Научная статья на тему 'Социальнопсихологическая характеристика первокурсника в вузе МВД России'

Социальнопсихологическая характеристика первокурсника в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень мотивационной готовности / социально-демографический компонент / психологический компонент / психофизиологический компонент / level of motivational preparedness / socio-demographical component / psychological component / psycho-physiological component

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Караваев Александр Федорович, Скиданов Евгений Анатольевич, Кожедуб Наталья Александровна

В статье на основе анализа общих данных кандидатов, поступивших на учебу в Омскую академию МВД России в 2009 г., составлен обобщенный социально-психологический портрет первокурсника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the summarized data of the 2009 entrants to the Omsk Academy and presents a generalized socio-psychological profile of a freshman.

Текст научной работы на тему «Социальнопсихологическая характеристика первокурсника в вузе МВД России»

ности требуют взаимодополнения различных психических возможностей, которыми обладают разные сотрудники. Однако различные ценностные ориентации, неуважение, неприязнь отдельных сотрудников друг к другу делают их, как правило, несовместимыми во всех видах деятельности, что особенно резко проявляется в критических ситуациях [11].

1. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д, 2007. 681 с.

2. ЕникеевМ. И., Черных Э. А. Психология следователя (практикум по юридической психологии). М., 1988. 162 с.

3. Жалинский А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». М., 2007. 368 с.

4. Караванов А. А. Краткий курс юридической психологии: учебное пособие. Ростов н/Д, 2007. 329 с.

5. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М., 2008. 512 с.

6. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. 639 с.

7. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2005. 720 с.

8. Ермоленко В. А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. М., 2005. 324 с.

9. Ермоленко В. А., Скляренко И. С. Система проектирования и реализации групповых форм работы студентов в учреждениях профессионального образования // Теоретические исследования. 2006 г.: мат-лы ежегодной конф. М., 2007. С. 173-180.

10. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич.

11. Еникеев М. И., Черных Э. А. Указ. соч.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОКУРСНИКА В ВУЗЕ МВД РОССИИ

А. Ф. Караваев, Е. А. Скнданов, Н. А. Кожедуб

В статье на основе анализа общих данных кандидатов, поступивших на учебу в Омскую академию МВД России в 2009 г., составлен обобщенный социально-психологический портрет первокурсника.

Ключевые слова: уровень мотивационной готовности, социально-демографический компонент, психологический компонент, психофизиологический компонент.

С целью совершенствования психологической работы с личным составом и повышения качества психологического обеспечения учебного процесса по результатам профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу в вуз МВД составлен обобщенный социально-психологический портрет первокурсника. Составление портрета предусматривает интеграцию социально-демографического, психологического, психофизиологического компонентов.

Социалъно-демографический компонент включает следующие характеристики: пол, возраст, степень социальной активности, уровень физической готовности, наличие вредных привычек. В этот блок включены воп-

росы о наличии родителей, братьев и сестер, месте работы отца и матери, уровне материальной обеспеченности семьи, месте проживания, наличии родственников в системе МВД.

Психологический компонент определяет доминирующую мотивацию поступления в образовательное учреждение МВД России, сформированность представлений о выбранной профессии и собственных возможностях, уровень индивидуальной мотивационной готовности к обучению в академии.

Психофизиологический компонент предполагает оценку познавательных психических процессов - памяти, внимания, мышления, способности к быстродействию в условиях дефицита времени.

Для составления социально-психологического портрета первокурсника использовались данные, полученные в результате профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в Омскую академию МВД России в 2009 г. Методики, использованные психологической службой академии, прошли процедуру согласования с ДКО МВД России и обладают достаточной степенью валидности. При проведении профессионального психологического отбора использовались следующие методики:

- анкета кандидата;

- анкета мотивационной готовности к обучению;

- личностный ориентационный опросник (ЛОО);

- методика исследования особенностей мышления (МИОМ);

- счетно-оперативная методика (СОМ).

