Научная статья на тему 'Диагностика образа профессии курсантов методом контент-анализа текста'

Диагностика образа профессии курсантов методом контент-анализа текста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ профессии / курсант / контент-анализ эссе / image of the profession / cadet / essay content analysis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Светлана Рудольфовна Новосельская

Рассматривается вопрос диагностики образа профессии путем статистического анализа текста, созданного испытуемым. Представлены результаты эмпирического исследования образа профессии курсантов образовательной организации МВД России. Выявлены особенности отношения респондентов к службе в полиции, значимость профессии для них и роли полицейского в представлении участников исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Светлана Рудольфовна Новосельская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnosis of the image of the profession of cadets by the method of content analysis of the text

The article deals with the issue of diagnosing the image of the profession by statistical analysis of the text created by the subject. The results of an empirical study of the image of the profession of cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. The features of the attitude of respondents to the service in the police, the importance of the profession for them and the role of the policeman in the presentation of the study participants are revealed.

Текст научной работы на тему «Диагностика образа профессии курсантов методом контент-анализа текста»

Научная статья УДК 159

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-254-258 NIION: 2018-0077-4/22-263 MOSURED: 77/27-024-2022-04-462

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Диагностика образа профессии курсантов методом контент-анализа

текста

Светлана Рудольфовна Новосельская

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Snov.6505@gmail.com

Аннотация. Рассматривается вопрос диагностики образа профессии путем статистического анализа текста, созданного испытуемым. Представлены результаты эмпирического исследования образа профессии курсантов образовательной организации МВД России. Выявлены особенности отношения респондентов к службе в полиции, значимость профессии для них и роли полицейского в представлении участников исследования. Ключевые слова: образ профессии, курсант, контент-анализ эссе

Для цитирования: Новосельская С. Р. Диагностика образа профессии курсантов методом контент-анализа текста // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 254-258. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-254-258.

Original article

Diagnosis of the image of the profession of cadets by the method of

content analysis of the text

Svetlana R. Novoselskaya

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, Snov.6505@gmail.com

Abstract. The article deals with the issue of diagnosing the image of the profession by statistical analysis of the text created by the subject. The results of an empirical study of the image of the profession of cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. The features of the attitude of respondents to the service in the police, the importance of the profession for them and the role of the policeman in the presentation of the study participants are revealed. Keywords: image of the profession, cadet, essay content analysis

For citation: Novoselskaya S. R. Diagnosis of the image of the profession of cadets by the method of content analysis of the text // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):254-258. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-254-258.

Диагностика образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России представляет собой важную задачу, решение которой позволит эффективно изучить его динамику, а также при необходимости проводить психокорректирующие мероприятия, направленные на повышение уровня мотивации к обучению у курсантов, также как и у сотрудников органов внутренних дел к эффективному выполнению служебных обязанностей [1].

Современная психология трактует образ как феномен, который образуется в процессе наглядно-предметной, эмоциональной и познавательной активности, а также отображающий итог интегрального отражения объективной реальности [4]. Немаловажно отметить,

что «образ» неотделим «образ мира», который в свою очередь является системой представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности [3].

Профессиональная область образа мира включает в себя разнообразие специальностей и предоставляет сфокусировать свое внимание и начать профессиональное становление в конкретной профессиональной деятельности. В процессе обучения и профессиональной подготовки у человека формируется образ профессии.

В нашем исследовании образ профессии представляет собой комплекс представлений человека о профессиональной деятельности и о себе как специалисте [2].

Существующие подходы к диагностике образа профессии отличаются рядом особенностей, вытекающих

© HoBOcemcKaa C. P., 2022

254 Problems of psychological support for the activities of internal affairs bodies

из теоретических представлений авторов о феномене образа профессии [6]. Практически все авторы предлагают в качестве психодиагностических методов тестирование. Вместе с тем отсутствуют эмпирические исследования образа профессии курсантов образовательных организаций МВД России методом контент-анализа текста.

В эмпирическом исследовании приняли участие курсанты образовательной организации МВД России общей численностью 95 человек, в возрастном диапазоне от 18 до 23 лет, обучающихся на третьем курсе.

Респондентам было предложено написать эссе на две темы: «Я - сотрудник полиции», «Идеальный сотрудник полиции», небольшое сочинение в произвольной форме, в котором бы отражался личный опыт освоения профессии полицейского в процессе обучения в университете, а также представления об «идеальном» сотруднике органов внутренних дел.

