Научная статья на тему 'Использование элементов живописи в системе психолого-педагогического преодоления негативных эмоциональных состояний у курсантов образовательных организаций системы МВД России'

Использование элементов живописи в системе психолого-педагогического преодоления негативных эмоциональных состояний у курсантов образовательных организаций системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ELEMENTS OF FINE ART / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ / CADETS AND LISTENERS / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PSYCHODIAGNOSTICS / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / PSYCHOCORRECTION / АРТ-ТЕРАПИЯ / ART THERAPY / КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC DEVELOPMENT / THE COMPETENCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деулин Дмитрий Владимирович, Усачева Ирина Викторовна

Констатируется и исследуется проблема преодоления стрессовых состояний элементами изобразительного искусства. Анализируются различные модификации и техники арт-терапии, которые можно включать в учебные программы образовательных организаций системы МВД России. Работа содержит иллюстрированные материалы, позволяющие более объективно и наглядно передать содержание исследований. Целью научных материалов является осмысление и популяризация неформализованных методов психодиагностики и психокоррекции для решения задач профилактики негативных психоэмоциональных переживаний обучающихся. Работа будет интересна широкому кругу читателей: преподавателям, психологам, работникам социальных учреждений, воспитателям, научным сотрудникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Деулин Дмитрий Владимирович, Усачева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of elements of painting in the system of psychological and pedagogical overcoming of negative emotional states in cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs

The article states and studies the problem of overcoming stressful states by elements of fine art. The authors analyze various modifications and techniques of art therapy that can be used in the educational process of the departmental educational institution of the Ministry of Internal Affairs. The work contains illustrated materials, which allow to more objectively and clearly convey the content of research. The purpose of scientific materials is to comprehend and popularize non-formalized methods of psychodiagnostics and psychocorrection for solving problems of preventing negative psychoemotional feelings of students. The work will be interesting to a wide range of readers: teachers, psychologists, employees of social institutions, educators, researchers.

Текст научной работы на тему «Использование элементов живописи в системе психолого-педагогического преодоления негативных эмоциональных состояний у курсантов образовательных организаций системы МВД России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1/159.9

ББК 88 © Д.В. Деулин, И.В. Усачева, 2018

Научная специальность 19.00.07 — педагогическая психология

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Дмитрий Владимирович Деулин, доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: ddeulin@yandex.ru

Ирина Викторовна Усачева, преподаватель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: irina-u @ yandex.ru

Аннотация. Констатируется и исследуется проблема преодоления стрессовых состояний элементами изобразительного искусства. Анализируются различные модификации и техники арт-терапии, которые можно включать в учебные программы образовательных организаций системы МВД России. Работа содержит иллюстрированные материалы, позволяющие более объективно и наглядно передать содержание исследований. Целью научных материалов является осмысление и популяризация неформализованных методов психодиагностики и психокоррекции для решения задач профилактики негативных психоэмоциональных переживаний обучающихся. Работа будет интересна широкому кругу читателей: преподавателям, психологам, работникам социальных учреждений, воспитателям, научным сотрудникам.

Ключевые слова: элементы изобразительного искусства, курсанты и слушатели, психодиагностика, психокоррекция, арт-терапия, компетенции обучающихся, эстетическое воспитание.

USE OF ELEMENTS OF PAINTING IN THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL OVERCOMING OF NEGATIVE EMOTIONAL STATES IN CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Deulin V. Dmitry, lecturer of the Department of psychology educational and scientific complex of psychology official activity, candidate of psychological sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: ddeulin@yandex.ru

Usacheva V. Irina, lecturer of the Department of psychology educational and scientific complex of psychology official activity, candidate of psychological sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: irina-u @ yandex.ru

Annotation. The article states and studies the problem of overcoming stressful states by elements of fine art. The authors analyze various modifications and techniques of art therapy that can be used in the educational process of the departmental educational institution of the Ministry of Internal Affairs. The work contains illustrated materials, which allow to more objectively and clearly convey the content of research. The purpose of scientific materials is to comprehend and popularize non-formalized methods of psychodiagnostics and psychocorrection for solving problems of preventing negative psychoemotional feelings of students. The work will be interesting to a wide range of readers: teachers, psychologists, employees of social institutions, educators, researchers.

