Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Наталия Викторовна, Марьин Михаил Иванович

Введение. Результаты эмпирического исследования особенностей мотивации курсантов к будущей служебной деятельности в качестве психолога в системе МВД России позволяют выстроить наиболее эффективные способы формирования у них в процессе обучения профессиональных компетенций. Цель - выявить и обосновать особенности мотивации курсантов высших образовательных организаций МВД к будущей профессиональной деятельности психолога. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 34 курсанта Института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя и 34 студента факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Психодиагностические методики: опросник «Изучение мотивации обучения в вузе»; тест «Определение мотива выбора профессии»; методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов психологических (педагогических) специальностей». Результаты и обсуждение. Особенностями мотивации к будущей деятельности психолога у курсантов образовательных организаций МВД России выступают стремление овладеть профессией, внутренние индивидуально значимые и внешние отрицательные мотивы. Установлена выраженная направленность курсантов вузов МВД России на овладение профессией психолога, что свидетельствует об их стремлении к получению профессиональных знаний и специальных практических навыков, а также об осознанном отношении к будущей служебной деятельности. Выводы. Курсанты ориентируются преимущественно на внешние отрицательные мотивы в своей учебно-профессиональной деятельности, что свидетельствует о выраженности коллективистского мотива, но не содержит в себе нацеленности на получение позитивного результата и совершенствование в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Наталия Викторовна, Марьин Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTIVATION TO PURSUE A CAREER IN PSYCHOLOGY AMONG THE CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Introduction. The results of the empirical study of features of law enforcement students’ motivation to the career of a psychologist within the Ministry of Internal Affairs system determine the most effective ways to develop professional expertise during their studies. The aim of the research is to identify and substantiate the characteristics of motivation among the students of the Ministry of Internal Affairs institutes to pursue a career as a psychologist. Materials and Methods. The study covered thirty-four cadets of the Institute of Psychology of Service of the V. Ya. Kikot' Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs and thirty-four students of the faculty of legal psychology of Moscow State University. The authors employed the following techniques of psychodiagnostics: “Study of motivation to learning at university”, “Establishing the motive in choosing a profession”, “Study of motives to learning among psychology and pedagogy students”. Results and Discussion. The peculiarities of motivation to future activity among cadets of law enforcement institutes are as following: pursuing the profession of a psychologist, inner individual motives and external negative motives. The study has revealed a distinct focus of cadets of the Ministry of Internal Affairs institutes on mastering the profession of a psychologist, which proves their striving to acquire professional knowledge and special practical skills as well as their conscious attitude toward their future service. Conclusions. The cadets primarily focus on negative external factors in their studies and service, which indicates the intensity of a collective motive, but does not show targeting at a positive result and professional growth.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности

Psychological and pedagogical aspects of personality formation and development

Научно-практическая статья

УДК 159.9.07 © Н. В. Власова, М. И. Марьин, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-259-267

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности

Особенности мотивации к будущей деятельности психолога у курсантов высших образовательных организаций МВД России

Власова Наталия Викторовна \

кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права.

ORCID: 0000-0002-3452-1133. E-mail: [email protected] Марьин Михаил Иванович \

доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии.

ORCID: 0000-0003-1142-8857. Е-mail: [email protected] 1 Московский государственный психолого-педагогический университет, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29, Россия Реферат

Введение. Результаты эмпирического исследования особенностей мотивации курсантов к будущей служебной деятельности в качестве психолога в системе МВД России позволяют выстроить наиболее эффективные способы формирования у них в процессе обучения профессиональных компетенций. Цель — выявить и обосновать особенности мотивации курсантов высших образовательных организаций МВД к будущей профессиональной деятельности психолога. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 34 курсанта Института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя и 34 студента факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Психодиагностические методики: опросник «Изучение мотивации обучения в вузе»; тест «Определение мотива выбора профессии»; методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов психологических (педагогических) специальностей». Результаты и обсуждение. Особенностями мотивации к будущей деятельности психолога у курсантов образовательных организаций МВД России выступают стремление овладеть профессией, внутренние индивидуально значимые и внешние отрицательные мотивы. Установлена выраженная направленность курсантов вузов МВД России на овладение профессией психолога, что свидетельствует об их стремлении к получению профессиональных знаний и специальных практических навыков, а также об осознанном отношении к будущей служебной деятельности. Выводы. Курсанты ориентируются преимущественно на внешние отрицательные мотивы в своей учебно-профессиональной деятельности, что свидетельствует о выраженности коллективистского мотива, но не содержит в себе нацеленности на получение позитивного результата и совершенствование в профессии.

Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация; мотив; компетенция; профессиональная деятельность.

Для цитирования: Власова Н. В., Марьин М. И. Особенности мотивации к будущей деятельности психолога у курсантов высших образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3(86). С. 259-267. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-259-267

Основные положения

1. Профессиональная мотивация к будущей деятельности психолога у курсантов вузов МВД России является базисом успешного освоения необходимых знаний, умений и навыков для последующего выполнения поставленных перед ними служебных задач. От того, насколько высоко будет сформирована заинтересованность будущих сотрудников правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности, саморазвитии и перспективах достижения профессионального акме, во многом зависит уровень компетентности системы МВД России в целом.

