УДК 338.342(470)
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
© Данеев Алексей Васильевич
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики,
Иркутский государственный университет путей сообщения E-mail: [email protected]
© Бурзалова Татьяна Васильевна
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной математики Института математики и информатики, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
Авторы обращают внимание на важность формирования положительной мотивации студентов к учению. Отмечается влияние образовательной среды учебного заведения на мотивацию учебной деятельности. Исследованы типы мотиваций у курсантов и слушателей вузов МВД. Выявлены задачи формирования позитивной мотивации учебно-познавательной деятельности курсантов. Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, интерналы, экстерналы.
Исторически сложилось так, что говоря об успешности учебной деятельности, прежде всего, подразумевали влияние интеллектуального уровня. Вместе с тем, некоторые исследования показывают, что нет корелляции между умственными способностями и успешностью учебной деятельности. Сильные и слабые курсанты отличаются не уровнем умственного развития, а силой и структурой мотивации. Для сильных курсантов свойственна внутренняя мотивация, для слабых — внешняя ситуативная. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно развитых специальных способностей или недостаточного запаса знаний. В обратном направлении компенсаторный механизм не работает. Никакие даже очень развитые способности не могут компенсировать низкую учебную мотивацию.
На успешность учебной деятельности оказывает влияние сила мотивации и ее структура. Закон Йеркса-Додсона устанавливает зависимость эффективности деятельности от силы мотивации (рисунок: ось х-сила мотивации; ось у-результативность деятельности). Из него следует, что чем выше сила мотивации, тем продуктивнее деятельность. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Если по достижении некоторого оптимального уровня сила мотивации продолжает расти, то эффективность деятельности начинает падать.
С мотивацией связывают и еще одно исследование. Это концепция Дж. Роттера о внешнем и внутреннем локусе контроля. Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Людей с внешним ло-кусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.
Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности. Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении. Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть
доля уверенности в своих силах и способностях, и доля психологической зависимости от обстоятельств.
Результаты исследований учебной мотивации студентов (Ильин Е.П., Ва-силькова А.М., Иванова С.С. и др.) способствовали выявлению таких проблем, как девальвация высшего образования: ценностью становятся не знания, образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальностью снижается.
По данным Реан А.А., положительная мотивация студентов к учению способствует обеспечению успешного овладения знаниями и умениями, может выступать в роли компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Отсутствие же учебного мотива у студента или его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учебе [2].
Следует отметить, что у 50% выпускников школ процесс профессионального самоопределения не завершен, он не завершается и у тех, кто поступил в вузы и другие учебные заведения. Из ряда исследований известно, что от 30 до 50% первокурсников разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. Одной из причин ошибочного профессионального выбора является слабое представление школьников о содержании и условиях будущей профессиональной деятельности. Подавляющее большинство (70-80%) абитуриентов различных вузов имеют слабое представление о своей будущей работе и предъявляемых профессиональных требованиях. Более того, Н.Ш. Валеева и Н.М. Пейсахов сообщают, что только 5% студентов оказываются в состоянии отметить, какие именно свойства личности, знания, умения и навыки должны быть сформированы в процессе профессионального обучения в вузе.
По мнению преподавателей вузов МВД России значительная часть первокурсников имеет низкий уровень культуры и общего развития. Они не отличаются самостоятельностью, трудолюбием и социальной активностью. Многих курсантов и слушателей тяготит сама учебная деятельность. В иерархии мотивов учащихся мотивы познания и освоения профессии не являются доминирующими. Ведущее положение занимают мотивы материального благополучия.
Большинству курсантов характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях:
- получение свидетельства об образовании для расширения возможностей устроиться на хорошее рабочее место;
- получения необходимых знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;
- желание расширить свой круг общения;
- неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, а по чьему-то влиянию.
Можно предположить, что достаточно высокий интерес к учебной и служебной деятельности на первом курсе связан опосредованно с познаватель-
ной и профессиональной мотивацией, как утверждает в своем диссертационном исследовании Н.Б. Нестерова. Она разделяет весь период обучения на три этапа по психологическим особенностям развития учебно-познавательной деятельности и к первому этапу относится весь период обучения на первом курсе. Учебная же и служебная деятельность большинства первокурсников непосредственно управляется учебными мотивами, то есть характеризуется высоким уровнем профессиональных и учебных ценностей, но эти ценности несколько идеализированы, так как обусловлены скорее пониманием их общественного значения, чем личностным смыслом, то есть значением этих ценностей для самих курсантов.
