Научная статья на тему 'Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в вузе'

Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1594
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASCERTAINING AND FORMATIVE EXPERIMENTS / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / FRESHMEN / CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабаев Тосиф Муззафарович, Каргина Наталья Вячеславовна

Статья посвящена проблеме адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему высшего образования. Отсутствие адаптации к новым учебным условиям неизбежно приводит к развитию негативных состояний у студентов, таких как стрессы, повышенная невротизация и высокая тревожность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабаев Тосиф Муззафарович, Каргина Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Features of Students’ Anxiety During their First Year at University

The purpose of this article is to highlight the problems of freshmen’s adaptation during their transition period from a high school to university. The urgency of this problem is that without the proper adaptation to new educational conditions the yesterday high-school students can develop several serious health problems, such as high neuroticism and anxiety.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в вузе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия,117198

Статья посвящена проблеме адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему высшего образования. Отсутствие адаптации к новым учебным условиям неизбежно приводит к развитию негативных состояний у студентов, таких как стрессы, повышенная невротизация и высокая тревожность.

Ключевые слова: адаптация, тревожность, студенты-первокурсники, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контролирующий эксперимент.

Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта, социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышление, внимание, память, восприятие, эмоции), — это психически здоровый человек. Под влиянием многочисленных социальных, психогенных, психологических факторов такое равновесие может нарушиться. Наиболее сильными внешними факторами, формирующими психическое состояние как отдельных индивидов, так и общества в целом, являются факторы социальные. Исследование проблемы адаптации в конечном счете сводится к раскрытию той совокупности факторов, которые предопределяют сравнительно быструю, полную и устойчивую адаптивность, и тех предпосылок, которые выступают причиной неадаптивности. Одним из таких факторов, имеющих наибольшее адаптивное значение, может служить наличие определенного уровня устойчивой частной тревожности, в какой-либо сфере (учебной, межличностной и т.д.) или общей тревожности, объекты которой свободно меняются в связи с изменением их значимости, настороженности, дискомфорта, без признаков угрозы, а только как сигнал приближения более выраженных тревожных явлений.

В настоящее время изучение разнообразных проявлений тревоги и тревожности постоянно расширяется. Проявление тревожности оценивается на производстве, в вузе, в школе и даже в дошкольных учреждениях. Понятие тревоги и тревожности давно вышло за пределы психиатрии и стало привычным в психологии, физиологии и этологии, что подчеркивает общебиологическую значимость этих понятий, объединяя различные их проявления у животных и человека.

Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодого человека к студенческой жизни — сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных

и биологических резервов еще не до конца оформившегося организма. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему профессиональных отношений в условиях коренной перестройки системы высшего и среднего специального образования.

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Однако организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям учебы и проживания в общежитии.

В эмпирическом исследовании приняли участие 80 студентов — 40 первокурсников и 40 студентов 2 и 3 курса психологического факультета. Временные рамки исследования — осень 2011 — весна 2012 г.

Средний возраст студентов-первокурсников составил 18,3 года; студентов второй группы — 19,9 лет. В целях элиминации факторов, не анализируемых в ходе настоящего эксперимента, в число испытуемых осознанно не включались первокурсники, поступившие на учебу позднее года окончания средней школы (так как на уровень их адаптации мог повлиять опыт работы или военной службы). Хотя гендерные отличия в настоящем исследовании не рассматривались, в целях исключения гендерного фактора сформированы группы с одинаковым половым представительством.

Наконец, в ходе исследования не рассматривались различия между местными и иногородними студентами. Мы полагаем, что в условиях тесной взаимосвязи стресс-факторов и факторов адаптации, предположительно влияющих на тревожность первокурсников, проблематика адаптации иногороднего студента может быть компенсирована возможностями более активной социализации, которые предоставляет жизнь в общежитии или на съемном жилье. Поэтому для проведения исследования в подобном разрезе требуется более широкий теоретический фундамент.

Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:

1) констатирующий эксперимент. Эксперимент был проведен в октябре— ноябре 2011 г., спустя 1—2 месяца после начала учебы в вузе у студентов-первокурсников. На данном этапе все испытуемые (80 человек) были разбиты на две группы в зависимости от фактического срока обучения. Была произведена диагностика показателей тревожности, адаптации и других связанных социально-психологических показателей, проведено сравнение между группами, выявлены значимые отличия;

2) формирующий эксперимент. Студенты-первокурсники, принявшие участие в констатирующем эксперименте (40 человек), были, в свою очередь, разделены на две группы — экспериментальную и контрольную. Со студентами экспериментальной группы была проведена работа по адаптации. Продолжительность этапа составила четыре месяца, с декабря по март 2012 г.;

Бабаев Т.М., Каргина Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе.

3) контролирующий эксперимент. На данном этапе в апреле 2012 г. была проведена повторная диагностика испытуемых из экспериментальной и контрольной групп с применением диагностических методик, ранее использованных в ходе констатирующего эксперимента. Посредством анализа динамики показателей внутри групп и различий между группами была проверена эффективность специальной программы адаптации, ориентированной, помимо прочего, на снижение тревожности у студентов-первокурсников.

