Научная статья на тему 'Психологические особенности внимания младших школьников'

Психологические особенности внимания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
932
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бегиева Белла Муратовна, Кабжихов Астемир Артурович

В данной статье мы рассматриваем характеристики внимания, а также особенности внимания младших школьников на основе психологической диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности внимания младших школьников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Бегиева Б.М.1, Кабжихов А.А.2

1Бегиева Белла Муратовна - студент, институт педагогики, психологии и физкультурно-оздоровительного образования;

Кабжихов Астемир Артурович - магистрант, институт архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в данной статье мы рассматриваем характеристики внимания, а также особенности внимания младших школьников на основе психологической диагностики.

Ключевые слова: внимание, особенности внимания младших школьников, познавательный процесс.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, являются тревожным фактором как для родителей, так и для учителей и психологов.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на конкретном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир [2].

У человека есть два основных типа внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает независимо от того, есть ли цель действия или нет. Произвольное же внимание всегда связано с наличием конкретной цели и волевых усилий для того, чтобы сосредоточиться на предмете.

В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания: статические (концентрация, устойчивость, объем) и динамические (распределение и переключение). Концентрация внимания — это наличие

связи с определенным объектом, она выражает интенсивную сосредоточенность на нем. Такое состояние повышает ясность и отчетливость восприятия объектов. Если концентрация сильная, то все остальное не замечается человеком. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой человек сохраняет концентрацию внимания на объекте, не отвлекаясь на другие. Концентрация внимания сохраняется потому, что она обусловлена мерой трудности, понятности материала, так же индивидуальными физиологическими особенностями человека, и степенью его интереса к данному материалу. Внимание неизбежно подвержено периодическим невольным колебаниям. Поэтому на уроке необходимо менять виды деятельности детей, учить их анализировать объект. Следует не только устно объяснять материал, но и включать его в практическое применение учащихся. Объем внимания - это количество предметов, которое охватывает внимание. У взрослого человека объем внимания равен в среднем примерно до 4-6 объектам; у ребенка он составляет не более 2 - 3 объектов. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых объектов. Переключение внимания - это сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Распределение внимания - это способность одновременно выполнять два или более видов деятельности.

В школьном возрасте сфера интересов ребенка расширяется, он учится систематически обучать себя, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное -постоянно развивается.

В младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. В школьном возрасте ребенок учится контролировать свое поведение, в том числе внимание [2].

Целью данного исследования было выяснить особенности развития внимания у младших школьников.

Для изучения уровня развития свойств внимания использовались данные, полученные по методике «Корректурная проба» (Б. Бурдон). По результатам проведенного психодиагностического исследования, удалось установить следующие факты: большинство детей младшего школьного возраста характеризуются высоким уровнем развития внимания. Это означает, что дети успешно выполняли задания, не совершали ошибок.

По результатам исследования можно сказать, что стабильность внимания у учеников 1-го класса значительно слабее, чем у учеников 4-го класса, это связано с тем, что первоклассники еще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. В целом, большинство ребят, имеют высокий уровень устойчивости внимания, это говорит о том, что дети длительное время могут концентрировать внимание на объекте, устойчивость внимания соответствует возрастной норме.

На основании анализа полученных данных мы можем выявить детей, которым необходимо более детальное обследование внимания. Им следует выполнять задания и упражнения на развитие переключаемости и распределения внимания, т.к. все свойства внимания значительно развиваются в результате тренировки и в самоуправлении деятельности ребенка.

Необходимо помочь ребенку стать более внимательным: читать книги, вовлекать ребенка в игры, способствующие развитию внимания. Также необходимо использовать подвижные игры, они развивают не только силу и ловкость, но и мышление, внимание, воображение. Следует научить ребенка замечать необычное в обычном, незнакомое - в знакомом, а также изменения в окружающем нас мире.

Список литературы

1. Жарков С.М. Психология воспитания и обучения. / С.М. Жарков, Н.А. Кочергина, Н.А. Першина. Бийск, 2001.

2. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 124 с.

3. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: ИП РАН, 2006. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.