Кроме этого на первом курсе интенсивно идет процесс адаптации курсантов к новым условиям не только деятельности (учебной и служебной), но и жизни (проживание в условиях казармы), что активизирует все психические познавательные процессы с целью наиболее успешного приспособления к новым условиям. Часть курсантов ощущают в это время разочарование относительно учебы в образовательном учреждении, нежелание учиться.
На втором курсе процесс адаптации большинства курсантов завершается, деятельность всех психических процессов возвращается в привычное русло, что снижает их активизацию.
Второй этап периода обучения в вузе (второй и начало третьего курсов) характеризуется снижением интенсивности всех мотивационных компонентов. То есть познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью студентов, вследствие чего в этот период снижается их учебная активность и успешность. Образуется так называемый «синдром разочарования». Кроме профессиональной, познавательной, широкой социальной мотивации, мотивов социального и личностного престижа нами рассматривались такие типы мотиваций как:
- ситуативный — влияние на выбор профессии внешних факторов: уровень оплаты, возможность избежать службы в армии, место жительства, влияние представителя профессии (значимой личности);
- конформистский — выбор профессии под влиянием референтной группы (родителей, родственников, друзей) без учета индивидуальных особенностей (способностей, направленности) собственной личности;
- компенсаторный — желание преодолеть в себе слабые (либо недостаточно сформированные) стороны. Следует заметить, что такой тип мотивации приводит либо к усугублению переживаний своей «несостоятельности», либо к гиперкомпенсации слабых сторон личности, что чревато склонностью к доминированию, эмоциональной холодностью, проявлением достижения успеха без объективных на то предпосылок;
- корыстный — неявная антисоциальная направленность, использование служебного положения в личных целях.
На основании опроса сотрудников ОВД — слушателей заочной формы обучения выявлено следующее процентное соотношение типов мотиваций: широкие социальные мотивы имеют 30% сотрудников; ситуативный тип мотивации — 40%; конформистский, компенсаторный и корыстный — по 10 %.
То есть основными типами профессиональной мотивации сотрудника ОВД являются ситуативная и широкая социальная мотивация.
Для курсантов дневной формы обучения характерны следующие типы мотивации учения. На первом и втором курсах типы мотивации располагаются в следующей последовательности: 1 — широкая социальная мотивация (30%); 2 — профессиональная (24%); 3 — социально-личностная (16%); 4 — компенсаторная (13%); 5 — ситуативная (10%); 6 — познавательная (7%).
На третьем курсе последовательность типов мотиваций несколько меняется: 1 — профессиональная мотивация (42%); 2 — широкая социальная (22%); 3 — социально-личностная (20%); 4 — компенсаторная (9%); 5 — ситуативная (7%).
Познавательный тип мотивации с третьего курса обучения утрачивает прежнюю (хотя и не основную ранее, но все-таки выраженную) значимость.
На четвертом курсе последовательность типов мотивации еще более изменяется: 1 — профессиональная мотивация (39%); 2 — социально-личностная (28%); 3 — ситуативная (17%); 4 — широкая социальная (11%); 5 — компенсаторная (5%).
То есть к завершению обучения в вузе практически теряет свою актуальность компенсаторный тип мотивации, социально-личностная мотивация становится наиболее значимой, а широкая социальная мотивация, хотя и остается достаточно выраженной, но перемещается на предпоследнюю позицию.
Следует обратить внимание на познавательный тип мотивации — приобретение новых знаний, получение удовлетворения от самого процесса познания. Именно этот тип мотивации активизирует учебную деятельность курсантов, а он занимает совсем незначительное место на первом и втором курсах и становятся совершенно незначимыми с третьего курса обучения.
Побудить познавательный интерес к предмету может заинтересованный и увлеченный своей дисциплиной преподаватель. Очень важно умение педагога методически грамотно организовать как учебный процесс, так и взаимодействие — сотрудничество с курсантами; выбрать наиболее оптимальный стиль общения; создать условия комфортных эмоциональных отношений и получения удовольствия на занятиях: преподавателем — от обучения, курсантами и слушателями — от учения и процесса познания. А это возможно только обладая достаточными профессиональными знаниями и педагогическим мастерством.