2. Для выявления и оценки особенностей мотивации к деятельности психолога у курсантов высших образовательных организаций МВД России предложен комплекс методик, позволяющий как выявить основные проблемные зоны в процессе обучения и освоения специальности непосредственно в вузе, так и выстроить прогноз успешности адаптации к профессиональной деятельности в будущем.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

В условиях современной, крайне сложной политической и социально-экономической ситуации в России, а также

напряженной международной обстановки, вызванных в том числе неблагоприятными факторами эпидемиологической ситуации, повышенным потенциалом конфликтности и агрессивности общества, важное значение приобретает анализ стратегии формирования профессиональной компетентности сотрудников структур государственной власти. Прежде всего это относится к работникам системы правоохранительных органов, которые в столь трудных обстоятельствах призваны обеспечивать безопасность личности и общества, защищать интересы государства и его граждан. Для эффективного выполнения поставленных перед сотрудниками МВД России задач необходима подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными и личностными компетенциями, стремлением постоянно приумножать и совершенствовать специальные знания, умения и навыки [1].

Как отмечает О. А. Мусатова, «формирование и становление личности профессионала в период обучения в вузе и степень его успешности определяются рядом взаимосвязанных элементов, одним из которых является учебно-профессиональная мотивация, предопределяющая отношение к профессии, формирующая систему представлений о профессии и влияющая на потребность в достижении профессионального успеха» [2, с. 75].

Особенностью системы образования в вузах МВД России является то, что подготовка в них представляет собой профессионально направленный процесс обучения, результатом которого должно стать усвоение курсантами специфического опыта для последующего успешного решения служебных задач. Такая деятельность сочетает в себе учебно-познавательную, служебную и общественную составляющие. Так, О. В. Евтихов и А. Ф. Караваев, описывая включенность курсантов правоохранительных вузов в профессиональную деятельность, делают вывод, что она «способствует: повышению мотивации к самостоятельной профессиональной деятельности и завершению образовательной программы; формированию профессиональных навыков в практической деятельности; запуску процессов адаптации к новой деятельности» [3, с. 128].

Особая роль в образовательном процессе отводится подготовке будущих психологов в структуре правоохранительных органов, которая включает в себя формирование не только профессиональных компетенций, но и высоких морально-нравственных и индивидуально личностных качеств. Достижение данной цели возможно лишь в том случае, если обучающиеся будут обладать устойчивой мотивацией к саморазвитию и самоопределению в области психолого-педагогической науки и практики [4].

Актуальность исследования состоит в том, что выявление особенностей мотивации курсантов правоохранительных вузов к будущей служебной деятельности психолога в системе МВД России позволит выстроить в процессе обучения наиболее эффективные способы формирования у них профессиональных компетенций. Овладение таковыми, в свою очередь, приведет буду-

щих специалистов к большей осознанности специфики служебно-профессиональной деятельности, удовлетворенности ею и предоставит возможность квалифицированно и оперативно решать поставленные перед ними служебные задачи.

Все вышесказанное и определило цель исследования: на основе анализа современных научных подходов обосновать и эмпирически выявить особенности мотивации курсантов высших образовательных организаций МВД России к будущей профессиональной деятельности психолога.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. В современных научных исследованиях большое значение в рамках описания эффективности, направленности и оценки профессиональной деятельности отводится ее мотивации. В. О. Зверев и А. Ф. Караваев отмечают, что «ядром личности является совокупность действенных отношений к деятельности и окружению, главной характеристикой — мотив, а основой развития личности — иерархия ее мотивов» [5].

Изучению мотивации, детерминированности деятельности, личностного и социального развития человека посвящены труды многих как отечественных, так и зарубежных ученых. Е. П. Ильин трактует мотивацию личности «как совокупность мотивов, ее составляющих» [6, с. 108], А. А. Файзуллаев — «как процесс психической регуляции деятельности» [7], А. Н. Леонтьев — «как процесс действия мотивов и как механизм, который определяет возникновение, направление и способ реализации конкретных видов деятельности» [8, с. 23].

В классическом подходе зарубежной научно-психологической школы, представителями которой являются Дж. Аткинсон [9], А. Маслоу [10], Х. Мюррей [11], мотивацию профессиональной деятельности принято рассматривать как действие конкретных побуждений, которые не только обусловливают выбор профессии и эффективное выполнение работником своих обязанностей, но и связанных с этой профессией внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению действий, ориентированных на достижение значимых для него целей.

Как полагает К. Замфир, «в структуре мотивации профессиональной деятельности можно выделить три основные категории:

1. Внутренняя мотивация — мотивация, возникающая из потребностей самого человека без какого-либо внешнего давления.

2. Внешняя положительная мотивация — содержит положительные стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.

3. Внешняя отрицательная мотивация — мотивы, имеющие негативную эмоциональную окраску избегания» [12, с. 42].

