Научная статья на тему 'Психологический портрет выпускника высшего учебного заведения МВД России'

Психологический портрет выпускника высшего учебного заведения МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
724
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черников Станислав Геннадьевич, Александров Спартак Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет выпускника высшего учебного заведения МВД России»

Черников Станислав Геннадьевич,

кандидат социологических наук, >

г. Краснодар, заместитель начальника отдела кадров Краснодарской академии МВД России; Александров Спартак Геннадьевич, кандидат педагогических наук, г. Краснодар, старший психолог-инспектор отдела кадров Краснодарской академии МВД России

ПОРТРЕТ

ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ

ОСЛОЖНЕНИЕ содержания форм и х методов деятельности правоохрани-§ тельных органов требует поиска но” вых подходов к повышению эффективности служебно-боевой подготовки будущих сотрудников МВД.

Особое значение приобретает формирование психологической готовности курсантов и слушателей ведомственных юридических институтов к решению предстоящих профессиональных задач в ОВД.

Между тем специфика обучения и подготовки курсантов вузов МВД России сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего, она предъявляет к личности будущих милиционеров комплекс разнообразных психологических требований.

Исследований в этом направлении недостаточно, что сказывается на служебной деятельности сотрудников ОВД при решении ими практических вопросов в области правоотношений. От того, в какой степени личностные психологические процессы выпускника юридического института будут соответствовать требованиям и его профессиональной подготовленности, будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации.

Все вышеперечисленное и обусловило выбор темы настоящего исследования, его направленность и содержание.

Цель исследования — на основании изучения теоретико-методических и эмпирических данных составить психологический портрет выпускника юриди-ческого института МВД России (на примере Краснодарского юридического института).

Объект исследования — основные психические процессы слушателей выпускного курса Краснодарской академии МВД России.

Предмет исследования — профессионально значимые познавательные процессы и особенности эмоционально-волевой сферы личности выпускников Краснодарского юридического института МВД России.

Настоящая работа является оригинальным комплексным, логически завершенным теоретико-прикладным исследованием, посвященным социально-психологическим проблемам профессионального отбора кадров для МВД и выявления степени соответствия выпускников юридического института условиям службы в ОВД.

По существу, это одно из первых исследований, посвященных комплекс ному анализу проблем соответствия психических и психофизиологических качеств личности будущих сотрудников милиции эталонным требованиям, отраженным в про-

фессиограммах специальностей «Юриспруденция», “Правоохранительная деятельность” и «Юридическая психология».

При этом:

1. Детально изучены и обобщены профессионально-значимые качества сотрудников ОВД, которые необходимо формировать у курсантов и слушателей вуза МВД.

2. Предложена модель общих и специальных психологических качеств сотрудников милиции, необходимых в конкретных специализациях (следователь, оперативный работник и т.д.) для оценки уровня соответствия выпускников вузов МВД требованиям профессии.

3. Выявлена динамика специальных психологических свойств личности работников правоохранительных органов в зависимости от специфики их служебной деятельности.

4. Получены новые данные об особенностях эмоционально-волевой сферы личности, интеллектуальных и познавательных психических процессах слушателей выпускного курса академии МВД.

5. Установлены количественные и качественные показатели основных психических процессов личности выпускников специализированного вуза МВД России.

Результаты исследования и их обсуждение. Курсанты и слушатели вузов МВД по своим нравственным качествам, общественной и трудовой активности, профессиональной направленности личности, психологическим данным и психофизиологическим особенностям к выпуску из учебного заведения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к сотрудникам ОВД.

Необходимость оценки профпригодности слушателей вузов МВД к работе в правоохранительных органах предопределила специфику организации и проведения обследования, а также применение соответствующей батареи тестов социального, психологического и психофизиологического исследования личности.