Keywords: elements of fine art, cadets and listeners, psychodiagnostics, psychocorrection, art therapy, the competence of students, aesthetic development.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Деулин Д.В., Усачева И.В. Использование элементов живописи в системе психолого-педагогического преодоления негативных эмоциональных состояний у курсантов образовательных организаций системы МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):295-300.

Проблема стрессогенности современного обще- ность сотрудников органов внутренних дел сопряжена

ства становится более актуальной при анализе служеб- во многом со стрессовой ситуацией. Как отмечается в

ной деятельности экстремальных видов профессий, отдельных исследованиях, служебная деятельность

связанных с риском. Например, служебная деятель- представляет собой совместную трудовую деятель-

jjiiL.

-^pr-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ность, которая обусловлена государственными целями, профессиональным долгом и направлена на преодоление правонарушений, экстремальных условий, кризисных ситуаций и чрезвычайных обстоятельств с опорой на нормативные регламенты [7, с.13].

По мнению Т.Е. Еременко, высокая загруженность переменного состава образовательных учреждений системы МВД служебной деятельностью приводит к возникновению негативных психических состояний, вплоть до профессионального выгорания [7]. Более 100 лет назад в своем труде психолог Н.А. Рыбников отмечал, что «выбирающий определенную профессию, оказывается во власти тех условий, которые вытекают из характера данной профессии; профессиональное бытие профессии определяет сознание профессионала» [11, с. 23].

Проводя анализ, мы обнаруживаем, что работа в органах внутренних дел, в том числе курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД, наполнена стрессовым содержанием. Как отмечает Е.А. Печенкова, служебная деятельность переменного состава в образовательных учреждениях

Рис. 1. Авторская картина «Альпийский пейзаж»

«требует чрезвычайно высокую психологическую цену», которая может выражаться в эмоциональном напряжении, нервном истощении, манифестации психических нарушений обучающихся [8, с. 12].

В целях снижения давления на курсантов и слушателей стрессовых факторов, важно ментально фокусироваться на положительных переживаниях и генерировать их. Одним из методов психодиагностики и психокоррекции стрессовых состояний является использование позитивных образов [2; 13].

На наш взгляд, в содержание метода использования положительного образа можно включить элементы изобразительного искусства, которые помогают создать позитивную визуализацию. Изобразительное искусство представляет собой своеобразный вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм и включает различные виды живописи, графики и скульптуры [15].

Известно, что искусство воздействует на человеческие чувства, а продукты деятельности в виде художественных произведений воплощают в себе это воздействие. Следовательно, содержание произведений искусства включает в себя чувства, эмоции, страсти, которые в нем и преобразуются. Как отмечает Л.С. Выготский: «все дело в том, что искусство систематизирует особенную сферу психики общественного человека — именно сферу его чувства» [5, с. 26].

Во многих исследованиях отмечается, что произведения искусства (картины, скульптуры, декоративно-прикладные изделия) несут в себе огромный психический потенциал. Предметы изобразительного искусства улучшают эмоционально-психологическое состояние и укрепляют физическое здоровье. При созерцании картин удовлетворяется чувство прекрасного, человек получает эстетическое удовлетворение, в кровь выбрасывается гормон дофамин, связанный с приятными ощущениями и удовольствием. Исследования групп пациентов врачами психоневрологами демонстрируют, что полотна, на которых преобладают голубой, зеленый цвета и мягкий солнечный свет, снимают у больных нервное возбуждение и помогают преодолевать депрессивные состояния [14].

На рисунке 1 изображена картина с мягкими светло-голубыми и белыми оттенками, что олицетворяет потребность в покое и удовлетворении. Важно понимать, что семантическая роль цветовых предпочтений определяется индивидуально-психическими

особенностями обследуемого лица. Достаточно широко шедевры живописи используют в качестве выяснения цветовых симпатий обследуемого. Сама по себе цветовая диагностика позволяет судить о продолжительности стрессов, отражает типологические особенности обследуемых, находится в корреляции с желанными образами искусства [16].

В отдельных исследованиях авторы утверждают не только о психокорректирующем, но и психодиагностирующем потенциале рисунка. Так, по рисунку, можно говорить о самооценке художника; валентности эмоциональных проявлений; интеллектуальных качествах; интересах, мотивах и т.д. [9].

