Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование мотивации / курсанты / вузы МВД России. / formation of motivation / cadets / universities of the Ministry of internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Погорелов

В статье анализируются психолого-педагогические условия и факторы формирования мотивации учебной деятельности у курсантов вузов МВД России. Сделан вывод о том, что обучение с использованием инновационных технологий оказывает многоплановое влияние на курсантов, в том числе на их мотивацию. Это способствует моделированию целостного предметного и социального содержания профессиональной деятельности, при этом включается весь потенциал активности курсанта – от индивидуального восприятия до социальной активности. Усвоение теоретических знаний и опыта осуществляется в ходе разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что способствует формированию учебно-познавательных и профессиональных мотивов будущих сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FACTORS OF FORMATION OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article analyzes the psychological and pedagogical conditions and factors of formation of motivation of educational activity among cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. It is concluded that training using innovative technologies has a multifaceted impact on cadets, including their motivation. This contributes to the modeling of the holistic subject and social content of professional activity, while including the entire potential of the cadet's activity-from individual perception to social activity. The assimilation of theoretical knowledge and experience is carried out during the resolution of simulated professional situations, which contributes to the formation of educational, cognitive and professional motives of future employees of the internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10149

© Погорелов А.Н. 2020

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FACTORS OF FORMATION OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ*

A. N. Pogorelov,

Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-economic Disciplines of the Military Academy of Aerospace Defense named after G.K. Zhukov, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

А.Н. Погорелов,

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии воздушно-космической обороны имени Г.К. Жукова, кандидат философских наук,

доцент

Для цитирования: Погорелов А.Н. Психолого-педагогические условия и факторы формирования мотивации учебной деятельности у курсантов вузов МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 196-198. Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article analyzes the psychological and pedagogical conditions and factors of formation of motivation of educational activity among cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. It is concluded that training using innovative technologies has a multifaceted impact on cadets, including their motivation. This contributes to the modeling of the holistic subject and social content of professional activity, while including the entire potential of the cadet's activity-from individual perception to social activity. The assimilation of theoretical knowledge and experience is carried out during the resolution of simulated professional situations, which contributes to the formation of educational, cognitive and professional motives of future employees of the internal Affairs bodies.

Keywords: formation of motivation, cadets, universities of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Аннотация. В статье анализируются психолого-педагогические условия и факторы формирования мотивации учебной деятельности у курсантов вузов МВД России. Сделан вывод о том, что обучение с использованием инновационных технологий оказывает многоплановое влияние на курсантов, в том числе на их мотивацию. Это способствует моделированию целостного предметного и социального содержания профессиональной деятельности, при этом включается весь потенциал активности курсанта - от индивидуального восприятия до социальной активности. Усвоение теоретических знаний и опыта осуществляется в ходе разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что способствует формированию учебно-познавательных и профессиональных мотивов будущих сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: формирование мотивации, курсанты, вузы МВД России.

С педагогической точки зрения мотивация не исчерпывается побуждением личности к познавательной деятельности, но охватывает ее многосторонние связи и отношения - социально-психологические, нравственно-эстетические, социально-экономические. Мотивация выступает одним из сложных механизмов соотнесения внутренних и внешних факторов личностного

поведения, которые определяют направленность конкретных форм деятельности. Кроме интереса к усвоению содержания, можно выделить две группы факторов, также влияющих существенным образом на выбор вуза и обучения в нем:

- внешние по отношению к вузу;

- внутренние, обусловленные характером организации учебного процесса.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К внешним факторам можно отнести:

1) социально-экономическая значимость профессии в обществе;

2) средний уровень заработной платы;

3) гарантия занятости;

4) условия работы;

5) представляемые льготы;

6) престижность.

Все вышеперечисленные факторы существенным образом влияют на мотивацию курсантов при поступлении и обучении на первых курсах вуза. Внутренние факторы полностью определяются принятой в вузе системой организации обучения и стимулирования достижений курсантов:

- критерии контроля и оценки успеваемости курсантов;

- принципы морального и материального стимулирования;

- условия учебы;

- педагогическое мастерство преподавателя.

Особое место в этой группе факторов занимает деятельность преподавателя, его методическое мастерство, умение воздействовать на мотиваци-онную сферу курсантов, проблемное преподавание материала, разнообразные педагогические технологии и приемы учебной деятельности, вхождение в общение и взаимодействие с курсантами. Как внешние, так и внутренние факторы по-разному оказывают свое воздействие на мотива-ционную сферу курсантов, но при этом преподаватель может воздействовать только на внутренние факторы. Задача преподавателя осложняется еще и тем, что нужно не только развить интеллектуальную мотивацию бывшего школьника, но как это часто бывает вновь ее сформировать, а затем далее трансформировать в профессиональную. Одной из главных проблем любого профессионального образования является переход от учебной деятельности к профессиональной. С точки зрения теоретических положений о деятельности, подобный переход лежит в области трансформации мотивов, поскольку именно мотив является конструирующим признаком деятельности. В этом отношении перспективными являютсяпринципы и инновационные педагогические технологии обучения в вузе.

