Научная статья на тему 'Психологические детерминанты, определяющие результативность выполнения нормативов по огневой подготовке постоянным составом образовательных организаций МВД'

Психологические детерминанты, определяющие результативность выполнения нормативов по огневой подготовке постоянным составом образовательных организаций МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / аттестация / закон Йеркса-Додсона / синдром выученной беспомощности / профессиональная подготовка / оптимум мотивации / выполнение норматива. / fire training / certification / Yerkes-Dodson Act / learned helplessness syndrome / professional training / optimum motivation / compliance with the standard.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деулин Дмитрий Владимирович, Алексеев Дмитрий Евгеньевич

Исследуются психологические факторы, оказывающие влияние на эффективность выполнения нормативов по огневой подготовке. Анализируется психологическая конъюнктура процесса проверки сотрудников органов внутренних дел на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Теоретически обосновывают и эмпирически доказывают взаимосвязь между чрезмерной мотивацией и низкой результативностью сдачи нормативов по огневой подготовке среди личного состава образовательных организаций МВД России. Достоинством работы является ее глубокий теоретический анализ, а также экспериментальная верификация полученных данных, где на ограниченном контингенте обследуемых в рамках пилотажного эксперимента авторам удается наглядно продемонстрировать проблемы реализации современной программы обучения навыкам стрельбы сотрудников органов внутренних дел. Статья отличается высокой степенью актуальности и будет полезна широкому кругу специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Деулин Дмитрий Владимирович, Алексеев Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS THAT DETERMINE THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF STANDARDS FOR FIRE TRAINING BY THE PERMANENT COMPOSITION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The authors investigate psychological factors that influence the effectiveness of the implementation of fire training standards. The article analyzes the psychological conjuncture of the process of inspecting employees of internal affairs bodies for professional fitness to act in conditions connected with the use of physical force, special means and firearms. The authors theoretically substantiate and empirically prove the relationship between excessive motivation and the low effectiveness of passing fire training standards among the personnel of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The advantage of the work is its in-depth theoretical analysis, as well as experimental verification of the data obtained, where the authors are able to clearly demonstrate the problems of implementing a modern fire training program for employees of internal affairs agencies in a limited contingent of subjects undergoing pilot experiments. The article has a high degree of relevance and will be useful to a wide range of specialists.

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты, определяющие результативность выполнения нормативов по огневой подготовке постоянным составом образовательных организаций МВД»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.072.3

ББК 88.8.

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10061

© Д.В. Деулин, Д.Е. Алексеев, 2019

Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОСТОЯННЫМ СОСТАВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

Деулин Дмитрий Владимирович, доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: ddeulin@yandex.ru

Алексеев Дмитрий Евгеньевич, преподаватель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: d.alexeev@list.ru

Аннотация. Исследуются психологические факторы, оказывающие влияние на эффективность выполнения нормативов по огневой подготовке. Анализируется психологическая конъюнктура процесса проверки сотрудников органов внутренних дел на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Теоретически обосновывают и эмпирически доказывают взаимосвязь между чрезмерной мотивацией и низкой результативностью сдачи нормативов по огневой подготовке среди личного состава образовательных организаций МВД России. Достоинством работы является ее глубокий теоретический анализ, а также экспериментальная верификация полученных данных, где на ограниченном контингенте обследуемых в рамках пилотажного эксперимента авторам удается наглядно продемонстрировать проблемы реализации современной программы обучения навыкам стрельбы сотрудников органов внутренних дел. Статья отличается высокой степенью актуальности и будет полезна широкому кругу специалистов.

Ключевые слова: огневая подготовка; аттестация; закон Йеркса-Додсона; синдром выученной беспомощности; профессиональная подготовка; оптимум мотивации; выполнение норматива.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS THAT DETERMINE THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF STANDARDS FOR FIRE TRAINING BY THE PERMANENT COMPOSITION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Dmitry Vladimirovich Deulin, Associate Professor of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities, candidate of psychological sciences

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: ddeulin@yandex.ru

Dmitry Evgenyevich Alekseev, Lecturer, Department of Psychology, Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities, candidate of psychological sciences

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: d.alexeev@list.ru

Annotation. The authors investigate psychological factors that influence the effectiveness of the implementation of fire training standards. The article analyzes the psychological conjuncture of the process of inspecting employees of internal affairs bodies for professional fitness to act in conditions connected with the use of physical force, special means and firearms. The authors theoretically substantiate and empirically prove the relationship between excessive

motivation and the low effectiveness of passing fire training standards among the personnel of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The advantage of the work is its in-depth theoretical analysis, as well as experimental verification of the data obtained, where the authors are able to clearly demonstrate the problems of implementing a modern fire training program for employees of internal affairs agencies in a limited contingent of subjects undergoing pilot experiments. The article has a high degree of relevance and will be useful to a wide range of specialists.

