Научная статья на тему 'Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста'

Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8088
1222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕКСТ / МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ДЕТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / MEDIA EDUCATION / MEDIA TEXT / ANIMATION / DEVELOPMENT / CHILDREN / YOUNGER SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шаханская Анастасия Юрьевна

В современном обществе младший школьник активно вовлечен в окружающее его информационное пространство. В связи с этим все более актуальным становится вопрос защиты детей от негативного влияния информации посредством развития у них критического мышления. Рассмотрены некоторые аспекты влияния мультипликационных фильмов на развитие детей данного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Animated Movies on Development of Children of Younger School Age

In modern society the younger school student is actively involved in information space surrounding it. In this regard to become more and more actual the question of child protection from negative influence of information, by means of development in them critical thinking. In article some aspects of positive and negative influence of animated movies on development of children of this age are considered.

Текст научной работы на тему «Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 286-289.

А. Ю. Шаханская

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современном обществе младший школьник активно вовлечен в окружающее его информационное пространство. В связи с этим все более актуальным становится вопрос защиты детей от негативного влияния информации посредством развития у них критического мышления. Рассмотрены некоторые аспекты влияния мультипликационных фильмов на развитие детей данного возраста.

Ключевые слова: медиаобразование, медиатекст, мультипликация, развитие, дети, младший школьник.

Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни людей возрастают с каждым днем. В современном информационном обществе нам приходится иметь дело с большими потоками информации, которые, несомненно, влияют на нас определенным образом. Человек с раннего детства вовлечен в информационное пространство. К моменту поступления в школу ребенок уже знаком с различными медиа: визуальными (фото, печать), аудиаль-ными (звуковыми), аудиовизуальными (кино, видео, телевидением). В зависимости от возраста дети отдают предпочтение различным его видам. Так, пресса почти не востребована в дошкольном и младшем школьном возрасте, дети только учатся читать, и этот процесс для них все еще можно рассматривать как раскодирование букв и слогов, а не как способ полноценного восприятия информации, чего нельзя сказать о телевидении, видео, кино. Особое место в репертуаре детей занимают мультипликационные фильмы. К сожалению, современные мультипликаторы, стремясь расширить зрительскую аудиторию, очень мало внимания уделяют художественно-нравственной стороне содержания, зачастую ограничиваясь лишь увлекательным сюжетом. Мультипликация сегодня стала все более коммерциализироваться. Все чаще стали появляться мультфильмы, предназначенные для семейного просмотра («Шрэк 1, 2, 3»; «Кот в сапогах», «Красная шапочка против зла» и множество других), включающие в себя шутки и подтекст для взрослых. Однако мультфильм может и должен содержать в себе не только развлекательные моменты, но и очень важное для детей поучительное содержание. Неконтролируемое «бездумное» поглощение информации детьми, в силу еще недостаточной сформиро-ванности у них психических процессов, может

привести к весьма негативным последствиям. Рассмотрим некоторые из них.

Влияние мультипликации на развитие детей проявляется по различным направлениям: общее психическое развитие (развитие познавательных процессов, моторное, развитие речи); заимствование образцов и моделей поведения и воплощаемых в них систем ценностей, взглядов; формирование интересов и склонностей.

У детей, которые с раннего детства смотрят телевизор более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. В результате интерес детей к предметам, фактам и событиям становится поверхностным, речь примитивной. Просмотр телевизионных передач, видео и кино все чаще начинает заменять такие характерные для детей младшего школьного возраста виды деятельности, как общение со сверстниками, игру, чтение. Подражая героям мультфильмов, учащиеся младшего школьного возраста в своей речи начинают употреблять так называемые «крутые» слова: кретин, безмозглый, тупица, болван, недоумок, больной, используя их в качестве обращений и личностных характеристик. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой все эти слова определены как просторечные, а многие из них отмечены как бранные, жаргонные [4]. Формирование представлений о языковой норме и речевой культуре происходит на основе устной речи, образцом которой становится язык мультипликации. «Ребенок еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх» [7. С. 211].

Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает ак-

тивных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются. Ничего не делая, ребенок приучается получать удовольствия или испытывать яркие эмоции. Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Это подтверждается различными исследованиями. А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман в ходе психологических обследований младших школьников выявили, что «поток аудиовизуальной информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, чаще всего воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций» [3].