Важными психологическими детерминантами успешной учебной деятельности выступают жизненные цели и ценности курсантов и слушателей, тесно связанные с их мотивами и, в свою очередь, оказывающие влияние на мотивацию. Сформированность ближних и дальних целей, направленность обучаемых на профессиональную деятельность в органах внутренних дел, повышает интенсивность и устойчивость мотивации учебной деятельности, способствует формированию у курсантов и слушателей в процессе обучения мотивов профессиональной деятельности. В ходе обучения у курсантов и слушателей со сформированными ближними и дальними целями, ориентированными на службу в ОВД, изменение жизненных ценностей происходит че-
рез освоение ими основных ценностей будущей профессии. Реализация обучаемыми своих жизненных ценностей в процессе учебы повышает интенсивность и устойчивость мотивации учебной деятельности.
Формирующее воздействие на мотивацию учебной деятельности курсантов и слушателей способна оказывать образовательная среда учебного заведения, представляющая собой организованную систему возможностей для достижения целей обучения и развития личности обучаемых. Содержание учебных программ и психологический климат учебного подразделения, являющиеся в ряду других факторов важными составляющими образовательной среды, оказывают влияние на учебную мотивацию курсантов и слушателей. Чем больше соответствие содержания учебной программы потребностям практической деятельности ОВД, тем выше интенсивность мотивации учебной деятельности курсантов и слушателей. Преобладание в психологическом климате учебного подразделения (учебной группе, взводе) деловых и позитивных эмоциональных отношений также повышает интенсивность и устойчивость мотивации учебной деятельности обучаемых. Значительное воздействие на мотивацию учебной деятельности курсантов и слушателей в вузах МВД России оказывает непосредственное взаимодействие командно-преподавательского состава
Способы формирования мотивации курсантов можно разделить на две группы:
- психологические, предполагающие использование стимулирующей диагностики для определения потенциала курсантов при формировании мотивации, оценки ее результатов, создания ситуации рефлексии студентами результатов диагностики; профилактики; групповых и индивидуальных форм психологического консультирования и психологической коррекции.
- педагогические, обеспечивающие использование коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения; создание ситуаций достижения успеха; проблемный характер обучения; разнообразие и эмоциональную окраску учебного материала; организацию педагогической практики, научно-исследовательской и самостоятельной внеаудиторной работы курсантов; организацию контроля и самоконтроля.
Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию курсантов, чем заинтересовать их своим предметом.
Учитывая, что в вузах МВД РФ только 15-20% преподавателей имеют педагогическое образование, можно предположить, что другие педагоги, имея богатый опыт практической деятельности в качестве сотрудников органов внутренних дел, испытывают некоторые затруднения в передаче этого опыта курсантам слушателям, им приходится овладевать педагогическим мастерством методом проб и ошибок, что значительно снижает познавательный интерес и учебную активность курсантов. Актуальным становится оказание методической поддержки и помощи таким преподавателям, а также повышение их педагогической квалификации.
Учитывая наиболее выраженные типы мотивации обучающихся, следует на каждом курсе использовать наиболее значимые из них. Так, на первом и втором курсах с целью активизации учебной деятельности использовать пре-
жде всего широкую социальную мотивацию — позволить увидеть курсантам какую пользу обществу они принесут своей профессиональной деятельностью. Следует опираться и на другие наиболее выраженные типы мотивации:
- профессиональную — обращать внимание на развитие и повышение профессиональной компетентности, рассматривать большой спектр применения своей профессии в различных областях деятельности;
- социально-личностную — отмечать и поощрять успехи курсантов в процессе учебной и служебной деятельности: учитывать статус личности в группе и поощрять его повышение соответственно личностным особенностям, способностям и успехам; активизировать желание самоутвердиться, быть успешным и позитивно замеченным педагогами и курсовыми офицерами, доставить удовольствие родителям; подчеркивать совершенствование профессионально-значимых качеств, индивидуальных особенностей и развитие способностей личности.
На третьем и четвертом курсах — прежде всего, задействовать профессиональную мотивацию и через нее активизировать познавательную, учебную и служебную деятельность курсантов.