Keywords: fire training; certification; Yerkes-Dodson Act; learned helplessness syndrome; professional training; optimum motivation; compliance with the standard.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Деулин Д.В., Алексеев Д.Е. Психологические детерминанты, определяющие результативность выполнения нормативов по огневой подготовке постоянным составом образовательных организаций МВД. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):260-5.

В настоящее время согласно нормативному правовому обеспечению сотрудники полиции проходят периодическую аттестацию, а также проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия [15]. Одним из оснований аттестации может быть ситуация, когда сотрудник не проходит «проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» [14]. В качестве санкций ранее предусматривался широкий спектр правового воздействия на сотрудников, которые не прошли проверку на такую пригодность. Это меры аттестационного характера [14]; снижение квалификационного звания [4]; депремирование и даже увольнение. Перечень средств воздействия на сотрудника полиции достаточно широкий. Более того, эти меры не ранжируются в зависимости от специфики подразделения.

Таким образом, например, сотрудники уголовного розыска, подразделений по охране общественного порядка, иных подразделений, где предусмотрено ежедневное ношение оружие и существует высокий риск нападения, фактически уравнены с кадровыми подразделениями, тыловыми службами, образовательными организациями органов внутренних дел, где функциональные обязанности сотрудников не связаны с непосредственным применением огнестрельного оружия, спецсредств и др.

К сожалению, законодатели, распространяя эту норму на всех сотрудников и, применяя существенное отрицательное стимулирование, сталкиваются с эффектом психологического закона Йеркса-Додсона, согласно которому излишнее мотивационное давление приводит к снижению продуктивности деятельности при выполнение сложных задач [19]. Интересным с научной точки зрения является подход математического анализа (теорема Ролля) мотивационного давления в зависимости от степени сложности задач. Экспери-

ментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации) [18].

Как отмечает Ж.Пиаже «между мотивацией и эмоцией имеются сходство и различие. Чтобы произошла адаптация к возникающим перед нами задачам, необходима достаточная мотивация. Однако если мотивация слишком сильна, мы лишаемся части наших возможностей, и адаптация становится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки эмоций, и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь эмоциональными реакциями» [18, С.120].

Многочисленные исследования (Фримен 1940, Шлосберг 1954 и др.) показали, что фактически с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается. На наш взгляд, именно этот фактор приводит к снижению результативности при выполнении упражнений на стрельбах постоянным составом образовательной организации МВД.

Еще одним важным психологическим феноменом, который может воздействовать на результативность стрельб является феномен выученной беспомощности, предложенный М. Селигманом. Как известно, нормативными правовыми актами установлены несколько видов испытаний в рамках проведения контроля по огневой подготовке. Получение оценки «неудовлетворительно» по одному блоку приводит к общей неудовлетворительной оценки. Такая система обесценивает дальнейшие попытки сотрудника получить удовлетворительную оценку. В психологии это явление называется синдромом выученной беспомощности, когда человек не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность [1]. Мы полагаем, что эти два явления, а именно закон «оптимума мотивации» и «синдром выученной

беспомощности» в разной степени интенсивности определяют неблагоприятный исход мероприятий, связанных с проверкой постоянного состава образовательных организаций МВД на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.

Как отмечается в одном из учебных пособий по огневой подготовке, что никакая оценка не может заменить «осознанной активности». Здесь констатируется, что сама система оценивания, как это ни парадоксально звучит, давно переоценена. Как справедливо замечает автор «активность, стимулированная требовательностью, оценкой, похвалой не столь высока, как та, которая осознана». [7,С.194] А, соответственно, «активность», которая стимулируется только наказанием в этой системе координат, дает отрицательный эффект.

