УДК 159.9; ББК 88.8
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -2-88-92
© Цветков В.Л., Новосельская С.Р. 2021
FEATURES OF PROFESSION IMAGE FORMATION IN TRAINERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Vyacheslav L. Tsvetkov,
Head of the Department of Legal Psychology, Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychology, Professor 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 Е-mail: [email protected]
Svetlana R. Novoselskaya,
Associate Professor of Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Staff of Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: [email protected]
Вячеслав Лазаревич Цветков,
начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Е-mail: [email protected]
Светлана Рудольфовна Новосельская,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России
имени В.Я. Кикотя 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Е-mail: [email protected]
Для цитирования: Цветков В.Л., Новосельская С.Р. Особенности формирования образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 88-92. Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология и эргономика.
Abstract. The article presents an analysis of the structure of the image of the profession, and also presents the results of an empirical study of the peculiarities of the formation of the image of the profession among cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: professional choice, profession, cadets, satisfaction with professional choice.
Аннотация. В статье представлен анализ структуры образа профессии, а также приведены результаты эмпирического исследования особенностей формирования образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: профессиональный выбор, образ профессии, курсанты, удовлетворенность профессиональным выбором.
Проблема изменения образа профессии личности продолжает вызывать широкий интерес со стороны научных деятелей. Это не случайно, поскольку формирование образа профессии неразрывно связано с процессом профессионального самоопределения, а также выступает фактором, определяющим успешность профессиональной деятельности.
Современные социально-экономические условия также оказывают влияние на становление образа профессии у субъекта труда. Осложняют его изменения в системе ценностей, уровне мотивации, выборе социальных ориентиров, а также появления новых видов деятельности и профессий.
Как показывает практика, весомое количество курсантов образовательных организаций МВД России претерпевают разочарование в выборе будущей профессии в связи с несоответствием ожиданий и реальности.
Поскольку процесс формирования и развития образа профессии носит не стихийный, а управляемый и регулируемый характер, возникает необходимость тщательного исследования психологических особенностей процесса изменения образа профессии. Это необходимо для того, чтобы, основываясь на них, сконструировать модель реального (соответствующей действительности профессиональной деятельности) и эффективного (формирующей усвоение необходимых зна-
ний, умений и навыков на высоком уровне, другими словами профессиональных компетенций) образа профессии у курсантов образовательных организаций системы МВД России.
Для того чтобы подготовить курсантов к их дальнейшей профессиональной деятельности, с первых дней с ними осуществляется практико-ориентиро-ванное обучение, суть которого заключается в формировании у курсантов и слушателей компетенций, практического опыта и развитии профессиональных качеств личности. С первого года обучения курсантский состав привлекается к нарядам и охране общественного порядка, проходит специальную подготовку (огневая, физическая и т.д.), обучается боевым приемам борьбы, соблюдает распорядок дня и выполняет определенные служебно-профес-сиональные обязанности [1].
К числу основных задач в подготовке офицера относят помощь курсанту понять и найти свое предназначение, или, говоря словами основателя гуманистической психологии, А. Маслоу: «помочь человеку стать тем, кем он способен стать» остается сегодня актуальной [2]. В контексте проблемы профессиональной успешности эта задача приобретает особый смысл - помочь человеку стать успешным в выбранной профессии, а главная задача профессионального образования сегодня - создать необходимые и достаточные условия для овладения профессиональной деятельностью в соответствии с интересами и способностями человека [3].
В процессе исследования актуальной задачей стало выделение условий, факторов и особенностей успешности формирования образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения. При определении показателей успешности формирования образа профессии мы исходили из состояния каждого компонента структуры образа профессии у курсантов. Мы полагаем, что структуру образа профессии курсантов образовательных организаций МВД России составляют следующие элементы: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный и личностный.
Нами были выделены субъективные показатели успешности формирования образа профессии, которые характеризуют развитие структурных компонентов образа профессии, с одной стороны, и успешность формирования образа профессии -с другой. К их числу можно отнести:
- мотивационно-ценностный, выражающийся в установках, приоритетах и значимых для личности особенностях профессиональной деятельности;
- когнитивный критерий, определяющий уровень знаний и навыков о профессии, служебной деятельности, а также о профессиональной культуре, профессиональном сообществе и особенностях специализации;
- эмоционально-оценочный критерий, к которому относятся уровень самоотношения и характер самооценки профессиональный способностей, а также уровень отношения и оценки профессиональных требований и особенностей служебной деятельности [4];
- личностный, содержащий профессионально-значимые качества курсантов, а также возможные проблемы, которые могут вызывать чувство тревоги и переживания, способы регуляции и особенности реагирования на ситуации, возникающие в ходе профессиональной деятельности.