В ходе исследования была предпринята попытка выявить, проанализировать и обобщить указанные свойства личности слушателей выпускного курса (очного отделения) Краснодарской академии МВД России, имеющих определяющее значение в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Всего обследованием было охвачено 125 выпускников (младших лейтенантов милиции). Объем суммарной выборки составляет 89,2% от генеральной совокупности всех выпускников, обучающихся по 4-6-летней программе. Кроме того, авторы опирались на эмпирическую информацию, представленную статистическими данными Главного информационного центра МВД России за 1997—2003 гг. Все исследовательские процедуры производились на базе отделения психологического обеспечения отдела кадров академии. Производилось обобщение и интерпретация данных, рассматривающих особенности эмоционально-волевой сферы, интеллекту-

альные и познавательные психические процессы личности выпускников вуза МВД. Формулировались выводы и практические рекомендации.

Таблица 1

Уровень мотивации выпускников академии к профессиональной деятельности в качестве сотрудников правоохранительных органов

№ п/п 1 Кол~во человек, % соотношения Направленное и мотивации к деятельности 2 Вынускники* юноши Выпускники- : Всего девушки !

Кол-во % от общего числа обсл-х з Га Кол-во 5 % ОТ | Кол-во 1 % от общего [ | общего числа ‘ I числа обсл»х ; обсл-х 6 ; 7 • ! 8

I. Выраженное соответствие мотивов службе в ОВД 7 \ 5,6 - - ! 7 ‘5,6

II. Оптимальное соответствие мотивов службе в ОВД 60 148 27 21,6 , 87 I 69,6

III. Удовлетворител ьное соответствие мотивов службе в ОВД 26 I 20,8 5 4,0 ’ 31 ! 24,8

IV. Несоответствие мотивов службе в ОВД - 0 - ;0

В результате социально-психологического исследования были выявлены следующие основные мотивы профессиональной деятельности в правоохранительной системе:

1) желание бороться с преступностью;

2) наведение правового порядка в стране;

3) семейная традиция;

4) стабильность, возможность сделать карьеру, профессиональный рост;

5) романтические представления о службе;

6) материальная заинтересованность;

7) желание носить форму, иметь авторитет у окружающих.

Выраженное соответствие мотивов службе в ОВД показали 5,6% обследованных, причем все из них — юноши. Наибольшее число выпускников имеют оптимальное соответствие мотивационно-по-требностной сферы условиям профессиональной деятельности сотрудников милиции — 69,6%. Из них 48,0% — слушатели-юноши, 21,6% — девушки. На удовлетворительном уровне находится мотивационная направленность личности — 24,8% слушателей, причем 20,8% от общего коллектива выпускников составляют юноши и 4,0% — девушки.

На основании анализа мотивационного уровня достижений, отрицательных мотивов выбора профессии сотрудника ОВД (криминального типа мотивации) выявлено не было.

Изучение биографических данных слушателей очного отделения 4-6 - летней программы подготовки, позволило определить типичный “социальный портрет" выпускника (выпускницы) юридического вуза системы МВД: возраст 21-24 года; уроженец (уроженка) Южного федерального округа России; из семьи сотрудников правоохрайительных (силовых, правоприменительных) ведомств (42,3%),

. ►

ОБЩЕСТВО И ПРАВО *■ 2004 ® № 3(5)

а также предпринимателей (35,1%); до поступления на учебу опыта службы в армии и работы в милиции не имелось; характеризуется положительно, дисциплинирован (средняя оценка за дисциплину — 3,8 (по пяти балльной системе)).

Выявление особенностей эмоционально-волевой активности личности выпускников по тесту ИТО и МЛО “Адаптивность” позволило установить наличие у них акцентуаций характера — 47,4% обследованных. Дезадаптирующих психических свойств личности слушателей выявлено не было.

На основании результатов обследования, проводившегося по тестам ИТО и “Адаптивность”, была составлена усредненная характеристика эмоционально волевых особенностей личности слушателей выпускного курса академии.

1. Выпускники-юноши. Имеют частично защитную реакцию на процедуру тестирования. Характеризуются высокой социальной активностью, общительностью. Склонны к широким контактам с окружающими, ищут у них при знания. Обладают повышенной эмотивностью, самоуверенностью в сочетании с инертностью установок и настойчивостью личности. Выражено стремление к лидированию.

