Научная статья на тему 'Проблемы содержательно-динамической характеристики профессиональной мотивации сотрудников полиции'

Проблемы содержательно-динамической характеристики профессиональной мотивации сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная мотивация / мотивационные факторы / профессиональная идентичность / сотрудники полиции / социально-психологические исследования в органах внутренних дел / professional motivation / motivational factors / professional identity / police officers / socio-psychological research in the internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева

Проанализированы психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников полиции; изложены результаты исследования содержательно-динамических характеристик профессиональной мотивации, сформулированы условия развития профессиональной мотивации сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of content-dynamic characteristics of professional motivation of police officers

The article analyzes the psychological features of professional motivation of police officers; the results of the study of the content-dynamic characteristics of professional motivation are presented, the conditions for the development of professional motivation of police officers are formulated.

Текст научной работы на тему «Проблемы содержательно-динамической характеристики профессиональной мотивации сотрудников полиции»

Научная статья

УДК 159.9; ББК 88.4 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-54-58

NIION: 2018-0077-1/23-279 MOSURED: 77/27-024-2023-01-478

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология и когнитивная эргономика

Проблемы содержательно-динамической характеристики профессиональной мотивации сотрудников полиции

Вячеслав Лазаревич Цветков1, Татьяна Александровна Хрусталева2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

2 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Московская область, Россия, [email protected]

Аннотация. Проанализированы психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников полиции; изложены результаты исследования содержательно-динамических характеристик профессиональной мотивации, сформулированы условия развития профессиональной мотивации сотрудников полиции.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, мотивационные факторы, профессиональная идентичность, сотрудники полиции, социально-психологические исследования в органах внутренних дел

Для цитирования: Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Проблемы содержательно-динамической характеристики профессиональной мотивации сотрудников полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 54-58. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-54-58.

Original article

Problems of content-dynamic characteristics of professional motivation

of police officers

Vyacheslav L. Tsvetkov1, Tatyana A. Khrustaleva2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow region, Russia, [email protected]

Abstract. The article analyzes the psychological features of professional motivation of police officers; the results of the study of the content-dynamic characteristics of professional motivation are presented, the conditions for the development of professional motivation of police officers are formulated.

Keywords: professional motivation, motivational factors, professional identity, police officers, socio-psychological research in the internal affairs bodies

For citation: Tsvetkov V. L., Khrustaleva T.A. Problems of content-dynamic characteristics of professional motivation of police officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):54-58. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-54-58.

Укрепление правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью во многом зависят от уровня профессионализма и компетентности сотрудников полиции, их профессиональной мотивации, готовности и способности стоять на страже закона.

В современных исследованиях мотивы рассматриваются как важнейшие детерминанты профессиональной деятельности и как фактор профессионального развития личности, профессиональная мотивация является фактором, позволяющим наиболее полно реализовать профессионально-личностный потенциал сотрудников полиции.

Рассматривая содержательно-динамическую характеристику профессиональной мотивации сотрудников полиции, необходимо выявить профессионально-значимые мотивационные факторы, проанализировать динамику профессиональной мотивации.

Психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения, называют мотиваторами (детерминантами). Они при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения.

Существует несколько точек зрения по поводу факторов, влияющих на мотивацию сотрудников. Например,

© Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., 2023

54 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Э. А. Уткин и А. И. Кочеткова выделяют поддерживающие и мотивирующие факторы [8]. Поддерживающие факторы: деньги, условия, инструменты для работы, безопасность и надежность. Мотивирующие факторы: признание, рост, достижения, ответственность и полномочия. Если обе группы факторов отсутствуют, - работа становится невыносимой; присутствуют только поддерживающие факторы - неудовлетворенность от работы минимальна; присутствуют только мотивирующие факторы - сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить; обе группы факторов присутствуют - служба приносит максимальную удовлетворенность.

Е. П. Ильин указывает на следующие группы мотиваторов: нравственный контроль (наличие нравственных принципов); предпочтения (интересы, склонности); внешняя ситуация; собственные возможности; собственное состояние в данный момент; условия достижения цели (затраты усилий и времени); последствия своего действия, поступка [3].