Практика отрицательного стимулирования в целом в органах внутренних дел способствует распространению различных «психологических мифов» о том, что результат исправления (коррекции, формирования навыка) всегда пропорционален силе дисциплинарного воздействия.

Систему оценивания в рамках учебной деятельности по служебной и профессиональной подготовке в органах внутренних дел зачастую используют как инструмент воздействия и наказания. Вместе с тем, как отмечают специалисты, оценка академической успеваемости не должна отрываться от качества обучения и стимулирования познавательной активности субъектов обучения. Практика показывает, что «выставляемые оценки превращаются в средство понуждения к учебной работе. Главное состоит в том, чтобы эти оценки выступали как мера педагогического поощрения и эмоционального одухотворения интеллектуально-познавательной деятельности обучаемых». [16, С.216]

Как известно, на данный момент времени, меры нормативного правового воздействия на сотрудников полиции в связи с их неудовлетворительной оценкой в рамках прохождения профессиональной пригодности к действиям в условиях применения огнестрельного оружия немного смягчены. Как нам кажется это связано как раз с неблагоприятными последствиями введения первоначальных требований.

В целях экспериментальной проверки влияния закона Йеркса-Додсона и оптимума мотивации на деятельность сотрудников органов внутренних дел, в том числе и на успешность выполнения упражнений в рамках огневой подготовки, мы решили провести пилотажное исследование на ограниченном контингенте сотрудников органов внутренних дел.

Выборку исследования составило 10 сотрудников органов внутренних дел (5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 30 до 55 лет).

Констатирующий эксперимент по квазиэкспериментальному плану проводился на одной выборке ис-

пытуемых, с контрольными измерениями показателей до и после изменений нормативных правовых актов (далее — НПА)

На первом этапе эмпирического исследования 10 сотрудниками была заполнена анкета, позволяющая получить общую информацию о динамике их психических состояний во время стрельбы до и после изменений в нормативной правовой базе, а также динамике изменения отношения к необходимости сдачи нормативов по данному виду профессиональной подготовки. Информация, полученная из этих анкет, позволила предполагать, что существует положительная динамика по данному вопросу (рис. 1, 2). Так 45 % опрошенных испытывали «психологическое давление» на себе перед стрельбой до изменения НПА. У 30 % появлялось ощущение того, что они не в силах улучить этот результат в случае не сдачи огневой подготовки (синдром выученной беспомощности), 55% теряли желание прилагать усилия для сдачи остальных нормативов после подобных неудач. У 45 % данное чувство распространялось на все остальные профессиональные обязанности. При этом у 11 % из них с введением изменений (снижение критериев оценки; частичное устранение фактора материально-денежного дестимулирования) состояние перед стрельбой улучшилось. 30 % опрошенных считают, что результативность их стрельбы также улучшилась. 45 % сотрудников ранее ощущали различного рода физический дискомфорт (тремор, учащенное сердцебиение и пр.) перед стрельбой, который снизился у 12 % из них с введением изменений. 55 % опрошенных стали спокойнее относиться к необходимости сдавать нормативы (таблица 1).

С помощью специально организованного собеседования удалось установить, что большинство сотрудников испытывали стрессовое состояние в момент проведения стрельб, что в свою очередь могло провоцировать психосоматические нарушения. Как отмечает ряд авторов, «стрессы работников могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Негативно сказываясь как на конкретных людях — их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом». [1,С.14] Кроме того, чрезмерная стрессовая нагрузка приводит к профессиональному выгоранию сотрудника, которая в последующем переходит в симптомоком-плекс, который включает в себя: эмоциональное истощение (переживание опустошенности и бессилия); деперсонализацию (дегуманизация отношений с другими людьми, выраженная в проявлении черствости, бессердечности, цинизма или грубости); редукцию личных достижений (занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте). [1]

Таблица 1

Динамика психологических факторов результативности стрельбы до и после изменения НПА (субъективные оценки)

Фактор Влияние до изменений Снижение влияния после изменений

Выученной беспомощности (психол. давление, снижение мотивации сдачи нормативов, снижение мотивации к деятельности, чувство беспомощности) 43,7 % 11%

Физический дискомфорт 45% 12%

Беспокойство - 55%

На следующем этапе исследования выделены субъективные и объективные показатели готовности сотрудников к выполнению упражнений огневой подготовки. К субъективным показателям отнесены самочувствие, активность и настроение, которые оценивались при помощи теста дифференциальной оценки функционального состояния В.А. Доскина,Н.А. Лаврентьевой, В.П. Шарая и М.П. Мирошникова [11], заполняемого сотрудниками непосредственно перед выполнением упражнений огневой подготовки.

