Научная статья на тему 'Сравнительный анализ особенностей мотивации обучения студентов и курсантов образовательных организаций системы МВД России'

Сравнительный анализ особенностей мотивации обучения студентов и курсантов образовательных организаций системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / СТУДЕНТ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕХ / НЕУДАЧА / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / КАРЬЕРА / CADET / STUDENT / LEVEL OF ASPIRATIONS / MOTIVATION / SUCCESS / FAILURE / TIME PERSPECTIVE / CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паршутин Игорь Александрович, Деулин Дмитрий Владимирович

Представлены результаты исследования уровня притязаний студентов и курсантов образовательных организаций МВД России. Особое внимание уделено проблеме стимулирования учебной мотивации на этапе профессионального обучения. Для проведения исследования была использована методика оценки уровня притязаний, разработанная В. К. Горбачевским. Репрезентативная выборка включала тридцать респондентов учащихся высших школ (курсантов и студентов) в возрасте 19-20 лет (юноши и девушки). В ходе проведенного исследования было установлено, что у курсантов в большей степени выражены мотивы профессионального обучения, связанные с необходимостью решения актуальных задач учебной деятельности и служебной подготовки, в то время как у студентов приоритетными являются мотивы отдаленного профессионально-личностного развития, предполагающие решение вопроса карьерного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паршутин Игорь Александрович, Деулин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the features of the motivation of teaching students and cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article presents the results of a study of the level of claims of students and cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Particular attention is paid to the problem of stimulating learning motivation at the stage of vocational training. To conduct the study, a methodology for assessing the level of claims developed by V.K. Gorbachevsky was used. A representative sample included thirty respondents high school students (cadets and students) aged 19-20 years (boys and girls). In the course of the study, it was found that the cadets are more pronounced the motives of vocational training related to the need to solve actual problems of educational activities and professional training, while students have priority in the motives of distant professional personal development, suggesting solutions to the issue of career growth.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ особенностей мотивации обучения студентов и курсантов образовательных организаций системы МВД России»

УДК 159.9.072.3 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10298

ББК 88.8 © И.А. Паршутин, Д.В. Деулин, 2019

Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Игорь Александрович Паршутин, доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: pari.76@mail.ru

Дмитрий Владимирович Деулин, доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: ddeulin@yandex.ru

Аннотация. Представлены результаты исследования уровня притязаний студентов и курсантов образовательных организаций МВД России. Особое внимание уделено проблеме стимулирования учебной мотивации на этапе профессионального обучения. Для проведения исследования была использована методика оценки уровня притязаний, разработанная В. К. Горбачевским. Репрезентативная выборка включала тридцать респондентов — учащихся высших школ (курсантов и студентов) в возрасте 19-20 лет (юноши и девушки). В ходе проведенного исследования было установлено, что у курсантов в большей степени выражены мотивы профессионального обучения, связанные с необходимостью решения актуальных задач учебной деятельности и служебной подготовки, в то время как у студентов приоритетными являются мотивы отдаленного профессионально-личностного развития, предполагающие решение вопроса карьерного роста.

Ключевые слова: курсант, студент, уровень притязаний, мотивация, успех, неудача, временная перспектива, карьера.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FEATURES OF THE MOTIVATION OF TEACHING STUDENTS AND CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Igor Aleksandrovich Parshutin, Associate Professor, Department of Psychology, Educational and Scientific Complex of Performance Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: pari.76@mail.ru

Dmitry Vladimirovich Deulin, Associate Professor, Department of Psychology, Educational and Scientific Complex of Performance Psychology, Candidate of Psychological Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: ddeulin@yandex.ru

Annotation. The article presents the results of a study of the level of claims of students and cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Particular attention is paid to the problem of stimulating learning motivation at the stage of vocational training. To conduct the study, a methodology for assessing the level of claims developed by V.K. Gorbachevsky was used. A representative sample included thirty respondents — high school students (cadets and students) aged 19-20 years (boys and girls). In the course of the study, it was found that the cadets are more pronounced the motives of vocational training related to the need to solve actual problems of educational activities and professional training, while students have priority in the motives of distant professional personal development, suggesting solutions to the issue of career growth.

