Научная статья на тему 'Профессиональный отбор абитуриентов при поступлении в вуз МВД'

Профессиональный отбор абитуриентов при поступлении в вуз МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2001
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный отбор абитуриентов при поступлении в вуз МВД»

между успешностью и мотивацией на взаимные действия является обратной.

Для исследования интеллектуального уровня абитуриентов использовались тесты Амтхауэра и Равена, для выявления мотивационной направленности — личностный ориентационный опросник Смекала-Кучеры. Разработанная процедура применения указанных методик и анализа результатов позволила выделить три уровня готовности к обучению: 1 уровень — высокий; 2 — промежуточный; 3 — низкий, он включает три возможных подуровня — 3-1 — абитуриенты с промежуточным уровнем интеллекта, но неблагоприятной мотивацией; 3-2 — с промежуточной мотивационной направленностью, но низким интеллектом; 3-3 — абитуриенты с низким интеллектом и неблагоприятной для обучения мотивацией.

Психологическое тестирование с целью диагностики уровня готовности к обучению в вузе системы МВД прошли 85,2% зачисленных первокурсника. Анализ результатов психологического тестирования и академической успеваемости позволил сделать ряд выводов.

1. Показатели итогового прогноза готовности личности к обучению достаточно тесно связаны с академической успеваемостью (среднее для всей выборки значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена между упомянутыми показателями составляет

0,64 при р<0,01). Исследование также показало, что абитуриенты, которые получили в ходе обследования высокий (1) и промежуточный (2) уровни готовности, в подавляющем большинстве учатся лучше, чем те, которые получили низкий (3) уровень.

2. Сравнение успеваемости слушателей, которые прошли психологическое тестирование (п = 3024 чел. — первая выборка), и слушателей, которые его не проходили (п = 525 чел. — вторая выборка), показало, что лучшими данными характеризуется первая группа. Подчеркнем, что в первой выборке намного меньше слушателей с низкими показателями успеваемости. Таким образом, психологическое тестирование содействует отсеву именно потенциально неуспевающих лиц.

3. Усредненные для всей выборки данные свидетельствуют о том, что среди показателей готовности к обучению наибольшее влияние на академическую успеваемость оказывает степень развития мотивационной направленности личности, влияние интеллекту-

ального уровня несколько слабее. Поэтому при условии равенства баллов вступительных экзаменов и общего прогнозного уровня при зачислении в вуз следует отдавать предпочтение абитуриентам с более благоприятной мотивацией.

4. Экспертная оценка не имеет статистически значимой связи с прогнозным уровнем готовности и академической успеваемостью. Это объясняется тем, что прогнозный уровень, полученный на основе разработанной методики, отражает сформирован-ность у абитуриентов способности к обучению в вузе юридического профиля, а экспертная оценка в большей степени свидетельствует о соответствии слушателя требованиям милицейской профессии, высокий уровень которой формируется постепенно, поэтому у первокурсников он не может быть достаточно связанным с прогнозом готовности и успеваемостью.

Профессиональный отбор абитуриентов при поступлении В вуз МВД

Старший научн. сотр. В.В.Лебедько Хабаровская высшая школа МВД России

Основная задача профессионально-пси-хологического отбора, проводимого в вузе МВД, — определение интеллектуально-мотивационной готовности к обучению, выявление профессионально значимых, познавательных психических свойств личности, эмоционально-волевых качеств, необходимых для успешного обучения, овладения избранной специальностью и эффективного приложения полученных знаний в практической деятельности.

Качества личности слушателя, определяющие его будущее профессиональное мастерство, формируются на базе развития психических свойств, их определенного сочетания по отношению к требованиям деятельности.

Их можно сгруппировать следующим образом:

1. Сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция).

2. Мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме интереса, влечений, стремлений, привычек, установок.

3. Интеллектуальные свойства (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения).

4. Эмоционально-волевые свойства.

5. коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность, ин-тровертированность-эстравертированность).

6. Ь-ихофизиологические свойства (работоспособность, реакция на стресс-фак-торы).

Слушатель, обладающий достаточно высоким уровнем развития психических свойств, может успешно учиться, овладевать профессиональным мастерством при работе в разных ситуациях.

В Хабаровской высшей школе разработана программа обследования, включающая социологический опросник (анкета кандидата, абитуриента для профсобеседования). Особое внимание в ней уделяется составу семьи поступающего, профессии родителей, успеваемости в школе, увлечениям.

Анализируются мотивы поступления. Так, в 1994 г. выделены следующие виды мотиваций:

а) мотивация, основанная на возможности осуществления личной цели. Свойственна личностям, планирующим свой жизненный путь, имеющим цели деятельности, ориентированные на достижение успеха;

б) мотивация, основанная на установке: необходимость поступления выражена изначально желанием получить высшее юридическое образование.

Особое значение имеет выявление мотиваций, основанных на индивидуально-психологических свойствах личности. Это мотивы самоутверждения у тех, кто отличается готовностью к смене деятельности, системы отношений, лабильностью в настрое-' ниях. В качестве основной причины называется романтика профессии, что в большинстве случаев сочетается с инфантилизмом и недостаточным представлением о выбранной профессии.