Вполне логично, что типы профессиональной мотивации могут находиться в ее структуре одновременно, и наиболее важным здесь будет тот, который расположен выше в иерархии, причем в данных конкретных условиях и при решении определенной профессиональной задачи.

При описании основных мотивов профессионально-учебной деятельности принято опираться на концепцию М. Рогова, согласно которой в деятельности можно выделить два основных блока мотивов — непосредственные и опосредованные. К непосредственным относят познавательные потребности и мотивы развития личности. В то время как опосредованные сопряжены с целями и ценностями, лежащими вне самой деятельности, но связанными с ней: социальные и мотивы достижения [13].

Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева «мотив, отражая предмет потребности, определяет то, ради чего осуществляется деятельность, наделяет ее смыслом» [8, с. 34]. В процессе обучения курсантов правоохранительных вузов наиболее важные аспекты, влияющие на успешность их познавательной деятельности и личностного становления, связаны с их интересами, желаниями и намерениями. Как отмечает Е. Л. Буслаева, «этот период жизни молодого человека отличает не только целенаправленное освоение системы знаний и умений, необходимых для дальнейшего осуществления профессиональной деятельности, но и становление ценностных представлений об этой деятельности, развитие и наполнение предметным содержанием ее целей» [14, с. 234].

В. Л. Цветков и В. А. Балашова считают, что «профессиональная подготовка курсантов в образовательной организации МВД России отличается от профессионального обучения студентов в ином вузе. Одним из приоритетных направлений профессионального становления сотрудника правопорядка является развитие организованности, дисциплинированности, стрессоустойчивости, готовности действовать в ситуациях, связанных с преодолением негативного психологического воздействия. Особенности профессионального поведения и общения детерминированы субординацией, нормами законодательства, профессиональной этикой и служебным этикетом» [15, с. 396]. Связанные с этим комплексом характеристик повышенные требования к процессу обучения курсантов вузов МВД России могут быть реализованы лишь в системе компе-тентностного подхода, включающего в себя формирование как профессиональных, так и морально-нравственных ценностей будущих сотрудников правоохранительных органов [16].

Из этого следует, что учебно-профессиональная деятельность курсантов вузов МВД России отличается полимотивированностью, что означает ее обусловленность не одним, а комплексом различных мотивов. Эти мотивы образуют определенную иерархию, где выделяются ведущие и второстепенные мотивы с точки зрения их субъективной значимости. Находясь в иерархическом отношении, мотивы в данной совокупности могут взаимодействовать, ослаблять или усиливать друг друга, в некоторых случаях влиять противоречиво и непредсказуемо. Мотивация курсантов к процессу обучения также неоднородна и зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей, характера межличностных отношений в ближайшем окружении, качества преподавания, степени уважения к педагогу, социальных норм и ценностей современного общества.

В своем исследовании О. Р. Бусарова, изучая особенности образа жизни студентов с выраженной мотивацией избегания неудач, приходит к выводу, что «успеваемость студентов с данным преобладающим мотивом в целом выше, чем у тех, кто ориентирован на мотив достижения успеха. Среди ориентированных на избегание неудачи значимо меньше тех, кто имеет академические задолженности». При этом «они достоверно реже прочих студентов совмещают учебу с работой и реже подрабатывают на каникулах, чаще остальных в качестве хобби выбирают пассивно-созерцательные увлечения и реже — коммуникативные» [17, с. 129]. В то же время, отмечает автор, для студентов с выраженной мотивацией достижения успеха «характерны активность, инициативность, а продуктивность их деятельности в меньшей степени зависит от внешнего контроля» [18, с. 366].

Специфика деятельности психолога в системе МВД России имеет ряд особенностей, с которыми связаны определенные требования к будущим специалистам. В частности, они должны быть готовы к освоению таких профессионально значимых компетенций, как коммуникабельность, чувство такта, отзывчивость, умение предотвращать и разрешать конфликты, высокая речевая культура, ответственность за принятые решения, пунктуальность, организованность и дисциплинированность. Все это предполагает наличие глубоких и устойчивых мотивов, сопряженных с формированием и совершенствованием профессиональных компетенций в процессе обучения курсантов в высших образовательных организациях МВД России.

Помимо довольно высокого уровня развития когнитивных способностей (памяти, внимания и мышления), необходимых для освоения учебных дисциплин, от курсантов требуется и сформированность компетенций информационного характера. Так, не считая элементарных знаний компьютерных технологий и возможностей интернета, требуется, чтобы они могли не только быстро находить информацию в глобальной сети, но и уметь оценивать ее достоверность. При столкновении с противоправным контентом, опасными связями, преступными замыслами и действиями в социальных сетях, курсанты должны «быть готовыми критично относиться к данному виду информации, ее содержанию и адекватно реагировать на нее» [19, с. 265]. Формирование таких профессиональных компетенций будет связано с мотивами, позволяющими раскрыть аналитические способности и стремлением интеллектуально самореализовываться.

