Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-94-97 NIION: 2018-0077-4/21-057 MOSURED: 77/27-024-2021-04-256
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология и эргономика
Факторы, влияющие на формирование образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России
Светлана Рудольфовна Новосельская
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ факторов, влияющих на формирование и развитие образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России. Приведены данные эмпирического исследования факторов и удовлетворенности профессиональным выбором респондентов.
Ключевые слова: профессиональный выбор, образ профессии, факторы, курсанты, удовлетворенность профессиональным выбором
Для цитирования: Новосельская С. Р. Факторы, влияющие на формирование образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 94-97. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-94-97.
Original article
Factors influencing the formation of the profession image of trainers of educational organizations of the mia of Russia
Svetlana R. Novoselskaya
Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents an analysis of the factors influencing the formation and development of the image of the profession among cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The data of an empirical study of factors and satisfaction with the professional choice of respondents are presented. Keywords: professional choice, profession, factors, cadets, satisfaction with professional choice For citation: Novoselskaya S. R. Factors influencing the formation of the profession image of trainers of educational organizations of the mia of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):94-97. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-63 8X-2021 -4-94-97.
Образ профессии и впоследствии профессиональный выбор курсантов образовательных организаций МВД России формируется под воздействием определенных факторов, которые, в свою очередь, определяют стратегию саморазвития и самосовершенствования личности в профессиональной сфере и предпочтение будущей специальности. Проблема изучения детерминант формирования образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России является одной из приоритетных задач психологии труда, так как их выявление может минимизировать риски оши-
© Новосельская С. Р., 2021
бочного выбора профессиональной сферы, которые являются причиной кадрового дефицита специалистов в системе МВД России.
Образ профессии курсантов образовательных организаций МВД Росси представляет собой целостную систему субъективных представлений курсантов о профессии, которая отражает его эмоциональное отношение к ней, а также мотивацию к последующему развитию и самосовершенствованию. Выбор будущей профессии напрямую зависит от сложившегося образа и является многомерным процессом.
На формирование и развитие образа профессии курсантов оказывают влияние различные факторы, к примеру, рекомендации родителей, советы сверстников или же собственный интерес к служебной деятельности.
В. Н. Обносов в своих трудах определяет профессиональное представление как «совокупность имеющихся у субъекта информации о специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности» [1].
При этом Тихонова Е. В. сообщает тот факт, что первокурсники находятся на начальном этапе профессиональной социализации. Часто имеют поверхностные представления о профессии. Современная личность перегружена информацией, но ей не всегда хватает времени для ее переработки в коммуникации и активном дискурсном взаимодействии [2].
Климов Е. А. предложил основные факторы выбора профессии, которые оказывают влияние на формирование и динамику образа профессии у личности: собственные склонности; способности личности; престиж профессии; достаточная информированность о ней; позиция родителей, а также друзей; потребности «рынка труда»; определенная программа действий по достижению профессиональных целей [3].
Целью данной статьи является исследование факторов, влияющих на формирование и динамику образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России, а также анализ удовлетворенности курсантов выбором своей будущей профессии.
Эмпирическую базу исследования составили курсанты первых, вторых курсов Московского университета В.Я. Кикотя численностью 200 человек. Нами был выбран метод анонимного анкетирования.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что решающим детерминантом выбора будущей профессии курсантов, а также мотивом поступления в образовательную организацию МВД России стала собственная заинтересованность (79 %) в профессиональной специализации. Исследуемые респонденты обучаются по программам подготовки для сотрудников оперативных, следственных подразделений, а также подготовки сотрудников, обеспечивающих общественную безопасность (рис. 1). Главная задача полицейских, несущих службу по данным специальностям - это предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, обеспечение соблюдения законодательства гражданами Российской Федерации, охрана общественного порядка [4]. Это значит, что большая часть исследуемых курсантов готовы брать ответственность за собственную жизнь и при выборе будущей профессиональной деятельности полагаются на собственный интерес, свои способности и желание.
При этом 13 % респондентов предпочли прислушаться к рекомендациям родителей при определении своей профессии. К наиболее значимым социальным факторам, оказывающим влияние на формирование образа будущей профессии, по мнению Макарова В. К. и Борисовой Е. А. [5] оказывают семья, сверстники и школа. Способы родительского влияния могут быть разнообразными: обучение собственной профессии, поощрение или порицание профессиональных интересов детей, привлечение внимания к профессии личным примером и т. д.
Что же касается других факторов, оказывающих влияние на формирование образа профессии, то 7 % курсантов, проходящих анкетирование, утвердили, что весомое значение при выборе будущей профессии оказал общественный пример, такой как герой, из документального или художественного кинофильма, литературного произведения, а также личный пример сотрудника органов внутренних дел, который наблюдали курсанты в своей жизнедеятельности.
Мнение друзей учитывалось лишь 1 % курсантов образовательных организаций МВД России, что может сообщать о слабом авторитете сверстников среди респондентов или же недостаточным объемом опыта у друзей курсантов о службе в полиции.
Что в наибольшей степени оказало влияние на Ваш выбор будущей профессии?
79,00%
1 13% 7,00% 1,00% 0%
Собственное Совет родителей Общественный Мнение друзей Другое
желание пример
Рис. 1. Результаты анкетирования курсантов образовательных организаций МВД России
Также мы исследовали удовлетворенность курсантов образовательных организаций МВД России своим выбором будущей профессии. Удовлетворенность профессиональным выбором неразрывно связана с объективным формированием и развитием образа профессии, на который влияют вышеперечисленные факторы. В связи с этим мы можем проследить четкую связь между факторами выбора профессии и удовлетворенностью курсантов.
