Snegireva Liudmila Valentinovna
STUDY OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS ..
pedagogical sciences
УДК 378.18.062:378.146
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0036
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕДУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
© 2019
AuthorlD: 439114 SPIN: 5451-0792
Снегирева Людмила Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физика, информатика и математика» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: sneglv1@gmail.com) Аннотация. Автором изучен уровень тревожности личности студентов медицинского вуза на различных этапах процесса адаптации обучаемых к образовательной среде высшего учебного заведения. Выявлены статистически значимые различия в показателях реактивной тревожности студентов на этапе адаптации и по его завершении, что позволяет рассматривать реактивный уровень тревожности личности в качестве показателя субъективного проявления адаптации. Автором проведено изучение субъективной оценки учащимися различных форм контроля знаний. Показано, что процесс адаптации наиболее остро затрагивает четвертую часть студентов первого курса. Эмоционально напряженно входят в новую образовательную среду студенты с такой конституциональной чертой, как высокая личностная тревожность. Указанные студенты особенно остро реагируют на формы контроля знаний, требующие взаимодействия с преподавателем и однокурсниками, что приводит к дальнейшему росту повышению уровня реактивной тревожности и снижению показателей успеваемости. Напротив, по завершению адаптационного процесса предпочтения обучаемых смещаются в сторону форм контроля знаний, требующих активного взаимодействия с социальным окружением. Автор предлагает при организации учебного процесса учитывать полученные данные, отбирая и комбинируя различные формы контроля знаний с учетом этапов процесса адаптации.
Ключевые слова: процесс адаптации, профессиональное обучение, педагогическая диагностика, уровень тревожности личности, субъективная оценка, взаимосвязь.
STUDY OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AND KNOWLEDGE CONTROL PROCEDURE SPECIFIC FEATURES THROUGHOUT UNIVERSITY STUDENTS' ADAPTATION PROCESS
© 2019
Snegireva Liudmila Valentinovna, candidate of biological sciences, associate professor, head of the department of «Physics, computer sciences and mathematics» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marks st., 3, e-mail: sneglv1@gmail.com) Abstract. The author has studied medical students' anxiety level throughout university adaptation process. Statistically significant differences were revealed in the indicators of students' reactive anxiety during process of adaptation, that allows to consider the anxiety reactive level as a subjective adaptation process criteria. The author analyzed various forms of students' subjective assessment knowledge control. It is found that the adaptation process affects mostly a fourth of first-year medical university students. High personal anxiety students (constitutional trait (feature)) experience the greatest difficulties in university adaptation process. They are particularly sensitive knowledge control forms that require interaction with a teacher and groupmates, that in turn leads to further increment of reactive anxiety level and academic fail. On the contrary, after adaptation process, the students' preferences are shifted towards forms of knowledge control that require active interaction with the social environment. Author suggests to take into consideration) the obtained data to organize university educational process, to select and combine various knowledge control forms according to adaptation process stages.
Keywords: adaptation process, professional education, pedagogical diagnostics, anxiety level, subjective assessment, relationship.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что адаптация студентов-первокурсников к новым условиям образовательной среды высшего учебного заведения является сложным процессом, требующим от обучаемого мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических ресурсов [1-6].
Психологический дискомфорт в процессе адаптации к новым условиям обучения в университете вызывает у первокурсников чувство неуверенности в себе, повышение уровня тревожности, снижение успеваемости, падение самооценки студентов [7-11].
Исследователи активно занимаются изучением и поиском способов устранения психологического дискомфорта студентов первого курса. Например, показано, что вовлечение первокурсников в спортивно-массовых мероприятия, общественные движения и социальные проекты способствует успешной адаптации обучаемых [12-22].
Однако, вопросы организации образовательной среды вуза на этапе адаптации студентов к новым для них условиям обучения не получили должного освещения в литературе. В частности, не изучены особенности системы педагогической диагностики и контроля математических знаний обучаемых в процессе адаптации. Хотя, на наш взгляд, указанный аспект имеет существенное влияние на процесс адаптации в силу следующих при-
чин:
1) процесс педагогической диагностики выполняет важные функции в построении процесса обучения, позволяя педагогу выявить пробелы в знаниях студентов, выстроить стратегию дальнейшего обучения с учетом обнаруженных проблем, что особенно актуально на начальном этапе .обучения в университете.