Программа обследования включает также методики, позволяющие в достаточном объеме определить интеллектуально-мотива-ционную готовность к обучению:

— исследование особенностей мышления (МИОМ), концентрации внимания, зрительной и оперативно-смысловой памяти, определяющие интеллектуально-мнестические особенности личности, операционные способности мышления, логичность, сообразительность;

— личностный ориентационный опросник (ЛОО);

— тест самооценки.

Применяется в Программе метод 16 Р (16 личностных факторов), дающий возможность судить наиболее полно о качествах личности.

Особый интерес представляют проективные методы исследования, такие, как тест Люшера, психогеометрия, тест пиктограмм, ассоциативный рисуночный тест, позволяющие предположить истинные, значимые для человека, переживания, личностный смысл, особенности поведения в группе, в кОнфлик- ' те, агрессивные тенденции, выявить актуальную личную проблему.

За 1993-1995 гг. прошли обследование 2289 человек. Проведенный за три года анализ показал, что 43,0% зачисленных в качестве основной причины поступления называют романтику профессии, у 36,0% — полимо- ^

тивированный фактор, основная составляющая которого — желание получить высшее юридическое образование, и только у 21,0% поступивших мотивация основана на планировании жизненного пути. По тесту Люшера статистически выявлены средние индивидуально-личностные свойства слушателей

+ 2 + Зх5х4 = 1 = 6 — 0 — 7.

Данные свидетельствуют о стремлении к независимой позиции, а также потребности в «особых» переживаниях и отношениях, которым отдается предпочтение перед конкретными и реальными целями, т.е. психологические характеристики, свойственные подростковому возрасту. Интересен также социальный состав родителей поступивших: работники правоохранительных органов, РА, ФСБ — 44,0%, служащие — 30,0%, рабочие — 26,0%.

Следует отметить, что такое важное для профессии качество личности, как эмоциональная устойчивость наблюдается лишь у 55,0%, а у остальных 45,0% обнаруживаются проявления эмоциональной неустойчивости (повышенная раздражительность, утомляемость, импульсивность, неустойчивость интересов).

76,0% обследованных показали достаточную степень образности мышления. Но это не говорит о том, что такое количество слушателей будет показывать стабильно хорошие показатели в учебе. И только у 24,0% можно ожидать высоких показателей.

По результатам ППО, группой психофизиологического обеспечения с 1993 г. проводится выборка слушателей, отнесенных к условно обозначенной «группе риска», для динамического наблюдения, индивидуальной

\

работы со стороны руководителей курсов, кадрового аппарата, учебного отдела, преподавательского состава.

За основу взяты такие критерии:

1. Недостаточно определившиеся с выбором специальности или не высказывающие интереса к службе (предпочитающие адвокатуру).

2. Лица с неустойчивым поведением как наиболее вероятные нарушители дисциплины (эмоционально-волевая неустойчивость, низкие морально-этические качества, слабый волевой контроль поведения).

3. Показавшие низкую интеллектуальномотивационную готовность к обучению.

В группе наиболее вероятных нарушителей дисциплины 25,0% обследованных показывают дефензивные черты характера, т.е. их внутренней ориентацией является оборона. Это люди застенчивые, неуверенные в себе, тревожные. У них меньше выражена потребность в контактах с людьми. Обидчивые, чувствительные, трудно меняющие свою точку зрения, тяготеющие к подозрительности. Самооценка у них, как правило, противоречива. Высокий уровень представлений о собствен-

ной ценности сочетается с недостаточным знанием внутренних возможностей. Также характерно гиперразведение целей. Это достигается за счет выраженного занижения уровня реальных целей при достаточно высоком уровне идеальных. Данная категория склонна к невротическим, психосоматически?,т расстройствам. Возможны нарушения дисциплины «за компанию».

Большому числу обследованных (60,0%) свойственны импульсивность, возбудимость. Они склонны к риску, волевой контроль поведения снижен. У некоторых это качество столь высоко развито, что можно говорить об их авантюристичности. Они часто попадают «в переплет». Отличаются быстрыми, резкими колебаниями настроения, непунктуальностью, подвержены влиянию случая. Самооценка их, как правило, внутренне согласована, гармонична. Завышенное представление о собственной ценности сочетается с высокой оценкой своих возможностей, чаще всего не совпадающей с объективной. Дезадаптация проявляется обычно в виде нарушения поведения, включая агрессивные или антисоциальные поступки. У 25,0% обнаруживаются смешанные черты характера.

Показатели профессионально-психологического отбора слушателей, отнесенных к условно обозначенной «группе риска» за 1993-1995 гг. (из числа зачисленных)

Опрашиваемые Год Абсолют, показат., чел. % от общего числа слушателей

Недостаточно определившиеся с выбором 1993 17 5

специальности или не высказывающие 1994 40 10

интереса к службе («адвокаты») 1995 19 5

Показавшие низкую интеллектуально- 1993 32 8

мотивационную готовность 1994 22 6

1995 1 1

Лица с неустойчивым поведением 1993 56 15

или наиболее вероятные нарушители 1994 94 25

дисциплины 1995 66 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.