В ходе эксперимента была использована батарея из пяти методик социально-психологической диагностики.

1. Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности В.В. Бойко [3]. С помощью данной методики исследуется дисфункциональность стереотипа эмоционального поведения.

2. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера—Ханина [6]. Тест Спилбергера—Ханина — это методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, связанное с текущей ситуацией.

3. Шкала нервно-психического напряжения Т.А. Немчина [3]. Данная методика предназначена для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений.

4. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймон-да [5]. Опросник используется для изучения социально-психологической адаптации личности.

5. Тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка [4]. Данная методика позволяет детерминировать выраженность следующих психических состояний индивида: тревожность; фрустрация; агрессивность; ригидность.

По результатам диагностики на констатирующем этапе были получены следующие данные.

Для первокурсников характерна некоторая склонность к тревожности, в то время как для старших студентов характерно отсутствие склонности к тревожности.

У первокурсников ярко выражена высокая личностная и реактивная тревожность. Полученные значения столь существенны, что справедливо ставить вопрос о необходимости комплексного социально-психологического вмешательства.

Среди первокурсников с небольшим перевесом преобладают студенты с сильным напряжением вплоть до угрозы стресса; по группе старших студентов ситуация противоположная.

Существуют существенные отличия между двумя группами испытуемых по значению интегрального показателя адаптации. Среднее значение по группе первокурсников соответствует низкому уровню адаптации. В то же время значение уровня адаптации у старших студентов находится в диапазоне нормальных значений.

Между первокурсниками и старшими студентами имеются отличия в уровне тревожности и фрустрации, а уровни агрессивности и ригидности примерно одинаковы.

Тревожность у первокурсников находится в обратной взаимосвязи с уровнем социально-психологической адаптации к условиям учебы и непривычным социальным контактам.

Опираясь на полученные результаты, было осуществлено разделение испытуемых на две группы — экспериментальную и контрольную, а потом была скорректирована и уточнена предварительно подготовленная на основании анализа теоретической и методической литературы программа адаптации с применением социально-психологических методов и инструментов.

На формирующем этапе эксперимента со специально подобранной группой студентов из 20 человек была реализована адаптационная программа, сочетающая социально-психологическое и педагогическое сопровождение первокурсников и основанная на технологиях групповых творческих дел, одной из важнейших задач которой выступало снижение уровня тревожности у первокурсников. После прохождения программы адаптации была повторно проведена диагностика тревожности и степени адаптации студентов-первокурсников с применением батареи диагностических методик, идентичной той, что использовалась на констатирующем этапе эксперимента — контрольном эксперименте. В данном случае нами диагностировались две группы по 20 участников — экспериментальная и контрольная.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что для успешной коррекции тревожности у первокурсников следует применять адаптационные программы, представляющие собой комплекс индивидуальных и групповых мероприятий, сочетающих психологические и социальные технологии.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что при оптимизации процесса адаптации первокурсников к условиям вузовского обучения, повышения результативности их учебной деятельности, нужно учитывать такие важные факторы адаптации, как уровень сформированности умений и навыков осознанной саморегуляции поведения и деятельности, уровень ситуативной и личностной тревожности. Данные выводы могут иметь большое значение при составлении тренинговых программ, направленных на повышение уровня адаптированности студентов к вузовскому обучению.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бабаев Т.М. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2005. [Babaev T.M. Obshitelnost kak bazovoe svoistvo lichnosti v kommercheskoi deiatelnosti: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2005.]

[2] Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2005. [Kargina N.V. Sravnitelnoe issledovanie lyuboznatelnosti, nastochivosti i obshitelnosti studentov: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2005.]

[3] Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. — СПб.: Речь, 2006. [Kostina L.M. Metody diagnostiki trevozhnosti. — SPb.: Rech, 2006.]

[4] Практикум по психологии состояний: Учеб. пособие / Под ред. А.О. Прохорова. — СПб.: Речь, 2004. [Praktikum po psikholoqii sostoyaniy: Ucheb. posobie / Pod red. A.O. Pro-horova. — SPb.: Rech, 2004.]

Бабаев Т.М., КаргинаН.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе...

[5] Фетискин Н.П., Козлов В.В., МануйловГ.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во института психотерапии, 2002. [Fetiskin N.P., Kozlov V. V., Manuilov G.M. Socialno-psikholoqicheskaia diagnostika razvitia lichnosti i malyx qrupp. — M.: Izd-vo instituta psihoterapii, 2002.]

[6] Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности. — Л.: ЛНИИФК, 1976. [Hanin Y.L. Kratkoe rukovodstvo k primeneniyu shkaly lich-nostnoj i reaktivnoj trevozhnosti. — L.: LNIIFK, 1976.]

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS' ANXIETY DURING THEIR FIRST YEAR AT UNIVERSITY

T.M. Babaev, N.V. Kargina

Chair of Psychology and Pedagogy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The purpose of this article is to highlight the problems of freshmen's adaptation during their transition period from a high school to university. The urgency of this problem is that without the proper adaptation to new educational conditions the yesterday high-school students can develop several serious health problems, such as high neuroticism and anxiety.

Key words: adaptation, anxiety, freshmen, control, ascertaining and formative experiments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.