Научная статья на тему 'Психологические особенности развития профессиональной мотивации курсантов образовательных организаций МВД России'

Психологические особенности развития профессиональной мотивации курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / социально-психологический тренинг / успешность / образовательные организации МВД России / учебно-служебная деятельность / motivation / socio-psychological training / success / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / educational and service activities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Алексеевна Шашкова

Рассматривается проблема мотивации как психологического феномена. Рассмотрена и актуализирована роль профессиональной мотивации в служебной деятельности сотрудников силовых ведомств России. Презентованы результаты экспериментального исследования и психологические средства развития профессиональной мотивации у курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирина Алексеевна Шашкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of the development of professional motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the problem of motivation as a psychological phenomenon. The role of professional motivation in the official activities of employees of law enforcement agencies of the Russian Federation is considered and updated. The results of an experimental study and psychological means of developing professional motivation among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития профессиональной мотивации курсантов образовательных организаций МВД России»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-85-91 EDN: https://elibrary.ru/ILVJET NIION: 2018-0077-3/23-353 MOSURED: 77/27-024-2023-03-552

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Психологические особенности развития профессиональной мотивации курсантов образовательных организаций МВД России

Ирина Алексеевна Шашкова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, irinashashkova@list.ru

Аннотация. Рассматривается проблема мотивации как психологического феномена. Рассмотрена и актуализирована роль профессиональной мотивации в служебной деятельности сотрудников силовых ведомств России. Презентованы результаты экспериментального исследования и психологические средства развития профессиональной мотивации у курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: мотивация, социально-психологический тренинг, успешность, образовательные организации МВД России, учебно-служебная деятельность

Для цитирования: Шашкова И. А. Психологические особенности развития профессиональной мотивации курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 85-91. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-85-91. EDN: ILVJET.

Original article

Psychological features of the development of professional motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Irina A. Shashkova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, irinashashkova@list.ru

Abstract. The article deals with the problem of motivation as a psychological phenomenon. The role of professional motivation in the official activities of employees of law enforcement agencies of the Russian Federation is considered and updated. The results of an experimental study and psychological means of developing professional motivation among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented.

Keywords: motivation, socio-psychological training, success, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, educational and service activities

For citation: Shashkova I. A. Psychological features of the development of professional motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):85-91. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-85-91. EDN: ILVJET.

В условиях столкновения российского общества с глобальными вызовами и угрозами (пандемия COVШ-19, санкционное давление западных стран на экономику, специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины и др.) актуализируется социальный заказ государства на качественную профессиональную подготовку специалистов для силовых ведомств Российской Федерации. Различные силовые ведомства (Минобороны России, ФСБ, МВД, ФСИН, Росгвардия, ФТС и др.) ввиду своей

компетенции выполняют профессиональные задачи, направленные на обеспечение национальной безопасности государства.

Профессиональная деятельность сотрудников силовых ведомств России сопряжена с различными профессиональными и личностными трудностями, например: широкий спектр задач, зачастую выходящих за рамки должностного регламента; риск для жизни и здоровья; противоборство преступной среды; высокий уровень эмоциональной нагрузки при взаимодействии с граж-

© Шашкова И. А., 2023

данами; постоянная мобилизация; социальная и правовая ответственность за принятые решения; не всегда наблюдается поддержка родных и близких.

Указанные трудности при их накоплении дестабилизируют сотрудника силовых ведомств, в этой связи полагаем, что важным фактором их преодоления является профессиональная мотивация. Проведенная аналитическая работа и контент-анализ научных исследований по проблеме профессиональной мотивации личности, в т. ч. сотрудников силовых ведомств России позволяет констатировать, что наиболее эффективнее профессиональная мотивация развивается в период обучения в образовательной организации. Для нашего исследования актуальным является изучение психологических особенностей развития профессиональной мотивации курсантов образовательных организаций МВД России, как будущих специалистов ОВД.

В системе МВД России созданы и успешно функционируют образовательные организации высшего образования (университеты, институты, центры профессиональной подготовки). Ведущими образовательными организациями высшего образования, безусловно, являются Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Краснодарский университет МВД России и Санкт-Петербургский университет МВД России. Профессорско-преподавательским составом и иными научными работниками накоплен большой практический и научно-исследовательский опыт по изучению профессиональной мотивации личности, и также в образовательных организациях МВД России функционируют отделы психологической работы, сотрудники которых вовлечены в процесс изучения и развития профессиональной мотивации курсантов.