Для статистической обработки данных применялась программа 8Р88 11.0. При составлении обобщенного портрета использовались данные 177 человек, что составляет 70,8% от общего числа первокурсников. Выборка репрезентативна и позволяет делать достоверные выводы.

Проведенный анализ общих данных кандидатов, поступивших на учебу в Омскую академию МВД России в 2009 г., показал, что большинство - это юноши, выпускники средних общеобразовательных школ (73,4%) в возрасте 17-18 лет, не служившие в рядах Вооруженных Сил и ОВД, не имеющие рабочей специальности и стажа, которые приняли решение о поступлении в академию МВД до 9 класса (84,5%). Они принимали активное участие в общественной жизни школы: 27,7% из них были старостой класса, 15,3% -физоргом (табл. 1).

Таблица 1

Общественная активность

Общественные поручения %

Поручений не имел 33,9

Староста 27,7

Физорг 15,3

Разовые поручения 12,4

Редколлегия 3,4

Другие поручения 2,7

Завуч 1,7

Заместитель командира взвода 1,1

Культмассовый сектор 1,2

Научная деятельность 0,6

Большинство (70,1%) на момент обследования имели полную семью (табл. 2), одного брата или сестру (57,1%) и средний уровень семейного достатка (70,1%). Больше половины (55,4%) первокурсников имеют родственников среди сотрудников ОВД.

Таблица 2

Состав родительской семьи

Состав семьи %

Полная семья 70,3

Мать одна 21,5

Мать с отчимом 4,6

Отец один 1,2

Отец с мачехой 1,2

Родители умерли 1,2

Детские годы молодых людей прошли в основном (63,3%) в городской местности. Примером в жизни для 64,3% респондентов являются родители, которые принадлежат к различным профессиональным категориям (табл. 3).

Таблица 3

Профессиональная принадлежность родителей

Профессия %

Мать

Рабочая 40,7

Служащая 19,8

Домохозяйка 12,4

Педагог 8,5

Частный предприниматель 6,8

Сотрудник МВД 5,7

Пенсионерка 1,7

Сотрудник УФСИН 1,1

О матери сведений не имею 0,6

Умерла 2,8

Отец

Рабочая специальность 30,5

Служащий 13,0

Сотрудник МВД 9,6

Об отце сведений не имею 9,6

Частный предприниматель 7,3

Безработный 6,8

Пенсионер 3,9

Пенсионер МВД 3,4

Руководитель в системе МВД 3,4

Сотрудник УФСИН 1,1

Педагог 0,6

Умер 11,1

Большинство (98,5%) первокурсников имеют хорошую физическую подготовку, полученную в ходе занятий разнообразными видами спорта (легкая атлетика, борьба, бокс, парашютный спорт, плавание, спортивные танцы и т. д.), поэтому 70,6% не имеют вредных привычек (табл. 4).

Основными мотивами поступления в Омскую академию являются стремление получить юридическое образование (52,5%) и совет родителей (44,1%), возможность самореализации привлекает 43,5% респондентов, каждый пятый первокурсник принял решение поддержать семейную традицию (табл. 5).

Наличие вредных привычек

Вредные привычки %

Отсутствуют 70,6

Нецензурные выражения 10,7

Курение 4,0

Обкусывание ногтей 6,7

Сплевывание 3,4

Навязчивые движения 2,8

Обкусывание губ 0,6

Слова-паразиты 0,6

Ночной образ жизни 0,6

Таблица 5

Мотивы поступления в ОмА МВД России

Мотивы %

Стремление получить юридическое образование 52,5

Совет родителей 44,1

Возможность самореализации 43,5

Желание иметь твердое материальное положение 31,6

Стремление получить бесплатное образование 23,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиции семьи 19,8

Совет родственников, знакомых 10,7

Желание иметь властные полномочия 9,6

Романтические представления о профессии 2,8

Степень готовности к обучению в образовательном учреждении МВД России по 10-балльной шкале субъективно оценивается большинством респондентов достаточно высоко - на уровне 7-9 баллов (табл. 6).