Как отмечает А. А. Набока, «у психолога правоохранительных органов в ходе выполнения различных функциональных обязанностей часто возникает состояние напряженности и Я-ролевых конфликтов, в качестве ведущего источника которых выступает множественность ролевых отношений психолога, в силу чего он сталкивается с широким кругом конфликтующих ролевых обязанностей» [20, с. 102]. Это мнение разделяет Е. Л. Буслаева: «Сотрудники полиции, в том числе психологи, наделены определенными властными полномочиями и призваны выполнять разнообразные профессионально-ролевые

функции для осуществления регуляции социально-правовых отношений» [21, с. 60]. Данные факторы профессиональной деятельности обусловливают обязательное наличие у будущих психологов правоохранительных органов высокого уровня самоконтроля, стрессоустойчи-вости, умения разрешать конфликтные ситуации, быть терпимыми и толерантными к окружающим, что определяется их стремлением к сотрудничеству и общению.

Е. М. Шпагина, анализируя особенности работы психологов в системе МВД России, акцентирует внимание на таких важных аспектах их деятельности, как хранение и обработка информации, обеспечение секретности и конфиденциальности данных, «получаемых в процессе общения с сотрудниками и членами их семей», что может обеспечиваться только при наличии таких значимых компетенций, как ответственность, принципиальность и чувство долга. Они, в свою очередь, обусловлены следующими стремлениями и мотивами личности: получать уважение коллег, приносить пользу обществу и оказывать помощь другим людям [22, с. 164].

Таким образом, отношение курсантов к специфике будущей профессиональной деятельности в процессе обучения должно быть наполнено глубоким смыслом и содержанием. Так, в ходе непосредственной учебной деятельности, которая выступает применительно к профессиональным целям обучения в качестве средства их достижения, отношение к усвоению профессиональных компетенций выступает ее мотивационно-целевой основой. При этом структура мотивации к профессионально-служебной деятельности многозначна по содержанию и различна по формам. «По степени сформированности профессиональных компетенций можно судить о готовности курсантов к успешному решению профессиональных служебных задач» [23, с. 137].

Материалы и методы

В эмпирическом исследовании для выявления особенностей мотивации к учебно-профессиональной деятельности приняли участие 68 молодых мужчин в возрасте от 21 до 23 лет. Первую группу (группа 1) составили 34 человека, которые являются курсантами Института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. В состав второй группы (группа 2) были включены 34 студента, обучающиеся на факультете юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Исследование проводилось с использованием следующих психодиагностических методик: опросника «Изучение мотивации обучения в вузе», разработанного Т. И. Ильиной; теста «Определение мотива выбора профессии» Р. В. Овчаровой; методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов психологических (педагогических) специальностей», адаптированной М. М. Калашниковой, В. Н. Косыревым и О. В. Щекочихиным 1.

В целях проверки значимости различий в полученных эмпирических данных, распределенных по нор-

мальному закону, использовался метод математико-статистического анализа для независимых выборок, который проводился по критерию Стьюдента (t-эмп).

Результаты и обсуждение

По результатам, полученным с использованием методики «Изучение мотивации обучения в вузе» (табл. 1), было выявлено, что наиболее значимым показателем для респондентов обеих групп служит мотив приобретения знаний. Так, 44% курсантов и 38% студентов выделили его как преобладающий. Выбор мотива приобретения знаний говорит об осмысленном отношении опрошенных к процессу обучения, устойчиво сформированной ценности самого высшего образования как реализации стремления к интеллектуальному развитию. Однако значимых различий по данной шкале методики выявлено не было, в связи с этим можно вести речь лишь о тенденции к преобладанию мотива приобретения знаний в группе курсантов.

Таблица 1. Результаты, полученные по методике «Изучение мотивации обучения в вузе» (Table 1. Results according to "Study of motivation to learning at university" method)

Шкалы методики Средний показатель в группе 1 Средний показатель в группе 2 t-эмп критерий Стьюдента

Приобретение знаний 7,61 6,77 1,4

Овладение профессией 6,86 5,33 2,01*

Получение диплома 5,13 5,83 0.4

Примечание. * — значимые различия при р <0,05.

Вторым по значимости мотивом к обучению в вузе в группе курсантов выступило стремление к овладению профессией. Его выделили как наиболее предпочтительный 36% респондентов группы 1. В то же время для студентов этот мотив оказался наименее преобладающим. Только 28% молодых людей, составивших группу 2, посчитали его важным для себя.

Сравнительный анализ с использованием данной методики показал, что мотив овладения профессией для курсантов университета МВД России является более значимым, чем для студентов, обучающихся в МГППУ. Отсюда следует, что курсанты в большей степени, чем их сверстники, обучающиеся в гражданском образовательном учреждении, ориентированы на будущую профессиональную деятельность. Уже при выборе вуза они имеют более четкое представление о приобретаемой специальности, что в дальнейшем способствует формированию у них устойчивой мотивации на самореализацию в профессиональной сфере. Можно также предположить, что указанные результаты обусловлены тем, что в процессе обучения курсанты получают больше практических навыков, вследствие чего они отчетливо понимают специфику будущей деятельности, могут оценить условия работы, а также имеют более определенное представление об особенностях профессиональных задач, которые могут быть поставлены перед ними в будущем.