Понятие «мотивация» рассматривали многие исследователи, в частности, Н. С. Зоткина определяет «мотивацию» как обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение собственных целей, реализацию своих интересов [1, с. 492].

Данная дефиниция происходит от слова «мотив», которое характеризуется как причина, побуждающая человека действовать. Впервые термин «мотивация» появился в 1813 г. в работе А. Шопенгауэра «О корне закона достаточного основания», однако лишь в начале XX века стали предприниматься серьезные попытки изучить досконально процесс мотивации труда с целью поиска и разработки наиболее эффективных методов воздействия на персонал для повышения прибыльности предприятия [2, с. 24].

При выборе стратегии мотивации сотрудников органов внутренних дел удобнее использовать классификацию с точки зрения мотивов, предложенную Б. Ф. Квашой и Г. А. Витольник, которые изучали непосредственно мотивацию сотрудников, проходивших службу в правоохранительных органах:

«- адекватный тип - мотивы выбора согласуются с общепринятыми социальными нормами поведения, ярко выражена направленность на борьбу с преступностью, а также выраженное стремление защищать граждан, закон;

- конформистский тип - мотивы выбора профессии сформировались под влиянием группы, нормы которой являются для данной личности высокозначимыми;

- ситуативный тип - выбор профессии произошел под влиянием факторов, не связанных с профессией (в дальнейшем может привести к разочарованию в работе и неудовлетворенностью выбора);

- компенсаторный тип - служба воспринимается как возможность преодоления слабых черт характера (возможна гиперкомпенсация слабых сторон, что может быть неблагоприятно для личности в целом);

- криминальный - маскируемая «правильными» формулировками, характерна антисоциальная направленность, преследующая цель использования служебного положения» [3, с. 49].

Каждый из вышеперечисленных типов сотрудников характеризуется своими мотивирующими стимуляторами своего поведения. На мотивацию поведения влияют как социальные, так и моральные ценности.

Для одних, как видно, решающей является многогранная сфера творчества, а для других - страсть к реализации амбиций. Но оба отвечают личной потребности, то есть потребности в своей личности, которая разумно определяет их круг и возможность получить желаемые последствия как можно скорее.

В рамках данного исследования целесообразно представить ряд факторов, которые оказывают воздействие на формирование у курсантов образовательных организаций МВД России в целом положительного мотива в отношении обучения на данном этапе, а также последующей профессии в перспективе. Такими факторами являются:

- осознание ближайших целей обучения курсантов, а также конечных целей обучения, которые планируется достичь;

- осознание теоретической значимости усваиваемых знаний;

- практической значимости знаний, которые планируется достичь;

- эмоциональная форма, в которой излагается весь учебный материал курсантам;

- профессиональная направленность как характерная черта учебно-служебной деятельности курсантов.

Мотивация поведения сотрудников органов внутренних дел подвержены всевозможным изменениям, диалектическому совершенствованию и развитию, находятся в состоянии постоянной динамики. Совокупность существующих или возникающих на данном этапе развития общества жизненных факторов и обстоятельств, соприкасающихся с определенными правовыми явлениями, в том числе с профессиональной деятельностью этих работников, и проявляющихся в этом чувстве, чувствах, претензиях, убеждениях, переживаниях, фрустрациях и других психологических состояниях, связанных с волей конкретного индивида, оценивающих правовую ситуацию, соответствующие законы и нормативные акты, оказывают прямое или косвенное влияние, основанное на ожидаемом или фактическом правовом поведении. Механизм мотивов, установок,

намерений, моделей правового поведения является важнейшей частью психологической личности каждого сотрудника, поскольку при постоянном, обычном исполнении служебных обязанностей, практических юридических функций, часто выполняемых в экстремальных ситуациях, сотрудники в разной степени, но, безусловно, оценивают характер правовых послед-

ствий выбранного ими варианта поведения, и придерживаются его.

На рис. 1 презентована содержательно-функциональная модель развития мотивация курсантов образовательных организаций МВД России, разработанная Ю. В. Чумановым [4, с. 150-153], считаем актуальным использовать ее в рамках нашего исследования.

Социальный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов для органов внутренних

□_

Образовательная организация МВД России

и

Руководство образовательной

РЕЗУЛЬТАТ:

Комплексный специалист для органов внутренних дел, способный ответственно выполнять возложенные на него профессиональные обязанности и мотивированный на высокие показатели оперативно-служебной

деятельности

Рис. 1. Содержательно-функциональная модель изучения и развития мотивации курсантов образовательных организаций МВД России

В рамках данного исследования поставлена задача выявления особенностей профессиональной мотивации у курсантов, которые проходят обучение в образовательных организациях МВД России. С этой целью было проведенное анкетирование, респондентами которого выступили курсанты и слушатели, проходящие обучение с 1-го по 5-й курс.

