ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15150. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 15150
УДК 37.048.45
Деянова Анастасия Валентиновна,
студентка V курса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Юрьева Галина Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников
Аннотация. В статье раскрывается процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Авторы указывают на необходимость создания специфических педагогических условий в процессе профориентирования учеников старших классов с целью формирования эффективного профессионального самоопределения. Также в статье раскрывается влияние типа мышления старшеклассников как внутриличностного фактора выбора профессиональной направленности. Ключевые слова: профориентация, педагогические условия, профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, тип мышления.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Рассматривая профессиональное самоопределение современного старшеклассника, следует учитывать, что на его выбор влияет множество различных факторов, которые берут свое начало в личностной, образовательной, социальной, экономической и даже политической сферах общества. Для того чтобы помочь подростку в решении столь непростого вопроса - кем быть для лучшей эффективности своей будущей трудовой деятельности и личностного удовлетворения своими каждодневными действиями и достижениями, необходимо оказывать ему постоянную педагогическую поддержку. Она должна реализоваться в рамках образовательных учреждений (в частности, школ) и, конечно, предполагает получение положительного результата -создание условий для эффективности профессионального самоопределения старшеклассников, поскольку школа оказывает огромное влияние на мировоззрение и дальнейшее становление подростка как полноценного члена общества, а также на то, какую пользу он принесет в социально-экономическом плане государству.
Развитие личности старшеклассника с точки зрения совершенствования именно профессиональных качеств можно рассматривать как взаимодействие двух систем, первая из которых - это совокупность особенностей личности, участвующих в её саморегуляции, а вторая - то, что непосредственно влияет на подростка из внешней среды - система педагогических условий, которые направлены на помощь в профессиональном самоопределении [1].
Как показывают исследования в этой области, большинство старшеклассников испытывают трудности, сопоставляя свой уровень знаний умений и навыков с необходимым для профессии уровнем, также возникает фрустрация при продумывании
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15150. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm. -ISSN 2304-120X.
влияния своего выбора на будущую жизненную перспективу. Трудности вызывают следующие факторы: собственное представление о неперспективности профессии при условии личностной симпатии и предрасположенности к ней, несоответствие своих способностей интересам, невозможность выполнения требований, предъявляемых профессией, в связи с особенностями характера, здоровья, привычек [2].
Для решения этих проблем создание особых педагогических условий имеет большую актуальность. Эти условия образуют фундамент для работы с профессиональным самоопределением старшеклассников, которая должна нести целенаправленный характер на протяжении всего процесса профессиональной самореализации личности.
В своем исследовании мы задались целью узнать, какие педагогические условия необходимо создавать для успешного профессионального самоопределения старшеклассников и на какие особенности личности ученика необходимо при этом опираться.
Мы предполагаем, что на данном этапе развития профориентации в школах не учитываются внутриличностные факторы, которые могли бы помочь подросткам в определении с будущей профессией, а также что создание специфических педагогических условий оказывает непосредственную помощь в данном процессе.
Объектом нашего исследования стал процесс профессионального выбора учениками старших 10-х и 11-х классов лицея № 1 Краснодарского края г. Славянска-на-Кубани.
Предметом исследования стали профессиональные предпочтения учеников и их соотношение с типами мышления.
На первом этапе среди учеников 10-х и 11-х классов лицея № 1 Краснодарского края г. Славянска-на-Кубани (всего в работе приняли участие 46 человек, из которых 20 человек - ученики 10-го класса, 26 человек - ученики 11 -го класса) была проведено исследование, целью которой было выявить интересы к профессии и профнаправленности (методика «Профиль» - методика карты интересов А. Е. Голомштока в модификации Г. В. Резапкиной [3]).
В результате проведения данного исследования были получены следующие результаты. Среди учеников 10-х классов (20 человек, 10 девочек и 10 мальчиков) оказалось, что профессиональные интересы слабо выражены у 30% (6 чел.) учеников, т. е. они не набрали должного количества баллов ни по одному виду профнаправленности, хотя они являются учениками старших классов и должны хотя бы приблизительно знать вид деятельности, который им наиболее ближе; примечательно также, что среди них большее количество девочек (66,7%, 4 чел.), чем мальчиков. Возможно, это связано с недостаточностью проведения профориентационной работы в школе, их собственной незаинтересованностью выбором профессии или же с возрастными особенностями (подростки в основном живут сегодняшним днем, и будущее на этот момент их мало интересует). У 30% учеников (6 чел.) наблюдается выбор нескольких направленностей (от 2 до 4 видов), что тоже может говорить об их неопределенности в выборе профессии или о широком спектре интересующих видов деятельности, и в этом виде особенности прохождения методики лидируют мальчики (66,7%). Наиболее выбираемая профнаправленность - «Спорт и военное дело» - 57,1%, (8 чел. из 14, выбравших направленность), причем выбирали эту направленность как мальчики (75%, 6 чел.), так и девочки (25%, 2 чел.).