Keywords: cadet, student, level of aspirations, motivation, success, failure, time perspective, career.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Паршутин И.А., Деулин Д.В. Сравнительный анализ особенностей мотивации обучения студентов и курсантов образовательных организаций системы МВД России. 2019;(5):290-93.

Теоретические подходы в отечественной и зарубежной литературе к понятию «уровень притязаний» как психолого-педагогическому феномену.

В настоящее время психологами исследуется значительное количество категорий, которые позволяют раскрыть структуру и содержание мотивации личности, ее детерминанты и механизмы возникновения.

Одной из таких категорий выступает уровень притязаний, отражающий степень трудности достижения цели на основе анализа субъектом деятельности своих возможностей и способностей.

В зарубежной психологии одним из первых данный феномен был выявлен и изучен Ф. Хоппе, по мнению которого уровень притязаний — это совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям [1].

Отечественные исследования уровня притязаний систематизированы и изложены в книге Л.В. Бороздиной «Исследование уровня притязаний». Так, по мнению В. Н. Мясищева, уровень притязаний — это качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность. Согласно В. С. Мерлину, уровень притязаний отражает ту степень оценки, в которой нуждается человек, чтобы испытывать удовлетворение. Автор делает акцент на то, что уровень притязаний — это некий синтез мотивов разного уровня обобщенности. Например, потребность у вегетарианцев в специфической еде ради социального престижа [1].

Таким образом, следует считать, что уровень притязаний можно определить через оценку выбранной человеком степени сложности выполняемых заданий. При этом, механизм образования уровня притязания неочевиден, так как личность при решении тех или иных задач руководствуется своими стремлениями и планами на будущее, постепенно приближаясь к желаемому успеху, способному обеспечить адекватную самооценку.

Януш Рейковский в своих исследования установил, что занижение уровня притязаний характерно для людей со слабой эмоциональной устойчивостью, повышенной тревожностью, мнительностью, ярко выраженной педантичностью, в отличие от людей, которые выбирают цели на уровне их фактического выполнения. Такую позицию у людей с заниженным уровнем притязаний определяет тревога, будь то личностная или ситуативная. По мнению автора, занижение уровня притязаний свойственно так называемым «перестраховщикам», которые отличаются эмоциональной неустойчивостью и отсутствием склонности к риску [5]. А. Н. Капустин в своем исследовании обнаружил, что люди с сильной нервной системой показывают средний или

завышенный уровень притязаний, а испытуемые со слабой нервной системой, наоборот, проявляют склонность к занижению уровня притязаний [4].

Самое большое развитие получили исследования, которые связывают уровень притязаний с самооценкой личности [6]. В исследованиях Б.В. Зейгар-ник, О. Н. Арестова и других соавторов говорится о том, что анализ уровня притязаний позволяет выявить уровень самооценки индивида. О самооценке так же может свидетельствовать и уровень трудности заданий, которые выбирает испытуемый. При этом в качестве задач часто выступают учебные задания, так как большинство подобных исследований проводились на школьниках и студентах [2].

Таким образом, данный феномен достаточно долгое время изучался отечественными и зарубежными учеными, которые дополняли работы друг друга и разнообразили понимание его механизмов и закономерностей возникновения.

Организация и методология исследования особенностей формирования уровня притязаний у курсантов и студентов.

С целью изучения особенностей формирования уровня притязаний у курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и студентов гражданских вузов г. Москвы было организовано и проведено исследование, результатом которого стали практические рекомендации по стимулированию мотивационной сферы обучающихся, которая выступила объектом исследования. В свою очередь, предмет исследования, определяющий научный интерес познания, связан с особенностями формирования уровня притязаний в период профессионального обучения. Актуальность проблемы исследования заключается в необходимости изучения у обучающихся закономерностей проявления уровня притязаний для оптимизации их учебной деятельности, а также формирования ценностей профессионального обучения.