2. Выпускницы-девушки. Присутствуёт незначительная защитная реакция на процедуру тестирования. Отмечается активная самореализация,общительность, склонность к широким контактам. Выделяются черты демонстративности, выраженной личностной позиции. Наблюдается повышенная эмотив-ность, раскрепощенность, чувствительность.

Таким образом, для большинства слушателей-выпускников академии обоего пола общей тенденцией является присутствие ярко выраженных ги-пертимных черт характера — приподнятое настроение, веселость, энергичность, самостоятельность, стремление к лидерству.

В ходе исследования были изучены следующие психические процессы личности выпускников вуза МВД России, имеющие важнейшее значение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД: познавательные (внимание, память, мышление) и интеллектуальные (интеллект).

Показатели рече-слуховой памяти в целом по группе обследуемых находятся в границах нормы у юношей — 32,4+4,9 баллов и значительно повышены у девушек — 35,8 ±4,2 балла.

Средние значения показателей зрительной памяти среди слушателей выпускников составили 12,8+1,7 у юношей и 13,1+2,0 — у девушек, что несколько превышает норму для данного контингента обследованных.

По показателям оперативной памяти средние значения участвовавших в обследовании распределились следующим образом: 18,4+3,3 балла (юноши) и 19,8+3,0 балла (девушки). Полученные данные свидетельствуют о хорошем уровне развития этого качества у слушателей-выпускников юридического вуза МВД.

В ходе исследования уровня развития внима-

ния в группе обследованных выпускников КЮИ были получены следующие средние значения: у слуша-телей-юношей— 14,5±2,2 балла; у слушателей-девушек— 15,8+1,6 балла. По шкале выраженности этого психического процесса результаты юношей незначительно превышают норму и оцениваются как хорошие; результаты девушек более весомы и оцениваются как отличные.

Пластичность мышления слушатёлей-выпуск-ников по половому признаку различается незначительно. Она характеризуется как хорошая й превышает средние эталонные значения — у юношей — 9,4+0,4 балла; у девушек — 9,1 ±0,5 балла.

При изучении интеллектуальных процессов личности слушателей выпускного курса юридического института МВД были выявлены следующие их способности. Средние значения интеллекта по группе юношей — 21,1 ±2,8 балла; по группе девушек

— 21,8±2,5 баллов. Указанные показатели превышают норму и соответствуют хорошему уровню интеллектуальной активности личности.

В ходе исследования были выявлены особен-ностй познавательных психических процессов слушателей, в зависимости от того, из какого региона (республики, края, области) они направлялись на учебу.

Показатели рече-слуховой памяти распределились следующим образом.

Среди юношей значительный уровень способности к восприятию и воспроизведению услышанного проявила группа слушателей, комплектовавшаяся ГУВД Ставропольского края — 35,8±5,5 балла. “Также высокие показатели раз вития рече-слуховой памяти продемонстрировали слушатели, направлявшиеся на учебу ГУВД Краснодарского края — 33,6±6,4 балла. Замыкают тройку лидеров представители МВД Республики Башкортостан — 32,6±3,8 балла, что соответствует средним значениям исследуемого параметра.

Среди девушек наблюдается иная картина. Уровень рече-слуховой памяти у них достоверно выше. Лидируют представительницы ГУВД Краснодарского края — 35,7±4,5 балла (очень высокое развитие способностей). На втором месте находятся девушки, направлявшиеся ГУВД Ростовской области — 35,5±5,0 балла. У представительниц МВД Республики Адыгея рассматриваемые параметры также выше среднего — 35,0±3,7 балла.

По уровню развития зрительной памяти безусловными лидерами среди юношей выступили слушатели, представляющие ГУВД Ростовской области — 17,4±0,8 балла.

Наивысшие показатели у представителей ГУВД Ростовской области. По шкале профессионального соответствия эта цифра определяет очень высокое развитие рассматриваемого познавательного процесса. Второе и третье места занимают выпускники-юноши ГУВД Ставропольского и Краснодарского краев с показателями 13,4+1,3 и 13,0± 1,6 баллов, соответственно. Этот уровень развития зрительной памяти характеризуется как хороший.