Развитие познавательных мотивов и постепенная их трансформация в профессиональные мотивы выступает центральным звеном всего процесса развития личности будущего специалиста. Предметный и социальные контексты способствуют формированию у курсантов более полного представления о многообразии профессиональных и социальных связей сотрудника органов внутренних дел, проблемном характере

его будущей работы, получению ответствующе-го эмоционально-целостного опыта. Содержание учебной деятельности курсанта отбирается с учетом модели специалиста, что придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Содержание обучения проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности возникает масса проблем, которые необходимо решать. Поэтому основной единицей содержания обучения в вузе выступает не порция информации или конкретная задача, решаемая по образцу, а проблемная ситуация, предполагающая включение продуктивного мышления курсантов и на основе многовариантной проработки ее выбирается наиболее правильное решение. Система профессионально-подобных ситуаций позволяет развертывать содержание образования в динамике, создает возможности интеграции знаний всех научных дисциплин как средств разрешения этих ситуаций. При этом любая деятельность осуществляется совместно с другими видами деятельности и поэтому предполагает не только определенные предметные действия ее участников, но и прежде всего поступки.

В рамках обучения в вузе выделяются три основные формы базовой деятельности курсантов: учебная (лекции, семинары); квазипрофессиональная (деловая игра и другие); учебно-профессиональная (научно-исследовательская работа курсантов, практика).

В формах учебной деятельности осуществляется главным образом передача и усвоение информации, в квазипрофессиональной - моделируются целостные фрагменты будущей деятельности, их предметное и социально-ролевое содержание, в формах учебно-профессиональной деятельности курсантов совершаются действия и поступки, соответствующие нормам профессиональных и социальных отношений, проверяются и закрепляются теоретические знания.

Использование инновационных форм и методов обучения, позволяет решить целый ряд трудно достижимых задач:

- интенсификация процесса обучения;

- придание процессу обучения творческого характера;

- приобретение курсантами опыта инновационной деятельности в контексте будущей профессии;

- формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов;

- воспитание системного мышления специалиста, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

- формирование целостного представления о профессии;

- обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений социального взаимодействия и общения, индивидуального и современного принятия решений;

- воспитание ответственного отношения к делу, усвоение социальных ценностей и установок коллектива;

- обучение методам моделирования.

С переходом от одного вида деятельности к другой курсанты имеют реальную возможность овладевать профессиональным опытом, при этом происходит естественное вхождение в профессию. При проведении занятий преподаватели используют следующие формы организации деятельности курсантов: семиотические, имитационные и социальные модели. Семиотические включают задания, задачи и проблемные ситуации, обеспечивающие усвоение курсантами представленных в них объективных значений. В имитационных моделях курсант выходит за пределы значений, соотнося почерпнутые знания с профессиональными ситуациями и используя ее как средство достижения цели, выраженные в действиях и поступках курсантов. В социальных обучающих моделях учебные задания представлены в виде проблемных ситуаций и задач, имитирующих профессиональные и разрешаемые в ходе общения и диалогического взаимодействия курсантов. Личностные смыслы превращаются в социальные ценности, систему ответственных отношений к природе, труду, обществу, другому человеку и к самому себе. В результате у курсантов появляются переживания положительного характера, широкого диапазона, которые влияют на повышение мотивации, на удовлетворенность процессом обучения, на сознание собственного роста, на продвижение в содержании познаваемого, на гордость за свои успехи и успехи своих товарищей.

С помощью правильно выбранных форм и педагогических технологий обучения в вузе определяется движение деятельности курсантов от учеб-

ной к профессиональной, все это происходит на фоне трансформации познавательных мотивов в профессиональные. Появляется возможность реализации динамической модели движения деятельности курсантов от учения к труду. При этом наибольший успех достигается, когда используются межпредметные связи, целостно отражающие профессиональную деятельность обучающихся. Таким образом, обучение с использованием инновационных технологий оказывает многоплановое влияние на курсантов, в том числе на их мотивацию. Это способствует моделированию целостного предметного и социального содержания профессиональной деятельности, при этом включается весь потенциал активности курсанта - от индивидуального восприятия до социальной активности. Усвоение теоретических знаний и опыта осуществляется в ходе разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что способствует формированию учебно-познавательных и профессиональных мотивов будущих сотрудников органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы психологии труда. Коллективная монография. В 2-х томах. Том 1 / под ред. А.Ф. Шикуна. - Тверь : Изд-во ТвГУ, 2005. - 108 с.

2. Антоновский А.В., Мурашко М.В., Филиппова О.В. Возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2017. -№ 4 (64). - С. 106-109.

3. Деулин Д.В., Губская С.А., Кравченко А.В., Паршутин И.А. Взаимосвязь академической успеваемости курсантов образовательной организации системы МВД с социально-психологическим климатом в учебных взводах // Психология обучения. - 2018. - № 6. - С. 64-75.

4. Погорелов А.Н. Социологические и психолого-педагогические аспекты военного управления : учебное пособие. - Тверь : ВА ВКО, 2016. - 158 с.

5. Федотов С.Н. Психология мотивации личности : учебное пособие. - М., 2006. - 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.