Психологические механизмы мультипликации как вида искусства особенно воздействуют на сознание ребенка. Герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Для детей в определенной мере важны идеальнопозитивные как художественные, так и реальные модели поведения. На экране отрицательные примеры героев могут оставаться без оценочных комментариев, что со стороны выглядит как одобрение. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает. В итоге у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Современные мультфильмы транслируют формы нестандартного поло-ролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и, наоборот, женщины надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Кроме того, дети становятся невосприимчивыми к опасности: «Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций» [5. С. 195]. Известный исследователь в области психологии

восприятия СМК А. Бандура считает, что для развивающегося ребенка демонстрируемые модели поведения, где представлен широкий диапазон моральных конфликтов, составляют неотъемлемую часть социального научения, а под воздействием научения и моделирования формируются моральные стандарты поведения, подлежащие самостоятельной оценке. Позже они начинают выступать в роли внутренних запретов на совершение недопустимых действий. Символическое моделирование влияет на развитие моральных суждений через то, что оно представляет поведение допустимым или предосудительным. Пришествие телевидения необычайно расширило диапазон моделей, доступных для наблюдения и детям, и взрослым [2].

Так как ценностные установки ребенка еще недостаточно сформированы, он не может адекватно оценить содержание медиатекстов. Ситуация усугубляется тем, что чаще всего дети воспринимают медиатексты без какой-либо помощи взрослых, а их содержание не выдерживает подчас никакой критики. По поводу мировоззренческой ущербности и нравственной несостоятельности большей части транслируемой информации, а также о наличии недопустимых картин насилия на экране и его влияния на детскую аудиторию, высказывают свои опасения К. А. Тарасов [6], А. В. Федоров [8], А. В. Шариков [9]. Агрессия в мультфильмах представлена красочными, яркими картинками. Сцены с привлекательными героями в красивом помещении могут сопровождаться убийством, дракой и другими агрессивными моделями поведения. Если на основе уже имеющихся представлений о красоте «вливать» картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Несомненно, все негативные воздействия отрицательно сказываются на развитии детей младшего школьного возраста. В условиях активного и агрессивного воздействия медиа на данную аудиторию все более актуальным становится вопрос о развитии у детей аналитического мышления, формирования медиакультуры. Один из выходов уменьшения отрицательного воздействия мультипликации на детей -построение модели и программы работы с учащимися по развитию их медиакомпетентности, в которой немаловажную роль играют не только теоретические, но и практические занятия по анимации. Так, можно не только свести до минимума негативное влияние мультфиль-

288

А. Ю. Шаханская

мов на развитие, оградить от пассивного просмотра, но и показать ребенку увлекательный мир мультипликации, ведь сегодня дети имеют возможность быть не только зрителями, но и активными участниками творческого процесса по созданию собственного мультипликационного фильма. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать систему комплексного обучения, решить широкий круг образовательных и воспитательных задач. Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества. В процессе выполнения творческих заданий по созданию мультфильма у детей активно развивается воображение, формируется образное мышление, творческое переосмысление действительности. Мультипликация дает детям возможность проявить свои способности в рисовании, лепке, конструировании (создание персонажей и декораций), что способствует формированию у ребенка манипулятивно-моторных навыков, музыке (звуковое сопровождение), речевом развитии (озвучивание ролей), литературе (написание сценария), технике (работа с различным оборудованием). Положительное влияние на детей данного возраста может оказывать работа с мультипликационными фильмами по сюжетам сказок. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Важно, чтобы герои имели четкую моральную ориентацию - были либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Для ребенка в младшем школьном возрасте особенно важен показательный пример.

Сегодня количество мультипликационных студий для детей значительно возросло. Во многом, этому способствует доступность технологий, а также пропаганда детского анимационного движения на фестивалях и в прессе. В плане детской анимации интересен г. Новосибирск, сейчас в нем существует сразу несколько анимационных студий, а основоположником всего стала детская киностудия «Поиск», центры детского и юношеского экранного творчества, созданные еще в 1980-е гг. К сожалению, множество мультстудий, появившихся

в последнее время в разных городах России, предлагают своим воспитанникам лишь практическую деятельность, обходя стороной анализ мультипликационных фильмов, созданных профессионалами. Данный вид деятельности несет в себе большие воспитательные возможности, но почти не используется в работе студий и кружков.