2) результаты контроля знаний позволяют обучаемому соотнести объем приложенных им усилий с результатом обучения (глубиной и широтой приобретенных знаний), мотивировать к дальнейшему изучению предмета, способствуют самоорганизации. Педагогическая диагностика выполняет задачи систематизации изучаемого материала, играет значительную воспитательную роль. Однако, именно контроль знаний в эмоциональном плане для обучаемых представляет наибольшую сложность, поскольку неудовлетворительный результат контроля может существенно повлиять как на самооценку обучаемого, так и на его авторитет в группе, изменить о студенте мнение преподавателя, родителей и друзей, что особенно остро воспринимается обучаемым на этапе адаптации.
В этой связи, от процедуры педагогической диагностики и контроля знаний на этапе адаптации студентов к образовательной среде вуза требуется не только точность оценивания обученности студента, но и гибкость,
144
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Снегирева Людмила Валентиновна ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕДУРЫ ...
лабильность с учетом индивидуальных характеристик обучаемого и этапа обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель настоящего исследования: изучить особенности педагогической диагностики и контроля математических знаний на этапе адаптации студентов к образовательной среде вуза
Задачи исследования:
1) изучить уровень тревожности студентов в качестве субъективного показателя проявления адаптации;
2) провести субъективную оценку различных форм контроля знаний студентов на этапе адаптации и по его окончании;
3) проанализировать взаимосвязь показателей тревожности и субъективной оценки различных форм контроля знаний студентов.
Материал исследования: выборка из 87 человек, обучающихся в медицинском университете по специальности «лечебное дело»: 54 студента первокурсника в первые 3 месяца обучения и 33 студента шестого курса.
Методы исследования:
1) Уровень тревожности испытуемых оценивался по шкале тревоги Спилбергера-Ханина, позволяющей определить уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Значение показателя позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. При интерпретации показателей использовались следующие ориентировочные оценки тревожности [23,24]:
-до 30 баллов - низкая;
-от 31 до 44 баллов - умеренная;
-от 45 баллов и более - высокая.
2) Субъективная оценка различных форм контроля знаний проводилась по авторской анкете, содержащей 14 вопросов.
3) Статистическая обработка данных проводилась следующими методами:
-описательная статистика, которая позволяет обобщать первичные результаты, полученные при наблюдении или в эксперименте. Процедуры здесь сводятся к группировке данных по их значениям, построению распределения их частот, выявлению центральных тенденций распределения (например, средней арифметической) и, наконец, к оценке разброса данных по отношению к найденной центральной тенденции.
-и-критерий Манна-Уитни - непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух независимых выборок по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Метод основан на определении того, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя вариационными рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В качестве индикатора эмоциональной реакции студентов первого курса на попадание в новую для них образовательную среду определялся уровень ситуативной (реактивной) тревожности испытуемых (рисунок 1). В дальнейшем уровень ситуативной тревожности рас-
сматривался как показатель субъективного проявления адаптации._
Факультет, куроЛечебный 1 курс Histogram: Ситуативная тревожность K-S А-,06512 р> .20; LJWefols р> 20 — Expected Normal
X «^Category Boundary
Рисунок 1 - Распределение учащихся первого курса лечебного факультета медицинского вуза в соответствии с уровнем ситуативной тревожности (составлено автором)
В соответствии с уровнем ситуативной тревожности испытуемые были разделены на три группы: студенты с высокой, умеренной и низкой реактивной тревожностью (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение в соответствии с уровнем ситуативной тревожности учащихся первого курса лечебного факультета медицинского вуза в % *
1 КУРС Ситуативная Тревожность
высокая умеренная низкая
количество студентов (°/о) 22 63 15
* составлено автором
В группе с высокой реактивной тревожностью оказалась приблизительно пятая часть студентов первого курса. Для 83% студентов указанной группы была характерна такая конституциональная черта, как высокая личностная тревожность. Непосредственно высокий уровень личностной тревожности провоцировал у испытуемых эмоционально напряженное восприятие новой образовательной среды. Широкий спектр ситуаций рассматривался студентами указанной группы в качестве потенциально опасных для личности (авторитет, имиджа, здоровья и т.д.). Высокий уровень реактивной тревожности вызывал острое восприятие особенностей учебного процесса университета и социального окружения, влиял на повышение негативного эмоционального фона обучаемых. Для 17% испытуемых такая устойчивая характеристика личности, как личностная тревожность, имела умеренно выраженный характер. Для указанных студентов интенсивность стрессовой ситуации вхождения в новую образовательную среду оказалась крайне высокой, поскольку эта часть группы была представлена обучаемыми, занимавшими лидирующие позиции по успеваемости в средних учебных заведениях. Дополнительным фактором стресса в высшем учебном заведении стал для них страх потери лидерских позиции, несоответствия уровня школьных знаний требованиям университета.