Следует отметить, что оценка мотивов учебной деятельности, а также последующая оценка их значимости осуществлялась в рамках данного исследования

Результаты

по 7-бальной шкале. В данном случае 1 балл, полученный от респондентов, отвечал минимальной значимости мотива. В свою очередь, 7 баллов - это максимальный результат.

Последующее изучение и анализ материалов, которые были получены по результатам опроса, дали возможность выявить ряд психологических особенностей, которые оказывают свое влияние на такой фактор, как мотивация обучения в образовательной организации МВД России. Полученные результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

анкетирования

Мотивы 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Стать 6,83 6,62 6,59 6,50 6,27

высококлассным

специалистом

Получить диплом 6,64 6,54 6,48 6,28 6,37

Успешное обучение на других курсах 6,62 6,55 6,29 6,17 5,97

Успешно 6,44 6,31 6,17 6,17 6,21

учиться, сдавать экзамены на

хорошо и отлично

Итак, в табл. 1 по результатам анкетирования представлены средние значения, полученные от ответов курсантов. Всех курсантов (85) разбили на 5 групп -1-5 курсы. Каждый курсант оценил мотивы баллами от 1 до 7. Затем по каждой группе курсантов было выведено среднее значение.

Проведенный нами анализ дал возможность сделать следующие выводы.

У курсантов образовательных организаций МВД России, которые проходят обучение на начальных курсах, можно выделить такие мотивы, которые тесным образом связаны с осознанием значимости получения ими высшего образования. Причем такое осознание отожествляется ими с собственным будущим. В данном аспекте мотив «получение диплома» имеет наибольшее число ответов по всем курсам. Далее можно наблюдать снижение мотивации, которое происходит от курса к курсу. Однако, с четвертого по пятый курс вновь заметна тенденция к повышению мотивации у курсантов.

Самыми важными из условий достижения эффективности обучения являются психологические закономерности самого процесса обучения, который предполагает правильное с психологической точки зрения взаимодействие обучаемых и обучающих, преодоление трудностей в процессе усвоения знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.

С целью проведения формирующего эксперимента, мы, исходя из уровней успешности, разделили респондентов на контрольную группу (КГ) и экспе-

риментальную (ЭГ). В КГ входят 15 курсантов, имеющих продуктивно-творческий и продуктивный уровни успешности (то есть курсанты, имеющие высокие показатели в учебной успеваемости и высокие показатели по результатам психодиагностического исследования); в ЭГ - 35 курсантов, с продуктивным, формально-допустимым и нормативно-удовлетворительным уровнями успешности (курсанты, имеющие средний и низкий уровень успеваемости, а также средние и низкие показатели по результатам психодиагностического исследования).

С экспериментальной группой мы проводили комплекс упражнений программы социально-психологического тренинга. Занятия проводились на протяжении двух месяцев по два раза в неделю после плановых учебных занятий (для удобства проведения занятий экспериментальная группа была поделена на две подгруппы по 17 и 18 человек соответственно, с каждой подгруппой проводилось по 2 занятия в неделю).

Продолжительность занятия 90 минут: 15 минут на вводную часть, включающую в себя приветствие друг друга, раскрытие темы занятия, постановку целей и задач. На основную часть отводится 60 минут: проводятся непосредственно сами упражнения по трем блокам I блок - коммуникативной направленности; II блок - направлен на психофизическую составляющую; III блок - когнитивный (подробное описание блоков см. таблицу 2). Заключительная часть проводится в течение 15 минут, где обсуждаются результаты

№ 3 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

проделанной работы; каждый курсант дает обратную итоги занятия, определяется: достигнута ли цель за-связь по поводу приобретенных знаний, подводятся нятия и т. д. [5].

Таблица 2

Характеристика комплекса упражнений социально-психологического тренинга

Название блока Цель Краткая характеристика

Коммуникативный блок Развитие навыков профессионального, грамотного коммуникативного общения. Развитие навыков и умений по анализу совместимости курсантов внутри взводов, а также в будущем в служебных коллективах подразделения. Важными принципами тренинга являются овладение инициативным стилем общения; совершенствование умений продуктивного общения; проработка опыта понимания окружающих людей. Упражнения данной направленности позволяют быть гибкими и одновременно в ходе коммуникаций решать ряд различных вопросов, а также дают возможность научиться конструктивно выходить из конфликтной ситуации.