Безусловно, современная мультипликация имеет неоднозначное влияние на ребенка. С одной стороны, современные мультфильмы носят все более развлекательный характер, некоторые из них даже сложно назвать детскими, так как они могут содержать в себе и грубую лексику, и сцены насилия, и модели асоциального поведения, что может негативно влиять на ребенка. В этом случае, особенно в отсутствии пояснений и комментариев взрослых, нравственно-эстетическое пространство мультфильмов, через которые ребенок усваивает нормы поведения, может стать для него опасным. С другой, мультипликационное кино как вид искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Перед родителями и педагогами стоит важная задача не только отобрать положительные в плане формы и содержания мультфильмы, но и в полной мере использовать в работе с детьми их педагогический потенциал. Это возможно при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования в условиях современного информационного общества.

Список литературы

1. Баженова, Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы) : пособие для учителя. М., 2004. 55 с.

2. Бандура, А. Теория социального научения. СПб., 2000. 427 с.

3. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М., 2005. 359 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М., 1989. 750 с.

5. Ольшанский, Д. В. Психология масс. Мастера психологии. СПб., 2001. 368 с.

6. Тарасов, К. А. Насилие в кино: притяжение и отталкивание // Испытание конкуренцией. М., 1997. С. 74-97.

7. Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры. 9. Шариков А. В. Если сомневаешься, ис-

М., 1993. 378 с. ключи. По поводу пропаганды насилия на те-

8. Федоров, А. В. Права ребенка и проблема леэкране // Культура. 2000. 7 дек. С. 4. насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

414 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 289-293.

Н. В. Шевцова

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БУКТРЕЙЛЕРЫ: ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТАКТИКИ

Рассматривается своеобразие жанра буктрейлера с коммуникативной точки зрения, приводятся сведения о состоявшихся в России конкурсах буктрейлеров, выясняется, какой тактики придерживаются создатели отечественных роликов, анализируются отдельные буктрейлеры, снятые преимущественно на произведения русской литературы XIX и XX вв.

Ключевые слова: буктрейлер, коммуникативная тактика, реклама книги.

Буктрейлер как новый способ рекламы книги в России известен относительно недавно (с 2010 г.), в отличие от Запада, где он появился на семь лет раньше. Термин «буктрейлер» или «бук трейлер» (в английском языке - «Book Trailer») дословно означает книжный трейлер. Это короткий рекламный видеоролик по мотивам книги (или книжной серии), основная задача которого - рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. Буктрейле-ры постепенно становятся самостоятельным мультимедиа-жанром, но подразумевается, что их коммуникативная тактика обеспечивает, прежде всего, рекламные цели. В России идет активное осваивание способов и приемов создания буктрейлеров, в производстве которых участвуют издательства («Ad Marginem», «Эксмо»), библиотеки, любители (их большинство). Тем не менее, коммуникация с потенциальным читателем нередко выходит за рамки рекламы, что становится очевидным, если рассмотреть процесс ее выстраивания.

Специальных работ, посвященных буктрей-лерам, в которых рассматривается их жанровая специфика, пока немного. Это две статьи, появившиеся в марте 2012 г. в «толстых» журналах, - А. Добрянской в «Октябре»1 и Ю. Щербининой в «Вопросах литературы»2.

Авторы невысокого мнения об отечественных буктрейлерах и подтверждают это, разбирая конкретные примеры. Щербинина уделяет

место истории жанра и предлагает классифицировать буктрейлеры по двум основаниям. По способу визуального воплощения текста выделяются три разновидности роликов: 1) игровые (минифильм по книге); 2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями); 3) анимационные (мультфильм по книге). По содержанию встречаются буктрейлеры: 1) повествовательные (презентующие эпическую сторону, основу сюжета произведения); 2) атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции); 3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Буктрейлеры отражают клиповый характер современной культуры и удовлетворяют запросы современного читателя. Однако, как замечает Щербинина, недостаток любого бук-трейлера заключается в том, что он «неизбежно содержит элемент насилия над читательским воображением», содержанию произведения навязываются несуществующие в нем смыслы и образы, а имеющиеся изменяются или редуцируются. Она усматривает в подобном анонсировании книжной продукции новый поворот постмодернистской темы «смерти автора»: «Книга входит в первичный культурный оборот не как плод индивидуального писательского труда, а как коллективный медиапродукт»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.