Научная статья на тему 'Применение метода репертуарных решеток в исследовании психологических особенностей личности сотрудника органов внутренних дел'

Применение метода репертуарных решеток в исследовании психологических особенностей личности сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
479
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕСТ РОЛЕВОГО КОНСТРУКТА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОЗИТИВНОСТЬ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / REPERTORY TEST OF THE ROLE CONSTRUCT / FACTOR ANALYSIS / PROFESSIONALISM / POSITIVENESS / POLICE OFFICER / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паршутин Игорь Александрович, Булимова Анастасия Александровна

В статье представлены результаты психосемантического исследования образа сотрудника полиции. При помощи сравнительного анализа выявлены отличительные психологические особенности личности сотрудника полиции, наделяемые гражданскими лицами и курсантами-психологами Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паршутин Игорь Александрович, Булимова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of psychosemantic research of the police officer’s image. Comparative analysis allowed the authors to reveal distinctive psychological characteristics of a police officer’s personality given by civilians and psychology cadets of V. Ya. Kikot’ Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Применение метода репертуарных решеток в исследовании психологических особенностей личности сотрудника органов внутренних дел»

УДК 159.9.072.432 © И. А. Паршутин, А. А. Булимова, 2017

Применение метода репертуарных решеток в исследовании психологических особенностей личности сотрудника органов внутренних дел

Игорь Александрович Паршутин,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя.

Москва, Россия. e-mail: [email protected]

Анастасия Александровна Булимова,

психолог 1 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД по г. Москве.

Москва, Россия. e-mail: [email protected]

В статье представлены результаты психосемантического исследования образа сотрудника полиции. При помощи сравнительного анализа выявлены отличительные психологические особенности личности сотрудника полиции, наделяемые гражданскими лицами и курсантами-психологами Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя.

Ключевые слова: репертуарный тест ролевого конструкта, факторный анализ, профессионализм, позитивность, сотрудник полиции, психологические особенности, личность.

Для цитирования: Паршутин И. А., Булимова А. А. Применение метода репертуарных решеток в исследовании психологических особенностей личности сотрудника органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 83-86.

Повышение уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел, являясь важным направлением кадровой политики МВД России, во многом зависит от психологических качеств личности, обеспечивающих успешность служебно-профессиональной деятельности [1, с. 3-7].

В ходе реформирования органов внутренних дел вопрос о профессионально важных качествах сотрудника полиции и о критериях профессионального отбора сотрудников на службу был и остается одним из ключевых [2, с. 113-116].

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 профессиональный психологический отбор граждан на службу осуществляется для определения способности гражданина по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД * . Обследованию должны подлежать следующие психологические особенности личности гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел [3]:

— уровень интеллектуального развития, мышления;

— эмоциональная зрелость, эмоциональная устойчивость;

— уровень волевого ресурса личности, целеустремленность, работоспособность;

— уровень ответственности, нравственной и этической культуры;

— уровень общей зрелости личности, самооценка, уровень притязаний и мотивационная сфера личности .

Служба в органах внутренних дел подразумевает выполнение большого количество различных социально-профессиональных функций, а потому характеристики личностных психологических особенностей необхо-

димо учитывать при психологическом отборе и дальнейшем сопровождении сотрудников во время прохождения службы [4, с. 100-104].

В соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность органов внутренних дел является открытой и публичной Поэтому выбранный нами метод исследования позволяет анализировать общее и типичное, а также единичное и уникальное в личности сотрудников полиции [5, с 3-6]

Теоретико-методологической основой проведенного исследования послужила теория личностных конструктов Дж. Келли [6]. Она очень лаконична, так как основана на постулате, который гласит: «Процессы личности — это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события» [6]. Процессы личности — это организм, находящийся в развитии, «проложенные каналы» означает, что поведение человека относительно стабильно во времени и ситуациях, а «прогнозирует события» — отражение прогностических и мотивационных черт, характерных для когнитивной теории [7, с. 32].