Интересно отметить, что в процессе изучения уровня тревожности гендерные особенности субъективного показателя проявления адаптации студентов нами не были выявлены. Распределение испытуемых по полу в общей выборке и в выборке студентов с высоким уровнем ситуативной тревожности не имели существенных отличий. Так, общая выборка была представлена 74% лиц женского пола и 26%лиц мужского пола. Выборка обучаемых с
Snegireva Liudmila Valentinovna pedagogical
STUDY OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS ... sciences
высоким уровнем реактивной тревожности состояла из 75% лиц женского пола и 24% лиц мужского пола.
Оценка обучаемыми различных форм контроля знаний на этапе адаптации показала следующие результаты: у 70% студентов с высоким уровнем ситуативной тревожности форма контроля «опрос у доски» вызывал наибольшую тревогу, волнение. Испытуемые отметили, что эмоциональное напряжение при устном ответе на занятии преподавателю в присутствии однокурсников не позволяет показать им реальный уровень знаний (рисунок 2). Для сравнения: в группе с умеренной реактивной тревожностью менее половины студентов (48,6%) испытывают аналогичные проблемы при устном опросе на занятии. Более половины студентов из группы с высокой ситуативной тревожностью (58%) отметили отсутствие излишнего эмоционального напряжения в процессе контроля знаний в форме компьютерного тестирования. Наличие вариантов ответа на выбор, знание интерфейса компьютера, определенный опыт в сдаче экзаменов в тестовой форме, отсутствие непосредственного контакта с преподавателем позволяет обучаемым минимизировать эмоциональную реакцию на стрессовую ситуацию, коей является контроль знаний.
Рисунок 2 - Предпочтения студентов лечебного факультета медицинского вуза по основным формам контроля знаний (составлено автором)
Еще четвертая часть испытуемых (25%) из группы с высокой ситуативной тревожностью с большой готовностью принимают письменный опрос. Таким образом, 83% испытуемых с высокой ситуативной тревожностью предпочитают бесконтактные формы контроля, считают их наиболее объективными и щадящими. Для сравнения: лишь треть (34%) испытуемых с умеренным уровнем ситуативной тревожности предпочитают компьютерное тестирование другим формам контроля знаний. Напротив, 31% студентов из группы с умеренным уровнем ситуативной тревожностью считают вид контроля знаний «компьютерное тестирование» неприемлемым для себя, поскольку по их мнению излишняя формализация вопросов, возможность угадывания ответов снижают ценность результата тестирования, не дают возможности раскрыть глубину своих знаний и продемонстрировать в полной мере свой интеллектуальный потенциал.
В рамках решения задач по изучению уровня тревожности студентов и субъективной оценки различных форм контроля знаний студентов по окончании этапа адаптации на следующем этапе исследования нами были изучены показатели личностной и ситуативной тревожности выпускников медицинского вуза. Расчет критерия U Манна-Уитни выявил различия на высоком уровне статистической значимости по шкалам «Личностная тревожность» и «Ситуативная тревожность» между группами первого и шестого курсов лечебного факультета. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Расчет критерия Ц Манна-Уитни по шка-146
лам «Личностная тревожность» и «Ситуативная тревожность» между группами первого и шестого курсов лечебного факультета *
* составлено автором
Субъективная оценка различных форм контроля знаний, как показал анализ результатов исследования студентов шестого курса, по окончании периода адаптации претерпевает значительные изменения. На шестом курсе лечебного факультета лишь 21% опрошенных считает применение устного опроса неоправданным и эмоционально затратным (в сравнении с 70% студентов первого курса в состоянии высокой тревожности и 48,5% испытуемых первого курса с умеренным уровнем реактивной тревожности). Напротив, в 70% случаев выпускники медицинского вуза отдают предпочтение указанной форме контроля знаний. Испытуемые студенты шестого курса отметили, что именно в процессе устного опроса появляется возможность продемонстрировать полноту своих знаний, использовать обучающий потенциал контроля, корректируя ошибки и неточности в подаче материала. Компьютерное тестирование, на взгляд выпускников, не представляет результатов знаний в объективной форме. 79% студентов шестого курса по возможности исключили бы из системы контроля знаний тестирование на компьютере (в сравнении с 24% студентов первого курса). В лист предпочтений компьютерное тестирование внесли лишь 6% студентов выпускников (в сравнении с 58% студентов первого курса в состоянии высокой тревожности и 34% испытуемых первого курса с умеренным уровнем реактивной тревожности). Студенты шестого курса проявляют большую лояльность в сравнении с первокурсниками по отношению к такой форме контроля знаний, как письменный опрос. 24% выпускников медицинского вуза считают письменные работы одной из наиболее объективных форм оценивания полученных знаний (в сравнении с 17% студентов первого курса, характеризующимися умеренным уровнем реактивной тревожности). То есть, если в период адаптации студенты отдают предпочтение бесконтактным формам контроля знаний, не требующим взаимодействия с преподавателем и сокурсниками, то по завершению адаптационного процесса приоритеты обучаемых смещаются в сторону контактных форм оценивая обученности студентов, в которых активно задействованы аспекты социального сотрудничества ВЫВОДЫ
Таким образом, анализ результатов настоящего исследования позволяет говорить о необходимости вдумчивого и сбалансированного подхода к отбору форм контроля знаний на различных этапах обучения студентов в университете, комбинирования различных форм оценивания обученности студентов. Так, на этапе адаптации преимущественное применение компьютерного тестирования и письменного опроса с постепенным и дозированным введением устного опроса позволит: -понизить эмоциональное напряжение обучаемых; -минимизировать психологический дискомфорт, неизбежно сопровождающий процесс адаптации;
-нивелировать негативные проявления процесса адаптации. Например, снижение успеваемости.