Для количественной обработки полученных результатов нами был разработан классификатор, который включал в себя: категории (основные понятия: «сотрудник ОВД», «полицейский», «сотрудник полиции», «курсант», «сотрудник правоохранительных органов», подкатегории (конкретные смысловые единицы: описание положительного, нейтрального или отрицательного отношения к профессии, позитивных или негативных эмоции и т. д.).

Классификатор стал базой для формирования коди-ровочной матрицы, в которой мы регистрировали результаты исследования [4].

Проведенный контент-анализ эссе курсантов образовательной организации МВД России на темы «Я - сотрудник полиции» и «Идеальный полицейский» показал следующее. При помощи количественного анализа категорий мы выявили, что понятие «сотрудник полиции», употреблялось чаще, чем «сотрудник ОВД» (табл. 1). Важно также отметить, что, несмотря на предлагаемые темы эссе, респонденты чаще всего употребляли категорию «курсант», обращая внимание на то, что они являются обучающимися и, соответственно, обязанности сотрудника полиции выполняют не в полной мере.

Таблица 1

Частота употребления курсантами категорий

исследования (п = 95)

№ Семантическая еди- Количество Частота упо-

п/п ница (суждение, по- респонден- требления

нятие, выражение) тов, упо- (суждения,

Категории исследова- требивших понятия,

ния (наиболее общие данное выражения),

понятия) (суждение, %

понятие,

выражение)

1 Курсант 78 82 %

2 Сотрудник полиции 72 75 %

3 Сотрудник органов 54 56 %

внутренних дел

4 Полицейский 31 32 %

5 Сотрудник правоохра- 11 11 %

нительных органов

Проблемы психологического

Представим частоту встречаемости семантических единиц (суждений, понятий, выражений) на роли сотрудника полиции в тестах эссе курсантов образовательной организации МВД России (табл.2).

Таблица 2

Частота употребления курсантами ролей

сотрудника полиции в обществе (п = 95)

№ Семантическая единица Количество Частота

п/п (суждение, понятие, выражение) Подкатегории исследо- респондентов, употребивших употребления (суждения,

вания данное понятия,

(наименование роли сотрудника полиции) (суждение, понятие, выражение) выражения)

1 «Пример для подражания» 27 28 %

2 «Олицетворение законно- 21 21 %

сти и правосудия»

3 «Патриот своей страны» 13 14 %

4 «Профессионал» 11 12 %

5 «Грамотный специалист 10 11 %

своего дела»

6 «Мастер своего дела» 8 8 %

7 «Борец со злом» 6 6 %

«Человек, которым дви-

8 жет чувство справедливости» 4 4 %

9 «Хороший психолог» 4 4 %

10 «Добродушный и милосердный человек» 4 4 %

11 «Лицо исполнительной 4 4 %

власти»

12 «Герой нашего времени» 2 2 %

Контекст, в котором употреблялись понятия «сотрудник полиции», «сотрудник органов внутренних дел», «полицейский» и «сотрудник правоохранительных органов», позволил количественно проанализировать отношение участников исследования к указанным подкатегориям (рис. 1). Необходимо заметить, что в ходе изучения эссе курсантов не было выявлено отрицательного отношения респондентов к осваиваемой ими профессии и особенностям службы в полиции.

■ Положительное отношение к профессии полицейского

■ Нейтральное отношение к профессии полицейского

Рис. 1. Частота упоминаний студентами об их отношении к профессии полицейского (п = 95) Анализ эссе на тему «Я - сотрудник полиции» позволяет утверждать следующее. Большинство куря деятельности органов внутренних дел 255

сантов в своих эссе открыто делятся своими представлениями о службе в полиции и профессии, которую через некоторое время им предстоит освоить на практике. Респонденты определяют приоритеты своего обучения в вузе: «Полицейский должен иметь «багаж» знаний в области юриспруденции, уравновешенной психикой и физической подготовкой. Получить эти знания и овладеть навыками мне помогает вуз, в котором я обучаюсь. Приобретенная в этих стенах основа обеспечит мне профессиональное развитие на службе в будущем». Поступая в образовательную организацию МВД России, курсанты определяют для себя разные стороны служебно-учебного процесса. Об этом можно судить по следующим высказываниям: «Профессия полицейского может в будущем обеспечить мне стабильность, уверенность в себе и завтрашнем дне и карьерный рост», «Служба в полиции - это не просто работа, а профессия, в которой постоянно присутствует напряжение и опасность». Большинство участников исследования демонстрируют готовность к профессиональному совершенствованию в будущем, о чем свидетельствуют суждения: «Почему же я решил стать полицейским? Потому что искренне хочу помогать людям, бороться за их права и свободы, блюсти правопорядок и справедливость в обществе и, что са-

мое главное, поднимать престиж профессии правозащитника».