В результате проведения той же методики среди учеников 11-го класса (26 человек, из них 17 мальчиков и 9 девочек) были получены следующие данные:
а) профессиональные интересы слабо выражены всего лишь у 7,8% учеников 11-го класса (2 чел., 1 мальчик и 1 девочка);
б) несколько профнаправленностей выбрали 54,6% учеников (14 человек, из них 10 мальчиков и 4 девочки). Особенностью явилось то, что эти выбранные виды
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15150. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm. -ISSN 2304-120X.
были приблизительно похожи по роду деятельности (например, вместе с «Механикой и конструированием» выбирали «Радиотехнику и электронику»), что показывало на слабый разброс интересов, т. е. взгляд на будущую профессию у подростков был уже сформирован более конкретно, нежели у учеников 10-го класса;
в) наиболее популярной профнаправленностью, как и среди учеников 10-го класса, явилась «Спорт и военное дело» (35,1%, 9 чел.), также она стала самой выбираемой среди мальчиков (88,9%, 8 чел.);
г) самая популярная профнаправленность среди девочек - «Литература и искусство», ее выбрали 55,5% девочек (5 чел.).
По поводу вышеуказанного можно сказать, что у учеников 11 -го класса более выражен интерес в выборе будущей профессии по сравнению с учениками 10-го класса; среди подростков старших классов наиболее привлекательными являются профессии, связанные со спортом и военным делом, в частности среди мальчиков, у девочек же преобладает интерес к профессиям, связанным с литературой и искусством. Следует обратить внимание на то, что есть ребята, у которых профессиональный интерес слабо выражен, это явный показатель того, что в школе необходимо проводить профориентационную работу, способствовать развитию интереса старшеклассников к выбору будущей профессии, а также учебного учреждения, в которое они будут поступать после школы.
Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. После проведения методики на определение типа мышления - «Тип мышления» Г. В. Резапкиной [4]) (второй этап исследования) -были получены данные, которые в принципе подтвердили общепринятое утверждение о том, что выбор профессии определяется собственными задатками человека, но все же были и случаи, когда ученики с определенным типом мышления выбирали профессию, не соответствующую таковому. На основе проведения данной методики были получены следующие данные:
а) часть всех учеников (52,2%, 24 человека) обладают абстрактно-символическим мышлением, то есть мышлением, которым обладают многие ученые - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Только у 6 человек (28%) мыслительные абстрактно-символические задатки соответствуют выбору профессиональной направленности (например, химия и биология, электроника и радиотехника), что говорит о том, что большинство учеников выбрали направленность вразрез собственным задаткам, которые могли бы помочь в успешной реализации профессиональных качеств в будущем. Такие результаты свидетельствуют о том, что в школе слабо ведется профориентационная работа, поскольку дети не совсем ориентированы на свои способности, а также у многих слабо выражены профессиональные интересы;
б) у остальных 48,7% учеников (22 человека) практически у всех (85%, 20 человек) вид мышления соотносится с выбранной профессией, но все же у большинства только по одной направленности, то есть это ученики, выбравшие несколько направленностей, из которых есть совпадения с типом мышления. Видимо, эти подростки находятся в ситуации выбора между тем, что у них получается, и тем, что необходимо сделать, какую направленность от них запрашивают внешние факторы. Конечно же, очевидно, что эти ученики нуждаются в профориентационной помощи.
В итоге проведения методик и в результате интерпретации полученных данных мы можем говорить, что действительно достаточно большой процент учеников нуждается в профориентационной помощи, ведь виды мышления во многих случаях не совсем совпадают с выбранной направленностью. Подростки стоят перед проблемой выбора и, конечно, нуждаются в помощи со стороны людей, которые могут обеспечить
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15150. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm. -ISSN 2304-120X.
им эту помощь, будь то классный руководитель, педагог-психолог школы или же муниципальные учреждения (например, центр занятости).
Решением этой проблемы может являться создание специфических педагогических условий, отвечающих запросу профориентационной деятельности.