По окончании процесса адаптации целесообразным является изменение приоритетов в выборе форм контроля знаний в пользу устного опроса, позволяющего активно развивать у обучаемых способности к логическому мышлению, анализу и синтезу, систематизации учебного материала, социальному и профессиональному взаимодействию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Удалова Е.С. Особенности адаптации первокурсников к образовательному процессу как фактор профессионального становления и
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
компьютерное устный опрос письменная работа
тестирование
■ студенты 1 курса с высоким уровнем реактивной тревожности ^ студенты 1 курса с умеренным уровнем реактивной тревожности и студенты- выпускники медицинского вуза
педагогические науки
Снегирева Людмила Валентиновна ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕДУРЫ ...
развития студентов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 157-161.
2. Банайтис Н.Г. Исследование тревожности у студентов-первокурсников сельской местности в условиях адаптации к обучению в вузе// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 4. С. 161-174.
3. Полевая Н.М., Гостева Л.З. Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, на основе социального партнерства // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 75-78.
4. Теплякова И.В. Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 216-219.
5. Горбенко Я.В. Проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе //Вестник магистратуры. 2016. № 1-1. С. 108-109.
6. Макарова Ю.А. Проблемы социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе//Высшая школа. 2016. Т. 1. № 22. С. 54-55.
7. Анникова Л.В., Бахуташвили Т.В., Ильченко Е.В. Социокультурная адаптация студентов- первокурсников в современной системе высшего образования// Казанский социально-гуманитарный вестник. 2018. № 2 (32). С. 4-8.
8. Венцель В.Д., Янчий С.В., Каргаполова Е.О. Из опыта работы куратора по адаптации студентов в техническом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 239-242.
9. Кремень С.А., Гордеева Е.Ю. Проблема адаптации студентов-первокурсников из сельской местности// Учитель и время. 2016. № 11. С. 101-105.
10. Иванова Н.Л. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе//Глобальный научный потенциал. 2016. № 11 (68). С. 5-7.
11. Калиева А.М. Адаптация студентов первокурсников// Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 11-3. С. 32-34.
12. Грибенщиков К.В. Правильная адаптация к жизни в общежитии, как обязательный элемент становления студента первокурсника в высшем учебном заведении // Мировая наука. 2017. № 4 (4). С. 58-61.
13. АлбитоваЕ.П., Каплина С.Е. Сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 4649.
14. Тулегенова А.Г., Пивень А.И. Традиция посвящения в студенты как фактор адаптации первокурсников к условиям вузовского обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-3. С. 194-202.
15. Тулегенова А.Г. Роль внеучебных мероприятий (посвящение в студенты) в адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе // Научный вестник Крыма. 2016. № 1 (1). С. 11.
16. Рогалева Г.И. Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 72-75.
17. Назарова М.С., Михалева А.Б. Участие студентов-первокурсников в детском движении республики, как фактор их адаптации к условиям вуза//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т6. С. 151-154.
18. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.
19. Козьмина И.С. Вопросы обеспечения эффективной адаптации первокурсников к новой социальной роли - студента высшего учебного заведения//Альманах современной науки и образования. 2015. № 10 (100). С. 72-74.
20. Татаринцева А.Ю., КузнецоваВ.В. Адаптация студентов-первокурсников педагогического вуза с использованием арт-технологий// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (274). С. 29-31.
21. Ткаченко Н.Н. Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 358-360.
22. Алексеев А.С. Значение воспитательной среды юридического полицейского колледжа для адаптации студентов-первокурсников// Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 1 (2). С. 208-210.
23. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
24. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124-126.
Статья поступила в редакцию 13.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019