Таблица 6

Субъективная оценка готовности к обучению в образовательном учреждении МВД России

Балл %

4 0,6

6 2,3

7 22,6

8 38,6

9 21,5

10 14,1

Мотивационная готовность к обучению в специализированном вузе определяется таким важным фактором, как сформированность представлений о выбранной профессии и собственных возможностях. Больше половины абитуриентов об особенностях службы в органах внутренних дел знают только в общих чертах (табл. 7).

Таблица 7

Общая осведомленность абитуриентов о характере будущей работы

Степень осведомленности %

Знаю подробно 40,7

Кое-что знаю 37,9

Знаю в общих чертах 18,9

Представляю смутно 1,8

Затрудняюсь ответить 0,7

Для исследования мотивов профессионального выбора кандидатов на обучение в ОмА МВД России использовалась модифицированная анкета «Мотивационный фактор профессионального выбора». Методика позволяет оценить степень мотивационной зрелости.

Выделяют следующие группы мотивов:

1. Профессионально значимые: стремление к справедливости, правде, желание изменить общество, стремление искоренить преступность, желание расследовать сложные преступления.

2. Профессионально-познавательные: ориентация на учебную деятельность, приобретение юридических знаний, умений, навыков, возможность получить специальную подготовку.

3. Личностные: стремление преодолеть себя, изменить характер, стремление к риску, опасности, возможность проверить себя в трудных ситуациях, возможность приобрести навыки стрельбы из огнестрельного оружия.

4. Профессионально-формальные: по примеру друзей и знакомых, обучающихся в вузах МВД России, желание получить диплом о высшем образовании, влияние родителей и близких.

5. Профессионально неадекватные: возможность иметь в будущем льготы и стабильный заработок, стремление получить власть над другими людьми, случайные обстоятельства.

На момент поступления большинство первокурсников имели адекватную направленность мотивов. Доминирующими выступили профессионально значимые мотивы, немаловажное значение имеют мотивы учения и личностного интереса к профессии (рис. 1).

Эти качественные показатели несколько отличаются в различных группах абитуриентов: те, кто более осведомлен об особенностях и характере будущей деятельности, имеют приближенную к адекватной направленность профессиональной мотивации, у тех, чьи знания о службе в ОВД носят фрагментарный характер, направленность несколько смещена в сторону профессионально-познавательных мотивов (рис. 2).

Уровень интеллектуальной готовности к обучению абитуриентов определяется с помощью диагностических методик СОМ (оценка внимания, зрительно-двигательных навыков и умения оперировать числовым материалом) и МИОМ (оценка вербального интеллекта и аналитико-прогностических способностей). Методика МИОМ включает следующие субтесты:

1. «Логический отбор» - исследование индуктивного мышления, лексического запаса.

2. «Определение общих черт» - исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями.

3. «Аналогии» - анализ комбинаторных способностей.

4. «Задания на счет» - оценка уровня развития практического математического мышления.

5. Задания на способность к концентрации внимания и оперативную память.

Полученные результаты свидетельствуют, что у первокурсников достаточно хорошо развиты зрительно-двигательные навыки, индуктивное мышление, способность к абстрагированию, богатый лексический запас. Несколько ниже, но в пределах среднего показателя находится уровень практического математического мышления (табл. 8).

Средние показатели по отдельным субтестам несколько отличаются у первокурсников, обучающихся на разных факультетах. Респонденты, поступившие на обучение по программе «Финансы и кредит», обладают большей способностью к концентрации внимания, абстрагированию и развитыми зрительно-двигательными навыками. У поступивших на следственный факультет, по сравнению с другими, более развито индуктивное мышление, шире и богаче лексический запас (табл. 9).