При рассмотрении факторов, влияющих на мотивацию, большое внимание уделяется удовлетворенности трудом, при этом выделяется две группы мотиваторов:

1. Внешние: нравственный контроль (наличие нравственных принципов); внешняя ситуация и условия деятельности (социальные, территориально-географические, временные); условия достижения цели (затраты усилий и времени); последствия своего действия, поступка; привычные занятия; примеры.

2. Внутренние: предпочтения (интересы, склонности); собственные возможности (знания, умения, качества); собственное состояние в данный момент (физические, психические).

При выборе цели деятельности и способов ее достижения многие мотиваторы остаются только «знае-мыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения. Сформированный же мотив всегда действенен, потому что включает в себя побуждение к достижению цели «здесь и сейчас» [7].

Мотивирующие факторы (мотиваторы) по своим проявлениям и функции в регуляции поведения можно разделить на три относительно самостоятельных класса.

Мотивирующие факторы первого класса (потребности и инстинкты) являются источниками активности.

Ранжирование профессионально значимых м

Их анализ дает ответ на вопрос о том, почему организм приходит в состояние активности.

Мотивирующие факторы второго класса определяют направленность активности организма, то, ради чего избираются одни, а не другие акты поведения.

Мотивирующие факторы третьего класса - это эмоции, субъективные переживания (стремления, желания) и установки. Они отвечают на вопрос о том, как осуществляется регуляция динамики поведения.

Для выявления факторов, влияющих на мотивацию сотрудников в ходе выполнения ими служебных обязанностей, было проведено эмпирическое исследование по квазиэкспериментальному плану. Для этого из общей выборки было создано две группы по 35 человек. В первую группу вошли сотрудники, которые прослужили от 5 года до 10 лет, во вторую - до 5 лет. Респондентам был предложен опросник, созданный на основе классификации мотивационных факторов А. И. Зеле-ченко и А. Г. Шмелева.

В ходе опроса респондентами были добавлены такие внешние мотивационные факторы, как «факторы-стимулы» (контролирующие, информирующие и вознаграждения).

Путем статистического и математического анализа результатов опроса определялись наиболее значимые психологические мотивационные факторы. Из 154 мотивационных факторов, предложенных для ранжирования, респондентами были выделены 62 профессионально значимых мотивационных фактора, которые были внесены в основную анкету исследования.

В результате исследования было выявлено, что большинство выбранных респондентами профессионально значимых мотивационных факторов относится к группоцентрическому уровню мотивации, что подтверждает влияние целей и установок как малых групп (семья, родственники, товарищи), так и больших (коллектив фирмы) на формирование мотивов и мотивации сотрудников полиции.

Это обстоятельство подтверждают и результаты ранжирования по значимости мотивационных факторов. Многие сотрудники поставили группоцентриче-ские (микросоциальные), эгоцентрические (индивидуальные) и эмоционально-личностный аспект отношения к деятельности на первые места (см. табл. 1).

Таблица 1

вационных факторов сотрудниками полиции

Профессионально значимые мотивационные факторы Количество баллов Ранг Уровни мотивации

Интерес к результату деятельности 4,3 8 Просоциальный, Группоцентрический

Рекомендации, советы и указания со стороны родных и близких 5,00 2 Эгоцентрический, Группоцентрический

Интересы (здоровье, спокойствие) семьи, родителей 4,7 3-4 Эгоцентрические, Группоцентрический

Личное состояние здоровья 4,8 3-4 Эгоцентрический

Материальное положении семьи 5,00 1 Группоцентрический

Ответственность перед товарищами по службе (если не я, то кто) 4,6 6 Группоцентрический

Хорошие жилищные условия 4,5 7 Эгоцентрический

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

55

Моральная ответственность за порученное дело 4,3 10-11 Духовный

Контроль конечного результата деятельности 4,5 9 Просоциальный (гуманистический), группоцентрический

Самостоятельность деятельности 4,2 10-11 Эгоцентрический

Высокая заработная плата 4,9 5 Эгоцентрический, Группоцентрический

Общение с друзьями 4,4 12 Группоцентрический

Количество свободного времени (продолжительность отпуска) 4,1 13 Эгоцентрический

Стимулирование (поощрение) 4,00 14 Эгоцентрический

Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что при формировании профессиональной мотивации в первую очередь играют мотивационные факторы группоцентрического класса (микросоциальные), во вторую очередь - эгоцентрические факторы.