На рисунке 2 интересным представляется содержание работы, которое интегрирует природу и духовный мир человека через цветовую гамму красок. В рамках живописи анализу подвергаются разные аспекты содержания рисунка: сложность сюжетной линии; общий фон и детализированность; конкретное и абстрактное представление и многое другое. Интересным является анализ цветовой палитры рисунка. Феномен восприятия света в виде светоцве-товых образов универсален для всех обследуемых. Различные цвета порождают совершенно разные психологические образы в сознании обследуемого лица. Известно, что обследуемый предпочитает цвета в зависимости от своего индивидуально-психического состояния, эмоциональных потенций, направленности личности и т.д. [12].

В диагностико-исследовательской части психологической науки встречается множество рисуночных тестов, которые составляют ядро проективных психологических технологий. Данный вид диагностических методов помогает психологу определить множество параметров обследуемого лица, которые проявляются бессознательно или которые по тем или иным причинам обследуемый желает скрыть в рамках традиционных опросников. В большинстве рисуночных тестов по смысловому наполнению можно изучать уровень агрессивности, стрессоустойчиво-сти, признаки психических патологий [3]. В некоторых техниках написания картин, мы можем предполагать наличие у обследуемых стандартных подходов к решению тех или иных задач, либо преобладание творческого мышления. Кто-то предпочитает классические (рис. 3), кто-то «неклассические», авангардные варианты написания картин (рис. 4). Технология работы с курсантами и слушателями при

психокорректирующем воздействии элементов изобразительного искусства на неблагоприятные эмоциональные состояния должна проводиться в рамках факультативных занятий в специально подготовленной специализированной аудитории, имеющей в наличии необходимые материально-технические условия (мультимедиа, раздаточный материал, кисти, бумагу, гуашь и др.).

Рис. 2. Авторская картина «Духовное богатство Грузии»

Рис. 3. Авторская картина «Морское равновесие» (по мотивам работы художника А.Н. Милюкова)

Рис. 4. Авторская картина по мотивам работ художников-авангардистов Японии

-^рг-

Рис. 5. «Сказочный олень», нарисованный курсантами в рамках конкурса на лучший рисунок на окне

В качестве психологического инструмента преодоления стрессовых состояний в рамках служебной деятельности курсантов и слушателей психологических факультетов образовательных учреждений системы МВД мы предлагаем использовать такой элемент изобразительного искусства, как монументальная живопись [4].

Курсанты в свободной форме выражают на подготовленных материалах (картоне, бумаге, холсте) с помощью изобразительных средств (кисть, мастихин, карандаш) свои пережитые чувства. Задание дается общее для всех — нарисовать что-либо на свободную тему. По результатам психокорректирующего занятия проводится рефлексия и самоанализ, все проблемы обсуждаются. Затем курсантам предлагается обменяться рисунками и рассказать про его автора, составить «психологический портрет». Проигрывая свои эмоции на рисунках, изобразительно самоактуализируясь, обучающиеся избавляются от негативных эмоциональных переживаний, рефлексируя их и про-

говаривая по истечению занятия, курсанты экстерио-ризируют внутренний психический план в предметный материальный продукт, а свои эмоции они опредмечивают в рисунке.

Обучающиеся учатся делиться своими чувствами, сопереживать, участвовать в эмпатийном общении. Иногда изобразительная деятельность курсантов проявляется спонтанно без заданных ориентиров вне рамок аудиторных занятий. На рисунке 5 мы наблюдаем результат такого творчества. Неизвестные художники из числа переменного состава (курсанты и слушатели) отобразили на окне с помощью гуаши сказочных персонажей.

Сам рисунок несет огромное психологическое значение. С его помощью мы можем дать социально-психологическую характеристику личности обследуемого лица, наметить направления психологической работы и выхода из стрессовой ситуации. Так, на рисунке 5 изображено сказочное животное, на которого спроецированы ситуационные эмоциональные состояния их создателей. Мы наблюдаем грусть, тоску, депрессивный отпечаток на их лицах. Таким образом, возникает предпосылка и необходимость продуктивной психолого-педагогической работы с данными обучающимися, с их эмоциональным состоянием.

