Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-47-50 NIION: 2018-0077-1/23-277 MOSURED: 77/27-024-2023-01-476
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Развитие позитивного образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России в Условиях учебно-служебной деятельности
Светлана Рудольфовна Новосельская
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Представлены результаты апробации программы «Позитивный образ профессии» для курсантов образовательных организаций МВД России в условиях учебно-служебной деятельности. Реализация цели осуществлялась посредством развития компонентов структуры образа профессии у курсантов: повышения уровня мотивации к выполнению служебных обязанностей, положительного отношения к профессии, актуализации стремления к профессиональному совершенствованию, а также через рефлексию условий, необходимых для осуществления профессионального становления.
Ключевые слова: образ профессии, курсанты, удовлетворенность профессиональным выбором, структура образа профессии, мотивы выбора профессии
Для цитирования: Новосельская С. Р. Развитие позитивного образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России в условиях учебно-служебной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 47-50. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-47-50.
Original article
Development of a positive image of the profession among cadets of educational organizations of therninistry of Internal Affairs of Russia in the conditions of educational and service activities
Svetlana R. Novoselskaya
V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The results of testing the program «Positive image of the profession» for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of educational and service activities are presented. The goal was realized through the development of the components of the cadets' image of the profession: increasing the level of motivation to perform official duties, a positive attitude to the profession, actualization of the desire for professional improvement, as well as through reflection of the conditions necessary for the implementation of professional development.
Keywords: profession image, cadets, satisfaction with professional choice, structure of the profession image, motives for choosing a profession
For citation: Novoselskaya S. R. Development of a positive image of the profession among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of educational and service activities // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):47-50. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-47-50.
В настоящее время необходимость развития позитивного образа профессии у курсантов обусловлена тем, что профессиональное становление личности напрямую зависит от успешного прохождения начального этапа профессиональной подготовки. Современная Кадровая политика МВД России направлена на организацию работы с курсантами по повышению мотивации к эффективному и добросовестному выполнению слу-
жебных обязанностей, а также профилактику увольнения со службы в органах внутренних дел после окончания обучения в образовательной организации [8].
В ходе анализа научных источников мы выявили, что не существует единого определения образа профессии. Важным для нашего исследования является мнение К. А. Володиной, которая говорит об образе профессии как о: «целостной, многоцелевой системе субъектив-
© Новосельская С. Р., 2023
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
47
ных представлений человека о профессии, отражающей его эмоциональное отношение к ней и мотивационный потенциал дальнейшего профессионального развития и совершенствования» [1]. Иная точка зрения отражена в работе А. М. Копорейко, он определил образ профессии как «целостное отражение профессиональной деятельности, опосредованное личностными особенностями специалиста: прежде всего, его склонностями, играющими ведущую роль в адаптации к профессиональной деятельности, определяющими ее направленность» [4].
В нашем исследовании под структурой образа профессии понимается совокупность когнитивного, моти-вационного, эмоционального и поведенческого компонентов.
Анализ взглядов ученых на толкование образа профессии и его существующие структуры, мы пришли к выводу, что образ профессии представляет собой совокупность: имеющейся у личности информации о профессии и себе как профессионале, мотивационной направленности в профессиональной сфере, эмоциональные проявления относительно профессии, а также действия, направленные на достижение успеха в профессиональном развитии.
Теоретическое исследование указанной проблемы профессионального становления курсантов оставляет для нас открытым вопрос выбора методов его развития, в частности позитивного образа профессии. Для решения данной проблемы нами была разработана и апробирована программа тренинга «Позитивный образ профессии», которая может быть использована в практической деятельности психологами МВД России.
Для диагностики образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России были использованы следующие методики: Опросник диагностики профессионального самоотношения (К. В. Карпинского, А. М. Колышко) [6], методика «Отношение к себе как профессионалу» (С. В. Духновского) [2], краткая версия Big five inventory - 2 (BFI-2-S) [7], методика «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявской) [9], методика «Якоря карьеры» (Э. Шейна, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова) [10], тест-опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» (Ю. М. Орлова) [5], методика изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильиной) [3]. Статистическая обработка данных осуществлялась с применением описательной статистики, непараметрического критерия Т-критерия Вил-коксона предназначенного для зависимых выборок.
Целевая направленность тренинга «Позитивный образ профессии» заключалась в создании условий для развития у курсантов: представлений о профессии, соответствующих реальности, мотивации к овладению профессией и эффективному выполнению служебных обязанностей после окончания образовательной организации, положительному отношению к своей профессиональной деятельности, а также формированию оптимальный стратегий поведения, обеспечивающих профессиональное развитие. Реа-
лизация цели осуществлялась посредством развития компонентов структуры образа профессии у курсантов (слушателей): актуализации стремления к профессиональному совершенствованию, а также через рефлексию условий, необходимых для осуществления профессионального становления.