Согласно анализу работ респондентов, позитивные эмоции в отношении профессии и службы в полиции испытывают 58% участников исследования: «Осознание, что я являюсь сотрудником полиции, вызывает во мне чувство гордости!», «Я чувствую гордость, когда думаю о своей будущей профессиональной деятельности».

В исследовании образа профессии курсантов мы не задавались целью изучить качества личности полицейского и качество выполнения им служебных обязанностей. Но при этом данные категории мы выявили методом контент-анализа. Качества личности полицейского указали практически все участники исследования (87 человек из 95 человек). Самыми важными качествами личности для курсантов являются смелость, чувство долга, эрудированность, стрессоустойчивость (табл. 3). Самые значимые характеристики качества выполнения служебных обязанностей отметили 83% респондентов и назвали такие как: «добросовестное выполнение служебных обязанностей», «четкое выполнение задач», «своевременно и грамотно выполнять поставленные служебные задачи», «оперативно реагировать на предотвращение преступлений, оказывать незамедлительную помощь пострадавшим».

Таблица 3

Частота упоминаний курсантами о качествах личности, которые должны быть присущи сотруднику полиции (п = 87)

№ п/п Семантическая единица (суждение, понятие, выражение) Качества личности сотрудника полиции Количество респондентов, употребивших данное (суждение, понятие, выражение) Частота употребления (суждения, понятия, выражения)

1. Смелость (отвага, храбрость) 42 48 %

2. Благородство (порядочность, чувство долга) 32 37 %

3. Эрудированно сть (широта кругозора, начитанность, рассудительность, богатство словарного запаса, ум, грамотность) 30 34 %

4. Стрессоустойчивость (уравновешенность, спокойствие, самообладание, выдержка) 27 31 %

5. Решительность (твердость) 21 24 %

6. Справедливость 19 22 %

7. Ответственность (пунктуальность) 17 20 %

8. Сила воли (терпение) 16 18 %

9. Честность 13 15 %

10. Мужественность 13 15 %

11. Общительность (коммуникабельность) 13 15 %

12. Дисциплинированно сть 13 15 %

13. Вежливость (уважение, тактичность) 13 15 %

14. Нетерпимость к коррупции (неподкупность) 11 13 %

15. Физическая выносливость (хорошая физическая подготовка) 9 10 %

17. Доброта (желание помочь, отзывчивость) 9 10 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Гуманность 8 9 %

19. Опрятность (аккуратность, усидчивость) 8 9 %

20. Открытость 4 5 %

21. Толерантность 4 5 %

Таким образом, результаты проведенного исследования образа профессии курсантов методом контент-анализа текста позволил сформировать следующие выводы:

1) курсанты в полной мере осознают свою профессиональную идентичность и чаще всего используют понятие «курсант» в своих эссе;

2) респонденты наделяют сотрудников полиции различными социальными ролями, схожими по смысловому значению и имеющими позитивную эмоциональную окраску в тексте;

3) чаще всего курсанты в своих текстовых работах пишут о «чувстве гордости» по поводу обучения в образовательной организации МВД России, а также профессиональной принадлежности в будущем;

4) в образе профессии курсантов присутствует выраженная тенденция к развитию. Участники исследования описывают профессионально важные качества сотрудника полиции, такие как смелость, благородство, эрудированность, стрессоустойчивость и др.

3. A brief psychological dictionary / ed.-comp. L. A. Karpenko ; under the general editorship of A. V. Petro-vsky, M. G. Yaroshevsky. Rostov n/A : Phoenix, 1998.

4. Rybnikova, M. N. Individual-typological and socio-psychological factors of the formation of the image of the profession : abstract. dis. ... cand. psychological sciences / M. N. Rybnikova. M., 2008. 26 p.

5. Sergeeva, O. V. Research of interpersonal roles of a university teacher / O. V. Sergeeva // Bulletin of the YUrG-GPU, 2016. No. 2. PP. 131-136.

6. Chernysheva, I. R. The image of a profession in the conditions of information and communication space / I. R. Chernysheva, V. A. Balashova // In the collection: Actual problems of adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the conditions of professional activity: A collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. 2020. PP. 497-499.