Психофизический блок Развитие навыков саморегуляции и контроля эмоциональной сферы личности. Развитие способности к быстрому восстановлению, повышению работоспособности. Упражнения способствуют повышению психологической резистентности к различным стрессовым ситуациям. Позволяют научиться контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием в повседневной и профессиональной деятельности.

Когнитивный блок Научение приемам комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, способностей, личностных черт. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления. Упражнения способствуют тренировке и развитию визуальной памяти, совершенствованию словесно-логической памяти, выработке процессов запоминания большого объема информации. Также позволяют повысить уровень слаженности и эффективности работы игрового коллектива; проверить уровень развития невербального общения и др.

Ниже на рис. 2 приведен сравнительный анализ результатов по «Методике диагностики учебной мотивации (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация

4,5

ш 4

^ 3,5

т 3

го

5 2,5 3 2

£ 1,5

ш 1

3,12

3,39

3,68

3,91

2,69

2,15

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,5 0

Ж

¿Г

Н. Ц. Бадмаевой) ЭГ до и после проведения программы социально-психологического тренинга.

3,2т3,46

3,1т3,39

3,673,65

2,22,29

А

чг

у

у

у / /

? а?

.о?"

у

/

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов по «Методике диагностики учебной мотивации (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой)

Для определения значимости среднестатистических показателей уровня учебной мотивации в ЭГ до и после проведения программы социально-психологического тренинга, мы воспользуемся непараметрическим критерием Т - критерий Вилкоксона.

Гипотезы.

НО: Показатели после проведения опыта превышают значения показателей до эксперимента.

Н1: Показатели после проведения опыта меньше значений показателей до эксперимента.

До измерения, t

3.11

Сумма

Таблица 3

Показатели статистического расчета по Т - критерию Вилкоксона

После измерения, t Разность Л ^ ) Абсолютное значение Ранговый номер

г ' после до после' г

разности разности

3.17 0.06 0.06 2

0 0 1

3

Сумма по столбцу рангов равна X = 3 Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы:

_ = ( 1+я)я = ( 1+2)2 = 3

ХХУ 2 2 3

Сумма по столбцу и контрольная сумма равны между собой, значит, ранжирование проведено правильно.

Теперь отметим те сдвиги, которые являются нетипичными, в данном случае - отрицательными. В Таблице эти сдвиги и соответствующие им ранги выделены цветом. Сумма рангов этих «редких» сдвигов составляет эмпирическое значение критерия Т: Т = ^ == 0

Находим в таблице критических значений значения для Т-критерия Вилкоксона для п = 2: Ткр = (р < 0.01) и Ткр = (р < 0.05) В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Ткр(0,01).

Гипотеза Н0 принимается. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до опыта.

Исходя из полученных данных, мы можем констатировать тот факт, что в ЭГ произошли изменения к определению мотивов учебной деятельности.

В табл. 4 приведены результаты сравнительного анализа показателей мотивации профессиональной деятельности курсантов 4-го курса ФПСППООП.

Таблица 4

Сравнительный анализ показателей профессиональной мотивации по методике «Мотивация профессиональной деятельности»

Вид мотивации Экспериментальная группа (ДО) Экспериментальная группа (ПОСЛЕ)

ВМ 3,14 3,41

ВПМ 3,23 3,31

ВОМ 2,6 2,11

Исходя из табличных данных, мы наблюдаем изменение формулы мотивационного комплекса личности. Было: ВПМ>ВМ>ВОМ, а стало ВМ>ВПМ>ВОМ. Данные изменения говорят о том, что некоторая часть респондентов изменила свое отношение к профессии, изменились и потребности в профессиональной деятельности. В большей степени наблюдаются отличные от первоначальных ответов на утверждение «Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег» и «Стремление к продвижению по службе», что свидетельствует о том, что у некоторых курсантов появилась большая заинтересованность в профессиональной деятельности.

В заключение отметим, что курсантам как будущим специалистам ОВД, выстраивая свой карьерный путь, нередко приходится менять сферу профессиональной деятельности внутри системы. Это приводит к тому, что профессиональный мир нуждается в мобильных специалистах, способных находить себя и успешно ре-ализовывать в изменяющихся социально-экономических и трудовых условиях. Специалист правоохранительной сферы должен быть готов к переменам, уметь делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять теоретические решения с практикой, вести переговоры, оперативно находить информацию и использовать ее для решения оперативно-служебных задач.

В этой связи руководство МВД России ставит перед ведомственными образовательными организациями задачу по повышению качества результатов образования и обеспечение соответствующего уровня подготовки каждому курсанту. В период обучения у курсанта должен сформироваться профессиональный потенциал к решению любых служебных задач, в любых условиях оперативной обстановки, так как это является основным критерием успешности деятельности сотрудника полиции.