Таблица 1
Блоки тренинга «Позитивный образ профессии»
№ п/п Названия разделов и блоков тренинга
1. Вводная часть
1.1. Приветствие, беседа на тему «Сущность и структура образа профессии; его значение в деятельности курсантов образовательных организаций МВД России»
1.2. Постановка цели, задач тренинга, объяснение правил и принципов работы
2. Развитие когнитивного компонента
2.1. Овладение приемами позитивного мышления
2.2. Формирование вектора стремления к профессиональному успеху
2.3. Осознание требований профессиональной деятельности к личности сотрудника органов внутренних дел
3. Развитие мотивационного компонента
3.1. Овладение методами поэтапного планирования движения для достижения цели
3.2. Диагностика и осознание индивидуальной карты мотивов - выявление общих и индивидуальных особенностей иерархии мотивов
3.3. Формирование мотивации на достижение успеха в профессиональной деятельности
4. Развитие эмоционального компонента
4.1. Формирование и совершенствование навыков психологической устойчивости курсантов
4.2. Развитие эмоционального интеллекта
4.3. Снижение уровня эмоционального выгорания и формирование позитивного отношения к профессии
5. Развитие поведенческого компонента
5.1. Овладение методами формирования практических навыков управления своей мотивацией
5.2. Выработка оптимальных стратегий поведения, совершенствование навыков продуктивного взаимодействия и профессионального развития
Формирование тренинговой группы осуществлялось по принципу рандомизации. В исследовании приняли участие слушатели факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции в количестве 15 человек. Апробация программы тренинга осуществлялась с предварительным и итоговым тестированием.
Необходимо обратить внимание на то, что согласно результатам полученным с помощью диагностического инструментария у исследуемых слушателей обнаружена дисгармоничная тенденция: низкие значения по важным показателям «Представления о себе как профессионале», «Профессиональная компетентность», «Служение», «Установка на профессиональное развитие», «Принятие себя как профессионала». При этом слушатели испытывают тревогу относительно скорого вхождения в профессиональную деятельность, выражены негативные эмоции по этому поводу. Представление респондентов о себе как профессионале и сущности бу-
дущей профессиональной деятельности сформированы на низком уровне. Они не уверены в своем профессиональном будущем, при этом у них отсутствует опора на настоящее.
Слушатели - участники тренинга не заинтересованы в обогащении профессиональными знаниями и умениями, не считают нужным достигать успеха в карьерном росте. При этом поставленные задачи в процессе обучения они выполняют на среднем уровне, ответственны в выполнении поручений. Тренинг «Позитивный образ профессии» рассчитан на 18 часов, схе-
матично его программа представлена в виде разделов и блоков (таблица 1).
При разработке программы мы опирались на концептуальные идеи Г. М. Андреевой, Л. А. Петровской, Е. Г. Ивашкина и др. об интенсивном обучении, повышении психологической культуры участников социально-психологических тренингов с помощью игры и моделирования ситуаций. Сравнительные результаты диагностики изменения образа профессии слушателей образовательной организации МВД России в позитивную сторону представлены в таблице 2.
