Научная статья на тему 'Психологическая составляющая проявления агрессивного поведения в контексте семьи у детей дошкольного возраста'

Психологическая составляющая проявления агрессивного поведения в контексте семьи у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
748
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна

Целью статьи являетсяизучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей раннего периода развития, а также выявить стили семейного воспитания, которые оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Интенсивное, неуравновешенное социальное, финансовое, природное состояние, образовавшееся в данную эпоху в нашем государстве, вызывает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Посреди них важную тревогу вызывает прогрессирующая изолированность, завышенная беспокойность, духовная опустошенность детей, а также цинизм, безжалостность, злость. Существенность семьи как ВУЗа обучения вызвана тем, что в ней малыш располагается в движении значимого периода собственной жизни, и сообразно продолжительности собственного действия на личность. Ведь ни один из ВУЗов обучения никак не имеет возможность уподобиться с семьей. В ней вкладываются базы личности малыша [2,3,5]. Методологической основой настоящего исследования являются ведущие позиции возрастной и педагогической психологии, имеющиеся в работах российских и зарубежных специалистов по психологии: Эльконина Д. Б., Рубенштейна С. Я., Выготского Л. С., Бандуры А., Фрейда З., Эриксона Э., Басса А. [1,4, 6,7]. Первоочередной целью данного научного поиска является изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей раннего периода развития. Поставлена следующая гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 25 воспитанников 6 лет детского сада № 205 г. Грозный и 25 семей из них 6 полных и 19 неполных семей. На различных этапах работы применены разные методы психологического исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; тестирование (методики: рисунок «Несуществующее животное», «Тест руки Вагнера», методика Эйдемиллера Э. Г. и Юстицкиса В. В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); метод математической обработки данных. Сравнительный анализ полученных данных по результатам методик: «Тест руки Вагнера», «Несуществующее животное», позволяет сделать вывод, что для представленной категории испытуемых отличительными проявлениями считаются последующие черты: неадекватное эмоциональное отреагирование; неуверенность в себе, в собственных силах; плохая адаптируемость; невысокая адаптивность; завышенная проблематичность; неспособность к плодотворному взаимодействию, что имеет возможность побудить агрессивное поведение. Полученные данные по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» разрешают сделать выводы, что вербальная форма агрессии у детей дошкольного возраста бывает в семьях с таковыми нарушениями воспитания детей, как гипопротекция (14,8%), гиперпротекция (14,8%), потворствование (11,1%), игнорирование потребности ребенка (11,1%), воспитательная неуверенность родителей (22,2%), вынесение конфликта между супругами (25,4%). Защитно-ответная форма агрессии сталкивается в семьях с такими нарушениями в семейном воспитании, как вынесение конфликта между супругами, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность требований гиперпротекция. Агрессивная защита от людей, владеющих престижем, властью сталкивается при последующих нарушениях в семейном воспитании: строгость наказаний, вынесение конфликта между супругами в сферу обучения. Проведенный количественный и качественный анализ результатов исследования разрешает сделать выводы. Семейное образование в раннем возрасте создаёт ряд предпосылок для появления, развития и укрепления агрессивного поведения, что обуславливает настоящую потребность диагностики и устранения. Среди возрастных особенностей в развитии ребенка раннего периода, оказывающих огромное влияние на развитие и укрепление агрессивного поведения, можно отметить следующие: главные изменения в личности малыша начинаются с середины дошкольного возраста и группируются в сфере социальных взаимоотношений, главной предпосылкой считается продолжение социальных взаимосвязей малыша с миром. Это ставит его перед потребностью адекватного отображения общественного мира. Таким образом, семейное воспитание в раннем периоде развития создает ряд допущений для появления, становления и укрепления агрессивности как черты личности, что вызывает настоящую надобность в диагностике и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая составляющая проявления агрессивного поведения в контексте семьи у детей дошкольного возраста»

Психологическая составляющая проявления агрессивного поведения в контексте семьи

у детей дошкольного возраста

Масаева Зарема Вахаевна

Чеченский государственный университет, г.Грозный

Ключевые слова:

агрессия, дошкольный возраст, психологические особенности, семья

Аннотация: целью статьи являетсяизучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей раннего периода развития, а также выявить стили семейного воспитания, которые оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Интенсивное, неуравновешенное социальное, финансовое, природное состояние, образовавшееся в данную эпоху в нашем государстве, вызывает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Посреди них важную тревогу вызывает прогрессирующая изолированность, завышенная беспокойность, духовная опустошенность детей, а также цинизм, безжалостность, злость.