Из этого постулата исходят два положения: все происходящие ситуации человек оценивает, используя фильтр системы конструктов . Эти конструкты имеют два противоположных полюса и составляют систему личностных конструктов человека, которую он проектирует на мир

Таким образом, личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт [8]. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста [9]. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный — спокойный, «умный — глупый», «мужской — женский», «религиозный — нерелигиозный», «хороший — плохой» и т п

* Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. №1259. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .

Цель проведенного исследования — выявить психологические особенности личности сотрудника ОВД, сформулировать актуальные психологические характеристики сотрудника в соответствии с социально-профессиональной направленностью деятельности на примере оценок, данных курсантами Московского университета МВД России им В . Я . Кикотя и гражданскими лицами.

В исследовании приняли участие 50 человек: 25 курсантов факультета подготовки психологов Московского университета МВД России им . В . Я . Кикотя и 25 гражданских лиц, студентов московских вузов . Все в возрасте от 18 лет до 21 года.

Помимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реальных контактных учебных групп, анализа документального материала, консультаций с компетентными лицами, в исследовании использовались следующие методы и методики: опрос, метод психосемантического дифференциала, репертуарный тест ролевого конструкта, тест незаконченного предложения Обработка результатов исследования проводилась при помощи компьютерных программ Ехсе1 и 81аИ811са 6 . 0 .

На первом этапе исследования нами была сформирована репертуарная решетка, в которую вошли 18 ролей, которые мы посчитали важными для изучения образа сотрудника ОВД. Были выбраны следующие роли:

1) я в настоящем;

2) я в будущем;

3) мама;

4) отец;

5) брат;

6) сестра;

7) возлюбленный(ая);

8) друг;

9) сосед;

10) учитель в школе;

11) преподаватель в университете;

12) удачливый человек;

13) счастливый человек;

14) высоконравственный человек;

15) актер;

16) ученый;

17) спортсмен;

18) сотрудник полиции .

Затем были составлены триады оцениваемых ролей, т. е . группы, содержащие по три роли в каждой . Значимые для исследования триады:

— ученый — спортсмен — сотрудник полиции;

— я в будущем — друг — сотрудник полиции;

— сосед-спортсмен — сотрудник полиции.

Первые результаты этапа представлены в таблице

Испытуемых просят написать имя лично знакомого ему человека, который больше всего подходит для каждой роли

После заполнения ролевого поля бланка испытуемому необходимо установить, что объединяет две роли, но отличает их от третьей в каждой из представленных триад Общий компонент и есть выявляемый нами конструкт

После проведенного анализа заполненных бланков нами были выделены наиболее часто встречающиеся позитивные конструкты: активный, авторитетный, веселый, внимательный, образованный, инициативный, изобретательный, логичный, мудрый, оптимистичный, открытый, ответственный, отзывчивый, общительный, профессиональный, серьезный, требовательный, творческий, трудолюбивый, терпеливый, целеустремленный, честный, эмоциональный

После обработки результатов репертуарного теста ролевого конструкта был создан бланк психосемантического дифференциала на основе наиболее часто встречающихся конструктов, которые были соотнесены с четырьмя выделенными профессиональными сферами: сотрудник полиции, ученый, спортсмен, актер

Необходимо пояснить, что семантический дифференциал (в широком смысле) — это метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств Мы использовали его в узком контексте (как биполярную градуированную оценочную шкалу) [10].

На втором этапе исследования испытуемые заполняли бланки психосемантического дифференциала Проанализировав заполненные бланки, мы подготовили так называемую матрицу сходств, в которой были объединены все полученные оценки для каждого из четырех видов профессиональной занятости

Эта матрица была подвергнута процедуре факторного анализа для связи полученных переменных в группы (факторы)

Первая группа (фактор) была условно названа нами «профессионализм», в которую вошли такие характеристики, как внимательный, логичный, мудрый, ответственный, трудолюбивый, терпеливый, честный Вторую группу (фактор) мы определили «позитивность»: веселый, открытый, общительный, творческий, эмоциональный Последним шагом анализа данных психосемантического дифференциала стало построение структуры семантического пространства на основании математического анализа полученной матрицы сходства Полученные в результате факторного анализа данные были отображены на смысловом поле четырех типов профессиональной занятости (рис )