Рис.1. Мотивы профессионального выбора, %:

1 - профессионально значимые мотивы; 2 - профессионально-познавательные; 3 - личностные; 4 - профессионально-формальные; 5 - профессионально-неадекватные

Рис.\2. Мотивы профессионального выбора первокурсников, имеющих неполное представление о характере будущей профессии, %: 1 - профессионально значимые мотивы; 2 - профессионально-познавательные;

3 - личностные; 4 - профессионально-формальные; 5 - профессионально-неадекватные

Среднее значение сформированное™ отдельных показателей уровня интеллектуального развития первокурсников, стены (шкала от 1 до 9)

Методика Субтесты Среднее значение

МИОМ Логический отбор 5,9

Определение общих черт 5,7

Аналогии 5,3

Задания на счет 4,9

Способность к концентрации внимания и оперативная память 5,7

СОМ Оперативная память, мышление 5,9

Немаловажным показателем готовности к обучению в образовательных учреждениях системы МВД является степень мотивационной готовности (МГ), в которой выделяется четыре уровня: низкий, недостаточный, приемлемый и высокий. Среди первокурсников приемлемый уровень индивидуальной мотивационной готовности имеют 54,2%, остальные -недостаточный.

В группах курсантов, имеющих разную степень мотивационной готовности, несколько различается уровень развития интеллектуальных способностей. Среди курсантов, получивших высокие баллы по субтестам, больше лиц с приемлемым уровнем мотивационной готовности, чем с недостаточным. Значительное отличие отмечается в степени развития практического математического мышления, комбинаторных способностей и зрительно-двигательных навыков (табл. 10).

Таким образом, поступившие на учебу в Омскую академию МВД России в 2009 г. это в основном молодые люди 17-18 лет, без вредных привычек, из полных семей, выпускники общеобразовательных школ города, не служившие в рядах Вооруженных Сил и органов внутренних дел, не имеющие рабочей специальности и стажа, принимавшие участие в общественной и спортивной жизни, примером для которых являются родители, которые принадлежат к различным профессиональным категориям. Большая часть первокурсников имеют родственников среди сотрудников ОВД.

Обобщая индивидуальные психологические особенности, можно сделать следующие выводы:

1. Основными мотивами поступления в Омскую академию МВД России являются: стремление получить юридическое образование, совет родителей и возможность самореализации. Каждый пятый первокурсник -продолжатель семейной традиции.

2. Уровень мотивационной готовности большинства первокурсников приемлемый. Мотивационная направленность адекватная.

3. Мотивационная направленность различна у первокурсников с разной степенью осведомленности о выбранной профессии.

4. Уровень сформированности представлений о будущей профессии недостаточный.

5. Хорошо развиты вербальный интеллект и анали-тико-прогностические способности первокурсников.

6. Уровень развития интеллектуальных способностей отличается у первокурсников, поступивших на разные факультеты и имеющих разную степень мотивационной готовности.

Таблица 9

Показатели субтестов среди первокурсников, поступивших на разные специальности,

стены (шкала от 1 до 9)

Методика Субтест Факультет

П Ю Ф

МИОМ Логический отбор 5,1 6,2 5,9

Определение общих черт 5,7 5,6 6,0

Аналогии 5,0 5,2 5,6

Задания на счет 4,9 4,8 5,2

Способность к концентрации внимания и оперативная память 5,1 5,6 6,3

СОМ Оперативная память, мышление 5,5 5,6 6,6

Таблица 10

Количество высоких показателей по субтестам в группах курсантов, имеющих различный уровень

мотивационной готовности, %

Методика Субтесты Уровень МГ

Недостаточный Приемлемый

МИОМ Логический отбор 54,3 68,8

Определение общих черт 34,6 48,9

Аналогии 25,9 44,8

Задания на счет 9,8 33,3

Способность к концентрации внимания и оперативная память 35,8 46,9

СОМ Оперативная память, мышление 38,3 65,3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.