Эмпирические данные свидетельствуют о том, что 76,8 % респондентов полностью удовлетворены выбором своей будущей профессии, а именно службой в органах внутренних дел по соответствующим направлениям подготовки (рис. 2).
При этом 21,6 % исследуемых курсантов удовлетворены частично, что может быть связано с несоответствием ожиданиям в конкретной сфере обучения или же отдельными особенностями служебной деятельности. Примечательно, что 2,58 % курсантов вовсе не удовлетворены своим профессиональным выбором. Последствия неудовлетворенности решения пойти служить в полицию могут варьироваться от недобросовестного отношения к учебе и исполнению служебных обязанностей до увольнения со службы в органах внутренних дел и отчисления из образовательных организаций МВД России.
Удовлетворены ли Вы выбором будущей профессии?
80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Рис. 2. Результаты анкетирования курсантов образовательных организаций МВД России
Для изучения факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России был задан вопрос «Что для Вас было важным в выборе профессии?» респондентам допускалось выбрать несколько вариантов ответа (рис. 3). Результаты анкетирования оказались следующими: больше половины курсантов отметили «престиж профессии» (57,2 %) и гарантия трудоустройства после окончания образовательной организации МВД России (57,2 %); «предоставление социальных гарантий» оказалось значимым в формировании образа профессии для 13,9 % курсантов. В свою очередь фактор уровня заработной платы был выбран приоритетным только 1 2,9 % респондентов.
Что для Вас было важным в выборе профессии?
60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
■ Что для Вас было важным в выборе профессии?
Престиж заработно Предоста социальн гарантий Гарантия трудоуст ройства Другое
57,20% 12,90% 13,90% 57,70% 0
Рис. 3. Результаты анкетирования курсантов образовательных организаций МВД России
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что факторами, оказывающими влияние на формирование и развитие образа профессии у курсантов образовательных организаций МВД России, являются престиж профессии и гарантия трудоустройства после окончания обучения в образовательной организации МВД России. При этом в выборе будущей профессии курсанты предпочитают полагаться на собственное желание и интересы в соответствующей профессиональной сфере. Выявленные факторы оказывают позитивное влияние на формирование образа профессии, поскольку большинство исследуемых курсантов удовлетворены своим выбором образовательной организации и будущей специальности.
Библиографический список
1. Обносов, В. Н. Индивидуально-психологические особенности профессиональных представлений и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся / В. Н. Обносов // Новые исследования в психологии. 2012. № 2. С. 25-28.
2. Тихонова, Е. В. Профессиональная социализация студентов в современном российском вузе / Е. В. Тихонова // ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2012. № 4. С. 28-35.
3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. М. : Издательский центр «Академии», 2004. 304 с.
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (принят Государственной Думой 28 января 2011 г., одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г.).
5. Макаров, В. К. Факторы выбора профессии старшеклассниками / В. К. Макаров, Е. А. Борисова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. № 1. С. 66-171.
Bibliographic list
1. Obnosov, V. N. Individual psychological features of professional representations and their influence on the professional self-determination of students / V. N. Obnosov // New studies in psychology. 2012. No. 2. pp. 25-28.
2. Tikhonova, E. V. Professional socialization of students in a modern Russian university / E. V. Tikhonova // ALMA MATER (Bulletin of the Higher School). 2012. No. 4. pp. 28-35.
3. Klimov, E. A. Psychology of professional self-determination : a textbook for students. higher. ped. studies. Institutions / E. A. Klimov. M. : Publishing center «Academy», 2004. 304 p.
4. Federal law of 7 February 2011 No. 3-FZ «On police» (adopted by the State Duma on January 28, 2011, approved by the Federation Council on 2 February 2011).
5. Makarov, K. V. Factors that influence choice of Health is the basis of human potential: problems and profession students / K. V. Makarov, E. A. Borisova // ways of their solution. 2010. No. 1. pp. 66-171.
Информация об авторе С. Р. Новосельская - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров.
Information about the author
S. R. Novoselskaya - associate Professor of faculty of training of scientific and pedagogical staff.
Статья поступила в редакцию 22.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 22.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.
Профессиональная этика судебного пристава : учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И. И. Аминов, К. Г. Дедюхин, А. Р. Усиевич. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 239 с.
В учебнике отражен один из первых опытов разработки проблем профессиональной этики государственных гражданских служащих ФССП России. Его основное предназначение — способствовать повышению нравственной и правовой культуры работников трех, органически дополняющих друг друга «ветвей» этой службы: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; судебных приставов-исполнителей, осуществляющих исполнение актов юрисдик-ционных органов, работников, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности ФССП России.
С современных позиций рассматриваются основные этические проблемы: сущность морали, категории этики, история нравственных начал в исполнении судебных решений; даются также рекомендации по формированию у сотрудников ФССП России общих и профессиональных компетенций, убеждений, умений и навыков соблюдения моральных и правовых норм в профессиональной деятельности и повседневном поведении.
Для студентов и преподавателей образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Может быть использован в рамках служебной подготовки сотрудников Федеральной службы судебных приставов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЕБНОГО ПРИСТАВА
А