В рамках учебных занятий проводятся тренинги по арт-терапии с курсантами, где живопись в отдельных ее проявлениях (раскраска заготовленных шаблонов) играет важную психокорректирующую роль (рис. 6, 7). Здесь, важное значение имеет тот факт, что эта работа основана на применении творческих способностей обучающихся. Такое психологическое воздействие приводит к улучшению психоэмоционального состояния обследуемого [10].

В наших проективных картинах художественная ценность рисунка, эстетика передаваемых эмоций не представляет самоцель. Важное значение отводится самому процессу творческой активности. Таким образом, принять участие в этой работе может любой желающей вне зависимости от его художественных талантов и одаренности. Наша теоретическая модель психолого-педагогической интервенции с помощью элементов изобразительного искусства во внутренний мир обучающегося (курсанта и слушателя) по своему содержанию отличается мультизадачностью. Так, в процессе этой работы мы предполагаем, что можно решить комплексные социальные и психолого-педагогические задачи.

Рис. 6. Фрагмент работы курсанта в плоскости изобразительного искусства

Рис. 7. Фрагмент учебного занятия по тренингу арт-терапии с курсантами

♦ Диагностика. В рамках решения этой задачи происходит диагностика и самодиагностика в форме интроспекции и рефлексии своих стрессовых состояний. Здесь важно обратить внимание курсанта на его проблемы и совместно искать пути решения.

♦ Коррекция. Изобразительное искусство может оказывать психокорректирующее воздействие на обучаемого. Снижается тревожность, преодолевается стресс, улучшается общий эмоциональный фон. Как пишет известная писательница в своей книге «Путь художника» Кэмерон Джулия: «Я училась передавать свой творческий процесс в руки единственного бога, в которого могла поверить, — бога творчества, и жизненной энергии. Я училась отступать на второй план и позволять этой созидающей силе вершить работу через меня. Я стала прикасаться к листу бумаги, просто чтобы записать, что слышу» [6, с. 154]. С помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмирующими явлениями и тяжелыми переживаниями. Обучающиеся с помощью рисунка выдают свои психологические проблемы, актуализируют и переосмысливают их. Опираясь на средства «изотерапии» можно редактировать поведенческие паттерны, преодолеть страхи, тревоги, стрессовые состояния вплоть до состояния ремиссии при психических расстройствах [1, с. 136—153].

♦ Развитие. Одна из главных функций арт-терапии — выявление сильных и слабых сторон личности, поиски точки их развития. Курсанты и слушатели вырабатывают навыки взаимодействия в коллективе, развивается их когнитивная сфера личности. По итогам таких занятий повышается уровень развития воображения, памяти, формируется креативное мышление, снимаются психологические блоки, внутренняя скованность и неуверенность.

♦ Удовлетворение эстетических потребностей. Занятия арт-терапией может прививать курсантам любовь к прекрасному; формируются эстетические образы и эталоны, чувство вкуса. Это побуждает обучающихся увлекаться искусством, посещать выставки, картинные галереи, правильно организовать свое до-суговое времяпрепровождение. Курсанты сами могут создавать картины, музыку, стихи, даже книги. В отдельных случаях открывается творческий потенциал их личности, приходит интерес и вдохновение. Поскольку научная и учебная деятельность также являются творческим, созидающим процессом, обучающиеся после арт-терапии охотнее участвуют в научных мероприятиях, публикуются в сборниках молодежных конференций и круглых столов.

♦ Формирование компетенций. Ну, и наконец, курсанты в процессе этих занятий способны овладевать знаниями, умениями и навыками необходимыми для психологической работы в служебных коллективах при осуществлении психологического сопровождения, психологической коррекции и реабилитации сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, комплексная психолого-педагогическая работа, связанная с использованием элементов изобразительного искусства в служебной деятельности, способствует снятию негативных стрессовых состояний и развитию индивидуально-психологических качеств личности курсанта.

Литература

1. Арпентьева М.Р., Карпенкова И.В. Творчество в развитии и реабилитации больных с аффективными расстройствами // Наука. Искусство. Культура. 2016. Вып. 1(9).

2. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. 2013. № 9. С. 897—902.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты». М.: Владос-Пресс, 2003.

4. Владимирская А., Владимирский П. Искусство для простых смертных. М.: Вильямс, 2006.

5. Выготский Л. С. Психология искусства / Пре-дисл. А.Н. Леонтьева. М.: Искусство, 1986.

6. Джулия К. «Путь художника». М.: Гаятри, 2006.

7. Еременко Т.Е. Психологические факторы успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2016.

8. Печенкова Е.А. Исследование психологических факторов профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя на должность курсанта (слушателя) // Психология и педагогика служебной деятельности. 2017. № 3. С. 12—15.

9. Психодиагностика — проективные методики (рисуночные тесты) // Методические указания и контрольные задания для студентов / Под общ. ред. Г.В. Пинигиной. Кемерово, 2002.

10. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.

11. Рыбников Н.А. Психология и выбор профессии. 3-е изд., доп. Орел: Госиздат, 1922.

12. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера: Практическое руководство. СПб.: Речь, 2007.

13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006.

14. Фрулева Т. «Искусство лечебной живописи» (статья подготовлена по материалам открытых источников) // URL: fruleva.in.gallerix.ru

15. Энциклопедия «Кругосвет» // Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия // URL: http ://www.krugosvet .ru

16. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. СПб., 2005.

References

1. Arpent'eva M.R., Karpenkova I.V. Tvorche-stvo v razvitii i reabilitatsii bol'nykh s affektivnymi

rasstroystvami // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2016. Vyp. 1(9).

2. Berezina T.N. Ob emotsional'noy bezopasnosti obrazovatel'noy sredy // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2013. № 9. C. 897—902.

3. Venger A.L. «Psikhologicheskie risunochnye testy». M.: Vlados-Press, 2003.

4. Vladimirskaya A., Vladimirskiy P. Iskusstvo dlya prostykh smertnykh. M.: Vil'yams, 2006.

5. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva / Predisl. A.N. Leont'eva. M.: Iskusstvo, 1986.

6. Dzhuliya K. «Put' khudozhnika». M.: Gayatri, 2006.

7. Eremenko T.E. Psikhologicheskie faktory uspesh-nosti sluzhebnoy deyatel'nosti kursantov obrazova-tel'nykh organizatsiy MVD Rossii: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2016.

8. Pechenkova E.A. Issledovanie psikhologicheskikh faktorov professional'nogo obucheniya (professional'noy podgotovki) lits ryadovogo i mladshego nachal'stvuy-ushchego sostava, vpervye prinimaemykh na sluzhbu v Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya na dolzhnost' kursanta (slushatelya) // Psikhologiya i pe-dagogika sluzhebnoy deyatel'nosti. 2017. № 3. S. 12—15.

9. Psikhodiagnostika — proektivnye metodiki (risunochnye testy) // Metodicheskie ukazaniya i kontrol'nye zadaniya dlya studentov / Pod obshch. red. G.V. Pinigi-noy. Kemerovo, 2002.

10. Psikhoterapevticheskaya entsiklopediya / Pod red. B.D. Karvasarskogo. 2-e izd. SPb.: Piter, 2002.

11. Rybnikov N.A. Psikhologiya i vybor professii. 3-e izd., dop. Orel: Gosizdat, 1922.

12. SobchikL.N. Metod tsvetovykh vyborov — mo-difikatsiya vos'mitsvetovogo testa Lyushera: Praktiche-skoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2007.

13. Shcherbatykh Yu.V. Psikhologiya stressa i me-tody korrektsii. SPb.: Piter, 2006.

14. Fruleva T. «Iskusstvo lechebnoy zhivopisi» (stat'ya podgotovlena po materialam otkrytykh istochnikov) // URL: fruleva.in.gallerix.ru

15. Entsiklopediya «Krugosvet» // Universal'naya nauchno-populyarnaya onlayn-entsiklopediya // URL: http ://www.krugosvet .ru

16. Elkin V.M. Teatr tsveta i melodii Vashikh stra-stey. Tsvetovaya psikhologiya i psikhoterapiya shede-vrami iskusstva. Garmonizatsiya tsvetovykh programm zhizni i Vashi taynye sposobnosti. SPb., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.