Среди девушек соотношение показателей

зрительной памяти почти одинаковое: 13,4+0,9 баллов у представительниц ГУВД Краснодарского края; по 13,0± 1,5 балла у девушек-выпускниц, направлявшихся на учебу из ГУВД Ростовской области и МВД Республики Адыгея. Показанный девушками уровень соответствует хорошей степени развития зрительной памяти.

Что касается оперативной памяти, здесь картина несколько отлична от предыдущей.

У юношей на первом месте представители МВД Республики Башкортостан — 21,2+1,9 балла. Вторую и третью позиции занимают юноши-выпускники, направлявшиеся на учебу ГУВД Краснодарского края — 18,9±1,8 балла и ГУВД Ставропольского края — 18,6±1,7 балла. Все показанные результаты оцениваются как хорошие.

Среди девушек-выпускниц лидирует ГУВД Краснодарского края — 19,3±1,6 балла. Далее следуют представительницы ГУВД Ростовской области — 18,5+1,9 балла и МВД Республики Адыгея — 18,0 балла. Показанный девушками уровень оперативной памяти характеризуется как "выше среднего”.

Соотношение показателей развития внимания среди слушателей выпускников следующее.

У юношей первое место занимают слушатели, представляющие МВД Республики Северная Осетия-Алания — 15,8+1 ,-4 балла, что соответствует значительно выраженному развитию этого познавательного процесса. Далее по уровню внимания следуют выпускники, направлявшиеся на учебу МВД Республики Адыгея — 14,7+0,9 баллов. Завершают число лидеров представители ГУВД Краснодарского края и МВД Республики Дагестан, показавшие следующие значения: 14,6±0,7 баллов и 14,6±1,5 балла. Данные показатели несколько превышают средние значения для этого контингента обследуемых.

В составе девушек-выпускниц наибольшее развитие этого познавательно го процесса продемонстрировали представительницы ГУВД Ростовской области — 16,8±0,8 баллов (очень высокие показатели). Далее следует группа девушек, направлявшихся на учебу ГУВД Краснодарского края (15,6+0,8 баллов) и МВД Республики Адыгея (15,0±1,0 баллов). Выявленный уровень находится несколько выше средних показателей.

У представителей различных МВД и ГУВД в целом были получены достаточно высокие значения развития пластичности мышления (рисунок 7).

Среди юношей самый выраженный показатель у слушателей, представляющих МВД Республики Северная Осетия-Алания — 9,8+1,0 балла (очень высокий уровень). Несколько ниже — у слушателей, направлявшихся ГУВД Ростовской области и МВД Республики Башкортостан — 9,7±0,6 и 9,б±0,9 баллов, соответственно. Эти показатели также находятся в границах высоких значений пластичности мышления для данного контингента.

У девушек пластичность мышления оказалась незначительно ниже. Пер вое место у представительниц ГУВД Краснодарского края — 9,2±0,7 бал-

ла. Второе и третье места разделили выпускницы, направлявшиеся МВД Республики Адыгея и ГУВД Ростовской области — 9,0±0,8 и 8,0±0,9 баллов. Все результаты выпускниц соответствуют хорошему уровню пластичности мышления.

Распределение уровней интеллектуальных процессов личности слушателей выпускного курса академии представлено следующим образом.

В зависимости от территориальной позиции МВД, ГУВД, УВД, направлявшего слушателей на учебу, выявляется следующая картина. Уверенно лидируют представители МВД Республики Башкортостан — 28,0±3,5 балла, что со ответствует значительным интеллектуальным способностям личности. Выпускники, комплектовавшиеся ГУВД Краснодарского края, занимают второе место по уровню интеллектуального развития — 21,5±2,3 балла, показан хорошие интеллектуальные способности.