Имеющиеся результаты на данном этапе являются завершающими, на их основе мы сформулировали выводы экспериментального исследования психологических особенностей личности сотрудников органов внутренних дел с применением репертуарного теста ролевого конструкта личности, разработанного Дж. Келли:

1) сотрудник полиции в представлениях курсантов и гражданских лиц ближе всего соответствует образу спортсмена;

2) в сформировавшемся образе сотрудника полиции, равно как и ученого, отмечаются низкие проявления эмоционально-личностной сферы (по сравнению с другими видами профессиональной занятости);

3) по обоим факторам («профессионализм» и «позитивность») сотрудник полиции оценивается более критично гражданскими лицами, нежели курсантами вуза МВД

Таблица . Бланк репертуарного теста ролевого конструкта

Ролевое поле (фамилии и имена людей, выбранных для сравнения) Дата обследования

Конструкт / контраст

Я в настоящем Я в будущем Мама Отец Брат Сестра Возлюбленный/ая Друг Сосед Учитель в школе Преподаватель в университете Удачливый человек Счастливый человек Высоконравственный человек Актер Ученый Спортсмен Сотрудник полиции

О О О 1

О О О 2

О О О 3

О О О 4

О О О 5

О О О 6

О О О 7

О О О 8

О О О 9

О О О 10

О О О 11

О О О 12

О О О 13

О О О 14

О О О 15

О О О 16

О О О 17

О О О 18

е

7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

0,0 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0

Фактор "профессионализм" (баллы) Рис. Семантическое пространство

Условные обозначения:

◊ — гражданские лица; • — курсанты ФПП .

СП — сотрудник полиции; С — спортсмен; У — ученый; А — актер .

6,0

7,0

Были получены и промежуточные результаты исследования:

— курсанты оценивают себя в будущем как сотрудника полиции при помощи следующих конструктов: честный, дисциплинированный, профессионализм и однообразие профессиональной деятельности;

— из трех возможных триад, используемых для получения характеристики сотрудника полиции (ученый — спортсмен — сотрудник полиции, я в будущем — друг — сотрудник полиции, сосед — спортсмен — сотруд-

ник полиции), наибольшее количество конструктов было обнаружено в последней триаде: сотрудник полиции — спортсмен — сосед

С помощью репертуарного теста ролевого конструкта личности мы исследовали, как воспринимают полицейского сами сотрудники ОВД (в лице курсантов МВД) и гражданские лица (в лице студентов московских вузов) Мы выделили основные особенности личности, по которым курсанты и студенты оценивают сотрудников ОВД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список л

1. Федотов С. Н., Еременко Т. Е. Влияние психологических факторов на успешность служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64).

2 . Котенев И. О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионального психологического отбора // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56).

3 . Марьин М. И., Караваев А. Ф., Смирнова М. В. Психологическое изучение личности сотрудников органов внутренних дел при аттестации : учеб . -метод . пособие . М. , 2007.

4. Крук В. М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56) .

5 . Федотов А. Ю. Системно-ситуативный подход в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 1(60).

6. См. об этом: Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты . М . , 2006.

7 . Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб. , 2003.

8 . Носс И. Н. Психодиагностика . М. , 2014.

9 Носс И. Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавриата и магистратуры . М . , 2014.

10 . Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М. , 1983.

Application of repertory grid method in studying psychological characteristics of a law enforcement officer's personality

Parshutin Igor A.,

Cand. Sci. (Psychology), associate-professor, associate-professor of Psychology Department of Training Science Centre, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Moscow, Russia. e-mail: [email protected]

Bulimova Anastasia A.,

psychologist of Special Regiment no. 1 of Traffic Police on special track

of the MIA Headquarters in Moscow. Moscow, Russia. e-mail: [email protected]

The article presents the results of psychosemantic research of the police officer's image. Comparative analysis allowed the authors to reveal distinctive psychological characteristics of a police officer's personality given by civilians and psychology cadets of V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: repertory test of the role construct, factor analysis, professionalism, positiveness, police officer,

psychological characteristics, personality.

Citation: Parshutin I. A., Bulimova A. A. Application of repertory grid method in studying psychological characteristics of a law enforcement officer's personality. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.