В профориентационной деятельности для более быстрой работы педагогам необходимо учитывать, что существуют несколько критериев, которые помогают более точно определить готовность к профессиональному самоопределению у старшеклассников. К таким критериям относятся:
а) информационный критерий (информированность о мире профессий; знание оптантов условий и содержания профессий, знание своих личностных способностей, значимых для выбираемой профессии; знание состояния своего физического здоровья, особенностей психических процессов, а также требований различных профессий к личностным и физиологическим особенностям человека; реалистичность личных профессиональных планов);
б) мотивационный критерий (мотивы, ценности и цели труда как неотъемлемой части процесса жизнедеятельности личности, наличие у личности интереса к будущей работе; потребность в саморазвитии, самореализации);
в) деятельностно-практический критерий (какими умениями и навыками работы обладает личность, наличие у нее умения работать в команде, достаточный уровень у старшеклассников организаторских и коммуникативных способностей, наличие вариантов профессионального обучения) [5].
Вышеперечисленные критерии могут служить ориентиром и педагогам, и старшеклассникам. Учитывая данные критерии, педагоги в своей профессиональной деятельности формируют у учеников старших классов личностные качества, которые способствуют формированию готовности к выбору профессии. Старшеклассникам осознание этих критериев помогает формировать представление о самом себе, личных интересах, умениях, уровне притязаний и возможностях, потенциальных ограничениях и их причинах.
При реализации профориентационной деятельности педагогический состав должен учитывать, что она может осуществляться только при рассмотрении всей совокупности имеющихся к ней подходов:
а) деятельностный подход (его основа - деятельность как необходимое условие профессионального самоопределения старшеклассников);
б) активизирующий подход (старшеклассник - это субъект собственного развития и профессионального самоопределения);
в) развивающий подход (акцент делается на развитие качеств и умений, помогающих в дальнейшем человеку самому делать осознанный профессиональный выбор);
г) психологический подход (профориентационная работа строится на основе знаний личности о закономерностях процесса профессионального самоопределения, о методах исследования личности в этом направлении, а также методах коррекции личностных особенностей в пользу запрашиваемых результатов);
д) возрастной подход (учет особенностей различных возрастных этапов человека);
е) личностный подход (ориентация на особенности личности старшеклассника при индивидуальной и групповой формах работы);
ж) опережающий подход (учет прогнозируемых изменений в мире профессий и на рынке труда) [6].
Для создания педагогических условий для эффективного формирования профессионального самоопределения старшеклассников стоит учитывать, что данные условия могут реализоваться посредством следующих видов педагогической деятельности:
а) профконсультация;
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15150. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm. -ISSN 2304-120X.
б) организация внеурочных занятий по профориентации;
в) составление профессиограмм;
г) организация экскурсий на промышленные предприятия [7].
Хотелось бы подробнее остановиться на внеурочных занятиях. К условиям, которые может создать педагог для помощи в профессиональном самоопределении школьников, относится дополнительное образование, базирующееся на добровольном сотрудничестве старшеклассников, их родителей и педагогов.
В основной образовательной программе образовательного учреждения обязательно указывается информация о внеурочной деятельности. Время, которое отводится на реализацию внеурочной деятельности, не входит в допустимую нагрузку обучающихся, то есть эти занятия являются дополнением к общей программе и осуществляются по желанию обучающихся. Одним из важных результатов внеурочной деятельности прежде всего является то, что информация, получаемая учащимися в рамках изучения дополнительных учебных предметов или посещения курсов по выбору, способствует профессиональной ориентации обучающихся. Такой способ дополнительного обучения и воспитания помогает развить способности ребенка и определиться в мире профессий [8].
Дополнительное образование открывает широкий спектр возможностей для учащихся, в частности, такие как:
а) всестороннее развитие учащихся по программам, которые ориентированы именно на личностные особенности учеников, что способствует развитию индивидуальности каждого;
б) большой выбор курсов, который основывается на многообразии интересов и пожеланий субъектов образовательного процесса;
в) свободный выбор занятий по собственным интересам учащихся, открывающий возможность для реализации индивидуальных способностей каждого из них;
г) концентрация внимания педагога на личных особенностях и профессиональных потребностях каждого учащегося;
д) включение в образовательный процесс родителей старшеклассников, что позволяет создать в семье обстановку для саморазвития их как личности [9].
Существуют уже разработанные специальные дополнительные курсы по выбору («Человек - труд - профессия», «Профессиональные пробы», «Профессиональная карьера»), которые могут использоваться педагогами для реализации профориентационной деятельности со старшеклассниками. Такие курсы являются условием для стимулирования профессионального самоопределения у учащихся за счет того, что помогают включить психологические ресурсы личности и обеспечивают подростков информацией о современном мире профессий: развивают у них способности адаптации к устройству своей будущей профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях страны и мира в целом [10].