Незначительно отстают от них слушатели, представляющие ГУВД Ставропольского края и МВД Республики Северная Осетия-Алания, поделившие третье место с результатами — 20,3±3,0 и 20,3±3,1 балла.

У девушек-выпускниц ситуация следующая. Первое место заняли представительницы ГУВД Ростовской области 24,0±2,9 баллов, имеющие интеллект выше среднего уровня; второе место — за слушательницами, комплектовавшимися ГУВД Краснодарского края — 22,0±2,6 балла (показатели интеллекта

— средние); на третьем месте находятся выпускники, направлявшиеся на учебу МВД Республики Адыгея — 18,0+3,1 балла (уровень интеллектуальных способностей находится на нижних границах средних значений).

Комплексное рассмотрение результатов социально психологического обследования слушателей выпускного курса очного отделения академии МВД России позволило распределить их по уровню соответствия требованиям профессии сотрудника ОВД (таблица 2).

Таблица 2

Итоговое распределение выпускников Краснодарской академии по уровню их соответствия профессии сотрудника ОВД (по результатам социально-психологического тестирования)

Кол-во человек, % соотношения Вынускники- юноши Выпускники- девушки Всего

№ п/п Группы соответствия (профпригодное! И) Кол-во % от общего числа обсл-х Кол-во % от общего числа обсл-х Кол-во % от общего числа обсл-х

Л 2 Полностью 3. А- ... _ J) _ _6 7 8

1. соответствуют требованиям профессии (рекомендованы 15 12,0 3 7.2 24 19,2

в первую очередь)

В основном

г. соответствуют требованиям профессии (оекомендовзны) 67 53,6 21 16,8 88 70.4

Условно

3. соответствуют требованиям профессии (рекомендованы условно) 11 8.8 2 1.6 13 10,4

Не

4. соответствуют требованиям профессии (не рекомендованы) 0 0 0

ОБЩЕСТВО И ПРАВО в 2004 * № 3(5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подавляющее большинство выпускников (89,6%) полностью или в основном соответствуют требованиям их будущей профессии. Вместе с тем по результатам обследования 10,4% выпускников условно соответствуют требованиям профессии сотрудника ОВД (в основном по уровню познавательных и интеллектуальных процессов личности). Эти данные вызвали необходимость проведения коррекционной работы со слушателями, что позволило вывести их на второй уровень соответствия требованиям правоохранительной деятельности в ОВД-

В целом, проведенные социально-психологические исследования показало целесообразность изучения профессиограммы деятельности сотрудников ОВД для идентификации ее специфики с реальными психологическими особенностями обучаемых в юридическом вузе МВД. Это позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процерса в вузе и улучшить психологическую подготовку личности курсантов (слушателей) к будущей деятельности.

Достоверность выявления профессионально значимых социальных, психологических и психофизиологических качеств личности слушателей, учет их параметров в прогнозировании качества предстоящей службы в ОВД невозможны без изучения передового опыта (отечественного и зарубежного).

Его анализ - обобщение и дополнение эмоци-

онально-волевой сферы ипознава тельных процессов, раскрыть главные сторойы психологического портрета личности выпускника академии МВД, определить пути повышения точности прогнозов успешности его службы в правоохранительной системе.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что критериями качества профессиональной подготовленности слушателей вузов МВД должны являться: уровень психофизиологических процессов, особенности развития профессионально важных психологических и социальных качеств личности, образовательные показатели (академическая успеваемость). Полученные данные будут обогащать представления о динамике формирования психических свойств личности будущих сотрудников ОВД.

В этой связи необходимо отметить, что организация учебно-боевой под готовки в образовательных учреждениях МВД должна учитывать характер психических, психофизиологических процессов личности курсантов (слушателей), представляющихраз-личные ГУВД, МВД, УВД республик (краев, областей). Это позволит интенсифицировать обучение и подготовку будущих сотрудников ОВД.

Это позволит достаточно точно определять соответствие работников милиции предъявляемым к ним требованиям, прогнозировать характер их поведенческих реакций, уровень внимания, памяти, мышления й интеллекта при выполнении служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.