В качестве результативных признаков формирования образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России выступали:
Основным методом исследования был выбран анонимный опрос по специально разработанной анкете 200 курсантов первого курса Московского университета МВД России, а также 25 выпускников образовательной организации МВД России, проходящих службу в органах внутренних дел менее двух лет. Каждый блок анкеты соответствовал структуре образа профессии курсантов.
Одним из вопросов анкеты, предназначенным для исследования мотивационно-ценностного компонента образа профессии курсантов был «Ваши планы на ближайшее время относительно службы в органах внутренних дел?» (табл. 1). На начальном этапе профессионализации практически все первокурсники нацелены на дальнейшую службу в полиции, причем в русле той профессиональной деятельности, которую они выбрали до поступления в вуз. Мы наблюдаем явную динамику после окончания образовательной организации и началу исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции. Как и курсанты первого курса, большинство выпускников выбрали профессиональное развитие по выбранной специальности в структуре МВД России. При этом 1/5 часть опрашиваемых сотрудников намерена осуществить перевод на другую специализацию в ОВД. Вместе с тем мы обнаружили в обеих группах исследования выборы в отношении увольнения со службы в полиции.
На вопрос «Что для Вас было наиболее важным в выборе профессии?» ответы разделились следующим образом (рис. 1). Для первокурсников также как и для сотрудников полиции, имеющих стаж менее двух лет, престиж выбранной профессии является приоритетом. В то же время
курсанты первого курса заинтересованы в том, чтобы после окончания образовательной организации иметь гарантированную возможность трудоустройства. Выборы выпускников разделились
между вариантами «уровень заработной платы», «предоставление социальных гарантий» и обязательное трудоустройство после окончания вуза в равной степени.
Таблица 1
Особенности мотивационно-ценностного компонента образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России, % (п=225)
Позиции выбора Курсанты первого курса Молодые сотрудники ОВД
Планирую продолжить службу в органах внутренних дел по специальности, которую осваиваю в университете 94,4 73,7
Планирую продолжить службу в органах внутренних дел по другой специальности 2,8 19,6
Планирую уволиться из органов внутренних дел 2,8 6,7
Другое 0 0
60
40
20
курсанты первого курса
молодые сотрудники ОВД
Прест Урове Социа Гаран
иж нь льные тия
профе зарабо гарант трудо
ссии тнои ии устро
платы иства
57,2 12,9 13,9 57,7
44,4 22,2 27,8 27,8
Рис. 1. Исследование мотивационно-ценностного компонента образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России, % (п=225)
Для выявления особенностей формирования когнитивного компонента образа профессии у курсантов был также сформулирован блок вопросов, один из которых «Оцените Ваш уровень готовности к будущей профессиональной деятельности в баллах от 1 до 5» и далее пятибалльная шкала с обобщенной характеристикой каждой позиции (табл. 2). Что примечательно, 1/4 часть опрашиваемых первокурсников оценили свою готовность к службе в полиции максимальным количеством баллов.
Мы предполагаем, что это обусловлено недостаточным пониманием курсантов первого курса требований к их будущей профессиональной деятельности и, следовательно, когнитивный компонент образа профессии на начальном этапе профессионализации полностью не сформирован. Что же касается результатов опроса выпускников, то подавляющая часть опрашиваемых имеет сформированное представление о своей профессии, при этом стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Таблица 2
Особенности когнитивного компонента образа профессии у курсантов образовательных
организаций МВД России, % (п=225)
Позиции выбора Курсанты первого курса Молодые сотрудники ОВД
1 балл - не чувствуете готовности к будущей профессиональной деятельности, недостаточно владеете необходимыми знаниями, умениями и навыками 7,22 0
2 балла - готовы к будущей профессиональной деятельности, недостаточно владеете необходимыми знаниями умениями и навыками для достижения стабильного и эффективного результата 21,1 0
3 балла - готовы к будущей профессиональной деятельности, имеете определенный опыт и обладаете потенциалом роста, нуждаетесь в дополнительном обучении и контроле 22,7 16,7
0
4 балла - обладаете необходимыми знаниями и навыками, имеете существенный опыт в данной области. Способны без посторонней помощи решать сложные задачи, исполняете обязанности в соответствии с требованиями и добиваетесь эффективных и стабильных результатов. Нуждаетесь в усовершенствовании навыков 23,7 38,9
5 баллов - абсолютная готовность к будущей профессиональной деятельности. Способны применять необходимые знания и навыки, а также добиваться высоких результатов. Стабильны в эффективности деятельности. Способны к творческому преобразованию служебных ситуаций 25,3 38,9
Эмоционально-оценочный компонент образа профессии выражается в субъективном отношении курсантов к профессиональной деятельности, профессиональному сообществу, а также самооценка и самоотношение к собственным способностям и соответствию требованиям, которые предъявляет служба в полиции. Анализ результатов исследования эмоционального компонента показал, что на вопрос анкеты «Удовлетворены ли Вы выбором будущей профессии?» (рис. 2) 76,8 % первокурсников довольны выбором профессии и не хотели бы ничего менять. Но в то же время 1/5 часть исследуемых курсантов не удовлетворена отдельными частностями будущей профессиональной деятельности. Мы предполагаем, что это может быть связано с возможными
трудностями, с которыми могут столкнуться курсанты после окончания вуза. При этом мы выявили, что 2,6 % респондентов первого курса не довольны вовсе своим выбором и предпочли бы поменять свой выбор профессии и образовательной организации.
