Научная статья на тему 'Временная перспектива старшеклассников сельской школы, её взаимосвязь с профессиональным самоопределением и развитием'

Временная перспектива старшеклассников сельской школы, её взаимосвязь с профессиональным самоопределением и развитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1060
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / TIME PERSPECTIVE / PSYCHOLOGICAL TIME / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леснянская Жанна Александровна

В статье рассмотрена проблема временной перспективы старшеклассников, актуальность развития временной перспективы у учащихся старших классов сельской школы. Проанализированы теоретические подходы к пониманию термина «временная перспектива», его соотношение со смежными понятиями, касающимися психологического времени. Автор приводит результаты констатирующего исследования особенностей временной перспективы и профессионального самоопределения старшеклассников. Описаны особенности временной перспективы старшеклассников сельской школы, а так-же особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов сельской школы. В статье обосновывается взаимосвязь временной перспективы и профессионального самоопределения личности. Автор обращает внимание на необходимость развития этого психологического феномена как условия профессионального самоопределения. В статье описывается программа развития временной перспективы, направление работы на разных этапах реализации программы. Доказывается эффективность программы как средства развития временной перспективы старшеклассников в сельской школе. Аргументирована необходимость психологического сопровождения процесса развития учащихся старших классов во время их учебы в школе. Автор описывает результаты сравнительного анализа изучения особенностей временной перспективы и профессионального самоопределения старшеклассников, полученные после реализации программы развития временной перспективы.Автор демонстрирует своевременность и необходимость развития временной перспективы во время учёбы в школе, что выступит в дальнейшем эффективным условием для личностной самореализации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леснянская Жанна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Time perspective of high School pupils at Rural Schools and its Relationship with the professional Self-determination and development

The article is dedicated to the time perspective development. It actualizes the notion of time perspective. It analyses the peculiarities of time perspective of high level pupils at rural school. The author pays attention to the necessity of developing this psychological phenomenon as a condition of professional self-determination. It describes the program to develop time perspective. The author proves the efficiency of the program as a means of the time perspective development of high level pupils at a rural school. The article substantiates the relationship of time perspective and professional self-determination of personality. It argues the need for psychological support of pupils’ development during their studies at the school. The author describes the results of a comparative analysis of study of the peculiarities of time perspectives and professional self-determination of senior pupils, and the relationship of time perspectives and professional self-determination.It demonstrates the timeliness and the need for time perspective development, during studies at the school that is effective for further professional and personal self-realization.

Текст научной работы на тему «Временная перспектива старшеклассников сельской школы, её взаимосвязь с профессиональным самоопределением и развитием»

УДК 373

ББК 4424.71:4420.053.6

Жанна Александровна Леснянская,

кандидат психологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail: zzanussi@mail.ru

Временная перспектива старшеклассников сельской школы, её взаимосвязь с профессиональным самоопределением и развитием

В статье рассмотрена проблема временной перспективы старшеклассников, актуальность развития временной перспективы у учащихся старших классов сельской школы. Проанализированы теоретические подходы к пониманию термина «временная перспектива», его соотношение со смежными понятиями, касающимися психологического времени. Автор приводит результаты констатирующего исследования особенностей временной перспективы и профессионального самоопределения старшеклассников. Описаны особенности временной перспективы старшеклассников сельской школы, а также особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов сельской школы. В статье обосновывается взаимосвязь временной перспективы и профессионального самоопределения личности. Автор обращает внимание на необходимость развития этого психологического феномена как условия профессионального самоопределения. В статье описывается программа развития временной перспективы, направление работы на разных этапах реализации программы. Доказывается эффективность программы как средства развития временной перспективы старшеклассников в сельской школе. Аргументирована необходимость психологического сопровождения процесса развития учащихся старших классов во время их учебы в школе. Автор описывает результаты сравнительного анализа изучения особенностей временной перспективы и профессионального самоопределения старшеклассников, полученные после реализации программы развития временной перспективы.

Автор демонстрирует своевременность и необходимость развития временной перспективы во время учёбы в школе, что выступит в дальнейшем эффективным условием для личностной самореализации учащихся.

Ключевые слова: временная перспектива, психологическое время, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, самореализация.