Способ, когда курсантов за успехи в учебе поощряют "автоматом", а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене используют в своей практике большинство педагогов, но обычно довольно топорно (набрал 85 балов в течение семестра — получил автомат). Но ведь метод кнута и пряника можно использовать намного продуктивнее, если в самом начале семестра расписать конкретные и широкие возможности перед обучаемыми. Т. е. что бы студент сразу понимал, что отсутствие его на лекции — это минус 1 балл, а подготовка доклада — плюс 2. В итоге студент будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.
Стимулирование на результат, а не на оценку. Суть в том, что курсанта необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.
Курсанты не умеют рационально планировать свой день, то есть показывают полное или почти полное отсутствие личного менеджмента. При этом курсанты не понимают важность и значимость планирования своего личного времени и, соответственно, не обнаруживают внутренней связи бюджетирования с эффективностью учебно-познавательной деятельности. Ведущими мотивами выступают социальные мотивы — общаться со сверстниками.
К основным причинам нерационального использования личного времени студентами можно отнести:
- неумение конспектировать;
- отсутствие навыков в поиске требуемой информации;
- нежелание тратить время на чтение учебной литературы, т. к. быстрее найти — информацию в Интернете.
Мотивации курсантов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непро-
стой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.
Следует сказать, что повысить учебную мотивацию курсантов не так уж сложно. Главное — это желание преподавателя. Не бывает бездарных курсантов, бывают неинтересные педагоги.
Поскольку обязательным условием заинтересованной и результативной работы курсантов является положительный настрой в системе отношений педагог — студент, преподаватели кафедры стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения.
Основной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью курсантов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями. Мотивация курсантов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.
Следующие задачи, которые способствуют формированию позитивной мотивации учебно-познавательной деятельности курсантов:
- научить курсантов учету личного времени, с целью оптимизации его использования;
- мотивировать курсантов выполнению рефератов, контрольных работ, курсовых работ в преимущественно авторском исполнении.
В основу бюджетирования личного времени был положен ежедневный учёт использования личного времени, который позволяет выявить потери этого времени, сделать ясными их причины. Методика А. А. Любищева, реализуемая в рамках учета использования личного времени позволяет:
1) значительно повысить коэффициент полезного использования времени;
2) выработать способность с высокой точностью оценивать в часах любую предстоящую работу;
3) выявить причины нерационального использования личного времени;
4) сравнивать эффективность разных способов выполнения одной и той же работы;
5) ориентироваться в дальнейшем на более эффективные способы выполнения самостоятельной работы.
Каждый вид выполненной самостоятельной работы определяется его "стоимостью", т. е. фактически затраченным временем. Учет времени ежедневно фиксируется в таблице "Учет времени". В конце каждой недели, месяца обобщается и подводится итог траты времени на эффективную деятельность и потерю личного времени.
Процедура бюджетирования личного времени выявила, что курсанты стали больше тратить время на выполнение самостоятельной работы. При этом, на поиск информации в Интернете стало затрачиваться на 60,0 % времени меньше, больше времени стало уделяться написанию рефератов и курсовых работ. Курсанты стали проявляться интерес и, соответственно, уделять время для исследовательской деятельности. Отмечена положительная динамика в
смещении в большую сторону значения группы познавательных мотивов, преимущественно в экспериментальной группе курсантов.
Литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология [Текст]: учеб. для вузов по специальности "Юриспруденция" /В.Л. Васильев; С.-Петерб. ун-т МВД России. — 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2012. — 604 с.
2. Еникеев М.И. Юридическая психология [Текст]: учеб. для вузов / М.И. Енике-ев. — М.: Норма, 2013. — 501 с.
3. Психология оперативно-розыскной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности (030501) «Юриспруденция».../ В.М. Шевченко [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 255 с.
MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Daneev Alexey V.
Doctor of Engineering, professor,
head of the department of informatics, Irkutsk state transport university. E-mail: [email protected]
Burzalova Tatyana V.
candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, head of the department of applied mathematics of Institute of mathematics and informatics, Buryat state university E-mail: [email protected]
Authors pay attention to importance of formation of positive motivation of students to the doctrine. Influence of the educational environment of educational institution on motivation of educational activity is noted. Types of motivations at cadets and students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs are investigated. Problems of formation of positive motivation of educational cognitive activity of cadets are revealed.
Keywords: educational activity, motivation, internala, eksternala.