В исследовании приняли участие студенты третьего курса Российского государственного университета физической культуры и курсанты третьего курса Московского Университета МВД России имени В. Я. Кикотя в возрасте 19-20 лет. Численность выборки составила 30 человек, по 15 испытуемых в каждой группе.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что уровень притязаний курсантов отличается по временной перспективе решения значимых вопросов профессионального обучения: у курсантов сильнее выражены мотивы, связанные с необходимостью быстрого решения актуальных задач учебной и служебной деятельности, в то время как у студентов гражданских вузов приоритетными являются мотивы отдаленного профессионально-

личностного развития.

Для проверки выдвинутой гипотезы была подобрана методика исследования уровня притязаний, разработанная В. К. Горбачевским. Выбор данной методики обосновывается тем, что она позволяет всесторонне изучить мотивы к достижению успеха в профессиональной деятельности.

Анализ результатов исследования особенностей формирования уровня притязаний у курсантов и студентов.

После обработки всех полученных данных при помощи непараметрического критерия различий Манна-Уитни (иэмп.), были получили результаты, представленный в сводной табл.1.

Таблица 1

Результаты исследования особенностей формирования уровня притязаний у курсантов и студентов

Компонент мотивационной структуры Сумма рангов гражданских студентов Сумма рангов курсантов иэмп. р-1еуе1

1. Ожидаемый уровень результатов 123,5 341,5 3,5 р<0,05

2. Оценка уровня достигнутых результатов 304 161 41 р<0,05

3. Намеченный уровень мобилизации усилий 165,5 299,5 45,5 р<0,05

4. Значимость результатов 297,5 167,5 47,5 р<0,05

5. Мотив смены деятельности 295,5 169,5 49,5 р<0,05

6. Закономерность результатов 181 284 61 р<0,05

7. Оценка своего потенциала 187,5 277,5 67,5 0,06

8. Инициативность 187,5 277,5 67,5 0,06

9. Познавательный мотив 191 274 71 0,09

10. Волевое усилие 197 268 77 0,14

11. Внутренний мотив 197,5 267,5 77,5 0,15

12. Мотив самоуважения 209,5 255,5 89,5 0,34

13. Сложность задания 210 255 90 0,35

14. Мотив избегания 214,5 250,5 94,5 0,46

15. Состязательный мотив 217 248 97 0,52

Анализ данных табл. 1 позволил выделить шесть из пятнадцати компонентов мотивационной структуры, по которым существуют значимые статистические различия между испытуемыми двух групп на уровне р<0,05 [3].

У студентов одним из преобладающих компонентов отличия является компонент «оценки уровня достигнутых результатов (№2 табл.1)», свидетельствующий о том, что для испытуемых важно соотнесение полученных результатов с их возможностями и планами в определенном виде деятельности.

Следующим компонентом мотивационной структуры личности, который отличает студентов от группы курсантов, является компонент «значимости результатов» (№4 табл.1), высокие показатели которого характеризуют испытуемого как субъекта деятельности, придающего сугубо личностный смысл своей профессиональной занятости.

И последним статистически значимым компонентом отличия у студентов является «мотив смены деятельности» (№5 табл.1). Данный компонент раскрывает переживаемое испытуемым желание (намерение) прекратить работу, которой он занят в данный момент, и сменить род деятельности.

Рассмотрим отличительные особенности уровня притязания в группе курсантов. Одним из самых

значимых признаков отличия по итогам проведенного исследования выступил «ожидаемый уровень результатов» (№1 табл.1), свидетельствующий о том, что испытуемые нуждаются в прогнозировании своих будущих результатов деятельности.

Следующий компонент отличия — это «намеченный уровень мобилизации усилий» (№3 табл.1). Для курсантов особо важно знать, какие ресурсы необходимы для выполнения того или иного задания, поручения и т.п.