Zhanna Alexandrovna Lesnyanskaya,

Candidate of Psychology, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039)

e-mail: zzanussi@mail.ru)

The Time Perspective of High School Pupils at Rural Schools and its Relationship with the Professional Self-Determination and Development

The article is dedicated to the time perspective development. It actualizes the notion of time perspective. It analyses the peculiarities of time perspective of high level pupils at rural school. The author pays attention to the necessity of developing this psychological phenomenon as a condition of professional self-determination. It describes the program to develop time perspective. The author proves the efficiency of the program as a means of the time perspective development of high level pupils at a rural school. The article substantiates the relationship of time perspective and professional self-determination of personality. It argues the need for psychological support of pupils' development during their studies at the school. The author describes the results of a comparative analysis of study of the peculiarities of time perspectives and professional self-determination of senior pupils, and the relationship of time perspectives and professional self-determination.

It demonstrates the timeliness and the need for time perspective development, during studies at the school that is effective for further professional and personal self-realization.

Keywords: time perspective, psychological time, personal self-determination, professional self-determination, self-realization.

Человеческая жизнь - это отрезок времени. Успешность человека в жизни, его психологическое благополучие во многом зависят от того, как он организует свою жизнь, умеет ли распоряжаться собственным временем, использовать его для саморазвития, самосовершенствования, от восприятия человеком

себя во времени и от того, как складывается и изменяется его взгляд на события своего прошлого, настоящего, будущего.

Анализ научных изысканий в рамках заявленной проблемы свидетельствует, что связи человека с миром выражаются во временной организации и обусловлены раз-

© Леснянская Ж. А., 2015

167

витием временной перспективы. Понятие и сущность временной перспективы представлены в отечественной и зарубежной психологии с точки зрения психологического (или субъективного) времени (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Слав-

ская, Л. Франк, К. Левин, Ш. Бюлер, Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон, П. Фресс, Ж. Нюттен и др.). В психологии существуют различные смежные понятия, касающиеся психологического времени: жизненный путь, временная перспектива, временной кругозор, временной потенциал, жизненный план, жизненная перспектива, временная трансперспектива, -все они пересекаются с понятием «временная перспектива».

Термин «временная перспектива» нам представляется наиболее приемлемым при рассмотрении видения личностью событий собственной жизни, представления их в определенной временной отнесенности и последовательности.

Исследователи (Л. С. Выготский, Л. И. Бо-жович, И. В. Дубровина и др.) отмечают, что определяющим для развития временной перспективы является период ранней юности. Раннюю юность психологи связывают с возникновением жизненных планов, осознанием смыслов своей жизни (Л. С. Выготский) [1], выбором профессионального пути (Е. И. Го-ловаха и др.), несовершенством представлений о будущем (Е. В. Некрасова) [4], совмещением того, что называется ближней и дальней временной перспективой (Т. В. Снегирева) [5], самоопределением.

Началом сознательного самоопределения многие исследователи считают юношеский возраст. Вместе с тем, что самоопределение рассматривается учёными как закономерно возникающее личностное новообразование (А. Н. Леонтьев, Л. И. Бо-жович, М. Р. Гинзбург и др.), его процесс сопряжён для старшеклассников с трудностями (И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. В. Серый и др.), которые связаны с неверными представлениями о своих способностях, с нереалистичностью выдвигаемых целей, с неумением определить и сформулировать, чего на самом деле они хотят, и т. д.

Нередко трудности самоопределения могут быть обусловлены влиянием факторов социализации человека, в том числе типом поселения, в котором он живет (А. В. Мудрик, Е. И. Головаха, Н. А. Матвеева, А. М. Рас-това и др.). Так, сельскими жителями время не всегда рассматривается как социальная ценность, они нередко не умеют его рацио-

нально использовать (А. В. Мудрик) [3]. Исследователи утверждают, что между людьми, социализация которых происходит под влиянием факторов жизни в поселениях разных типов, существуют различия в отношении ко времени, и это отношение оказывает влияние на социализацию, и, следовательно, на самоопределение личности.

Известно, что личностное самоопределение является базой для профессионального самоопределения (К. А. Абульханова-Слав-ская, В. Ф. Сафин, Г. П. Ников, И. С. Кон, И. Н. Семёнов, Ю. А. Репецкий, Н. С. Пряж-ников, Е. Ю. Пряжникова; Э. Эриксон, А. Мас-лоу, К. Ясперс, Ф. Парсонс и др.). Профессиональное самоопределение невозможно без развитой временной перспективы; оно совершается на её основе и, одновременно, определяет её содержание в будущем.