Список источников

1. Белова А. В. Современный российский опыт мотивации и стимулирования персонала // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 492.

2. Зимина О. Г., Мановицкая О. А., Федосеева А. И. Повышение эффективности системы управления персоналом на основе совершенствования механизмов адаптации и мотивации работников организации: в 2-х ч. 2018. С. 24.

3. Кваша Б. Ф., Витольник Г. А. Воспитание личности сотрудника ОВД : монография. СПб., 1998. 143 с.

4. Михайлова С. Ю., Дашко М. Н., Титарев А. Е., Чуманов Ю. В. Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России : учебное пособие. М. : Юнити-Дана, 2019. 160 с.

5. Чуманов Ю. В., Бурмистрова А. А. Изучение мотивации курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 150-153.

References

1. Belova A. V. Modem Russian experience of motivation and stimulation of personnel // Young scientist. 2016. No. 9. Р. 492.

2. Zimina O. G., Manovitskaya O. A., Fedoseeva A. I. Improving the efficiency of the personnel management sys-

tem based on improving the mechanisms of adaptation and motivation of employees of the organization: in 2 parts. 2018. Р. 24.

3. Kvasha B. F., Vitolnik G. A. Education of the personality of an employee of the Department of Internal Affairs : monograph. St. Petersburg. 1998. 143 p.

4. Mikhailova S. Yu., Dashko M. N., Titarev A. E., Chumanov Yu. V Organization of socio-psychological trainings for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia : textbook. M. : Unity-Dana, 2019. 160 р.

5. Chumanov Yu. V., Burmistrova A. A. Studying the motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of official activity. 2020. No. 4. Р. 150-153.

Библиографический список

1. Анцупов А. Я. Конфликтология. СПб. : Питер, 2013.

2. Мальцева Т. В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличност-ных конфликтов профессионального становления: монография. М. : МосУ МВД РФ, 2005.

3. Марьин М. И. Научно-практические проблемы повышения эффективности психологической работы в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56). С. 80-86.

4. Маюров Н. П. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД к службе . Ленинградский юридический журнал. 2018. № 4 (54). С. 198-213.

5. Реан А. А. Психология личности. СПб. : Изд-во Питер, 2016. 288 с.

6. Семенова Е. А. Внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения // Сolloquium-journal. 2020. № 2 (64). С. 159-160.

7. Фанталова Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта. Самара, 2001.

8. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Конструктивная теория неврозов. СПб. : Питер, 2019. 240 с.

9. Шемякина О. О. Исследование внутриличност-ных конфликтов юношеского этапа развития // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Т. 4. № 2.

10. Юрлов Ю. Н. Внутриличностный конфликт курсанта: сущность, источники, динамика. Череповец : Изд-во ЧВВИУРЭ, 1993.

Bibliographic list

1. Antsupov A. Ya. Conflictology. St. Petersburg : Peter, 2013.

2. Maltseva T. V Psychological counseling of cadets and students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in situations of intrapersonal conflicts of professional formation: monograph. M. : MosU of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2005.

3. Maryin M. I. Scientific and practical problems of improving the effectiveness of psychological work in the Department of Internal Affairs // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2014. No. 1 (56). Р. 80-86.

4. Mayurov N. P. Features of professional adaptation of young police officers to service. Leningrad Law Journal. 2018. № 4 (54). P. 198-213.

5. Rean A. A. Psychology of personalities. St. Petersburg : Peter, 2016. 288 p.

6. Semenova E. A. Intrapersonal conflict in the structure of professional self-determination // Colloquium-journal. 2020. No. 2 (64). Р. 159-160.

7. Fantalova E. B. Diagnosis of conflict. Samara, 2001.

8. Horney K. Our internal conflicts // Constructive theory of neuroses. St. Petersburg : Peter, 2019. 240 p.

9. Shemyakina O. O. Research of intrapersonal conflicts of the youth stage of development // Psychological science and education psyedu.ru. 2012. Volume 4. No. 2.

10. Yurlov Yu. N. The cadet's intrapersonal conflict: essence, sources, dynamics. Cherepovets : Publishing House of CHVVIURE, 1993.

Информация об авторе

И. А. Шашкова - старший преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук.

Information about the author I. A. Shashkova - а senior lecturer at the Department of Legal Psychology of the educational and scientific complex of the Psychology of official activity, Candidate of Psychological Sciences.

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 09.03.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.