Результаты применения данной методики до и после изменений демонстрируют положительную динамику по всем трём показателям (таблица 2), при этом статистически значимы, появившиеся изменения для показателя «активность» и настроение» (таблица 3). Отсутствие статистически значимых изменений по показателю «самочувствие» может быть объяснено меньшей динамичностью данного показателя по отношению к остальным двум.

Таблица 3

Динамика показателей «самочувствие», «активность», «настроение» до и после изменения НПА

№ исследуемого до после

самочувствие активность настроение самочувствие активность настроение

1 56 67 56 50 57 55

2 20 19 9 57 54 52

3 22 30 8 52 53 48

4 50 35 28 45 52 49

5 70 49 36 66 61 56

6 23 28 7 45 53 48

среднее (Mx) 40,1 38 24 52,5 55 51,3

Таблица 3

Результаты проверки статистической значимости различий показателей «самочувствие», «активность», «настроение» до и после изменения НПА (Wilcoxon Matched Pairs Test — p<0,05)

Показатель Количество испытуемых T Z p-level

самочувствие 6 6,0 0,94 0,34

активность 6 1,0 1,99 0,046

настроение 6 1,0 1,99 0,046

В качестве объективного показателя готовности сотрудника к стрельбе предложено количество попаданий в мишень до и после изменений в НПА. Данные,

полученные при оценке этого показателя, также свидетельствуют о статистически значимой положительной динамике (таблицы 4 и 5).

Таблица 4

Динамика результативности стрельбы до и после изменения НПА

Исследуемый До изменений После изменений

1 3 4

2 4 4

3 3 3

4 2,6 3

5 3 4

6 3 4

7 2,6 3,5

среднее (Mx) 3,02 3,64

Таблица 5

Результаты проверки статистической значимости различий в результативности стрельбы до и после изменений НПА (Wilcoxon Matched Pairs Test — p<0,05)

Сравниваемые данные Количество испытуемых T Z p-level

до и после изменений НПА 7 0,00 2,02 0,04

где: жирным шрифтом выделены статистически значимые изменения при p<0,05

Кроме описанных выше психологических факторов воздействия на результативность выполнения стрельб, на наш взгляд существенно оказывают и другие психологические факторы, которые требуют отдельного исследования, но их необходимо отметить.

И.В. Пенькова во главе авторского коллектива учебно-методического пособия по огневой подготовке отмечает, что формирование навыков в обращении с огнестрельным оружием, состоящим на вооружении МВД России , процесс довольно длительный и трудоемкий [8]. Вместе с тем, учебные занятия с постоянным составом в образовательных организациях МВД нередко проводятся в режиме «мониторинга текущей успеваемости», который не позволяет полноценно формировать необходимые компетенции. В некоторых публикациях можно встретить критику современной подготовки сотрудников полиции с помощью устаревших методик [17]. В тоже время в отдельных исследованиях отмечается негативное влияние недостаточной профессиональной подготовленности курсантов на степень выполнения ими служебных задач. Как отмечает Ю.В. Николаева «состояние профессиональной готовности курсантов образовательных учреждений МВД России не обеспечивает достаточную безопасность их действий в условиях влияния стрессовых факторов». [6, С.3]

Такая откровенность специалистов в области огневой подготовки заставляет задуматься об эффективности учебной интервенции. Некоторые авторы открыто констатируют недостатки в научной и учебной модели формирования готовности сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия [3].

В рамках текущих занятий по огневой подготовке, на наш взгляд, остается нерешенной проблема психологического сопровождения учебного действия, соз-

дание комфортной психологической атмосферы для обучаемого. По мнению ряда авторов, «в процессе занятия преподаватель должен постоянно подбадривать и воодушевлять стрелка на проявление повышенных волевых усилий, помогая преодолевать стоящие перед ним трудности» [13, С.328].