1 Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2007. 416 с. 262 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Том 26, № 3(86)

Наименее важным мотивом обучения в вузе в группе курсантов стало стремление получить диплом. Данный мотив назвали предпочтительным лишь 20% курсантов, объяснив его выбор желанием получить бесплатное образование, а в последующем стабильную работу с гарантией хорошего материального и социального уровня. Для студентов мотив получения диплома был более предпочтителен: его значимость для себя отметили 34% опрошенных, обосновав его не столько интересом к будущей профессии, сколько стремлением приобрести высшее образование. Вместе с тем значимых различий в выборе мотива получения диплома как ключевого при сравнении результатов в обеих группах выявлено не было. Следовательно, показатели по данной шкале близки друг к другу, а значит, среди курсантов, как и среди студентов, есть молодые люди, не полностью осознавшие свою профессиональную мотивацию, не уверенные в том, что в последующем будут способны заниматься работой в качестве психолога, находящиеся в поиске интересной для себя деятельности.

Согласно данным, полученным с использованием теста «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчарова, можно утверждать, что в обеих группах респондентов преобладали внутренние мотивы (табл. 2). При этом в группе курсантов наиболее важными оказались внутренние индивидуально значимые мотивы, а в группе студентов — внутренние социально значимые мотивы. Следовательно, курсанты чаще руководствуются мотивами, ориентированными на удовлетворение собственных, личностно значимых потребностей в своей профессиональной деятельности. Прежде всего, это возможность заниматься саморазвитием, совершенствовать свои физические и умственные способности, овладевать коммуникативными навыками.

В то время как студенты в большей степени нацелены на стремление получить профессию, обладающую определенной социальной значимостью, — приносить пользу людям, осуществлять руководство группой, добиваться карьерного и профессионального престижа.

Таблица 2. Результаты, полученные с помощью теста «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчарова (Table 2. Results according to R. V. Ovcharov "Motives in choosing a profession" method)

Примечание. * — значимые различия при р <0,05.

Однако сравнительный анализ результатов показал, что значимых различий по шкалам методики, представляющим внутренние мотивы выбора профессии, между обучающимися вузов не выявлено. Значит, внутренние мотивы являются ведущими и одинаково высоко оцениваются как курсантами, так и студентами.

Согласно результатам анализа предпочитаемых респондентами внешних мотивов выбора профессии наблюдается противоположная тенденция. Так, курсанты (группа 1) значимо выше оценивали внешние отрицательные мотивы, чем студенты (группа 2). И напротив, студенты по сравнению с курсантами продемонстрировали результаты, значимо отличающиеся по внешним положительным мотивам. Несмотря на то что в целом показатели внешних мотивов по сравнению с внутренними ниже в обеих группах, можно сделать вывод о том, что для студентов наиболее важна положительная социальная оценка. Тогда как для курсантов наиболее значимым является стремление избежать негативной оценки социума. Данные различия, как объясняют сами респонденты, возникли вследствие того, что курсанты в большей степени подвержены взаимному влиянию. Им важно не получить негативной оценки со стороны преподавателя или других курсантов, чтобы не только избежать критики и осуждения или не получить дисциплинарного взыскания, но и не подводить свою учебную группу. Студенты в свою очередь менее зависимы от мнения и отношения сокурсников, процесс их обучения более индивидуализирован. Они не зависят от успешности обучения других, в меньшей степени реагируют на осуждение со стороны однокурсников в связи с низкой успеваемостью, но в большей мере заинтересованы в том, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих или получить стипендию.

Подобная тенденция в изучении особенностей мотивации к будущей деятельности психолога наблюдается и по результатам методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (адаптация М. М. Калашниковой, В. Н. Косыревым, О. В. Щекочихиным) (табл. 3). Так, наиболее предпочтительными мотивами у курсантов выступают следующие: стремление стать хорошим психологом, нежелание подводить группу, отставать от других и непосредственный интерес к процессу обучения. В то время как для студентов наиболее важными являются следующие мотивы: быть, как все, получать хорошие оценки, удовлетворить желание родителей. Очевидно, что курсанты вновь демонстрируют ориентацию на внутренние индивидуально значимые и внешние отрицательные мотивы, студенты же, напротив, — на внешние положительные и внутренние социально значимые мотивы.

С помощью сравнительного анализа по данной методике было установлено, что наиболее значимые различия обнаружены в исследуемых группах по шкалам «Не хочу подводить группу» и «Нравится получать хорошие оценки». Полученная корреляция свидетельствует о том, что курсанты в большей степени, чем студенты, заинтересованы в избежании проблем, связанных с неуспехами в их обучении, которые могут негативно отразиться не только на самом обучающемся, но и на учебной группе в целом.