И последним компонентом отличия является «закономерность результатов» (№6 табл.1), где испьггу-емые из группы курсантов придают особое значение собственным возможностям, ресурсам в достижении поставленных целей и решении актуальных задач.

Обсуждая полученные результаты исследования, необходимо отметить, что, во-первых, студенты в учебно-профессиональной деятельности мотивированы на индивидуальный успех. Для них важен личный результат в работе, а также понимание того, какие существуют перспективы развития карьеры, будет ли выбранная профессия удовлетворять их актуальные потребности. Во многом это обусловлено тем, что студенты самостоятельны в своих действиях и поступках, могут выбирать, чем им заниматься в свободное от учебы время, и при этом

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

несут сугубо личную ответственность за принятые решения. В то же время, курсанты являются частью сплоченной группы и разделяют коллективную ответственность.

Во-вторых, в процессе обучения студенты мотивированы сильнейшим фактором соперничества между одногруппниками. Поэтому любая их деятельность, умственная или физическая, связана с личными переживаниями и наполнением мотиваци-онной сферы новыми смыслами обучения.

В-третьих, в соответствии с полученными результатами исследования, курсанты осторожно принимают важные решения, предусмотрительны в своем выборе, который, как правило, сведен к минимальному риску для себя и членов группы. Для курсантов важно заранее знать, какие нужно приложить усилия, чтобы добиться желаемого результата с наименьшими потерями. Подобная картина моти-вационной сферы курсантов обусловлена, скорее всего, их образом жизни, так как у них формируется смысловая привычка (установка) к доскональному и последовательному выполнению плана своих действий, от которого сложно отойти из-за требования к служебной деятельности.

Как показало исследование, курсанты испытывают неуверенность, когда не понимают, для чего, с какой целью они выполняют ту или работу, запланированную вышестоящим руководством. Примером «плановой работы» в жизни курсанта может быть участие в конференции, позволяющее ему опубликоваться в журнале, получить грамоту или другое поощрение от руководства факультета. Студенты, чаще всего, не в полной мере владеют информацией о предстоящих мероприятиях и требованиях к их участию, вследствие чего не рискуют заниматься тем, в чем не уверены.

Исходя из полученных данных исследования, следует обозначить рекомендации для обеих групп. Студентам гражданских вузов, в первую очередь, необходимо разнообразить устоявшийся уклад различными научно-представительскими, спортивными, творческими и другими мероприятиями, не связанными непосредственно с учебой; искать и находить новые возможности для личностного и профессионального развития, что, безусловно, обогатит их представление о своих возможностях и, как следствие, будет способствовать росту уровня притязаний. Курсантам следует научиться оценивать вклад каждого в совместную работу, а также правильно определять приоритетные пути развития

в выбранной специальности.

В конечном итоге, изучив особенности формирования уровня притязаний испытуемых, можно сделать вывод о том, что мотивационная сфера студентов и курсантов Московского Университета МВД России имени В. Я. Кикотя отличается в содержательном плане, следовательно, выдвинутая нами гипотеза об особенностях решения ими актуальных задач на этапе профессионального обучения подтвердилась.

Литература

1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М.: МГУ,1985.

2. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 3.

3. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии. М.: Юрайт, 2014.

4. Капустин А.Н. Исследования уровня притязаний в условиях психологического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1980.

5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

6. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. № 3.

References

1. Borozdina L.V. Study the level of claims. M .: Moscow State University, 1985.

2. Borozdina L.V., Vidinsk L. Claims and self-esteem // Moscow State University Bulletin. Ser. 14. Psychology. 1986. No. 3.

3. Ermolaev-Tomin O.Yu. Mathematical methods in psychology. M .: Yurayt, 2014.

4. Kapustin A.N. Studies of the level of claims in conditions of psychological stress in connection with the properties of the nervous system and temperament: Diss. ... cand. psychol. sciences. M., 1980.

5. Reikovsky Y. Experimental psychology of emotions. M .: Progress, 1979.

6. Safin V.F. The stability of self-esteem and the mechanism of its conservation // Psychology Issues. 1975. No. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.