Изучая проблематику нашего исследования, мы достигли предполагаемых результатов. Нами было доказано, что создание специфических педагогических условий с опорой на личностные особенности старшеклассников действительно оказывает влияние на эффективность их профессионального самоопределения. На основании теоретических и практических знаний педагогами могут создаваться условия для эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников, которые могут реализоваться через различные виды педагогической деятельности, например через организацию диагностирования внутриличностных особенностей школьников, их предпочтений и проработку полученных результатов или же через по-
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15150. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm. -ISSN 2304-120X.
строение плана внеурочных занятий - курсов по интересующим видам профессиональной деятельности, а также занятий, расширяющих мировоззрение учащихся. Но все же остается широкий диапазон вопросов по дальнейшему исследованию влияния личностных особенностей старшеклассников и внешних факторов на их профессиональный выбор, которые требуют тщательного рассмотрения и изучения.
Ссылки на источники
1. Шидловская Т. Г. Проблемы профориентационной работы на современном этапе развития СПО // Ресурсы ГОУ Кузбасского регионального института профессионального образования. - 2008. -URL: http://krirpo.ru etc.htm?id=843.
2. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-66.
3. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2006. - С. 113.
4. Там же. - С. 115.
5. Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - URL: http://e-
koncept.ru/2013/13081.htm. - ISSN 2304-120X.
6. Пряжников Н. С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. - 2003. -№ 4. - С. 12-13.
7. Клюева Г. А. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных
условиях // Пермский виртуальный педагогический совет. - 2002. - URL:
http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-section=13_4_4.htm.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Государственный образовательный портал. - 2012. - URL: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
9. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наук. думка, 1998. - С. 24-25.
10. Гапоненко А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников // Школа и производство. - 2006. - № 2. - С. 7-13.
Anastasia Deyanova,
Student, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban,
Slavyansk-on-Kuban
Galina St George's,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of General and Professional Pedagogic,
Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban
Pedagogical conditions of efficiency of senior pupils’ professional self-determination Abstract. The paper deals with the process of professional self-determination of senior pupils. The authors point to the need for specific teaching conditions in career guidance of high school students with the aim of building an effective professional self-determination and reveal the influence of thinking type of senior pupils as an intra factor for professional orientation.
Key words: career guidance, pedagogical conditions, professional orientation, professional self-determination, thinking type.
References
1. Shidlovskaja, T. G. (2008) “Problemy proforientacionnoj raboty na sovremennom jetape razvitija SPO”, Resursy GOU Kuzbasskogo regional'nogo instituta professional'nogo obrazovanija. Available at: http://krirpo.ru etc.htm?id=843 (in Russian).
2. Leont'ev, D. A. (2001) “Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budu-shhego”, Voprosy psihologii, № 1, pp. 57-66 (in Russian).
3. Rezapkina, G. V. (2006) Otbor v profil'nye klassy, Genezis, Moscow, p. 113 (in Russian).
4. Ibid., p 115.
5. Voronina, E. V. (2013) “Pedagogicheskaja podderzhka formirovanija gotovnosti k professional'nomu sa-moopredeleniju shkol'nikov”, Koncept, № 04 (aprel'). Available at: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm, ISSN 2304-120X (in Russian).
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15150. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm. -ISSN 2304-120X.
6. Prjazhnikov, N. S. (2003) “Shkol'naja proforientacija: mechty i real'nost”, Shkol'nyjpsiholog, № 4, pp. 1213 (in Russian).
7. Kljueva, G. A. (2002) “Modernizacija soderzhanija proforientacionnoj raboty v novyh social'nyh uslovijah”, Permskij virtual'nyj pedagogicheskij sovet. Available at: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-sec-tion=13_4_4.htm (in Russian).
8. “Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. № 273 - FZ ‘Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii’”, Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj portal, 2012, Available at: http://www.standart.edu.ru/cata-log.aspx?CatalogId=6408 (in Russian)
9. Golovaha, E. I. (1998) Zhiznennaja perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi, Nauk. dumka, Kiev, pp. 24-25 (in Russian).
10. Gaponenko, A. V. (2006) “Kak organizovat' pedagogicheskuju podderzhku samoopredelenija shkol'ni-kov”, Shkola i proizvodstvo, № 2, pp. 7-13 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 03.04.15 Получена положительная рецензия 06.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 06.04.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Деянова А. В., Юрьева Г. П., 2015
www.e-koncept.ru
7