УДК 378.148 Шаханская Анастасия Юрьевна
аспирант кафедры социокультурного развития личности
Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Shakhanskaya Anastasia Yuryevna
PhD student of the Department for Sociocultural Development of Personality, Taganrog State Pedagogical Institute [email protected]
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE ANIMATION FILMS PERCEPTION BY CHILDREN OF THE PRIMARY SCHOOL AGE
Аннотация:
В современном обществе человек с самого раннего детства вовлечен в информационное пространство. Особой силой нравственноэстетического и эмоционального воздействия на детей обладают мультипликационные фильмы. В статье рассмотрены некоторые особенности восприятия данного вида искусства, присущие детям младшего школьного возраста.
Ключевые слова:
медиаобразование, восприятие, мультипликация, младший школьник, медиатекст, медиакомпетентность.
Summary:
In the contemporary society a person is involved in the information space since one's very birth. Animation films have a particular moral, aesthetic and emotional impact on the children. The article discusses some features of this kind of art perception by the primary school age children.
Keywords:
media education, media text, perception, animation, primary school age child, media competence.
Детство - время активного интеллектуального, физического, психического развития, накопления огромного запаса информации, впечатлений, умений и опыта. Сегодня ребенок познает жизнь не только через непосредственный опыт или с помощью окружающих его взрослых. С самого раннего детства он вовлечен в информационное пространство: телевидение, кино, всевозможные электронные игры, Интернет, видео и многое другое. Большой интерес для младшего школьника все еще представляют мультипликационные фильмы. Они имеют уникальный педагогический потенциал: в необычной, ненавязчивой, наглядной и красочной форме способны раскрывать такие важные и сложные понятия, как дружба, верность, добро и зло, взаимовыручка, соучастие, сочувствие. Но могут нести в себе и отрицательное влияние.
Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Это основа мышления и практической деятельности, ориентация человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми [1, с. 121].
Восприятие окружающей действительности у детей младшего школьного возраста несколько иное, чем у взрослого человека. Причина этому - особенности детского мировосприятия. Чаще всего младший школьник имеет достаточно большой зрительский опыт, однако это совсем не значит, что он адекватно осознал полученную информацию. Так, А.Н. Леонтьев писал, что «наличие того или иного содержания в поле восприятия (или, если угодно, в поле внимания) ребенка не означает еще, что это содержание является предметом его сознания, что оно сознается им. Восприятие не всегда связано с собственно сознанием. Воспринимаемое и сознаваемое содержание прямо не совпадают» [2, с. 246].
Восприятие - это гораздо более сложный и глубокий процесс, чем просто суммирование отдельных ощущений. Что касается осмысленности, Л.С. Выготский отмечал: «свойство восприятия взрослого, не присущее ребенку, что оно возникает на известной ступени, является продуктом развития, а не дано с самого начала» [3, с. 347]. К моменту поступления в школу у детей уже достаточно развиты процессы восприятия, но еще сопряжены со значительными трудностями, хотя от класса к классу становятся более правильными.
В отличие от взрослых, дети не всегда могут критически относиться к поступающей информации, отказаться от просмотра сомнительных программ, фильмов, мультфильмов. По поводу мировоззренческой ущербности и нравственной несостоятельности большей части транслируемой информации, а также о наличии недопустимых картин насилия на экране и его влияния на детскую аудиторию высказывают свои опасения ученые А. Бандура, Т. Пейн, К.А. Тарасов, А.В. Федоров, А.В. Шариков и другие.
Восприятие детей младшего школьного возраста тесно связано с эмоциональной составляющей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям ребенка [4, с. 141]. В соответствии со своей теорией «научение через наблюдение», на основе ставших классическими экспериментов моделирования агрессивного поведения
- 19G -
А. Бандура и его последователи пришли к выводу, что распространенные сцены агрессии и насилия на телеэкране, в том числе в мультфильмах, способствуют усвоению соответствующих форм поведения, играют чрезвычайно важную роль в формировании социальных отношений.
Для ребенка модели поведения, содержащиеся в мультипликационных фильмах, где представлен широкий диапазон моральных конфликтов, составляет неотъемлемую часть социального научения и моделирования, под воздействием которых формируются моральные стандарты поведения: как дети, так и взрослые приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения путем моделирования поступков кино- и телегероев [5].
В младшем школьном возрасте восприятие превращается в целенаправленный управляемый процесс, становится расчлененным [6], отличается слабой дифференцированностью, характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.
Поверхностность, а также фрагментарность восприятия приводит к тому, что младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывают их друг с другом и не замечают наиболее существенных его качеств. Все яркое, большое, подвижное привлекает их внимание [7, с. 234]. Детям сложно бывает составить полное представление о поведении героя мультипликационного фильма. Чаще всего они выхватывают из общего повествования наиболее яркие и динамичные эпизоды и только на основании небольших отрывков составляют образ, не обращая внимания на детали, которые могут дать более полное понимание мотивов поступков персонажей. Нередко дети не могут воспроизвести причинноследственную связь.
У первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали [8, с. 35].
Новые технологии создания мультфильмов, такие, например, как компьютерная анимация позволяют сделать мультфильм очень красочными и реалистичным, но восприятие слишком ярких и часто сменяющихся кадров может стать непосильной задачей для детей. «Слишком быстрая, резкая смена кадров, может негативно влиять на физиологическое и психическое развитие ребенка, так как она может нарушать течение естественных ритмов функциональных структур формирующегося мозга и всего организма» [9, с. 46-53].
Восприятие цвета идет по пути все более точного различения оттенков и смешения цветов. Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным. Большинство детей, например, преувеличивают длительность минуты, а при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) - действительную длительность времени. Это связано с отсутствием рефлекса на время и с тем, чем оно заполнено для ребенка [10]. Поэтому, со стороны родителей необходим контроль не только над качеством медиатекстов, но и над количеством времени, выделенным для просмотра. Иначе может пострадать не только нравственная сфера личности ребенка, но и физическая.
Эти и другие недостатки детского восприятия составляют сложную и неоднозначную картину, представляя мультипликационные фильмы как фактор, оказывающий влияние на развитие ребенка в младшем школьном возрасте.
Положительное влияние на детей данного возраста могут оказывать мультипликационные фильмы по сюжетам сказок. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Д.Б Эльконин подчеркивал, что «классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее» [11].
Интеллектуальная сторона восприятия, подразумевает выявление и осознание средств художественной выразительности, их обоснованность и логичность использования для создания тех или иных художественных образов. В этой связи становится актуальной необходимость учить ребенка анализировать и обобщать увиденное, критически относиться к информации, размышлять. Возможно это лишь при систематическом и целенаправленном процессе - медиаобразовании детей младшего школьного возраста, формировании у них медиаграмотности, как залога дальнейшего становления личности, способной активно и грамотно существовать в современном медиаинформационном обществе.
Ссылки:
1. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: поп. пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.
4. Ольшанский Д.В. Психология масс: Мастера психологии. СПб., 2001.
5. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
6. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст.
СПб., 2005.
7. Гоноболин Ф.Н. Психология. М., 1973.
8. Боровая Г.И. Младший школьный возраст / Ред.-сост. В.Г. Сенько. М., 1989.
9. Яновский М.И. Психологическая природа восприятия «связки» между кадрами в киномонтаже // Психологический
журнал. 2008. № 1.
10. Семаго Н.Я. Указ. соч.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999. 360 с.