^исок источников

1. Балашова, В. А. Роль средств массовой информации в формировании имиджа сотрудников правоохранительных органов / В. А. Балашова, В. Н. Дружинина // Публичное и частное право. 2016. № 4 (32). С. 219-225.

2. Володина, К. А. Экспериментальное исследование образа профессии у студентов-психологов на начальных этапах обучения в вузе / К. А. Володина, Н. Н. Колмогорцева // Педагогическое образование в России, 2014. № 7. С. 109-113.

3. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д : Феникс, 1998.

4. Рыбникова, М. Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М. Н. Рыбникова. М., 2008. 26 с.

5. Сергеева, О. В. Исследование межличностных ролей преподавателя вуза / О. В. Сергеева // Вестник ЮУрГГПУ, 2016. № 2. С. 131-136.

6. Чернышева, И. Р. Образ профессии в условиях информационно-коммуникационного пространства / И. Р. Чернышева, В. А. Балашова // В сб.: Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 497-499.

List of sources

1. Balashova, V. A. The role of mass media in the formation of the image of law enforcement officers / V. A. Balashova, V. N. Druzhinina // Public and private law. 2016. No. 4 (32). PP. 219-225.

2. Volodina, K. A. Experimental study of the image of the profession among psychology students at the initial stages of university studies / K. A. Volodina, N. N. Kol-mogortseva // Pedagogical Education in Russia, 2014. No. 7. PP. 109-113.

Проблемы психологического обеспеч

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб. : Питер, 2010. 288 с.

2. Батищев, В. Н. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие. М. : Перо, 2019. 47 с.

3. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала Текст / А. А. Деркач. М. : Изд-во МПСИ; /Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. 752 с.

4. Зиборова, С. В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Красноярск, 1999. 122 с.

5. Климов, Е. А. Введение в психологию труда. М. : Изд-во МГУ, 1988. 198 с.

6. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 512 с.

7. Леонтьев, А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М. : Педагогика, 1983. С. 251-261.

8. Платаш, Е. Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2011. 189 с.

9. Цветков, В. Л. Профессиональная идентичность сотрудников ОВД и ее влияние на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах/ В. Л. Цветков, С. Н. Старостин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1. С. 3- 14.

10. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность / Л. Б. Шнейдер. М. : МОСУ 2001. 272 с.

Bibliographic list

1. Ananiev, B. G. Man as a subject of knowledge / B. G. Ananiev. St. Petersburg: Peter, 2010. 288 p.

2. Batishchev, V. N. Psychology of professional self-determination : Textbook. M. : Pero, 2019. 47 p.

я деятельности органов внутренних дел 257

3. Derkach, A. A. Acmeological foundations for the development of a professional Text / A. A. Derkach. M. : Publishing House of MPSI / Voronezh : NPO MODEK, 2004. 752 p.

4. Ziborova, S. V. Professional consciousness: representation and image of the profession: dissertation for the degree of candidate of psychological sciences. Krasnoyarsk, 1999. 122 p.

5. Klimov, E. A. Introduction to the psychology of work. M. : Publishing House of Moscow State University, 1988. 198 p.

6. Klimov, E. A. Psychology of professional self-determination / E. A. Klimov. Rostov n / D . : Phoenix, 1996. 512 p.

7. Leontiev, A. N. Image of the world // Selected psychological works. M. : Pedagogy, 1983. PP. 251-261.

8. Platash, E. F. Organizational and pedagogical conditions for the formation of the image of the future profession among students of specialties in economics: a dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Stavropol, 2011. 189 p.

9. Tsvetkov, V. L. Professional identity of police officers and its influence on the choice of behavior strategies in service conflicts / V. L. Tsvetkov, S. N. Starostin // Psy-chopedagogy in law enforcement agencies. 2011. No. 1. PP. 3-14.

10. Schneider, L. B. Professional identity / L. B. Schneider. M. : MOSU, 2001. 272 p.

Дополнительная информация об авторе С. Р. Новосельская - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Additional information about the author S. R. Novoselskaya - an adjunct of the faculty of training research and scientific personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 25.09.2022; одобрена после рецензирования 02.11.2022; принята к публикации 20.11.2022.

The article was submitted 25.09.2022; approved after reviewing 02.11.2022; accepted for publication 20.11.2022.

Психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / под науч. ред. И. В. Грошева, В. Л. Цветко-ва; под общ. ред. В. Ф. Родина, И. Б. Лебедева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 311 с. ISBN 978-5-238-03625-0

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Рассмотрены основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.

Для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ

Второе издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.