Шкалы методики Средний показатель в группе 1 Средний показатель в группе 2 t-эмп критерий Стьюдента

Внутренние индивидуально значимые мотивы 19,53 18,57 1,0

Внутренние социально значимые мотивы 19,09 20,03 1,1

Внешние положительные мотивы 15,06 16,97 2,4*

Внешние отрицательные мотивы 14,89 13,11 2,1*

Таблица 3. Результаты, полученные с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (адаптация М. М. Калашниковой, В. Н. Косырева, О. В. Щекочихина) (Table 3. Results according to "Study of students' motives to learning" method developed by М. М. Kalashnikova, V. N. Kosyrev, О. V. Shchekochikhin)

Примечания: * — значимые различия при р<0,05; ** — значимые различия при р<0,01.

Данный коллективистский мотив учебной деятельности для курсантов представляется наиболее важным, что, несомненно, служит позитивной тенденцией для адаптации к условиям и характеру службы, а также для последующей профессиональной деятельности.

В то же время мотив получения высоких оценок является для курсантов наименее значимым в сравнении со студентами, которые в большей степени заинтересованы в получении социального признания и одобрения, нацелены на успешность и позитивные результаты в учебной деятельности.

Значимые различия у респондентов двух групп были выявлены по шкалам «Хочу стать хорошим психологом» и «Нравится быть студентом/курсантом». Данные результаты отражают преобладание мотива овладения специальными профессиональными умениями и навыками у курсантов. Они продемонстрировали большую заинтересованность как в самом образовательном процессе получения специальности психолога, так и в реализации себя в профессиональной сфере в дальнейшей служебной деятельности.

Наименее значимым мотивом в учебной деятельности курсантов в сравнении со студентами является стремление удовлетворить желание родителей. По шкале «Этого хотели родители» курсанты имеют довольно низкий результат, что свидетельствует о том, что они чаще более самостоятельно и осознанно подходят к выбору высшей образовательной организации и направленности образования.

Таким образом, на основании анализа результатов проведенного исследования можно утверждать, что особенностями мотивации к будущей деятельности психолога у курсантов высших образовательных организаций МВД России выступают:

— стремление овладеть профессией и стать квалифицированным специалистом;

— внутренние индивидуально значимые мотивы, такие как желание стать хорошим психологом, заинтересованность в процессе обучения в вузе;

— внешние отрицательные мотивы, ведущим из которых является коллективистский мотив — нежелание подводить учебную группу.

Выводы

1. На основании результатов проведенного эмпирического исследования было выявлено выраженное стремление курсантов вузов МВД России к овладению будущей профессией психолога, что свидетельствует об их желании получения профессиональных знаний, умений, навыков и осознанном отношении к будущей профессиональной деятельности.

2. Результаты исследования позволяют заключить, что курсанты психологических специальностей вузов МВД России чаще имеют внешние отрицательные мотивы в своей профессиональной деятельности, что обусловливает их явно выраженное желание избежать критики и порицаний, но не содержит нацеленности на получение позитивного результата и совершенствование в профессии, уверенности в себе и правильности своих действий.

3. В группе курсантов выявлены высокие показатели коллективистских мотивов в учебно-профессиональной деятельности, что, с одной стороны, представляется позитивным фактором, влияющим на процесс обучения, получения профессиональных знаний и последующую адаптацию к решению служебных профессиональных задач. С другой стороны, это затормаживает индивидуальное развитие курсантов в профессиональной деятельности, не дает возможности ориентироваться на собственную успешность в профессии, быть конкурентоспособным специалистом, достигать личностно значимых результатов, рисковать и использовать новые методы, технологии и приемы в работе психолога.

Рекомендации

1. При проведении психологического отбора абитуриентов вузов МВД России необходимо использовать методики, направленные на изучение их мотивации к будущей профессии, что позволит выявить актуальные проблемные зоны в мотивационной сфере личности будущих специалистов и в последующем сформировать оптимальное ценностно-мотивационное отношение к профессиональной деятельности психолога в системе МВД России.

2. В рамках психологического сопровождения образовательной деятельности необходимо развивать не только групповые методы формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности, но и индивидуально-личностные мотивы в овладении будущей специальностью.

Шкалы методики Средний показатель в группе 1 Средний показатель в группе 2 t-эмп критерий Стьюдента

К этому обязывает меня мой долг 5,47 5,74 0,3

Чтобы добиться полных и глубоких знаний 4,25 3,94 0,4

Не хочу подводить группу 8,97 6,59 2,8**

Нравится получать хорошие оценки 5,35 7,56 2,9**

Хочу стать хорошим психологом 8,58 6,35 2,0 *

Чтобы избежать нареканий 7,22 6,76 0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не хочу быть хуже других 6,25 6,32 0,1

Этого хотели родители 5,91 7,38 2,1*

Нравиться быть студентом/курсантом 8,13 6,38 2,3*

Нужен диплом о высшем образовании 6,44 4,85 1,7

Все учатся и я тоже 8,75 7,79 1,3

Просто интересно 7,72 6,18 1,7

3. В образовательном процессе необходимо больше опираться на компетентностный подход, что позволит сформировать у курсантов позитивную мотивацию к самому процессу получения знаний и поможет им обрести большую самостоятельность и инициативность в овладении профессиональными умениями и навыками.