Таблица 2
Статистически значимые сдвиги в выраженности изменения показателей компонентов структуры образа профессии у курсантов до и после проведения тренинга (п = 15)
Методика Показатель До тренинга (ср.знач) После тренинга ( ср.знач)
Когнитивный компонент
Методика «Опросник диагностики профессионального самоотношения личности» (К.В. Карпинский, А.М. Колышко) Самооценка личностного роста в профессии 6,77 7,05
Методика «Отношение к себе как профессионалу» (С.В. Духновский) Представления о себе как профессионале 3,59 4,5
Диагностическая методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская) Информированность 6,78 7,48
Планирование 11,8 12,6
Мотивационный компонент
«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) Профессиональная компетентность 3,03 5,1
Служение 4,45 5,03
Тест - опросник «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» (Ю.М. Орлов) Потребность в достижении успеха 11,6 13,8
Методика «Отношение к себе как профессионалу» (С.В. Духновский) Установка на профессиональное развитие 2,5 3,3
Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной Приобретение знаний 8,9 11,2
Овладение профессией 8,5 10,1
Эмоциональный компонент
Краткая версия Big Five Inventory-2 (BFI-2-S) Тревожность 9,3 7,5
Негативная эмоциональность 11,4 10,8
Диагностическая методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская) Эмоциональное отношение 22,4 23,15
Методика «Отношение к себе как профессионалу» (С.В. Духновский) Принятие себя как профессионала 5,5 6,97
Поведенческий компонент
Краткая версия Big Five Inventory-2 (BFI-2-S) Добросовестность 23,1 24,6
Продуктивно сть 8,8 10,1
Ответственно сть 10,5 10,8
Примечание: при уровне статистической значимости
Как видно из табл. 2, после участия в тренинге слушатели больше нацелены на развитие в профессиональной сфере, повышения уровня своих компетенций, приобретения новых знаний, достижения успеха в карьерном росте и профессиональном развитии. Уровень значимой моти-вационной установки на служение также возрос, слушатели стали лучше осознавать планы на профессиональное будущее и требования к личности сотрудника полиции.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют: разработанная программа «По-
< 0,01
зитивный образ профессии» способствует развитию когнитивного, мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов структуры образа профессии в положительную сторону. В результате прохождения программы у слушателей значимо улучшились представления о себе как профессионале и требованиях служебной деятельности к личности специалиста. У них изменились мотивы личной значимости профессии, возросла направленность на профессиональное развитие. Также у слушателей снизился уровень
ЧЕСКИЕ НАУКИ 49
тревоги относительно скорого вхождения в профессиональную деятельность, отношение к профессии стало положительным.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы психологами образовательных организаций МВД России при работе с курсантами, имеющих проблемы с развитием компонентов структуры образа профессии. Разработанный тренинг «Позитивный образ профессии» может помочь психологам и специалистам, работающими со слушателями на стадиях адаптации, интернала.
Библиографический список
1. Володина, К. А. Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода / К. А. Володина // Молодой ученый. 2014. № 14 (73). С. 244-247.
2. Духновский, С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы) : монография / С. В. Духновский. Курган : изд-во Курганского ун-та, 2018. 314 с.
3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2002. 512 с.
4. Копорейко, А. М. Трансформация семантического слоя образа профессиональной деятельности в процессе обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя / А. М. Копорейко // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. № 2 (81). С. 134-141.
5. Елисеев, О. П. Потребность в достижении / О. П. Елисеев // Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С. 427-428.
6. Карпинский, К. В. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики : монография / К. В. Карпинский, А. М. Ко-лышко. Гродно : ГрГУ 2010. 140 с.
7. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2 / [А. Ю. Калугин и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. Т. 18. С. 7-33.
8. Цветков, В. Л. Особенности формирования образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России / В. Л. Цветков, С. Р. Новосельская // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 2. С. 88-92.
9. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. М. : Владос-Пресс, 2004.
10. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. СПб. : Речь, 2006.
Bibliographic list
1. Volodina, K. A. Formation of the image of the profession among students within the competence approach / K. A. Volodina // Young scientist. 2014. No. 14 (73). РР. 244-247.
2. Dukhnovsky, S. V Psychological reliability and personnel security (on the example of the state civil and municipal service) : monograph / S. V. Dukhnovsky. Kurgan : publishing house of Kurgan University, 2018. 314 p.
3. Ilyin, E. P. Motivation and motives / E. P. Ilyin. St. Petersburg : Peter, 2002. 512 p.
4. Koporeyko, A. M. Transformation of the semantic layer of the image of professional activity in the process of studying at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' / A. M. Koporeyko // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2020. No. 2 (81). РР. 134-141.
5. Eliseev, O. P. The need for achievement / O. P. Eli-seev // Practicum on personality psychology. St. Petersburg, 2003. РР. 427-428.
6. Karpinsky, K. V. Professional self-attitude of the individual and the methodology of his psychological diagnosis : monograph / K. V Karpinsky, A. M. Kolyshko. Grodno : GrSU, 2010. 140 p.
7. Psychometrics of the Russian version of Big Five Inventory-2 / [A. Y. Kalugin et al.] // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2021. No. 1. T. 18. РР. 7-33.
8. Tsvetkov, V. L. Features of the formation of the image of the profession among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / V. L. Ts-vetkov, S. R. Novoselskaya // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No. 2. РР. 88-92.
9. Chernyavskaya, A. P. Psychological counseling on professional orientation / A. P. Chernyavskaya. M. : Vla-dos-Press, 2004.
10. Chiker, V. A. Psychological diagnostics of the organization and personnel / V. A. Chiker. SPb. : Speech, 2006.
Дополнительная информация об авторе С. Р. Новосельская - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Additional information about the author S. R. Novoselskaya - an adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 24.12.2022; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 06.02.2023.
The article was submitted 24.12.2022; approved after reviewing 30.01.2023; accepted for publication 06.02.2023.