Что же касается выпускников образовательных организаций МВД России, то большинство выборов на предложенный вопрос анкеты пришлось на положительный ответ удовлетворенностью своей профессией и вуза. Лишь 5,6 % сотрудников ОВД, имеющих стаж службы менее двух лет, предпочли бы внести некоторые коррективы в свой выбор профессии и мы не обнаружили ни одного отрицательного выбора на поставленный вопрос анкеты.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Да Частично Нет
76,8 20,6 2,58
94,4 5,6 0
Курсанты первого курса
Молодые сотрудники ОВД
Рис. 2. Исследование эмоционального компонента образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России, % (п=225)
Личностный компонент структуры образа профессии курсантов исследовался вопросом: «Какие служебные проблемы Вас волнуют в будущей профессии?». Как показывают результаты опроса (рис. 3) значимой трудностью для всех респондентов является ненормированный рабочий день. Иные проблемы в будущей профессиональной деятельности, к примеру, высокий уровень ответственности (37,1 %) также волнуют первокурсников. Интересные дан-
ные, полученные исследованием уже приступивших к профессиональной деятельности полицейских. Мы выявили снижение значимости трудностей, которые могут возникнуть на службе, поскольку полученный профессиональный опыт в процессе учебы, а также отработка навыков на практике по получению профессиональных компетенций обеспечивают уверенность в способностях и возможностях преодоления различного рода проблем.
Адаптация Жесткий регламент Большой объем работы Высокий уровень ответствен ности Ненормир ованный рабочий день
■ Курсанты первого курса 13,4 16 28,9 37,1 42,3
■ Молодые сотрудники ОВД 5,6 11,1 11,1 11,1 44,4
Рис. 3. Исследование личностного компонента образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России, % (п=225)
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено:
1. Структура образа профессии курсантов образовательных организаций МВД России представляет собой такие структурные элементы как, мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-оценочный и личностный;
2. Мотивационно-ценностный компонент образа профессии курсантов сформирован с определенными особенностями. Первокурсники нацелены на продолжение службы в органах внутренних дел после окончания образовательных организаций, при этом выявлена возможная динамика данного структурного компонента и снижения стремления курсантов продолжить службу в полиции по выбранной специальности;
3. У курсантов первого курса образовательных организаций МВД России когнитивный компонент образа профессии нуждается в дальнейшем развитии. Это проявляется в потребности обогащения знаниями о будущей профессии, а также закрепления их в виде профессиональных навыках;
4. Эмоционально-оценочный компонент образа профессии формируется в соответствии с положительным отношением курсантов к будущей профессии и собственной удовлетворенностью выбором профессиональной деятельности;
5. Как у первокурсников, так и у выпускников образовательных организаций МВД России наблюдается тревога относительно ненормированного рабочего дня в процессе служебной деятельности. Данный факт оказывает влияние на формирование личностного компонента образа профессии курсантов и нуждается в работе со стороны психологов, курирующих изучаемые подразделения.
Библиографический список
1. Михайлова, С.Ю. Формирование условий, способствующих росту профессионального самосознания в целях улучшения имиджа сотрудника ОВД на современном этапе / С.Ю. Михайлова,
A.А. Елисеева // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 3. С. 50-52.
2. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Мас-лоу ; пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 2001. С. 90.
3. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях / Н.Л. Иванова // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 89-100.
4. Цветков, В.Л. Профессиональная идентичность сотрудников ОВД и ее влияние на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах /
B.Л. Цветков, С.Н. Старостин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1. С. 3-14.
Bibliographic list
1. Mikhailova, S. Yu. Formation of conditions that contribute to the growth of professional self-awareness in order to improve the image of an employee of the Department of Internal Affairs at the present stage / S. Yu. Mikhailova, A. A. Eliseeva / / Psychology and Pedagogy of official activity. 2020. No. 3. pp. 50-52.
2. Maslow, A. Motivation and personality / Per. s engl. A. M. Tatlybaeva. St. Petersburg : Eurasia, 2001. p. 90.
3. Ivanova, N. L. Professional identity in socio-psy-chological research // Questions of psychology. 2008. No. 1. pp. 89-100.
4. Tsvetkov, V. L. Professional identity of police officers and its influence on the choice of strategies of behavior in service conflicts / V. L. Tsvetkov, S. N. ta-rostin // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2011. No. 1. pp. 3-14.