Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РОСТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ ИМИДЖА СОТРУДНИКА ОВД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РОСТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ ИМИДЖА СОТРУДНИКА ОВД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самосознание / имидж сотрудника ОВД / курсант / professional self-awareness / image of the police officer / cadet

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Светлана Юрьевна, Елисеева А.А.

В статье проведен анализ формирования условий, способствующих росту профессионального самосознания в целях улучшения имиджа сотрудника ОВД на современном этапе. Авторы пришли к выводу, что мониторинг мероприятий по созданию условий для осознания себя в профессии и профессионально-личностного развития личности способствовал формированию специальных личностных и профессиональных компетенций у курсантов. Результатом функционирования ориентировочно-целевого компонента у курсантов старших курсов уже является сформированный мотив достижения успеха и необходимый уровень профессионального самосознания, потребность в самореализации. Курсанты лучше вникают в аспекты осознания выполнения своих прав и обязанностей. И как следствие, происходит улучшение образа сотрудника ОВД в глазах общества, граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Светлана Юрьевна, Елисеева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CONDITIONS CONDUCIVE TO THE GROWTH OF PROFESSIONAL IDENTITY IN ORDER TO IMPROVE THE IMAGE OF POLICE OFFICERS AT THE PRESENT STAGE

The article analyzes the formation of conditions that contribute to the growth of professional self-awareness in order to improve the image of an internal Affairs officer at the present stage. The authors concluded that monitoring of measures to create conditions for self-awareness in the profession and professional and personal development of the individual contributed to the formation of special personal and professional competencies among cadets. The result of the functioning of the approximate-target component for senior cadets is already a formed motive for achieving success and the necessary level of professional self-awareness, the need for self-realization. Cadets better delve into the aspects of understanding the fulfillment of their rights and obligations. And as a result, there is an improvement in the image of the police officer in the eyes of society and citizens.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РОСТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ ИМИДЖА СОТРУДНИКА ОВД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10068

© Михайлова С.Ю., Елисеева А.А. 2020

CREATING CONDITIONS CONDUCIVE TO THE GROWTH OF PROFESSIONAL IDENTITY IN ORDER TO IMPROVE THE IMAGE OF POLICE OFFICERS AT THE PRESENT STAGE

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РОСТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ ИМИДЖА СОТРУДНИКА ОВД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Svetlana Yu. Mikhailova,

Lecturer of the Department of Psychology at UNK PSD of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot;

A. A. Eliseeva,

230 Cadet Training Platoon and IPSD of Internal Affairs Offices of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot

Светлана Юрьевна Михайлова,

преподаватель кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

А.А. Елисеева,

курсант 230 учебного взвода ИПСД ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Для цитирования: Михайлова С.Ю., Елисеева А.А. Формирование условий, способствующих росту профессионального самосознания в целях улучшения имиджа сотрудника ОВД на современном этапе. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 50-52.

Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

Материалы III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article analyzes the formation of conditions that contribute to the growth of professional self-awareness in order to improve the image of an internal Affairs officer at the present stage. The authors concluded that monitoring of measures to create conditions for self-awareness in the profession and professional and personal development of the individual contributed to the formation of special personal and professional competencies among cadets. The result of the functioning of the approximate-target component for senior cadets is already a formed motive for achieving success and the necessary level of professional self-awareness, the need for self-realization. Cadets better delve into the aspects of understanding the fulfillment of their rights and obligations. And as a result, there is an improvement in the image of the police officer in the eyes of society and citizens.

Keywords: professional self-awareness, image of the police officer, cadet.

Аннотация. В статье проведен анализ формирования условий, способствующих росту профессионального самосознания в целях улучшения имиджа сотрудника ОВД на современном этапе. Авторы пришли к выводу, что мониторинг мероприятий по созданию условий для осознания себя в профессии и профессионально-личностного развития личности способствовал формированию специальных личностных и профессиональных компетенций у курсантов. Результатом функционирования ориентировочно-целевого компонента у курсантов старших курсов уже является сформированный мотив достижения успеха и необходимый уровень профессионального самосознания, потребность в самореализации. Курсанты лучше вникают в аспекты осознания выполнения своих прав и обязанностей. И как следствие, происходит улучшение образа сотрудника ОВД в глазах общества, граждан.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, имидж сотрудника ОВД, курсант.