Проведенный анализ распределения значимости неблагоприятных условий и факторов, показывает, что на первые места по интенсивности негативного воздействия на свою служебную деятельность сотрудники полиции склонны ставить: несправедливое распределение дополнительных выплат; большой риск для жизни и здоровья, отсутствие возможности полноценного отдыха и восстановления сил (см. табл. 2).

Таблица 2

Оценка сотрудниками полиции степени влияния неблагоприятных условий и факторов на служебную деятельность

Ранг значимости Неблагоприятные условия и факторы служебной деятельности

1 Несправедливое распределение дополнительных выплат

2 Большой риск для жизни и здоровья

3 Отсутствие возможности полноценного отдыха и восстановления сил

4 Неудовлетворительные бытовые условия

5 Несправедливое распределение служебной нагрузки

6 Плохие взаимоотношения в коллективе

Подразумевается, что неблагоприятные условия служебной деятельности должны в равнозначной мере компенсироваться уровнем заработной платы и социальной защитой сотрудников и т. д.

В ходе проведения исследования было предложено перечислить факторы, способные в большей степени повлиять на позитивную динамику мотивации к служебной деятельности. Проведя анализ полученных результатов, можно констатировать, что на позитивную динамику профессиональной мотивации сотрудников полиции оказывают факторы, связанные с достойными социально-бытовыми условиями (48,4 %), стабильной, индексируемой заработной платой (58 %), здоровыми отношениями в служебном коллективе (18 %).

Поскольку труд является базовым, ведущим видом деятельности человека, в системе мотивов особое место занимает профессиональная мотивация. Несмотря на высокий темп социальных перемен, формирующих психологическую среду человека, справедливо утверждать о все возрастающей роли «внутренних» детерминант профессиональной мотивации, где мотивам отводится ведущее место. Отношение личности к труду

56 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

и такие, раскрывающие его понятия, как профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение и самоосуществление, профессиональное становление, карьера и другие, приобретают все большее значение.

В ходе исследования учитывалось, что в зависимости от смысла, системы отношений, действия могут приобретать различные, часто скрытые, мотивацион-ные характеристики. Так, часто за внешним мотивом действия выявляются истинные смыслообразующие мотивы деятельности [7].

С проблемой профессиональной мотивации тесно связана проблема профессиональной идентичности сотрудников полиции. Профессиональная идентичность предполагает осознание себя как профессионала, когда человек не просто «выбирает профессию», а предопределяет в значительной степени весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. Действительно, профессиональная принадлежность является одной из самых значимых характеристик личности, неотъемлемым компонентом представлений о самом себе как о носителе определенной профессии.

На основе анализа литературных источников по проблеме исследования можно сделать выводы, что, во-первых, профессиональная идентичность состоит в самоотождествлении личности с выбранной профессией; во-вторых, от того, как происходит процесс профессиональной идентичности зависит дальнейшее отношение к выбранной профессии; в-третьих, развитие профессиональной идентичности напрямую зависит от профессионального коллектива, в который попадает личность, так как индивид принимает его ценности, правила, нормы, и т. д.

Профессиональная идентичность предполагает формирование позитивной профессиональной мотивации, ценностных ориентиров, характерных для выбранной профессиональной стези; взаимодействие с профессиональным сообществом с целью получения опыта, навыков и умений; формирование единого целого между внутренним образом выбранной профессии с реалиями данной профессии.

Достижение профессиональной идентичности сотрудниками полиции проявляется в осознании собственной профессиональной самоэффективности, убежденности в возможности реализовать свой потенциал, в психологической мобилизации по отношению к выполнению служебной деятельности.

Как показало исследование уровня профессиональной идентичности с помощью методики Л. Б. Шнейдер, достигнутую профессиональную идентичность продемонстрировали лишь треть опрошенных сотрудников

полиции (32 %), что означает, что у них сформировалось четкое представление о выбранной профессии, о себе; свидетельствуют о наличии значимых профессиональных целей, ценностей, убеждений, позитивном самоотношении, уверенности в себе, личностной и профессиональной определенности.