Перспективы. Проведенное исследование позволило обнаружить лишь наиболее общие тенденции в мотивации к будущей деятельности психолога у курсантов высших образовательных организаций МВД России. В дальнейшем для более глубокого изучения данной

проблемы необходимо установить динамику предпочтений при выборе мотивов к учебно-профессиональной деятельности у курсантов разных годов обучения, что, в свою очередь, позволит выявить проблемные зоны в профессиональной мотивации и предложить научно обоснованные методы и технологии по ее коррекции. Интерес представляет и поиск связи между учебно-профессиональной мотивацией и индивидуально-личностными особенностями курсантов, коррелирующих с профессионально важными качествами психолога в правоохранительных органах.

Список литературы

1. Русскова Ю. Н. Анализ факторов, влияющих на эффективность формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 2. С. 113-117.

2. Мусатова О. А. Мотивация абитуриентов образовательных учреждений МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4. С. 74-77.

3. Евтихов О. В., Караваев А. Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 128-131.

4. Власова Н. В. Креативный тренинг как метод формирования профессиональных компетенций у обучающихся высших учебных заведений МВД России // Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности : сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 86-88.

5. Зверев В. О., Караваев А. Ф. Проблемы формирования и совершенствования мотивов обучения у курсантов вузов МВД России // Система управления качеством образования: проблемы и перспективы развития : сб. мат-лов межвуз. учеб.-метод. конф. Омск, 2011. С. 99-101.

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2015. 512 с.

7. Файзуллаев А. А. Принятие мотива личностью // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 4. С. 87-96.

8. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 38 с.

9. Atkinson J. W., Feather N. T. A theory of achievement motivation. N.-Y., 1966. 391 p.

10. Maslow A. H. Motivation and Personality. N.-Y., 1954. 159 p.

11. Murrey H. A. Exploration in Personality. N.-Y., 1938. 105 p.

12. Zamfir K. Job satisfaction: opinion of a sociologist / per. from room. By whom? Brooks/Cole Publishing Company, California, 1983. 142 p.

13. Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 68-71.

14. Буслаева Е. Л. Кризисы профессионального становления студентов-психологов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4(277). С. 233-235.

15. Цветков В. Л., Балашова В. А. Профессиональная мотивация курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 4(83). С. 395-401.

16. Власова Н. В. Психологические особенности развития компетенций психолога-консультанта в процессе обучения в вузе // Психология и юриспруденция в динамично изменяющемся мире : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию профессора А. И. Папкина. М., 2012. С. 42-48.

17. Бусарова О. Р. Некоторые особенности образа жизни студентов с высокой мотивацией избегания неудачи // Психология и право. 2011. № 4. С. 121-131.

18. Бусарова О. Р. Особенности развития мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи студентов с различной сиблинговой позицией // Социальные проблемы развития современного российского общества : мат-лы науч.-теор. конф. М., 2012. С. 361-367.

19. Шпагина Е. М., Чиркина Р. В. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей // Психология и право. 2019. Т 9, № 3. С. 261-277.

20. Набока А. А. Становление ценностно-мотивационного компонента профессиональной позиции психологов ОВД // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика : сб. мат-лов XIV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2017. С. 101-103.

21. Буслаева Е. Л. К проблеме формирования имиджа сотрудников полиции в современных условиях // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 2. С. 59-61.

22. Шпагина Е. М. Формирование цифровой компетентности у курсантов и слушателей Московского университета МВД России им. В. Я Кикотя // Актуальные проблемы обеспечения информационной безопасности в современном обществе : сб. науч. тр. всерос. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 162-165.

23. Малинаускас Р. К. Мотивация студентов разных периодов обучения // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 134-138.

Поступила 29.01.2021; одобрена после рецензирования 30.03.2021; принята к публикации 27.05.2021.

Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Scientific and Practical Article UDC 159.9.07 © N. V. Vlasova, M. I. Maryin, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-259-267 5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security

Peculiarities of Motivation to Pursue a Career in Psychology among the Cadets of Higher Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs

Nataliya V. Vlasova \

Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor at the chair of Legal Psychology and Law.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3452-1133. E-mail: [email protected] Mikhail I. Maryin \

Doctor of Sciences (in Psychology), professor at the chair of Scientific Fundamentals of Extreme Psychology.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1142-8857. E-mail: [email protected] 1 Moscow State University of Psychology and Education, 29 Sretenka st., Moscow, 127051, Russia

Abstract

Introduction. The results of the empirical study of features of law enforcement students' motivation to the career of a psychologist within the Ministry of Internal Affairs system determine the most effective ways to develop professional expertise during their studies. The aim of the research is to identify and substantiate the characteristics of motivation among the students of the Ministry of Internal Affairs institutes to pursue a career as a psychologist. Materials and Methods. The study covered thirty-four cadets of the Institute of Psychology of Service of the V. Ya. Kikot' Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs and thirty-four students of the faculty of legal psychology of Moscow State University. The authors employed the following techniques of psychodiagnostics: "Study of motivation to learning at university", "Establishing the motive in choosing a profession", "Study of motives to learning among psychology and pedagogy students". Results and Discussion. The peculiarities of motivation to future activity among cadets of law enforcement institutes are as following: pursuing the profession of a psychologist, inner individual motives and external negative motives. The study has revealed a distinct focus of cadets of the Ministry of Internal Affairs institutes on mastering the profession of a psychologist, which proves their striving to acquire professional knowledge and special practical skills as well as their conscious attitude toward their future service. Conclusions. The cadets primarily focus on negative external factors in their studies and service, which indicates the intensity of a collective motive, but does not show targeting at a positive result and professional growth.