Сотрудники имеют тесные контакты с гражданами и поэтому к ним в обществе предъявляются особые, завышенные требования. Имидж играет важную роль в формировании мнения граждан

по поводу аппарата государственной власти, его эффективности и авторитетности, из чего следует, что необходимо осуществлять целенаправленную работу по развитию позитивного имиджа сотруд-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ника ОВД, а важной его составляющей является профессиональное самосознание.

Имидж - это образ, который сложился в общественном сознании и обладает эмоциональной окраской, нередко носящий вид стереотипа и имеющий предвзятый характер, он может формироваться не стихийно, а с целью получения положительной оценки.

Профессиональное самосознание - комплекс представлений человека о себе как профессионале, система отношений и установок к себе как профессионалу.

Профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в социальной сфере общества отводится определяющая роль. Проступки одного переносятся и на остальных сотрудников, что приводит к формированию негативного имиджа. В образовательных учреждениях МВД России необходимо смоделировать представление курсантов о необходимости формирования профессионального самосознания в целях улучшения имиджа сотрудника ОВД, что в свою очередь приведет к повышению учебной мотивации, улучшению успеваемости курсантов и слушателей, сведет к минимуму нарушения служебной дисциплины, будет способствовать развитию правосознания, законопослушности, правовой культуры и нравственных качеств.

Позитивный имидж окажет благоприятствующее влияние и на саму личность - будет содействовать формированию самоуважения, положительного и оптимистического мировоззрения и мировосприятия, поможет осознать важность и значительность своей профессии для государства и общества.

Становится очевидным, что необходимо осуществлять формирование имиджа сотрудников органов внутренних дел на протяжении всех этапов их профессионального становления, начиная с обучения в образовательных учреждениях МВД России.

Образовательные учреждения МВД России входят в состав органов внутренних дел согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, которое было утверждено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248. Обучение в вузах МВД России имеет ряд особенностей, так как курсанты сразу же становятся сотрудниками полиции: сначала они принимают Присягу сотрудника ОВД РФ, затем получают специальные звания, в частности - рядовой полиции, также они наделяются определенными правами и обязанностями, регламентированными нормативными актами. При переходе на пятый курс учащимся присваи-

вается специальное звание младший лейтенант, в связи с чем они приобретают статус слушателей.

Для того чтобы подготовить курсантов к их дальнейшей профессиональной деятельности, с первых дней с ними ведется практико-ори-ентированное обучение, суть которого заключается в формировании у курсантов и слушателей компетенций, практического опыта и развитии профессиональных качеств личности. Поднятие эффективности служебной деятельности происходит за счет выработки личностно-значимых критериев, таких как профессиональная направленность, самостоятельность, ответственность, самоуправление личности. С первого года обучения курсантский состав привлекается к нарядам и охране общественного порядка, проходит специальную подготовку (огневая, физическая и т. д.), обучается боевым приемам борьбы, соблюдает распорядок дня и выполняет определенные слу-жебно-профессиональные обязанности.

Зная, что курсанты при поступлении в образовательные организации являются чувствительными и восприимчивыми к внешним воздействиям, необходимо осуществлять с ними ряд мероприятий, направленных на формирование профессионального самосознания.

Перейдем к описанию мероприятий, проводимых для реализации каждого компонента системы формирования профессионального самосознания курсантов и рассмотрим примеры условий, которые необходимо внедрить в образовательный процесс в целях улучшения имиджа сотрудника ОВД.

Ориентировочно-целевой компонент системы формирования профессионального самосознания курсантов в вузах МВД включает совокупность последовательных этапов (ориентирование, активизация и целеполагание). Каждый этап имеет собственный набор методов и средств реализации поставленной задачи.