Вместе с тем примерно такое же количество респондентов (28 %) демонстрируют пвсевдоидентичность, что означает отрицание своей уникальности либо, наоборот, ее подчеркивание, связанное с нарушением временной связности жизни, ригидности Я-концепции, болезненном неприятии критики в свой адрес, низкой рефлексии.

Четверть опрошенных сотрудников полиции (26 %) продемонстрировали статус диффузной идентичности, что показывает несформированность собственных ценностей, недостаток прочных целей и убеждений. Респонденты с «диффузной идентичностью» могут вступить в стадию моратория и затем перейти к «зрелой идентичности». Но они могут также навсегда остаться на уровне «преждевременной идентичности», отказавшись от активного выбора и самоопределения, или пойти по пути диффузии.

Статус преждевременной идентичности был выявлен у небольшого количества опрошенных (8 %), что свидетельствует об отсутствии четкого и ясного осознания профессиональных ценностей, своего призвания, мотивации.

Мораторий идентичности также характерен для небольшой части обследованных сотрудников полиции (6 %), что проявляется в искажении профессиональной самооценки, сложности в собственной профессиональной идентификации. Такие сотрудники, с одной стороны, уже обладают достаточными знаниями относительно выбранной профессии, с другой - возможно, разочаровались в ней. Мораторий идентичности предполагает высокий уровень тревожности.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют определенные проблемы в развитии профессиональной идентичности сотрудников полиции, что может быть связано с несформированностью профессиональной мотивации, ценностных ориентиров, характерных для выбранной профессии, с отсутствием единого образа выбранной профессии и реальной деятельности.

С целью изучения содержательных характеристик идентичности использовалась методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда. Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Кто Я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений, которые первыми приходят в голову. Ответы обрабатывались методом контент-анализа. В результате в самоописаниях были выявлены объективные, функциональные и эмоциональные составляющие. Под объективной составляющей мы подразумевали статусные и ролевые самохарактеристики, к функциональной составляющей отнесли самоописания себя как субъекта какой-либо деятельности, к эмоциональной составляющей нами были отнесены самоописания, связанные с эмоциональным отношением к себе.

Полученные данные показали, что большая часть принявших участие в исследовании сотрудников полиции идентифицирует себя с позиции объективных самоописаний (представления себя как человека). Объективные самоописания доминируют в ответах 44 % респондентов.

Эмоциональные описания (представления о себе как о веселом, справедливом, хорошем, добром и т. д. человеке) были выявлены у 32 % респондентов.

Функциональные самоописания доминировали лишь у 24 % обследованных сотрудников полиции, что означает осознание себя в статусе сотрудника органов внутренних дел, позиционирование себя как защитника правопорядка, борца с преступностью, защитника интересов народа и т. д. Приведенные данные позволяют сделать вывод о недостаточно высоком уровне осознания сотрудниками особенностей, связанных с прохождением службы в полиции.

Развитие профессиональной мотивации тесно связано с процессом становления профессиональной идентичности сотрудников полиции. Осознание личностью себя как сотрудника органов внутренних дел, внутреннее принятие этого статуса, осмысление своих внутренних и внешних ресурсов, возможностей, качеств, необходимых для службы; является важной предпосылкой развития профессиональной мотивации. Как следствие, одной из задач психологического обеспечения служебной деятельности должно стать развитие профессиональной идентичности сотрудников полиции.

В целях гармонизации структурной организации профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел можно использовать тренинговые программы, направленные на личностный рост, на развитие мотивации, рефлексивных способностей, креативности, волевых качеств личности.

Библиографический список

1. Башкина, Е. В. Профессиональное «Я» как показатель личностной зрелости субъекта профессиональной деятельности / Е. В. Башкина, Т. А. Хрусталева // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 28-30.

2. Ермолаева, Е. П. Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений : дис. ... доктора психол. наук / Е. П. Ермолаева. М., 2009. 450 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2008. 512 с.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 2006.

5. Назыров, А. С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов : дис. ... канд. психол. наук / А. С. Назыров. М., 1999.

