаружили, что большинство родителей не понимают специфику работы педагога дошкольного образовательного учреждения, не умеют строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности, а ведь именно игра является одним из ведущих видов деятельности ребенка.

Сейчас дети перестают играть. Игры современных детей стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому.

1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сент. 2016 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.10.2016).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 // Министерство образования и науки Российской Федерации: офиц. сайт. URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ%20№ %201155%20от17.10.2013%20г..р^ (дата обращения: 10.09.2016).

Привлечь внимание родителей, заинтересовать совместной с детьми досуговой деятельностью оказалось нелегко, поэтому данное направление стало ведущим в нашей работе.

На основе собранных данных мы получили реальную картину взаимоотношений родителей и детей в семьях, после чего проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Вовлечение родителей в процесс образования и воспитания рассматривается в современной педагогической литературе в контексте активного участия пап и мам в различных мероприятиях дошкольной образовательной организации как составляющая взаимодействия [2; 4; 5].

Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью родителей в образовательный процесс». Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на мероприятиях в детском саду:

- посещение родительских собраний и консультаций;

- присутствие родителей на детских праздниках;

- участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;

- участие в выставках, вернисажах;

- посещение дня открытых дверей.

Позднее мы выделили также качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Считаем важным моментом ежедневного общения с родителями совместную работу родителя и воспитателя, направленную на развитие личности ребенка, способствующую наилучшему результату в достижении поставленных задач.

Осознав важность вышеизложенного, мы определили тему методической работы «Работа с родителями посредством досуговой деятельности», целями которой являются установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Мы выделили следующие задачи:

1. Формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.

2. Обогащать эмоциональный совместный опыт членов семьи, вырабатывать навыки их взаимодействия через игровую деятельность.

3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

4. Знакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.

5. Помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.

Для решения поставленных задач мы провели следующие мероприятия:

- семинар-практикум «Пальчиками играем - речь развиваем»;

- встречу за круглым столом «Вместе весело расти»;

- совместные с родителями праздники «Новоселье», «В гости к бабушке Арине»;

- выставки и фото-отчеты по темам «Дружно мы с семьей гуляем», «Малыши-крепыши», «Жучок», «Новогодняя рукавичка», «Магазин продуктов» (развивающая среда для сюжетно-ролевой игры «Магазин»);

- создание семейного клуба «Играем вместе»;

- создание, совместно с родителями, центра развития мелкой моторики рук (из нетрадиционных материалов), разработка картотеки игр;

- создание развивающей среды для группы, декораций для праздников.

Работа по данной теме позволила нам, во-первых, активизировать родителей в решении воспитательных задач; во-вторых, повысить уровень осознанного отношения детей и родителей к сохранению здоровья и безопасности; в-третьих, укрепить дружеские и партнерские отношения между детьми и их родителями.

В результате работы с родителями посредством досуговой деятельности нам удалось установить партнерские отношения участников педагогического процесса, приобщить родителей к жизни детского сада, наладить с ними доверительные отношения, добиться активного участия родителей в жизни группы и детского сада. Вывод о том, что родители успешно обучаются строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности, не вызывает сомнений.

Библиографический список

1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.

2. Белоногова Г. Е., Хитрова Л. А. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. С. 82-92.

3. Бондарь Н. И. Формы и методы повышения педагогической культуры родителей в условиях сотрудничества // Инфоурок: [сайт]. 2015. 5 мая. URL: https://infourok.ru/statya-formi-i-metodi-povisheniya-pedagogicheskoy-kulturi-roditeley-v-usloviyah-sotrudnichestva-265195.html (дата обращения: 12.10.2016).

4. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2005.

5. Зверева О. Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей // Дошкольное воспитание. 2016. № 4. С. 70-75.

6. Мясникова Л. Понятие и сущность педагогической культуры родителей // Международный образовательный портал «Маам»: [сайт]. 2016. 8 июля. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/ ponjatie-i-suschnost-pedagogicheskoi-kultury-rodtelei.html (дата обращения: 12.10.2016).

7. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.