На этапе ориентирования в ходе работы с курсантами, с целью формирования специальных мотивационно-ценностных и морально-нравственных профессиональных компетенций, использовалось государственно-правовое информирование.

В рамках модернизации служебной деятельности проводится воспитательная работа с личным составом для формирования рефлексивных, ценностных и морально-нравственных компетенций у курсантов образовательных учреждений МВД России. Воспитательная работа является одним из важных факторов формирования профессионального самосознания, и ей следует уделять особое внимание.

Любой курсант должен перейти в своем развитии на уровень самоуправления, т.е. целенаправленно осуществлять формирование собственных профессиональных навыков и компетенций. Этому способствует электронная библиотека как необходимый элемент образовательной среды, который выступает как внешний мотивирующий фактор познавательно-поисковой деятельности курсантов и позволяет иметь доступ к различной литературе и другому информационно-методическому обеспечению. Каждый курсант имеет свой пароль, логин и может получить доступ к необходимым источникам информации.

На этапе активизации организовывались посещения специализированных практико-ориентиро-ванных выставок, где курсанты смогли осмотреть военную технику, что позволило им ощутить себя частью большой мощной системы, способствовало формированию у них внутренних мотивов, адекватного восприятия техники, прогрессивных достижений науки, промышленности. Повышению уровню ответственности содействуют беседы и деловые игры, направленные на выработку навыков, составляющих основу ценностного отношения к профессии и к службе в частности. В беседах с курсантами особое внимание было уделено проблеме соблюдения формы одежды, в процессе которых отмечалось, что ношение форменной одежды накладывает определенные ограничения на сотрудников, требует особого внимания к их внешнему виду и поведению, ведь на них фиксируется пристальное внимание граждан со стороны. Ровно как при обсуждении вопросов имиджа сотрудника ОВД была поднята проблема культуры речи. Данная беседа помогла курсантам осознать, что нецензурная брань приводит к формированию негативного имиджа сотрудников ОВД, снижает их авторитет и престиж в глазах граждан. В рамках повышения профессионального мастерства и овладения инструментарием выбранного специ-алитета ежегодно проводится конкурс «Лучший по профессии», в ходе которого курсанты и слушатели показывают свои навыки проведения тренингов, направленных на преодоление негативных эмоциональных состояний; способности консультирования, оказания психологической помощи сотрудникам, оказавшимся в конфликтных и критических ситуациях.

Применительно к деятельности психолога, курсантам предлагается прохождение практики в психологическом отделе, в детском лагере, также про-

водятся выезды на другие площадки университета для психологического тестирования обучающихся, проведения с ними разнообразных тренингов. Все это помогает курсантам, будущим психологам, сформировать представления о своей профессии, получить необходимые умения и навыки, повышает уровень их профессионального самосознания.

Мониторинг мероприятий по созданию условий для осознания себя в профессии и профессионально-личностного развития личности способствовал формированию специальных личностных и профессиональных компетенций у курсантов. Надо отметить, что результатом функционирования ориентировочно-целевого компонента у курсантов старших курсов уже является сформированный мотив достижения успеха и необходимый уровень профессионального самосознания, потребность в самореализации. Курсанты лучше вникают в аспекты осознания выполнения своих прав и обязанностей. А как следствие - происходит улучшение образа сотрудника ОВД в глазах общества, граждан.

Библиографический список:

1. Костина Л.Н. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие: в 2 ч. - Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2011.

2. Михайлова С.Ю., Мирзахмедов Д.Ш. Целенаправленное воздействие на ценностные ориентации курсанта как один из факторов личностной надежности на ранних стадиях обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы двадцать первой всероссийской научно-методической конференции. - М., 2016.

3. Николаева Ю.В. Формирование ценностных ориентаций слушателей (курсантов) в процессе подготовки к деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью. // Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров в ОВД : материалы межвузовской научно-практической конференции. - М. : МосУ МВД России, 2003.

4. Лебедев И.Б. Психологические особенности формирования убеждения у курсантов высших военных командно-инженерных училищ : сборник докладов научно-практической конференции. - М. : ВПА имени В.И. Ленина, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.