Теоретический анализ исследований позволил прийти к выводу, что временная перспектива и связанное с ней профессиональное самоопределение старшеклассников сельской школы будут проявляться особым образом, и что развитие у них способности определять цели своей жизни, умения видеть перспективу своей будущей жизни, осваивать навыки планирования, соотносить ближнюю и дальнюю перспективы становится особенно важным.

В связи с этим определилась необходимость исследовать проблему детерминации развития временной перспективы старших школьников типом поселения и разработать программу её развития. Исследование временной перспективы у старшеклассников сельской и городской школ было осуществлено по параметрам временной перспективы, выделенным Е. И. Головахой [2].

Он выделяет такие параметры, как продолжительность, реалистичность, диффе-ренцированность, оптимистичность, согласованность временной перспективы. Продолжительность свидетельствует о том, насколько далеко способен человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительности будущей жизни связано с повышением жизненной удовлетворённости и улучшением состояния здоровья человека. Реалистичность перспективы — это способность личности разделять в представлениях о будущем реальность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет реальные основания для реализации в будущем. Оптимистичность перспективы определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов относительно своего будущего, а также степенью

уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Согласованность временной перспективы - это тот параметр, который позволяет увидеть, насколько человек охватывает в сознании прошлое, настоящее и будущее. Дифференцированность будущей временной перспективы характеризует степень расчленённости будущего на последовательные этапы, основными из которых является ближайшая и отдаленная перспектива. Выделение ближайшей и отдалённой перспективы является важнейшим моментом развития личности, характеризующим переход от детства к юности, к решению важнейших задач жизнеустройства, к выбору жизненного пути, к становлению социальной зрелости и самостоятельности личности.

Исследованием было охвачено 175 учащихся выпускных классов сельской и городской школы. Для анализа полученных результатов нами были определены три уровня развития временной перспективы: низкий, средний и высокий.

На основе изучения фактического материала, полученного с использованием комплекса методик, было установлено, что параметры временной перспективы у большей части испытуемых сельской школы представлены фрагментарно и выражены в разной мере: продолжительность, дифференцированность - на низком уровне развития, согласованность, реалистичность, оптимистичность - на среднем уровне развития.

Низкий уровень продолжительности представлен преобладанием ближней категории временной перспективы, будущая жизнь «спланирована» на ближайшие пять лет, что говорит об ограниченном взгляде в будущее. Дифференцированность представлена с точки зрения «стандартного сценария». При планировании будущей жизни учащиеся ограничиваются 1-2 этапами, которые не отражают их индивидуальных ценностей, целей. Жизнь представляется им потоком случайных событий.

Состояние согласованности временной перспективы соответствует среднему уровню: связи между категориями времени осознаются слабо - старшеклассники сориентированы больше всего на будущее, роль прошлого и настоящего в жизни недооценивается.

О среднем уровне реалистичности свидетельствует наличие «прожектёрства» в планировании событий будущего, для осуществления которых нет реальных условий. Уровень развития оптимистичности определён как средний, поскольку позитивные со-

бытия несколько преобладают над негативными.

Представленные результаты дают возможность утверждать, что временная перспектива учащихся выпускных классов сельской школы находится на среднем уровне развития, с тенденцией приближения к низкому уровню развития.

Временную перспективу старшеклассников городской школы мы относим к среднему, с тенденцией приближения к высокому уровню развития. Она характеризуется наличием дальней категории временной перспективы; её отличает взгляд, охватывающий всю жизнь, предполагающий планирование жизни. Будущая жизнь чётко разделена на этапы, картина её наполнена индивидуальным содержанием, видны цели в жизни, ценности; можно увидеть этапы, относящиеся к периоду зрелости, пожилого возраста; есть осознание связи между прошлым, настоящим и будущим. При этом существует ориентация на две категории времени, как правило, на настоящее и будущее или на настоящее и прошлое. Старшеклассники понимают, что будущее зависит от реальных действий человека в настоящем; они осуществляют планирование на основании реального имеющегося потенциала; наблюдается преобладание позитивных событий над негативными, оптимизм.

