ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Старых А.И.
Старых Алена Ивановна - бакалавр, направление: психолого-педагогическое образование, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: в данной статье мы рассматриваем характеристики внимания как познавательного процесса, а также особенности внимания младших школьников в современной психологической литературе и на основе психологической диагностики. Ключевые слова: внимание, особенности внимания младших школьников, познавательный процесс, корректурная проба.
На сегодняшний день, проблемы, которые связаны с развитием внимания у школьников, выступают тревожным фактором как для родителей, так и для педагогов и психологов.
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир [3].
Для успешного обучения в школе важным показателем является развитие внимания. Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он говорил о том, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание».
У человека есть два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает независимо от того, есть цель деятельности или нет. Произвольное же внимание всегда связано с наличием определенной цели и волевыми усилиями для того, чтобы сосредоточиться на предмете.
В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания: статические (концентрация, устойчивость, объем) и динамические (распределение и переключение). Концентрация внимания — это наличие связи с определенным объектом, она выражает интенсивную сосредоточенность на нем. Такое состояние повышает ясность и отчетливость восприятия объектов. Если концентрация сильная, то все остальное не замечается человеком. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой человек сохраняет концентрацию внимания на объекте, не отвлекаясь на другие. Концентрация внимания сохраняется потому, что она обусловлена мерой трудности, понятности материала, так же индивидуальными физиологическими особенностями человека, и степенью его интереса к данному материалу. Внимание неизбежно подвержено периодическим невольным колебаниям. Поэтому на уроке необходимо менять виды деятельности детей, учить их анализировать объект. Следует не только устно объяснять материал, но и включать его в практическое применение учащихся. Объем внимания - это количество предметов, которое охватывает внимание. У взрослого человека объем внимания равен в среднем примерно до 4-6 объектам; у ребенка он составляет не более 2 - 3 объектов. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых объектов. Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека [2]. «Когда в поле внимания включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, его расширение может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее» [4]. Это важно помнить, организуя учебный процесс в классе. Переключение внимания - это сознательное перемещение внимания с одного
объекта на другой, способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.. Распределение внимания - это способность одновременно выполнять два или более видов деятельности. «Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания» [1].
В школьном возрасте у ребенка расширяется круг интересов, он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - продолжает развиваться.
В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте [3]. На все новое и необычное реакция в этом возрасте очень сильна. Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью. Сравнительная слабость произвольного внимания - возрастная особенность младших школьников. Непроизвольное внимание развито у них значительно лучше. Устойчивость внимания в этом возрасте также достаточно небольшая. Объем внимания младших школьников значительно меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее.
В младшем школьном возрасте в центр психологического развития ребёнка выдвигается формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учиться управлять своим поведением, в том числе и вниманием [3].
Целью данного исследования являлось выяснить особенности развития внимания у младших школьников
Для достижения цели исследования, нами было проведено эмпирическое изучение особенностей внимания школьников 1 и 4 класса.
Исследование проводилось на базе МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли 70 человек - 35 учеников 1 класса, 35 учеников 4 класса.
Для изучения уровня развития свойств внимания мы использовали данные, полученные с помощью методики «Корректурная проба» (Б. Бурдон). По результатам проведенного психодиагностического исследования, удалось установить следующие факты: большинство детей младшего школьного возраста характеризуются высоким уровнем развития внимания. Это означает, что дети успешно выполняли задания, не совершали ошибок. Низкий уровень развития внимания имеют лишь 1,4% учащихся, это означает, что дети совершали большое количество ошибок, отвлеченность высокая, неохотно выполняли задания. Низкий уровень развития может быть препятствием к освоению какой-либо деятельности или влиять на качество ее выполнения. В целом, описанное распределение не соответствует описанным теоретическим положениям, так как произвольность на основе направленного внимания - норма лишь к концу младшего школьного возраста, в нашем же исследовании высокий уровень развития внимания имеют большинство учащихся. Возможно, это связано с тем, что задания были очень просты.
Согласно результатам исследования, мы можем говорить о том, что устойчивость внимания у учеников 1 класса значительно слабее, чем у учеников 4 класса, это связано с тем, что первоклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. В целом, большинство ребят, имеют высокий уровень устойчивости внимания, это говорит о том, что дети длительное время могут концентрировать внимание на объекте, устойчивость внимания соответствует возрастной норме.
Большинство учащихся и 1 и 4 класса имеют высокий уровень переключаемости внимания, это говорит о том, что ученики без труда могут изменять направление своего сознания с одного предмета на другой.
В ходе обработки мы выяснили, что в рассматриваемом примере разница показателей устойчивости внимания, концентрации внимания и произвольности внимания между 1 и 4 классом не является статистически значимой.
Исходя из анализа полученных данных, мы можем выделить детей, нуждающихся в более подробном обследовании внимания. Им следует выполнять задания и упражнения на развитие переключаемости и распределения внимания, т.к. все свойства внимания значительно развиваются в результате тренировки и в самоуправлении деятельности ребенка.
Необходимо помочь ребенку стать более внимательным: читать книги, вовлекать ребенка в игры, способствующие развитию внимания. Также необходимо использовать подвижные игры, они развивают не только силу и ловкость, но и мышление, внимание, воображение. Следует научить ребенка замечать необычное в обычном, незнакомое - в знакомом, а также изменения в окружающем нас мире.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2001.
2. Жарков С.М. Психология воспитания и обучения. / С.М. Жарков, Н.А. Кочергина, Н.А. Першина. Бийск, 2001.
3. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 124 с.
4. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: ИП РАН, 2006. 464 с.
5. Слободчиков В.И., Исаев Р.И. Психология человека. М.: Логос, 2006. С. 88.