На наш взгляд, некоторые тенденции в сфере мотивации, которые наметились в настоящее время в организации и проведении мероприятий, связанных с проверкой готовности сотрудников к действиям в условиях применения...огнестрельного оружия стали отличаться положительной направленностью. Так, фактически существенно пересмотрены критерии оценки некоторых упражнений по огневой подготовке, что облегчает их сдачу [9]. Вместе с тем, остается актуальной проблема, связанная с отсутствуем дифференцируемого подхода к оценке профессиональной и служебной подготовленности сотрудников практических органов и сотрудников образовательных организаций органов внутренних дел.

Кроме проверенных в процессе исследования психологических факторов, негативно влияющих на психоэмоциональное состояние сотрудников органов внутренних дел в рамках сдачи нормативов по служебной и профессиональной подготовке, которые в целом приводят к профессиональному выгоранию и снижению эффективности службы, перспективным является исследование других проблем в рамках «аттестации на профессиональную пригодность». Представляется перспективным продолжение исследований психологических факторов, связанных с эффективностью выполнения нормативов по огневой подготовке по следующим направлениям: изменение индекса кор-рупциогенности в органах внутренних дел [10]; степени влияния на процесс кадровых изменений (уволь-

нений и поступления на службу в органы внутренних дел); характер влияния на стрессоустойчивость и витальные ценности сотрудников органов внутренних дел [5,12] и др.

Таким образом, существующая универсальная система проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, ее приоритетный и санкционный характер в подразделениях органов внутренних дел, не связанных напрямую с проявлением этих способностей, негативно влияет на эффективность служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, их психоэмоциональные состояния и, соответственно, нуждается в дальнейшей оптимизации (смягчением критериев оценки).

Литература

1. Водопьянова Н. Е. Психология управления персоналом. Психическое выгорание: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 299 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс. Модуль).

2. Майерс Д. Социальная психология.- 7.- Санкт-Петербург: Питер, 2012.-С.70-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Горецкий И.И., Тюрин О.А. Проблемы огневой подготовки сотрудников ОВД // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №4(20) 2018 -[Режим доступа] — Alley-science.ru

4. Инструкция о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 10.01.2012 №2 1- [Режим доступа] — http://www.consultant.ru

5. Кильмашкина Т.Н. Этиология самоубийств сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах . — 2000. №2.- с.58-60

6. Научно-методическое обеспечение психологической готовности курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях [Текст] : монография / Ю. В. Николаева. — Москва : Николаева Ю. В., 2012. — 147 с.

7. Огневая подготовка [Электронный ресурс]: учебник / В.Г. Лупырь [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омская академия МВД России , 2014. — 350 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36057.html

8. Основы методики проведения занятий по огневой подготовке [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / И.В. Пень-кова [и др.]. — Электрон. текстовые дан-

ные. — Омск: Омская академия МВД России , 2014. — 56 с. — 978-5-88651-597-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61780. html

9. Приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 (ред. от 14.08.2018) «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2018 № 51459) — [Режим доступа] — http://www.consultant.ru

10. Погорелов Д. Задержанный полковник из Балашихи попросил положить взятку прямо в багажник // Газета Московский комсомолец (Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27553 от 23 ноября 2017) — [Электронный ресурс] Режим доступа https://www. mk.ru/

11. Руководство по эксплуатации АППДК «Муль-типсихометр». — Москва, 2012.

12. Сухинин А.В. Суицидальное поведение сотрудников полиции: проблемы причинности и доказывания // Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2011. № 1 (14) — с. 181 — 185. (с.182)

13. Таран А.Н., Бойков А.А. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России // Общество и право. — 2014 — №1 (47). — с. 325-329

14. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — [Режим доступа] — http://www.consultant.ru

15. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» — [Режим доступа] — http://www.consultant.ru

16. Харламов И.Ф. Педагогика — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.

17. Шарапов А.Ю., Благодатин А.Б., Самаркин В.А. Проблемы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, а так же пути совершенствование их навыков. — №63-2, 11.04.2017 — [Режим доступа] — https:// novainfo.ru/article/12472

18. Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975, 344 с.

19. Yerkes R. M., Dodson J. D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habitformation //Journal of comparative neurology and psychology.-1908.-T. 18.- С. 459-482 — [Режим доступа] — http://www.viriya.net/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.