Существенность семьи как ВУЗа обучения вызвана тем, что в ней малыш располагается в движении значимого периода собственной жизни, и сообразно продолжительности собственного действия на личность. Ведь ни один из ВУЗов обучения никак не имеет возможность уподобиться с семьей. В ней вкладываются базы личности малыша [2,3,5].

Методологической основой настоящего исследования являются ведущие позиции возрастной и педагогической психологии, имеющиеся в работах российских и зарубежных специалистов по психологии: Эльконина Д. Б., Рубенштейна С. Я., Выготского Л. С., Бандуры А., Фрейда З., Эриксона Э., Басса А. [1,4, 6,7].

Первоочередной целью данного научного поиска является изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей раннего периода развития.

Поставлена следующая гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие 25 воспитанников - 6 лет детского сада № 205 г. Грозный и 25 семей — из них 6 полных и 19 неполных семей.

На различных этапах работы применены разные методы психологического исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; тестирование (методики: рисунок «Несуществующее животное», «Тест руки Вагнера», методика Эйдемиллера Э. Г. и Юстицкиса В. В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); метод математической обработки данных.

Сравнительный анализ полученных данных по результатам методик: «Тест руки Вагнера», «Несуществующее животное», позволяет сделать вывод, что для представленной категории испытуемых отличительными проявлениями считаются последующие черты: неадекватное эмоциональное отреагирование; неуверенность в себе, в собственных силах; плохая адаптируемость; невысокая адаптивность; завышенная проблематичность; неспособность к плодотворному взаимодействию, что имеет возможность побудить агрессивное поведение.

Полученные данные по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» разрешают сделать выводы, что вербальная форма агрессии у детей дошкольного возраста бывает в семьях с таковыми нарушениями воспитания детей, как

гипопротекция (14,8%) , гиперпротекция (14,8%), потворствование (11,1%), игнорирование потребности ребенка (11,1%), воспитательная неуверенность родителей (22,2%), вынесение конфликта между супругами (25,4%).

Защитно-ответная форма агрессии сталкивается в семьях с такими нарушениями в семейном воспитании, как вынесение конфликта между супругами, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность требований гиперпротекция.

Агрессивная защита от людей, владеющих престижем, властью сталкивается при последующих нарушениях в семейном воспитании: строгость наказаний, вынесение конфликта между супругами в сферу обучения.

Проведенный количественный и качественный анализ результатов исследования разрешает сделать выводы. Семейное образование в раннем возрасте создаёт ряд предпосылок для появления, развития и укрепления агрессивного поведения, что обуславливает настоящую потребность диагностики и устранения. Среди возрастных особенностей в развитии ребенка раннего периода, оказывающих огромное влияние на развитие и укрепление агрессивного поведения, можно отметить следующие: главные изменения в личности малыша начинаются с середины дошкольного возраста и группируются в сфере социальных взаимоотношений, главной предпосылкой считается продолжение социальных взаимосвязей малыша с миром. Это ставит его перед потребностью адекватного отображения общественного мира.

Таким образом, семейное воспитание в раннем периоде развития создает ряд допущений для появления, становления и укрепления агрессивности как черты личности, что вызывает настоящую надобность в диагностике и коррекции.

Список литературы:

1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В. Смыслообразование как инициации ценностно-смысловых установок в процессе обучения /Коллективная научная монография «Теория и практика развивающего образования школьников». Под ред. А.Ю. Нагорнова, Ульяновск, 2015.

2. Масаева З.В., Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Взаимодействие педагогов и родителей для создания безопасного пространства в образовательной среде /Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования». Тамбов, 2015. С.65-66.

3. Масаева З.В., Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Психолого-педагогическая компетентность родителей как фактор обеспечения психологической безопасности /Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества». Тамбов, 2015. С.93-94

4. Масаева З.В., Ажиев М.В. Психологическое сопровождение безопасности образовательной системы в современных условиях /Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества». Тамбов, 2015г. С.94-95.

5. Масаева З.В., Дунаева З.Б., Булуева Ш.И. Предшкольная подготовка ребенка в условиях ФГОС ДО /Ученый XXI века. № 5-6 (6-7). С.44-47.

6. Масаева З.В. Использование социально-ориентированных игровых технологий в воспитании детей дошкольного возраста /Материалы международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Москва, № 2. 2014г. С.18.

7. Масаева З.В. Психолого-педагогические особенности безопасности образовательного пространства в условиях постконфликтного региона /Дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.