Keywords: learning and professional motivation; motive; competence; professional activity.

Citation: Vlasova N. V., Maryin IV1. I. Peculiarities of Motivation to Pursue a Career in Psychology among the Cadets of Higher Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 3(86). Pp. 259-267. (In Russ.) DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-259-267

References

1. Russkova Yu. N. Analysis of factors which influence the effectiveness of the formation of professional competencies in cadets of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychology and Pedagogy of Service. 2020. No. 2. Pp. 113-117. (In Russ.)

2. Musatova O. A. Motivation of applicants of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 4. Pp. 74-77. (In Russ.)

3. Evtikhov O. V., Karavaev A. F. Formation of the basis for cadets' professionalism and professional competence at a law enforcement university as a pedagogical problem. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2014. No. 1(56). Pp. 128-131. (In Russ.)

4. Vlasova N. V. Creative training as a method of forming professional competencies among students of higher educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Actual problems of adaptation of cadets of educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs to the conditions of professional activity. Materials of All-Russian scientific and practical conference. Moscow, 2020. Pp. 86-88. (In Russ.)

5. Zverev V. O., Karavaev A. F. Problems of the formation and improvement of motives for training among cadets of universities of the Russian Ministry of Internal Affairs. The management system of quality of education: problems and development prospects. Materials of the inter-university educational and methodological conference. Omck, 2011. Pp. 99-101. (In Russ.)

6. Ilyin E. P. Motivation and Motives. St. Petersburg, 2015. 512 p. (In Russ.)

7. Fayzullaev A. A. Acceptance of Motive by a Person. Psychological Journal. 1985. Vol. 6, No. 4. Pp. 87-96. (In Russ.)

8. Leont'ev A. N. Needs, Motives and Emotions. Moscow, 1971. 38 p. (In Russ.)

9. Atkinson J. W., Feather N. T. A theory of achievement motivation. N.-Y., 1966. 391 p.

10. Maslow A. H. Motivation and Personality. N.-Y., 1954. 159 p.

11. Murrey H. A. Exploration in Personality. N.-Y., 1938. 105 p.

12. Zamfir K. Job satisfaction: opinion of a sociologist. Transl. by .... Brooks/Cole Publishing Company, California, 1983. 142 p.

13. Rogov M. Motivation of educational and commercial activities of students. Higher Education in Russia. 1998. No. 4. Pp. 68-71. (In Russ.)

14. Buslaeva E. L. Crises of professional development of psychology students. The News of Voronezh State Pedagogical University. 2017. No. 4(277). Pp. 233-235. (In Russ.)

15. Tsvetkov V. L., Balashova V. A. Cadets' Professional Motivation. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No. 4(83). Pp. 395-401. (In Russ.)

16. Vlasova N. V. Psychological features of the development of the competence of the consulting psychologist in the process of studying at the university. Psychology and jurisprudence in a dynamically changing world. Materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 70th anniversary of Professor A. I. Papkin. Moscow, 2012. Pp. 42-48. (In Russ.)

17. Busarova O. R. Some features of the lifestyle of students with high motivation to avoid failure. Psychology and Law. 2011. No. 4. Pp. 121-131. (In Russ.)

18. Busarova O. R. Features of development of motivation to achieve success and motivation to avoid failure in students with different sibling positions. Social problems of the development of modern Russian society. Materials of the scientific and theoretical conference. Moscow, 2012. Pp. 361-367. (In Russ.)

19. Shpagina E. M., Chirkina R. V. Teachers' and Psychologists' Competence in the field of Child Information security. Psychology and Law. 2019. Vol. 9. No. 3. Pp. 261-277. (In Russ.)

20. Naboka A. A. Formation of the value-motivational component of the professional position of Law Enforcement Psychologists. Socio-economic research, humanities and jurisprudence: theory and practice. Materials of the 14th International scientific and practical conference. Novosibirsk, 2017. Pp. 101-103. (In Russ.)

21. Buslaeva E. L. On the problem of forming the image of police officers in modern conditions. International Journal of Psychology and Pedagogy of Service. 2018. No. 2. Pp. 59-61. (In Russ.)

22. Shpagina E. M. Formation of digital competence among cadets and students of the V. Ya. Kikot' Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. Relevant issues of information security in modern society. Scientific papers of the All-Russian scientific and practical conference. Moscow, 2017. Pp. 162-165. (In Russ.)

23. Malinauskas R. K. Motivation of students of different periods of study. Sociological Studies. 2005. No. 2. Pp. 134-138. (In Russ.)

Submitted: 29.01.2021; approved after reviewing: 30.03.2021; accepted for publication: 27.05.2021.

The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.