Также нами было изучено состояние профессионального самоопределения старшеклассников. Установлено, что для учащихся выпускных классов сельской школы характерны: средний уровень заинтересованности в выборе профессии (нет осознания выбора профессии как значимого факта их жизни); часто выбор профессии осуществляется либо за счёт привлекательной «атрибутики» профессии, её престижности, либо профессия выбирается под влиянием родителей, друзей, что является свидетельством среднего уровня ответственности. Старшеклассники не соотносят требования, которые предъявляет та или иная профессия, со своими способностями, что соответствует среднему уровню осведомлённости. О среднем уровне целеустремленности свидетельствует то, что, даже ориентируясь на будущее, учащиеся не желают планировать свою будущую профессиональную жизнь; у них не развита и предприимчивость - они не могут принимать конкретные решения относительно планирования профессионального пути. Профессиональное самоопределение учащихся выпускных классов сельской школы соответствует умеренному уровню.

У учащихся выпускных классов в контрольной группе городских школьников в соответствии с выделенными нами уровнями профессиональное самоопределение может быть отнесено к умеренному уровню с чертами оптимального уровня. На это указывают следующие признаки: среди избираемых есть профессии, относящиеся к разным сферам деятельности (трём - четырём); недостаточна осведомлённость, чёткость в соотнесении требований, которые предъявляет та или иная профессия к человеку, со своими способностями; выбор профессии не переживается как значимый факт биографии; выделяя пути овладения профессией, человек упускает важные моменты. В то же время к чертам профессионального самоопределения оптимального уровня относятся развитые целеустремленность и предприимчивость - желание планировать свою профессиональную жизнь и активное, реальное действование в ситуации планирования профессионального пути.

На основе анализа связи между временной перспективой и профессиональным самоопределением можно сделать вывод, что при низком уровне развития временной перспективы уровень профессионального самоопределения тоже оказывается невысоким. Чем выше развитость временной перспективы человека, тем больше его готовность совершить профессиональный выбор.

Полученные данные свидетельствуют о различиях в развитости временной перспективы у городских и сельских школьников. Сельские школьники имеют менее развитую временную перспективу, чем их городские сверстники. Это позволяет полагать необходимым проведение специальной работы с учащимися выпускных классов сельской школы, чтобы помочь им представлять себя в данный момент и в будущем, связывая с выбором профессионального пути. Специальная программа развития временной перспективы у учащихся выпускных классов сельской школы была нами разработана.

В содержании программы мы вычленили три раздела. В каждом из них акцентировали внимание на профессиональном самоопределении как на одном из основных новообразований ранней юности.

I. Время и человек (Время как категория; Человек во времени; Я во времени)

II. Кто я? (Личность, её способности и возможности; Я и мои способности и возможности)

III. Я в будущем (Гражданин, семьянин, профессионал).

Содержание программы реализовыва-лось поэтапно в рамках целостного образовательного процесса за счёт вариативной части учебного плана (как внутришкольный компонент) в групповых формах работы с использованием комплекса методов (проблемных ситуаций, объяснений, упражнений, игр, группового консультирования и других).

На первом этапе работа была направлена на ознакомление учащихся с сущностью временной перспективы как психологического явления. Это вызвало интерес ко времени как объективному явлению, задавало позитивный настрой для последующих занятий; актуализировало потребность в познании себя во времени. Учащиеся, включаясь в групповую работу, узнавали о сущности проблемы построения временной перспективы, овладевали представлениями о существовании личности во времени, осознавали себя как субъектов выбора профессии. Важным становилось развитие эмоционального отношения к выбору профессии, создание оптимистического настроя. Школьники учились ставить цель в соответствии со своими потребностями; оценивать роль жизненных ценностей в выборе профессионального пути.

На втором этапе обеспечивалось освоение учащимися знаний и умений, необходимых для оценивания собственного потенциала, значимого в профессиональном самоопределении, оказывалась помощь в овладении знаниями и навыками, которые содействовали познанию себя, своей личности, склонностей, способностей, потенциала и тем самым повышали интерес к самому себе. При этом обращалось внимание на постановку учащимися перед собой целей, на оценку своих возможностей, на освоение навыков планирования, развивалось умение принимать решения. Это позволяло заложить основы для построения учащимися собственной временной перспективы.