6. Субботин, И. Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе подготовки в вузе : дис. ... канд. психол. наук / И. Б. Субботин. М., 2003.

ЕСКИЕ НАУКИ 57

7. Суворов, В. А. Динамика профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / В. А. Суворов. М., 2003. 154 с.

8. Уткин, Э. А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э. А. Уткин, А. И. Кочеткова. М. : АКАЛИС, 1996. 205 с.

9. Хрусталева, Т. А. Психологические особенности профессиональной идентичности оперативных сотрудников полиции / Т. А. Хрусталева, А. И. Потапов // В сб.: Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 26 февраля 2020 года. Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. С. 479-481.

10. Цветков, В. Л. Профессиональная мотивация курсантов / В. Л. Цветков, В. А. Балашова // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 4 (83). С. 395-401.

11. Цветков, В. Л. Психолого-акмеологические особенности мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов / В. Л. Цветков, Д. Н. Старостин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 66-70.

12. Цветков, В. Л. Факторы профессиональной мотивации рабочих-мигрантов и ее динамика / В. Л. Цветков, Д. Н. Старостин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4 (51). С. 29-33.

13. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность (Структура, генезис и условия становления) : дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнейдер. М., 2001.

Bibliographic list

1. Bashkina, E. V Professional «I» as an indicator of personal maturity of the subject of professional activity / E. V Bashkina, T. A. Khrustaleva // Psychology and pedagogy of official activity. 2020. No. 4. PP. 28-30.

2. Ermolaeva, E. P. Psychology of professional realization in conditions of socio-economic changes : dis. ... doctors of psychological sciences / E. P. Ermolaeva. M., 2009. 450 p.

3. Ilyin, E. P. Motivation and motives / E. P. Ilyin. St. Petersburg : Peter, 2008. 512 p.

4. Markova, A. K. Psychology of professionalism / A. K. Markova. M. : International Humanitarian Foundation «Knowledge», 2006.

5. Nazirov, A. S. Correlation of professional identity and pedagogical orientation of pedagogical university students : dis. ... cand. psychological sciences / A. S. Nazirov. M., 1999.

6. Subbotin, I. B. The development of professional identity of officers of educational structures in the process of training at the university : dis. ... cand. psychological sciences / I. B. Subbotin. M., 2003.

7. Suvorov, V A. Dynamics of professional motivation of officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia : dis. ... cand. psychological sciences: 19.00.03 / V A. Suvorov. M., 2003. 154 p.

8. Utkin, E. A. Personnel management in small and medium-sized businesses / E. A. Utkin, A. I. Kochetkova. M. : AKALIS, 1996. 205 p.

9. Khrustaleva, T. A. Psychological features of the professional identity of operational police officers / T. A. Khrustaleva, A. I. Potapov // In the collection: Actual problems of adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the conditions of professional activity. Moscow, February 26, 2020. Moscow : VYa. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. PP. 479-481.

10. Tsvetkov, V L. Professional motivation of cadets / V. L. Tsvetkov, V A. Balashova // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2020. Vol. 25. No. 4 (83). PP. 395-401.

11. Tsvetkov, V L. Psychological and acmeological features of motives of professional activity of migrant workers / V. L. Tsvetkov, D. N. Starostin // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2012. No. 2 (49). PP. 66-70.

12. Tsvetkov, V L. Factors of professional motivation of migrant workers and its dynamics / V. L. Tsvetkov, D. N. Starostin // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2012. No. 4 (51). PP. 29-33.

13. Schneider, L. B. Professional identity (Structure, genesis and conditions of formation): dis. ... Doctor of Psychological Sciences / L. B. Schneider, M., 2001.

Дополнительная информация об авторах В. Л. Цветков - начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор психологических наук, профессор;

Т. А. Хрусталева - доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, кандидат психологических наук, доцент.

Additional information about the authors V. L. Tsvetkov - Head of the Department of Legal Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity, Doctor of Psychological Sciences, Professor;

T. A. Khrustaleva - Associate Professor of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 15.01.2023; одобрена после рецензирования 27.01.2023; принята к публикации 06.02.2023.

The article was submitted 15.01.2023; approved after reviewing 27.01.2023; accepted for publication 06.02.2023. 58 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.