На заключительном этапе на основе освоенных знаний и умений у старшеклассников развивались умения определять свою временную перспективу и связанную с ней готовность к выбору профессии. Учащиеся, строили собственную временную перспективу, обосновывали профессиональное самоопределение, определяли социальные роли, связанные с различными аспектами профессионально-трудовой деятельности.

Чтобы проследить динамику изменений в состоянии временной перспективы и профессионального самоопределения, после реа-

лизации каждого блока занятий подводились итоги работы.

Результативность формирующего эксперимента проверялась на контрольном этапе с использованием комплекса методик констатирующего этапа исследования. В качестве дополнительного источника информации о степени развитости временной перспективы выступали материалы дневников, результаты наблюдения за изменениями учащихся, происходящими в ходе реализации программы.

Сравнительный анализ результатов констатирующего этапа и формирующего эксперимента показал, что у учащихся из экспериментальной группы произошли существенные изменения в выраженности каждого из параметров временной перспективы и готовности сделать адекватный профессиональный выбор, в то время как у старшеклассников из контрольной группы изменения были незначительными.

Качественный и количественный анализ развитости у учащихся экспериментальной группы отдельных параметров временной перспективы (продолжительности, диффе-ренцированности, согласованности, оптими-стичности, реалистичности) после реализации программы показал, что произошли статистически значимые изменения в их уровне. Сама временная перспектива как динамический взгляд на прошлое, настоящее и будущее также приобрела характеристики высокого уровня развития.

На основе развитой временной перспективы изменилось профессиональное самоопределение и стало соответствовать оптимальному уровню. Так, для старшеклассников стала характерной ответственность, целеустремлённость, предприимчивость.

их будущей профессиональной жизни, проявляли высокий уровень осведомлённости и достаточно ясные предпочтения в мире профессий. Выбор профессии был ими осознан и самостоятелен; учащиеся заинтересованы в нём и осознают его как важное событие. Это свидетельствует о готовности выпускников сельской школы, участвовавших в эксперименте, совершить адекватный профессиональный выбор.

Таким образом, результаты проведённого исследования позволяют прийти к следующим выводам:

- незнание себя, своих возможностей в юношеском возрасте, недостаточная осведомлённость о разнообразии профессий и неумение соотнести с ними свой собственный потенциал входят в противоречие с необходимостью и желанием определиться в предполагаемых событиях своей жизни, планировать будущее, определять свои социальные роли после окончания школы;

- временная перспектива старшеклассников села характеризуется фрагментарностью проявлений параметров, недостаточной степенью их выраженности, что обусловливает ограниченный взгляд в будущее, недостаточное осознание связи событий прошлого, настоящего и будущего;

- развитие временной перспективы выпускников сельской школы возможно в образовательном процессе, включающем специальную работу по разработанной экспериментальной программе, предполагающей ознакомление старшеклассников с сущностью временной перспективы и её параметрами, побуждение их к познанию себя, изучению своих интересов, склонностей и способностей и развитию умения соотносить их с предстоящим профессиональным будущим.

Они стали принимать решения, касающиеся

Список литературы

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений / под ред. М. Г Ярошевского. В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 3. 400 с.

2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 142 с.

3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза: Минобразование РФ, 1994. Ч.1. 171 с.

4. Некрасова Е. В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте // Сибир. психол. журн., 1998. Вып. 8-9. С. 22-24.

5. Снегирева Т. В. Старший школьный возраст // Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. С. 145-159.

References

1. Vygotskii L. S. Sobranie sochinenii / pod red. M. G. Yaroshevskogo. V 6 t. M.: Pedagogika, 1984. T. 3. 400 s.

2. Golovakha E. I. Zhiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi. Kiev: Nau-kova dumka, 1988. 142 s.

3. Mudrik A. V. Vvedenie v sotsial'nuyu pedagogiku. Penza: Minobrazovanie RF, 1994. Ch.1. 171 s.

4. Nekrasova E. V. Vremennoi aspekt samosoznaniya v yunosheskom vozraste // Sibir. psikhol. zhurn., 1998. Vyp. 8-9. S. 22-24.

5. Snegireva T. V. Starshii shkol'nyi vozrast // Rabochaya kniga shkol'nogo psikhologa / pod red. I. V. Du-brovinoi. M.: Prosveshchenie, 1991. S. 145-159.

Статья поступила в редакцию 15.01.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.